Обзор Dr Kawashima's Brain Training — сколько лет вашему мозгу?

Nintendo Switch — одна из самых необычных платформ современности. Недавно на ней вышла Ring Fit Adventure, которая позволяет тренировать тело, а теперь на портативную консоль переехала Dr Kawashima's Brain Training — сборник мини-игр для развития мозга. в здоровом теле — здоровый дух!

Магия науки

Первое, что необходимо знать об этой игре — это то, что она создана на основе научного исследования. Оно было проведено доктором Рюта Кавасимой (Ryuta Kawashima) — японским нейробиологом, который пытался выявить методы для стабильной стимуляции различных частей мозга. Изначально исследование было направлено на создание точного метода определения возраста мозга, однако позже его решили расширить.

Кавасиме и его коллегам стало интересно: можно ли тренировать мозг, подобно мышцам? Сейчас, в 2020 году, уже точно известно, что это вполне реально, однако пятнадцать лет назад, когда на Nintendo DS была выпущена оригинальная игра Brain Age: Train Your Brain in Minutes a Day, возможность ежедневных тренировок серого вещества звучала куда более заманчиво. С тех пор игра с небольшими изменениями кочует с одной системы Nintendo на другую.

Теперь очередь дошла и до Nintendo Switch. Но в этот раз разработчики решили разбавить стандартный набор активностей и придумали несколько новых мини-игр, завязанных на особенностях «Свича»: съемных контроллерах JoyCon, инфракрасном датчике и сенсорном экране. Последний используется как главный и, по сути, единственный метод ввода. В коробку с игрой даже положили настоящий стилус, который, к слову, работает и с другими устройствами — смартфонами и планшетами.

Все любят тесты

При первом запуске Dr Kawashima's Brain Training предлагает игроку выяснить примерный возраст его мозга. Предложение заманчивое: методика основана на тестировании разных отделов мозга, отвечающих за скорость обработки информации, кратковременную и долговременную память. При этом программа честно сообщает, что возраст определяется в пределах 20-80 лет, потому что именно в таком диапазоне проводился отбор испытуемых для исследования доктора Кавасимы.

Сам тест состоит из трех разделов, в каждом из которых есть подборка мини-игр. Таким образом, пользователь не знает точно, что ему предстоит делать, поэтому гораздо сложнее схитрить, потренировавшись в конкретных заданиях.

Сами мини-игры абсолютно разные. Тут есть и арифметика, и логические задачи, графические тесты, и трехмерные задачи, и упражнения на реакцию, и даже судоку. Впрочем, все это не разрабатывали с нуля, а просто перенесли из прошлых частей.

Главная новинка Switch-версии игры — задачки на жестикуляцию, которые используют инфракрасный датчик на правом контроллере. До этого он использовался только для замера пульса в Ring Fit Adventure, а теперь помогает распознавать жесты. Идея в том, чтобы проверить, насколько быстро человек может провести простую арифметическую операцию и показать ответ пальцами. И это вовсе не так просто, как может показаться на первый взгляд!

Моему мозгу 80 лет?!

Казалось бы, что сложного в том, чтобы быстро складывать и перемножать числа? Или решить простенькую головоломку судоку? Запомнить три десятка коротких слов? А посчитать кубики на трехмерной сетке?.. На деле после первого прохождения теста можно с большим удивлением обнаружить, что со школы мозг уже успел подзабыть, как легко и непринужденно справляться с такими задачами. Но куда страшнее видеть итог: «вашему мозгу 80 лет».

Но проблема тут вовсе не в том, что тесты сложные или игрок плохо с ними справляется. При первом запуске Dr Kawashima's Brain Training не учит, как эффективно использовать свой интерфейс, а сразу бросает игрока в пекло. Мол, разбирайся сам как-нибудь. Из-за этого ценное время уходит на то, чтобы понять, как вообще давать ответы на поставленные вопросы. Как правильно держать JoyCon, чтобы инфракрасный датчик правильно распознавал жесты?

Также время уходит на привыкание к написанию ответов стилусом. И нет, мозг не забыл, как пользоваться ручкой, просто распознавание цифр и букв в Dr Kawashima’s Brain Training иногда работает странно. Например, цифру «8» нужно писать строго определенным образом, иначе игра ее не «увидит». Также она иногда путает цифры «7» и «1», а если вы привыкли писать «четверку» нетрадиционным способом, то для комфортной игры вам придется переучиваться.

Еще одна серьезная проблема — отсутствие перевода на русский язык. Сам интерфейс понятный, но если пользователь не знает английского, решение некоторых задач ему будет даваться намного сложнее. Сильнее всего это проявляется при запоминании слов. Если игрок знает их значение, то запоминать проще, в противном случае это просто набор букв. Несложно догадаться, что к реальному уровню интеллекта это отношения не имеет. А если человек учил другой иностранный язык в школе?

И вот из-за таких небольших, казалось бы, проблем, складывается неточный результат. Вместо того, чтобы как можно быстрее проходить тестирование, игрок вынужден первое время привыкать к необычным задачам и нестандартному вводу, чтобы потом увидеть неточный результат — пресловутые 80 лет. Критичная ли это проблема? Нет, потому что через несколько дней вырабатывается привычка, и тогда результат становится куда более точным и приятным. Но проблема же есть? Да, определенно.

Зарядка для мозга

Определение возраста серого вещества в голове — это классная функция Dr Kawashima's Brain Training, но вовсе не главная. Разработчики создали систему ежедневных тренировок. Вот тут игра очень радует, поскольку это действительно крутой инструмент для поддержания мозга в тонусе. Каждый день игрок может проходить серию случайных испытаний, результаты которых заносятся в специальный график, позволяющий отслеживать прогресс.

Удивительно, но даже одна неделя тренировок неплохо улучшает результаты. Главное стараться выполнять их в одно и то же время, чтобы условия были как можно более схожи. Идеальный вариант — утром. К тому же это хорошо отгоняет сонливость, что полезно для тех, у кого проблемы с пробуждением. Но целом время не так принципиально, главное заниматься ежедневно.

Еще в Dr Kawashima’s Brain Training можно играть вдвоем. Правда, далеко не во все мини-игры, а только те, которые поддерживают управление контроллерами. Их совсем немного, но все равно здорово, что разработчики не забыли о поддержке кооператива, который всегда отлично «заходит» на Nintendo Switch. Но и тут не обошлось без минусов: играть на Switch Lite вдвоем нельзя, потому что на ней нет съемных «Джойконов».

Сколько лет вашему мозгу?

Проект Dr Kawashima's Brain Training сложно оценивать, как полноценную игру, потому что, по сути, речь идет о сборнике мини-игр. Тут и графики со звуками в общем-то нет. При этом цена в 2025 рублей явно кусается, особенно если учитывать, что большая часть контента «переехала» из оригинала для Nintendo DS.

А если добавить к этому и не самую лучшую реализацию сенсорного управления, а также отсутствие внятного обучения и локализации на русский язык, то высокую оценку поставить просто рука не поднимается. Но со своей главной функцией программа справляется неплохо, позволяя относительно точно определять возраст мозга и, что важнее, тренировать его на ежедневной основе. В связке с Ring Fit Adventure эта штука сделает из вас сверхчеловека — к гадалке не ходи.

+1
Мультиплеер
7.0
Геймплей
8.0
Управление
6.0
7.0 / 10
У Dr Kawashima's Brain Training есть свои недостатки, но они перекрываются многочисленными преимуществами. Другой такой игры просто не существует. Где еще вы можете в игровой форме тренировать мозг в полном соответствии с научными выкладками?
Плюсы
— Можно узнать примерный возраст своего мозга;
— Ежедневная система тренировок, которая реально работает;
— Локальный мультиплеер;
— Необычный концепт и уникальность.
Минусы
— Не самое удобное управление, к которому нужно привыкать;
— Проблемы с распознаванием;
— Отсутствие локализации.
Комментарии 3