The Last of Us будет отличным сериалом! Кто такой Кантемир Балагов и почему он — идеальный режиссёр для пилотного эпизода

Пару дней назад российское медиапространство всколыхнула новость о том, что пилотный эпизод сериала по The Last of Us снимет российский режиссёр Кантемир Балагов. Некоторые фанаты игры встретили это событие весьма скептически, другие же — с нескрываемым восторгом и гордостью за соотечественника. В любом случае, ответственность огромная: так давайте же разберёмся, что за режиссёр возьмёт её на себя, и представим, каким будет пилотный эпизод в его исполнении.

Кто вы, мистер Балагов?

Кантемир Балагов родился в 1991 году в Нальчике, и его жизненный путь поначалу мало чем отличался от того, что ждёт большинство творческих личностей в России. Долгое время будущий режиссёр не мог определиться с профессией: поступил в экономический институт, следуя советам отца, но в итоге бросил учёбу. Плотно занялся музыкой, пробовал стать диджеем, но и тут потерпел неудачу. Очередным увлечением Балагова стали съёмки YouTube-сериала о трудной жизни нальчикской молодёжи. Особой популярности необычный проект не снискал, однако процесс съёмок Кантемиру определённо полюбился.

Многое изменилось, когда в Кабардино-Балкарском государственном университете творческую мастерскую открыл Александр Сокуров, имя которого называли в числе ста лучших режиссёров мира. Оказалось, что именитый деятель кинематографа уже видел несколько эпизодов сериала Балагова, и героя нашего рассказа пригласили на обучение.

Там Кантемир снял несколько короткометражек, в том числе автобиографическую картину «Первый я». Затем взялся за полный метр. И вышедший в 2017 году фильм «Теснота» неожиданно принёс вчерашнему провинциалу всемирную известность.

«Теснота»

В некоторых интервью Кантемир Балагов рассказывал, что 2017 год он встречал в глубокой депрессии. Жизнь не складывалась, сериалы и короткометражки не выстрелили, процесс съёмок был крайне тяжёлым, и вот уже в голову начали закрадываться суицидальные мысли. «Теснота» стала для автора последним шансом. На кону стояло всё, даже его собственная жизнь. В этом полном противоречий состоянии и рождалась одна из лучших российских картин последних лет.

Фильм, основанный на реальных событиях, рассказывает драматичную историю похищения еврейского юноши и его невесты, за которых преступники требуют выкуп. Но это отнюдь не история героического освобождения, потому как однозначных героев тут нет, да и неоткуда им взяться в таком мире. Нальчик конца 90-х годов показан действительно жутким местом, где по тёмным переулкам шныряют подозрительные ребята в спортивках, молодые люди топят внутреннюю боль в алкоголе и наркотиках, и всем, кажется, плевать на всех. Главная героиня Ила, пацанка, которая вместо мыслей о замужестве чинит автомобили в мастерской, перечит родне и отчаянно жаждет свободы, пытается взбунтоваться против сложившегося порядка. Но возможны ли перемены вообще?

Сказать, что это некомфортный фильм, — ничего не сказать. Он не просто мрачный, депрессивный, не оставляющий надежды. Ведь важна не только сама тьма, но ещё и то, как зрителя в неё погружают. И вот именно погружение можно назвать самой сильной стороной Балагова. Актёры в фильме не играют, они там живут. Мгновенно забываешь, что Ила — на самом деле актриса Дарья Жовнер. Искренне веришь, что это не вымышленный персонаж, а настоящая девушка, которая случайно попала в объектив камеры.

Само название «Теснота» себя полностью оправдывает, ведь героям тесно в этом городе, в этом мире, теснота присутствует в постановке каждого кадра, да и зрителю хочется поскорее вырваться из этой ленты и вдохнуть полной грудью.

Персонажи фильма говорят почти полушёпотом, заставляют зрителя внимательно ловить каждое слово и тонуть в картине всё глубже и глубже. Одновременно режиссёр не стесняется и совсем уж шокирующих сцен, демонстрируя реальные кадры казни российский солдат во время чеченской войны.

Казалось бы, что подобный подход мало кому будет по душе, вот только режиссёрский дебют Балагова попал в программу «Особый взгляд» на Каннском фестивале, где его встретили овациями. Режиссёра поддержал даже сам Колин Фаррелл (Colin Farrell). Так о молодом российском авторе заговорили во всём мире, а Кантемир отбросил мысли о суициде и взялся за новый проект.

«Дылда»

На дворе 1945 год. Но пусть советский флаг гордо развевается над Рейхстагом, и пули больше не свистят над головами, для миллионов людей война отнюдь не закончилась. Госпитали Ленинграда забиты вчерашними солдатами, многие из которых уже не вернутся к нормальной жизни, и вынуждены будут всегда сражаться за жизнь — в вечном бою со своим прошлым и самими собой.

Главная героиня фильма Ия, которую из-за роста прозвали Дылдой, одна из жертв войны. Она взрослая женщина, но внутри так и осталась ребёнком, а после контузии иногда впадает в транс и «зависает», стеклянным взглядом уставившись в стену и издавая странные звуки, которые отлично подошли бы Щелкунам из The Last of Us. Однако это не мешает ей работать в больнице и спасать жизни.

Её единственная подруга Маша только что вернулась с фронта физически и морально искалеченной. Теперь девушкам придётся как-то налаживать свою жизнь в мире, который больше похож на руины. Такие же, как и внутри них самих.

Стиль повествования Кантемира Балагова очень тягучий. В любом другом проекте аналогичные сцены просто пронеслись бы перед глазами зрителя, толкая повествование вперёд, однако здесь каждый кадр нарочито затянут. Он глотает тебя, заставляет почувствовать историю, стать её частью. Та самая «иммерсивность» снова удаётся режиссёру. Актёры говорят вполголоса, вынуждая прислушиваться к каждому слову, да и в целом ведут себя как реальные люди из 45-го, а не наши современники, натянувшие на себя костюмы середины прошлого века. И хотя главные роли достались совсем молодым актрисам (для Виктории Мирошниченко образ Дылды и вовсе стал первым на большом экране), отыгрывают они так, что зачастую хочется в голос вскрикнуть: «Верю!»

Несмотря на то, что больше всего похвал от критиков заслужила Мирошниченко, мне бы хотелось отметить её фронтовую подругу Машу (Валентина Перелыгина). Трудно даже представить себе более противоречивого персонажа: она невероятно сильная и одновременно глубоко израненная внутри, добрая — и в то же время безжалостно хищная. Маша не старается соответствовать хоть чьим-то ожиданиям, в том числе и ожиданиям зрителя. До последнего трудно предположить, чего от неё ждать.

Блистательные молодые актёры, похоже, стали фишкой Балагова. Он находит настоящие таланты среди начинающих исполнителей и по-настоящему раскрывает их потенциал.

Сам же фильм, как и «Теснота», очень сложен для просмотра. Сначала нужно привыкнуть к его неспешному темпу, проникнуться атмосферой послевоенного Петербурга — вероятно, многие выключат «Дылду» уже через пять минут. А затем на зрителя обрушивается немыслимое количество страданий, трагедий и невзгод. В какой-то момент произведение начинает походить на дементора, который высасывает из смотрящего радость, а происходящее на экране вполне можно назвать невыносимым.

Однако, чем дальше смотришь, тем больше убеждаешься, что «Дылда» — гениальный фильм. Его герои правдивы, его история реальна, его война — ужасна, хоть на весь фильм нет ни единого выстрела. «Дылда» выполняет главную задачу искусства: она пробуждает в людях эмоции, и никого не оставляет равнодушным. Если вы преодолеете испытания, что ставит перед зрителем фильм, то эмоций получите больше, чем от последних картин Кристофера Нолана (Christopher Nolan).

Неудивительно, что именно «Дылду» выдвинули от России на премию «Оскар». Кроме внимания Американской киноакадемии картина получила внушительное количество международных премий: лучший фильм на иностранном языке в 2020 году по версии Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса, приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале в 2019 году, приз за лучшую режиссуру в программе «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале в 2019 году, главный приз ХХV Женевского международного кинофестиваля… В общем, пилот The Last of Us в надёжных руках.

Каким будет пилотный эпизод по The Last of Us

The Last of Us — игра не про экшен и перестрелки, а про переживания, и Кантемир Балагов, сам, кстати, большой фанат (признано в России экстремистской организацией), это отлично понимает. Её мир жесток и беспощаден, люди здесь порой хуже монстров, а надежды на счастливую жизнь попросту нет. Главные герои — одни из самых глубоких и проработанных персонажей за всю историю индустрии, химия между Джоэлом и Элли эталонная. И мало кто ещё сможет перенести сильные стороны этой игры в формат сериала так же умело, как сделает это российский режиссёр.

Балагов как никто умеет делать по-настоящему живых и противоречивых персонажей, заставлять зрителя любить и ненавидеть одновременно, и с характерами Джоэла и Элли он, безусловно, справится. К тому же The Last of Us всегда была построена вокруг сильных эмоциональных и временами шокирующих сцен, которые в «Тесноте» и «Дылде» тоже получились впечатляющими.

Сильные качества Кантемира Балагова определённо соответствуют тем, что нужны режиссёру такого амбициозного проекта. Главное, что он не просто талантлив — он ещё и растёт как автор. «Дылда» во многих аспектах превосходит «Тесноту», а пилотный эпизод по The Last of Us должен стать ещё лучше. Поэтому нет ни малейшего повода переживать о судьбе сериала. Или, по крайней мере, его пилотного эпизода.

***

Российский кинематограф последнее время не хватает звёзд с небес. Самые обсуждаемые проекты — это дутые блокбастеры, которые снимают отнюдь не с намерением поведать интересную историю или сказать новое слово в жанре. Нет, большинство картин пропитаны коммерцией, в них нет ни капли творчества. Однако по другую сторону есть множество режиссёров, которые снимают, потому что кино — это их путь, их предназначение. Кантемир Балагов как раз из таких. Пожелаем ему удачи. И пусть The Last of Us станет очередным шедевром HBO.

Как вы относитесь к назначению Кантемира Балагова на пост режиссёра пилотного эпизода сериала по The Last of Us?

Результаты
0
Комментарии 15