Обзоры видеоигр Обзор Dreams — создай игру своими руками

Обзор Dreams — создай игру своими руками

Missiya
Читать в полной версии

Спустя практически семь лет после официального анонса компания Media Molecule выпустила проект мечты. Собственно, он и называется «Грезы». А еще позволяет создать видеоигру даже тем, кто впадает в ступор от одной необходимости что-либо программировать. Получилось у разработчиков создать все, что они задумали? Читайте в нашей рецензии.

Поклонники PlayStation со стажем хорошо помнят тот момент, когда в 2008 году на их любимой консоли вышла самая первая часть LittleBigPlanet. В то время фанатов бренда было не удивить хорошим платформером — жанр уже давно прижился в библиотеке системы. Однако LBP предлагала совершенно иной опыт — за какие-то 2500 рублей можно было не просто попрыгать и повеселиться, но примерить на себя роль творца. Причем не просто примерить роль, но поделиться творчеством с другими участниками комьюнити.

Давайте сразу обозначим вот какой тезис. В самой возможности что-либо создать на движке игры не было чего-то удивительного. Первые попытки подружить геймеров с большим миром разработки произошли еще тогда, когда родители многих из наших читателей в школу ходили. Например, в 8-битной Excitebike: эта мотогонка середины 80-х позволяла покупателям строить собственные трассы, а потом тестировать их в режиме реального времени. Схожая история были с Battle City, которую в России все называли «Танчики»: мало кто отказывал себе в удовольствии собрать собственную карту, тем более что встроенный в проект редактор крайне дружелюбно относится к новичкам — лишь бы фантазия не подвела.

В начале нулевых свой взгляд на пользовательское творчество предложили канадцы из Bioware. Система модулей из Neverwinter Nights продлила жизнь игре не просто на пару лет — люди продолжали собирать свои сюжеты и после выхода сиквела. В этом смысле, повторимся, в разработке MM не было ничего кардинально нового. Однако авторы PS3-эксклюзива не просто дали кайло в руки энтузиастов, но сделали работу над собственными творениями максимально приятной, а заодно создали крайне дружелюбную экосистему. У вас в руках оказывался не просто редактор, но действительно классная сюжетная кампания и входной билет в мир творчества.

«Грезы Арта» — одна из игр, созданных на движке проекта самими авторами Dreams. Игра временами прикидывается классической адвенчурой, а потом...

Так вот, Dreams — это логичное развитие всей этой истории. И на этом месте давайте обозначим второй принципиально важный тезис: в библиотеке PlayStation 4 появилась не просто новая игра, но сервис для самых отчаянных творческих начинаний. Уже сейчас в каталоге «Грез» (именно так перевели название проекта локализаторы — прим.) можно без проблем встретить не только простенькие аркады, вдохновленные незабвенной Space Invaders, но даже ролевые игры японской школы и шутеры. И это не считая подготовленных самими авторами зарисовок. Впрочем, обо всем по порядку.

Мир творчества

Прежде чем начать грезить, геймеру необходимо выбрать своего «чертенка» — умный курсор, подчиняющийся командам гироскопов DualShock 4 — и заодно узнать, как работает базовое управление. После того как первые шаги сделаны, игрока выкидывает в хаб, который, в свою очередь разделен на две части: редактор и каталог. И уже на этом моменте видно, что в этот раз Media Molecule не просто создала платформер с обширным функционалом для творчества, а любительский сервис — что-то вроде RPG Maker, но с той лишь разницей, что Dreams не заточена под какой-то один жанр.

Дает гапака и превращается в мюзикл

Если вы когда-нибудь пользовались современными подписными сервисами, то без проблем разберетесь в интерфейсе каталога. В наличии поиск по ключевым словам, различные подборки, возможность оценить чужие работы. Отдельного внимания заслуживает плейлист «Выбор MM» — в него попадают наиболее совершенные, по мнению разработчиков, труды пользователей. Однако первым делом стоит все же направиться в раздел каталога, в котором выложены зарисовки самих авторов проекта.

В меню серфинга грез можно посмотреть творения других игроков — в том числе и от самой студии MM. Стоит ли говорить, что пока что лучшие зарисовки опубликовали сами авторы?

В этом смысле, конечно, по-хорошему удивляет работа под названием «Грезы Арта». Эта история, как и все остальные в каталоге, создана силами редактора Dreams и рассказывает о снах джазового музыканта. Фишка — в жанре. Нам то подсовывают классическую point and click адвенчуру, через секунду она превращается в интерактивный мюзикл, еще через две — в простенький платформер и даже аркаду. И длится все это счастье около трех часов. Разумеется, «Грезы арта», как и все, что доступно в плейлисте от MM, разработаны с одной целью: показать, на что в умелых руках способен редактор, ради которого — чего уж греха таить — здесь все и затевалось.

Начинаем творить

А способен он на многое. Создать окружение? Без проблем. Собственные модельки персонажей? Ну разумеется! Впрочем, пугаться не стоит. При первом переходе в соответствующий раздел «Грезы» весьма доступным языком объясняет азы нелегкого труда разработчиков. После этакого курса молодого бойца и огромное количество менюшек не кажется чем-то страшным, и интерес к игре просыпается с новой силой. Ведь вам не просто предлагают набор 2,5D-шаблонов, но целую среду, внешне напоминающую продвинутый 3D-редактор.

Порой, впрочем, попадаются довольно интересные работы. Как, например, вот эта простенькая jRPG

Разница в том, что Dreams не заставляет пользователей учиться азам программирования — вместо этого разработчики предлагают освоить довольно дружелюбную по профессиональным меркам программу. Однако это не значит, что учиться не придется вовсе — напротив, функционал проекта необходимо ОСВАИВАТЬ. Лишь в этом случае «Грезы» откроются перед вами с наилучшей стороны. Разумеется, создать свой аналог Death Stranding сразу у вас едва ли выйдет, но простенький платформер или клон Pac-Man за неделю наковырять сможете. Ну, или интерактивную демо-сцену — да-да, Dreams позволяет и это. А еще у проекта есть просто киллерфича: возможность разрабатывать игру совместно с другом. Получается своеобразная инди-студия.

Ложка дегтя

Однако глупо было бы предположить, что старт столь амбициозной задумки как Dreams обошелся без казусов. Проблем у проекта хватает, но, забегая вперед, все они решаемы, а часть и вовсе не зависит от разработчиков. С этого пункта, пожалуй, и начнем. Как и во всяком сервисе, чей старт произошел буквально на днях, каталог «Грез» буквально завален шлаком. Каждый второй релиз из раздела новинок — это слабенькая попытка паразитировать на чужой интеллектуальной собственности.

Но чаще попадается все же вот такая дичь. Но даже ее еще надо умудриться сделать!

За время знакомства с «Грезами» чего мы только не увидели. И как бы онлайн-шутан в стилистике Red Dead Redemption, который был оперативно забанен по просьбе Rockstar Games, и даже ленивую попытку смастерить аналог печально известной Superman 64, только в разы хуже и в стилистике «Шазама». Порой попадаются интересные концептуально, но едва работающие демки — та же реконструкция приключений дракончика Спайро на движке от MM. В общем, как и ожидалось, шлака пока что не просто много, а очень много.

Впрочем, все это вполне можно объяснить временным фактором, ведь еще даже месяца не прошло с момента запуска «Грез», народ не успел обвыкнуться. Безусловно, грести абсолютно всех под одну гребенку нельзя: в той же подборке с выбором создателей проекта без проблем отыщется пяток действительно интересных работ. Проблема в том, что все они значительно уступают по качеству не только упомянутой истории о джазовом музыканте, но и небольшим демкам вроде той, в которой необходимо максимально быстро добраться до выхода из уровня.

Просто потому, что местный редактор надо ОСВАИВАТЬ. Впрочем, для этого разработчики добавили кучу обучающих материалов, так что при желании разобраться сможете

Опять же, почему так происходит вполне понятно — пройдет еще немало времени, прежде чем народ освоить все премудрости редактора. Проблема лишь в том, что в текущем виде Dreams едва ли будет интересна людям, которые обратили внимание на работу MM из-за потенциально бесконечного каталога видеоигр. Не подойдут «Грезы» и тем, кто ожидал получить что-то в духе LittleBigPlanet, но с возможностью моделировать уровни в полностью трехмерном пространстве. Классической «сюжетной кампании» в этот раз не завезли — есть лишь занимательная демонстрация возможностей движка.

И в этом кроется огромная разница между условной LBP или Super Mario Maker и Dreams. В первом случае речь идет о видеоигре с расширенным функционалом. «Грезы» же — это сервис и уже потом видеоигра. И вот с точки зрения «сервисности» предъявить авторам можно только за малое число собственных «демок» и периодически сбоящий сетевой код. Да-да, порой ожидания перед входом в очередную игру растягивается на весьма значительное время.

***

Что получается в итоге? Разработчики сумели создать уникальный сервис, аналогов которому в современной индустрии просто нет. Функционал проекта обширен, а возможности для расширения — потенциально бесконечны. Да, у Dreams есть свои проблемы, но все они рано или поздно будут решены. Так что не пугайтесь финального балла — он выставлен с учетом того, что «Грезы» рано или поздно превратятся в уникальную площадку для начинающих разработчиков с крепким комьюнити.

Управление
10
Звук и музыка
10
Мультиплеер
10
Локализация
10
Геймплей
10
Графика
10
10 / 10
Dreams — уникальный сервис, который подойдет для всех, кто когда-либо мечтал создать свою видеоигру.
Плюсы
— Продвинутый редактор, позволяющий почти без ограничений создать видеоигру любого жанра;
— Приятный интерфейс;
— Удобное управление;
— Продуманный до мелочей сервис.
Минусы
— Мало контента от самих разработчиков;
— Порой возникают проблемы с сетевым кодом;
— Не подойдет для тех, кто ждал от авторов классической видеоигры в духе LittleBigPlanet;
— Требует длительного освоения, несмотря на отсутствие необходимости что-либо кодить.
Комментарии 6
Оставить комментарий
4 года
Все права на ваши творчесские потуги в этом редакторе автоматом передаются владельцам сего «шедевра».
Ответить
4 года
Думаю, в резюме всё равно можно написать, что сделал «вот это» :)
Ответить
4 года
Но вряд-ли это сыграет какую-либо роль в резюме , ведь это не является полноценным программированием
Ответить
4 года
А вы думаете, что те же левел-дизайнеры пишут код? Тут на самом деле все сильно от специализации зависит. Сегодня над играми трудятся не одни только кодописатели.
Ответить
4 года
Ну наконец есть программа для разработки с обучалкой.
Ответить
Жаль что такого на ПК не выпускают...
Ответить