Арт-блокбастер Пола Томаса Андерсона. Чем прославилась «Битва за битвой» с Леонардо Ди Каприо

Арт-блокбастер Пола Томаса Андерсона. Чем прославилась «Битва за битвой» с Леонардо Ди Каприо

Lidia Churkina
30 октября 2025, 14:16
Содержание

«Битва за битвой» (One Battle After Another) набирает обороты в прокате. Фильм получился мощным: снятый культовым режиссёром Полом Томасом Андерсоном (Paul Thomas Anderson), он объединяет трёх актёров-лауреатов «Оскара». А ещё транслирует сильные идеи. Неужели это главное кино года? Разбираем громкую новинку.

История повторяется: от Рейгана к Трампу

Сценарий «Битвы» готовился почти 20 лет. Как признаётся Андерсон, было непросто воплотить задумку. В её основу легла фабула романа «Вайнленд» (Vineland) Томаса Пинчона (Thomas Pynchon). Это проза постмодернизма про упадок культуры, конфликт поколений и давление государства. Режиссёр перенёс действие романа — 1984 год, когда переизбрали президента Рональда Рейгана (Ronald Reagan) — в современную Америку.

Кино получилось актуальным — настолько, что ходит по грани цензуры. Это политическая история, как недавняя «Долгая прогулка» (The long walk) по Стивену Кингу. В «Битве» революционеры борются с новыми формами репрессий вроде запрета абортов и притеснения мигрантов. Уже в первом эпизоде показано освобождение людей на границе с Мексикой, и далее мелькают отсылки к условной ICE, иммиграционной службе США.

Революционеры агрессивно протестуют

Андерсон умело накладывает исторические рифмы: 1984-й — переизбрание Рейгана, ставшего олицетворением неолиберального поворота, и 2024-й — возвращение Дональда Трампа, с которого ужесточилась иммиграционная политика. История циклична.

Любите фильмы Пола Томаса Андерсона?

Результаты

Когда личное становится политическим

Как мы уже отметили выше, в фильме сыграли три актёра-лауреата «Оскара» — Леонардо Ди Каприо (Leonardo DiCaprio), Шон Пенн (Sean Penn) и Бенисио Дель Торо (Benicio Del Toro). Первые два исполнили главные роли: протагониста и антагониста. Герой Ди Каприо — вожак левацкой группировки Боб, а персонаж Пенна — полковник Локджоу, близкий к правительственной элите. Два лидера, а между ними идеологическая пропасть. Диктатура создаёт жёсткие условия, где приходится выбирать одну из сторон. Только вот стороны — одной монеты.

Обзоры новых сериалов и кино

  1. Обзор фильма «Фантастическая Четвёрка: Первые шаги» — супергероика умерла. Да здравствует семейная драма!
  2. Обзор сериала «В глуши» — Эрик Бана и красивые пейзажи против предсказуемого сценария
  3. Обзор нового фильма «Мир Юрского периода» — надежды на Возрождение не оправдались?
  4. Обзор фильма «Супермен» — новый путь киновселенной DC с пьющей Супергёрл, асоциальным Зелёным фонарём и макаками-хейтерами
  5. Обзор фильма «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» (2025). Ненужный сиквел посредственного ужастика
  6. Мнение о сериале «Железное сердце» — не грози южному Тони Старку, попивая сок у себя в квартале

Судьбы антагонистов связываются из-за женщины — соратницы Боба и его жены Перфидии Беверли-Хиллз. Она рожает дочь по имени Шарлин, которая спустя много лет сталкивает врагов. В линии ребёнка Андерсон рассуждает об отцовстве. Он показывает родительство с разных сторон, пытаясь определить, кто достоин называться папой.

Новое поколение — надежда на перемены

Шарлин строит символический мост между двумя сторонами, и это предсказуемо: новое поколение всегда действует иначе, чем предыдущее. Эта девочка — дитя революции. Она надежда на новую реальность, которую, увы, не удалось построить. Революционеры не свергли власть и оказались вынуждены скитаться, боясь каждого шороха. Правда, система тоже проиграла — это становится понятно в конце. Андерсон показывает последствия политических игр и, кажется, занимает позицию одной из враждующих сторон.

Новое ретро: революция в широком объективе

Андерсон снова идёт против мейнстрима — вместо цифровых камер он выбирает VistaVision, плёночную технологию Paramount 1950-х. В этом формате кадр располагается горизонтально и становится вдвое крупнее обычного, что даёт почти IMAX-уровень детализации. Картинка не просто красивая — она будто оживает. Особенно эффектны сцены погонь и перестрелок на большом экране.

Андерсон не первый вспомнил про плёнку VistaVision — с её помощью сняли драму «Бруталист» (The Brutalist) в 2024 году. И, кажется, большие негативы становятся трендом у режиссёров. Вероятно, дело в высоком разрешении горизонтальной картинки и общем тренде на ретро, который форсится в 2020-х.

Несмотря на модную ностальгию, 2020-е — это всё-таки новая эра в кино, где рождаются уникальные тренды. Так, недавно мы разбирали фильм «Орудия», который относится к новому популярному жанру «хоррор горя» (horror of grief).

***

«Битва за битвой» — зрелое кино со справедливой претензией на успех. В декорациях боевика вроде «Убить Билла» (Kill Bill) разворачивается драма об идеалах, надежде и любви. А за стрельбой и погонями скрывается тоска по миру, где можно выбирать не политическую сторону, но человечность.

Как вам идея фильма? Рассказывайте в комментариях.

Смотрели «Битва за битвой»?

Результаты
    Комментарии0