Обзор Tomb Raider (2013)

Tomb Raider — культовая серия игр, родоначальница жанра шутеров от третьего лица, оказавшая значительное влияние на развитие данного направления, а её бессменная главная героиня Лара Крофт (Lara Croft) и по сей день остаётся одним из самых узнаваемых символов культуры компьютерных игр. Обладательница упругого бюста и пары пистолетов с бесконечным боезапасом успела стать секс-символом уже не одного поколения, равно как и попасть в книгу рекордов Гиннеса с титулом «самая известная героиня видеоигр среди людей».

Первая Tomb Raider образца 1996 года от студии Core Design стала настоящим феноменом в игровой индустрии. Приключенческий боевик, в котором в кои-то веки центральным персонажем был не перекачанный мачо, а хрупкая на вид девушка с сексуальными формами, легко двигающая каменные глыбы и способная дать прикурить любому здоровенному мужику с винтовкой наперевес, стал настоящей сенсацией, преимущественно среди мужской части геймеров. У каждого второго поклонника интерактивных развлечений того времени в обязательном порядке имелся постер с Ларой, а то и два.

Последовавшие дополнения (Tomb Raider: Unfinished Business, Tomb Raider 2: The Golden Mask, Tomb Raider 3: The Lost Artifact) и сиквелы (Tomb Raider 2, Tomb Raider 3: Adventures of Lara Croft, Tomb Raider: The Last Revelation, Tomb Raider: Chronicles) лишь закрепили успех оригинала. Поклонники серии обожали отстреливать летучих мышей, решать древние головоломки, сражаться с опасными хищниками, а также расхаживать по собственному особняку, раскрывая его тайны и периодически закрывая «бессмертного» дворецкого в морозильной камере.

Вышедшая в 2003 году Tomb Raider: The Angel of Darkness не снискала былой славы своих предшественниц, а после пары не совсем удачных экранизаций о серии благополучно забыли.

В Legends (третья справа) Лара наконец-то стала походить на человека, а не на перекачанную силиконом жертву косметолога.

В 2006 году серия пережила второе рождение. Франчайз отдали в руки Crystal Dynamics, которая выпустила вполне приличную Tomb Raider: Legends. Лара, прибавившая в полигонах, по-прежнему бодро прыгала, скакала и ловко расправлялась с военными и потусторонней нечистью при помощи фирменных пистолетов и прочих гаджетов. HD-ремейк оригинальной игры — Tomb Raider: Anniversary — и продолжение Tomb Raider: Underworld добились определённых успехов, но и дали понять своим создателям, что серия снова зашла в тупик. А на фоне невиданных доселе кинематографичных похождений Нейтана Дрейка (Nathan Drake) у Лары и вовсе не было никаких шансов. Перезапуск серии был лишь вопросом времени.

Tomb Raider, о которой и пойдёт речь в сегодняшнем обзоре, стала попыткой студии переосмыслить франчайз, вдохнуть в него новую жизнь, перевернуть с ног на голову, если хотите. Основному переосмыслению подверглась сама Лара: образ роковой соблазнительницы и отважной искательницы сокровищ, перед огневой мощью которой не устоит даже тираннозавр, был списан в утиль. Вместо этого нам предложили новый, свежий концепт главной героини: хрупкой, женственной и максимально незащищённой.

Однако это вовсе не значит, что Лары Крофт, какой все её знают и помнят, мы больше никогда не увидим. Новая Tomb Raider — это попытка рассказать историю становления знаменитой расхитительницы гробниц как сильной, решительной и волевой личности, историю превращения неопытного ребёнка в ту самую Лару, которая в 1996 году покорила сердца миллионов. И надо сказать, разработчики со своей задачей справились на все сто.

Рождение легенды

«Исключительны не мы, а то, что мы делаем. Я наконец-то отправилась на поиски себя и приключений. Но приключения сами нашли меня».

Слоган у Tomb Raider подобран весьма удачно и полностью отражает суть игры. Начинается всё с того, что корабль, на котором мисс Крофт — пока ещё юная и неопытная археолог — и её команда плывут к Треугольнику дракона в надежде разгадать тайну мифической императрицы Пимико, терпит крушение. Разработчики сразу же дают нам понять — на этот раз не будет никаких подачек и бесконечной удачи, которой в избытке располагала героиня предыдущих игр.

Сумев выбраться на берег, Лара видит членов экипажа корабля, которым удалось спастись. На некоторое время кажется, что сейчас начнётся реалити-шоу в лучших традициях «Остаться в живых», но нет — неизвестный оглушает девушку, и та теряет сознание.

Очнувшись, Лара обнаруживает себя подвешенной за ноги посреди загадочной пещеры, сплошь заставленной горящими свечами и разукрашенной ритуальными надписями. И вот здесь начинается самое интересное. В Crystal Dynamics не раз заявляли, что акцент в новой игре будет сделан не на экшене, а на драме, на переживаниях и чувствах главной героини.

С чем только не приходится столкнуться девушке на пути к свободе: она не раз падает, ударяется, обжигается, подвергается нападению и даже протыкает себе бок ржавым прутом перед тем, как выбраться из злосчастного места и оказаться на утёсе, где её взору открывается величественная и в то же время ужасающая картина — десятки потерпевших крушение кораблей и обломки, прибитые к берегу беспощадными волнами. Лара, тяжело дыша, постепенно оправляется от шока. В углу экрана медленно высвечивается надпись «Tomb Raider». И мы понимаем, что всё это время нам показывали демо-версию того, с чем предстоит столкнуться бедняжке в дальнейшем.

Вместе с Ларой приходить в себя будут и игроки, привыкшие бегать с двумя пистолетами наперевес и пачками отстреливать неугодных во всех предыдущих играх серии. Каждое ранение девушки сопровождается убедительным стоном, каждое падение даёт о себе знать лёгким похрамыванием. Авторы сделали всё возможное, чтобы игрок мог прочувствовать Лару, мог понять, с каким трудом ей даются все эти испытания. И результат потрясающ: перед собой видишь не терминатора с пятым размером груди, а именно человека, чувственного и уязвимого.

Глядя на израненную и трясущуюся Лару, которая пытается единственной спичкой разжечь костёр, возникает желание обнять её, утешить и ни за что не оставлять одну. Crystal Dynamics удалось создать такой женственный образ, о котором герой Лесли Нильсена (Leslie Nielsen) из кинофильма «Голый Пистолет» говорил: «Ради этой женщины хочется встать на колени и благодарить Бога за то, что ты — мужчина».

На начальном этапе игры чувствуешь себя так, словно попал в передачу «Выжить любой ценой».

Но Лара не имела бы права носить фамилию Крофт, если бы решительность не была у неё в крови, о чём неоднократно напоминают ей выжившие члены команды, побуждая двигаться вперёд. И Лара двигается. Вот она пробирается по густым зарослям, вот добывает своё первое оружие с тела мертвеца, а вот со страхом в глазах разделывает свою первую убитую тушку. По ходу игры мы наблюдаем преодоление одного страха за другим. Лара меняется, её действия становятся жёстче, а взгляд — увереннее. И лишь первое убийство, совершённое под угрозой собственной смерти, позволяет понять — перед нами всё та же Лара Крофт, только моложе и неопытнее.

Неудивительно, почему в дальнейшем Лара ни разу не была замечена в тесных отношениях с кем-либо.

В новой Tomb Raider всё завязано на атмосфере, это практически ролевая игра с большими возможностями отыгрыша, которую непростительно просто пробежать за пару дней. Для полноты ощущений её нужно прочувствовать, увидеть и понять ту идею, ради которой и задумывалась перезагрузка всей серии. Если вы ищете продолжение Tomb Raider: Underworld, можете смело проходить мимо.

Выжить любой ценой

В ранних превью Tomb Raider разработчики обещали предоставить геймерам для исследования огромный остров с открытыми пространствами. Отчасти они выполнили своё обещание. Фактически игра начинается тогда, когда игрок добирается до своего первого лагеря, устроенного под отвесной скалой. Лагерь будет служить не только местом отдыха после всех приключений, но и своеобразной станцией, где можно улучшить оружие и распределить навыки. Да, в игре появилось полноценное древо способностей, представленное тремя ветками: «Мастер выживания», «Охотник» и «Боец».

«Прости, олень, но сегодня ты будешь моей оленятиной».

Перки категории «Мастер выживания» помогут Ларе лучше чувствовать свою добычу, а также позволят собирать с врагов и животных боеприпасы, равно как и находить большее количество запчастей в ящиках. Способности «Охотника» позволят переносить больше боеприпасов и получать большее количество опыта за убитых противников. Улучшения же «Бойца» помогут Ларе лучше уклоняться от вражеских атак и наносить дополнительные повреждения ледорубом.

К слову о снаряжении. Его, как было сказано выше, можно подвергать многочисленным модификациям. Детали для этого разбросаны по всему острову в обильных количествах. Кроме того, перк «Сбор костей» позволяет получать запчасти для апгрейдов даже с тел убитых врагов. В случае с луком повышается скорострельность и наносимый урон. У огнестрельного оружия увеличивается магазин и уменьшается отдача. Некоторые улучшения имеют по нескольку уровней.

Ларе не раз предстоит выручать своих коллег из неприятных ситуаций.

Применить всё это добро нам дадут в том самом огромном мире. Разработчики действительно потрудились на славу, создав большой остров Яматай с десятком локаций, каждая из которых детально проработана и населена большим и малым зверьём, дичью и прочей живностью, на которую предстоит охотиться. К большинству животных предстоит подходить на дистанцию выстрела осторожно, ибо если спугнуть какую-нибудь мелкую добычу вроде зайца, попасть в неё из лука будет крайне нелегко.

«Познавай историю вместе с нами!» — тоже неплохой девиз для игры. Лара не скупится на познавательные комментарии относительно своих находок.

Ну и какая же Tomb Raider без головоломок и артефактов? Ларе в больших количествах предстоит лазить по уступам, карабкаться по скалам и переходить вброд подземные реки, дабы добраться до заветных тайников и первых в её жизни гробниц. Чтобы занять игрока, разработчики разбросали по карте не только документы и записки, проливающие свет на сюжет игры, но и мини-задания, разнящиеся для каждой местности. Например, в лесу вам потребуется уничтожить десять тотемов, а в горной деревне — зажечь огонь на десяти статуях и украсть яйца из пяти птичьих гнёзд.

Каждая из локаций может похвастаться весьма умелым и в то же время запутанным дизайном, а нужные предметы очень часто бывает трудно рассмотреть среди окружения. На этот случай Crystal Dynamics наделили мисс Крофт так называемым «инстинктом выживания». Это своеобразный аналог «орлиного зрения» из серии Assassin's Creed, который помогает подсвечивать важные предметы и находить спрятанные сокровища. Способность, отметим, весьма читерская, но одновременно и полезная, так как без неё отыскать тот же костяной амулет среди многочисленных ветвей в лесу было бы практически невозможно.

Привыкайте: подобное на экране будет твориться часто.

Механика геймплея в игре больше всего напоминает Batman: Arkham City. В распоряжении игрока имеется остров, разделённый на локации, перемещаться между которыми можно как пешком, так и с помощью вышеупомянутых лагерей. Именно здесь разработчики схитрили: территории действительно открыты для исследования, линейность как таковая канула в лету, однако полностью открытым миром это назвать нельзя. И хотя игрок волен свободно перемещаться в пределах конкретной локации и возвращаться на места былой славы в любой момент времени, обещанной свободы нет. Да и, признаемся, глупо было ждать от новой Tomb Raider чего-то вроде «GTA в джунглях».

Управление сделано в лучших традициях серии. Crystal Dynamics сохранила прежнюю динамику, пардон за тавтологию, и добавили трясущуюся камеру, сопровождающую игроков как в кат-сценах, так и во время игры, для усиления эффекта присутствия. Лара весьма шустро отзывается на любое нажатие кнопок, а если и срывается куда-нибудь в пропасть, то зачастую именно по вине самого игрока.

Кстати, помните знаменитый ларискин подъём в стиле сальто с элегантным перекидыванием ног? Можете смело забыть о нём. В новой игре Лара будет заниматься исключительно выживанием, а не соблазнением куропаток и волков. Многочисленный фан-сервис, являвшийся одной из ключевых фишек предыдущих игр, отложили на полочку до лучших времён. Новая Лара — это борец. Борец за свою жизнь, готовый пробираться через заснеженные горы, планировать на парашюте, срываться в водопад и красться мимо раскалённых труб, и всё это для того, чтобы выжить. Беар Гриллс (Bear Grylls) бы одобрил.

Красота и сила здоровых волос

Многих поклонников франчайза волновала графическая составляющая игры, особенно вопрос, какой она будет на PC. К счастью, незадолго до релиза Crystal Dynamics объявила, что версия Tomb Raider для персональных компьютеров сможет похвастаться улучшенной графикой и всеми новомодными технологиями, такими как тесселяция и объёмное освещение. Ваш покорный слуга также опасался за графическую сторону проекта, глядя на мутные текстуры в геймплейных трейлерах игры. Как выяснилось, напрасно.

Лару тоже печалят «мыльные» текстурки консольных версий.

Настроек графики в Tomb Raider действительно хватает, и максимальные установки обеспечивают весьма добротную картинку, лишённую неприятных отпечатков нынешнего поколения консолей. Отдельного упоминания заслуживает, конечно же, технология TressFX, недавно представленная компанией AMD. На деле она оказалась самой требовательной к ресурсам системы. Чтобы комфортно играть и лицезреть при этом развивающиеся во все стороны волосы главной героини, потребуется видеокарта уровня не ниже Radeon HD 7850 / GeForce GTX660. Мощный процессор и 8 ГБ оперативной памяти приветствуются.

Недостатки у TressFX есть, но с ней Лара выглядит ещё няшнее прежнего.

Что же касается дизайнерской стороны проекта, то тут нельзя не восхититься проделанной работой: игра изобилует множеством моментов так называемого уединения с природой, когда Лара выходит на какой-нибудь крутой утёс, откуда открывается прекрасный вид на прибрежные скалы и бьющиеся о них волны, или же девушка забредает в глушь леса, окружая себя дикими животными и высокими деревьями с густой листвой. Всё это в совокупности с нелинейностью локаций делает игру по-настоящему интересной для исследования.

На те же грабли

Предыдущие игры серии, по крайней мере их первое поколение, грешили некоторым однообразием. В играх нового поколения как только игроку начинало становиться скучно, Ларе давался какой-нибудь новый гаджет, призванный разнообразить геймплей. В случае отсутствия волшебной вундервафли игрока развлекали зрелищными кат-сценами и QTE-моментами.

К сожалению (а для кого-то, может быть, к счастью) новая Tomb Raider унаследовала этот недостаток от своих предшественниц. Но надо отдать должное разработчикам, которые как могли старались развлечь игрока всё новыми занятиями, придумывая для него задания и водя за ручку к очередной спрятанной гробнице. Однако их усилий оказалось недостаточно. Вторая половина игры подразумевает то, что игрока увлечёт сюжет или, как минимум, сам обновлённый геймплей. Некоторое время спустя вы обнаружите, что всё новое закончилось, а авторы ударились в самокопирование. То ли игра получилась чересчур затянутой, то ли Crystal Dynamics попросту не хватило фантазии на весь Яматай.

Оказались в ложке дёгтя и многочисленные мелкие недочёты. Например, Лара постоянно страдает «синдромом Гордона Фримена», таская на себе лук, колчан со стрелами, пистолет, автомат и дробовик с киркой, но видимым при этом является лишь выбранное в данный момент игроком оружие. Да и если уж придираться к мелочам, можно отметить твёрдое нежелание мисс Крофт снимать тёплую одежду с убитых противников.

Ещё одним недостатком служит само окружение. Да, нам предоставили поистине огромные локации, таящие в себе множество секретов, тайных ходов и коротких путей, однако при желании всю игру можно пробежать, так ни разу не найдя никакой секрет и не слазив на вершину пагоды за древней маской. Иными словами, разработчики создали обширные территории, но забыли дать игроку мотивацию исследовать их, оставив это занятие исключительно на его совести. Печалька.

Вышеописанный недостаток, справедливости ради, компенсируется в многопользовательском режиме игры, где можно и нужно использовать особенности ландшафта для установки ловушек и получения превосходства над противником.

Не верю!

Отдельного упоминания заслуживает отечественная локализация игры. Tomb Raider, являясь переосмыслением серии, получила практически новую героиню, в которой поначалу и вовсе трудно разглядеть знакомую нам всем авантюристку. А для новой героини нужен был новый голос. Tomb Raider была переведена на немецкий, французский, арабский, польский и даже японский языки. При этом каждой актрисе, которая пробовалась на роль Лары, уделялось пристальное внимание. Карл Стюарт (Karl Stewart), директор по развитию Tomb Raider, лично участвовал в отборе, как минимум, двух из них.

Русская версия особых нареканий не вызывает. Текст переведён грамотно и без ошибок. Что бросается в глаза, так это реплики разных персонажей, выполненные в контрастных цветах, что порой режет глаз.

Озвучка тоже получилась вполне сносной. Правда, «русской» Ларе порой не достаёт эмоций оригинальной актрисы, которая местами издаёт такие стоны, что любая героиня хентая позавидует. Эти самые стоны, судя по всему, локализаторы решили не трогать, а сосредоточиться лишь на репликах девушки. Часто наша актриса не доигрывает: там, где нужен испуганный и нерешительный голос, мы слышим обыкновенный перевод а-ля дубляж из кинотеатра. Сразу вспоминается знаменитая фраза товарища Станиславского.

Итоги

Tomb Raider не нова. В ней нет ничего такого, чего бы мы не видели в той же серии Uncharted. Tomb Raider непостоянна в подаче сюжета. В конце концов, Tomb Raider немного затянута. Однако вместе с тем Tomb Raider — это квинтэссенция всего хорошего, что появилось в приключенческом жанре за последние пять лет. Удивительно, как игра, которая когда-то послужила вдохновением на создание приключений Нейтана Дрейка, теперь пытается быть похожей на приключения Нейтана Дрейка.

Небольшой спойлер: под конец игры мы всё же увидим прежнюю Лару.

Всегда намного приятнее бывает хвалить игру, нежели ругать её. И это именно тот случай. Перезагрузка франчайза удалась, в серию успешно вдохнули новую жизнь, а PC-игроки получили достойного конкурента Uncharted.

+18
Author's Userpic
Главный редактор
Я уже говорил вам, что такое безумие? Безумие - это каждый раз спорить со своим начальником, доказывая ему, что твоя новость написана правильно, в надежде, что что-то изменится и он примет твоё мнение.
Сюжет
7.0
Управление
9.0
Звук и музыка
9.0
Мультиплеер
8.0
Локализация
8.0
Геймплей
8.0
Графика
8.0
8.1 / 10
Несмотря на все недостатки, в новую Tomb Raider по-прежнему интересно играть, во многом из-за ощущения духа настоящего приключения, полного жестокости и модных нынче суровых реалий. Игра построена на атмосфере, и именно она держит в напряжении от начала и до самого конца.
Плюсы
— Атмосферность;
— Дух настоящего приключения;
— Отличный дизайн локаций;
— Многогранный геймплей;
— TressFX;
— Няшная главная героиня.
Минусы
— Местами перебор с жестокостью;
— Бросающиеся в глаза мелкие недочёты;
— Непостоянный темп повествования;
— Спорные концовки.
Комментарии 7