Обзор Fallout 4 — лишний ствол из убежища 111
Середина ноября на календаре, а это значит, что температура за окном потихоньку опускается к нулю и погода все чаще напоминает о грядущей зиме. Ну а в мире Fallout, по крайней мере, пока, всегда солнечно и тепло — и, с точки зрения Bethesda, это отличный повод окунуться в такой блокбастер. В данном обзоре Fallout 4 мы подробно разберем все плюсы и минусы игры, а также вынесем вердикт — стоит ли Fallout 4 требуемых денег и отобьет ли ожидания.
Пролог Fallout 4
О разработке Fallout 4 долгое время ходили самые разные слухи, кое-кто даже умудрился сделать фейковый сайт, однако Bethesda решилась на анонс только в мае этого года, незадолго до собственной конференции на Е3 2015. Разработчикам удалось подать игру как сенсацию, умело скрыв ее недостатки и выгородив преимущества. Именно поэтому вокруг Fallout 4 стоит такой мощный информационный шум, который не собирается утихать.
Мы не будем вспоминать все данные Bethesda обещания за минувшие полгода, с ними вы можете ознакомиться из нашей новостной ленты, кратко расскажем основные. Игровой мир Fallout 4 должен был быть в три раза больше, чем у TES 5: Skyrim, будет полностью переработана система прокачки, игровой процесс, изменена RPG-составляющая, а также впервые в серии появится система улучшения оружия и создания предметов. Все это звучало довольно неплохо, а другие интересные подробности вы можете узнать из нашего превью.
Однако не все люди были в восторге от Fallout 4 и у них возникли вполне конкретные вопросы. Например, удастся ли разработчикам удержать темп игрового процесса на высоком уровне, будет ли RPG-система действительно конкурентоспособна, сможет ли Bethesda придумать интересный сюжет и побочные квесты, а также насколько большим будет игровой мир. Все эти и некоторые другие вопросы мы разобрали в отдельной статье 7 факторов риска для Fallout 4.
Действительность такова, что эта статья вскрыла лишь верхушку айсберга. Уже первые часы в Fallout 4 дают понять — игра получилась абсолютно не такой, какой рекламировалась, а самое главное, помимо описанных проблем, она имеет кучу других, спотыкается на ровном месте и совершает ошибки, которые трудно было себе представить.
В этом обзоре, вместе с описанием преимуществ и удачных решений разработчиков Fallout 4, мы взяли за труд разобрать ошибки и недостатки.
За секунду до катастрофы в Fallout 4
Начинается Fallout 4 достаточно нестандартно — впервые в серии мы видим мирную жизнь до начала атомной бомбардировки. Увы, нам не дают побродить с сыном по парку или посидеть у телевизора, так сказать, исследовать мир до атомной бомбардировки и заранее сделать себе схрон с припасами на будущее, а грубо прерывают. Право слово, пролог у Fallout 4 получился крайне скомканным — его прохождение отнимет не более 5 минут и это разочаровывает — обещали ведь совсем другое и сценаристы даже не дали нам возможность прочувствовать тот момент, когда мир превратился в радиоактивную труху.
В дальнейшем ситуация с сюжетом несколько выправляется, если, конечно, не обращать внимание на рояли в кустах и явный плагиат истории третьей части, так что ожидать от сюжета Fallout 4 уровень «Ведьмака 3» или Dragon Age: Inquisition не стоит. Причины этого просты — во-первых, в Fallout 4 абсолютная безальтернативность принимаемых решений, во-вторых, нет ни единого сюжетного поворота, предательства или какого-то накала драмы.
Да, в Bethesda попытались что-то для этого сделать, мы не будем рассказывать каким именно образом, дабы не спойлерить, но предположения относительно концовки и подоплеки событий даже у самого чугуноголового игрока будут напрашиваться с первых минут. А уж если вы хорошо разбираетесь в сюжетах компьютерных игр или ТВ-сериалов, любите все эти сопли и драму, предательства и крутые сюжетные повороты, всю сопутствующую атрибутику — предупреждаем, в Fallout 4 ничего такого нет, а его историю вы вполне справедливо назовете переиначенным сюжетом Fallout 3.
Для непритязательных игроков или тех, кто не отвлекается на такие вещи, отметим, что Fallout 4 по уровню проработки сюжета все же лучше, чем Fallout 3, и ее история находится где-то на одном уровне с историей Fallout: New Vegas. Проработка основных побочных заданий выросла в части количества диалогов и некоторой вариативности прохождения, но разработчики на них, как и на вторичных квестах, отдохнули, сделав их стандартными «зачисти и убей», «убей и принеси», «найди или убей» и все в таком духе.
Fallout 4 больше не RPG?
Чем еще разработчики не занимались? Вырезали RPG-систему и гордо назвали этот шаг «изменениями в RPG-системе». Это привело к тому, что Fallout 4 больше вообще не является ролевой игрой. Можете забыть об отыгрыше за какую-то конкретную линию поведения или билд персонажа, уникальных вариантах прохождения и интересных диалогах. Дабы не сильно заморачиваться, парни из Bethesda просто взяли и выкинули способности, заменив их перками, прямо как в TES 5: Skyrim, а некоторые элементы игровой механики, вроде взлома замков и подбора пароля на компьютере, полностью перекочевали из предыдущих игр серии Elder Scrolls и Fallout.
Кстати о диалогах — они в Fallout 4 поражают своим скудоумием. Мало того, что разработчики не дают возможности полностью расспросить персонажа, ограничивая длительность общения всего 2-3 репликами, после которых нужно дать окончательный ответ, так и самое общение проходит в духе «Да, Нет, Может быть, [Сарказм]», чему не позавидует даже Кличко.
В общем, само общение происходит очень странным образом. Главный герой либо спрашивает, либо дает окончательный ответ, крайне редки случаи, когда можно продолжить общение в рамках темы диалога путем выбора соответствующей по смыслу реплики или же попробовать повлиять на собеседника и вытащить из него нужную информацию. На успешность последнего влияет ваша харизма, а вот блеснуть навыками выживания, познаниями в области науки или просто припугнуть своей силой, наш герой не может.
Единственное, на что стоит рассчитывать — это уникальные задания, получаемые у того или иного персонажа, причем есть некоторый шанс, что вы с ним до этого испортите отношения или же просто убьете. Увы, но к этому и свелся весь отыгрышь в Fallout 4. Кто-то может сказать, что мол, большего и не надо, но если вы играете в ролевые игры и знаете, что это такое, то поймете, насколько ущербно новая «RPG от Bethesda» стоит на фоне той же Dragon Age: Inquisition. Также это один из главных факторов, ставящих крест на возможности переигровки.
Катастрофа Fallout 4
Однако главным недостатком Fallout 4, безусловно, является управление на пару с игровыми меню и отсутствием вообще любых интерактивных подсказок. Не знаю, как обстоят дела на консолях, но вот на РС управление такое, будто им разработчики ниразу не пользовались и не играли подолгу — ведь его даже нельзя переиначить под себя целиком, изменить разрешено лишь базовые команды. В итоге управление умудряется быть, с одной стороны, крайне перегруженным, а с другой — излишним.
Один из примеров перегруженности управления — это система быстрого переключения между оружием и амуницией. Оно осуществляется через отдельное меню, которое напрочь привязано к стрелкам управления персонажем. То есть мы его вызываем, нам показывается 12 ячеек (по 3 ячейки на каждую из четырех кнопок), по которым мы так же передвигаемся с помощью клавиш управления персонажем.
И это не работает, потому что вы не можете быстро сменить оружие, если у вас его не одно или два, поскольку, вызывая это меню, персонаж встает как вкопанный прямо посреди поля боя и его очень быстро сносят. Приходится сначала занимать укрытие, потом уже вызвать меню и находить нужное оружие, затем подтверждать выбор, нажимая ЛКМ или Enter (а без этого персонаж оружие не поменяет), и потом уже идти в бой. Изменились обстоятельства — делайте все заново.
По факту, вы не можете сменить оружие, вращая колесо мыши, поскольку на это действие привязано переключение вида камеры, а дотягиваться в пылу боя до кнопок «1,2,3,…-,=» очень долго, причем не факт, что туда будет что-то прикреплено, да и сам геймплей Fallout 4 предполагает постоянную круговерть смены оружия и амуниции. Именно поэтому приходится переключаться через отдельное меню, а если вас одновременно прессуют мутанты и гули, то ситуация будет катастрофической, ведь для этих разных противников нужно разное оружие.
Теперь поговорим об излишествах в управлении. Тут все просто — выходите из станка, подтверждаете выбор, разбираете предмет — подтверждаете выбор, и так далее… Постоянно приходится двигать руку между Tab и Enter, это очень напрягает и раздражает.
Что касается игрового HUD, то здесь главный промах — это Pip-Boy. Во-первых, он выдает нечеткое, неконтрастное изображение и приходится вглядываться и щуриться. Сравните хотя бы качество HUD, например, в Far Cry 4 и в Fallout 4 — иконки, шрифты и изображения в Far Cry 4 четкие, качественные, в Fallout 4 все приходится разглядывать.
Во-вторых, информация в Pip-Boy плохо структурирована, например, в категории «Персонаж» 6 подкатегорий, зато есть пустая категория «Радио». В итоге приходится листать эти 6 подкатегорий, а в другие вообще можно не заходить часами. Похоже, что команду, которая отвечала за интерфейс в TES 5: Skyrim так и не выкинули на мороз, и они своими идеями испортили очередную игру. Добавьте к этому какие-то непонятные сокращения в нижней части Pip-Boy, кучу разных иконок — намешано все по-страшному.
Касательно подсказок — их очень не хватает. Доходит до смешного, например, приходится писать гайд по созданию персонажа в начале Fallout 4, ведь чтобы разобраться самому, как эта новая система работает, нужно минут 15-20 и пара-тройка загубленных персонажей. Кстати, сами компьютерные NPC выглядят один в один с теми вариантами, что предлагает игра в начале, да и называются они «Гражданин 1», «Гражданин 2», «Рейдер», и все в таком духе. Bethesda явно не заморачивалась дать каждому NPC уникальное имя.
Аналогичная ситуация с подсказками по разбору хлама в Fallout 4 — на текущий момент это один из самых частых запросов в поисковых системах по этой игре. Почему? Потому что хлам нужно сначала собрать в инвентарь, затем выгрузить его около своей базы, затем зайти в «Мастерскую» и там уже начать разбирать, используя связку «Выбор мышью» — «R» — «Enter». Почему разработчики не предусмотрели возможность разбора хлама на части одной кнопкой из Pip-Boy? Почему игроку нужно тратить на это кучу времени?
Более того, не весь хлам имеет смысл разбирать на компоненты, например, для модификаций нужны шестеренки и военные детали, которые оказываются в хламе, хотя им вообще надо было дать отдельную категорию. И это лишь основные элементы Fallout 4, которые остались без подсказок, еще можно вспомнить механизм задания оружия и амуниции для меню быстрого доступа, недостаток информации по типам модификаций и тому, куда и какая подходит, и почему нельзя одну использовать в другой, и так далее.
Ядер-кола
Все перечисленные в пункте выше аспекты очень сильно вредят игровому процессу, а он действительно удался. Геймплей — явный плюс Fallout 4, он практически идеален и не имеет недостатков, если вкладывать в смысл этого слова то, как мы играем, что делаем и что можем делать.
Поскольку Fallout 4 разрабатывалась с упором на стрельбу и взрывы, шутерная составляющая работает идеально, а опыт RAGE положительно повлиял на понимание Bethesda того, как нужно делать шутер. У оружия в игре куча параметров — калибр, дальность, скорострельность, объем магазина, урон и заниматься им действительно интересно. Имеется возможность подогнать оружие под свой стиль игры и пользоваться только тем, что нравится и так, как нравится, а не тем, что дают.
Помимо огнестрельного и холодного оружия, в Fallout 4 есть лазерное, плазменное, радиационное, можно даже мусором убивать врагов. Здесь творческая мысль парней из Bethesda раскрылась на полную катушку, так что способов истребления противников великое множество. Система модификаций позволяет сделать из обычной невзрачной пукалки мощную смертоносную машину, которая будет бить вражину не хуже BFG 9000.
Практически аналогичная ситуация и с броней, которой в Fallout 4 несколько разновидностей, а каждая фракция предпочитает что-то свое. Модификации для нее более полезны, а сделать их проще, чем в случае с оружием. Броня в Fallout 4 способна выдерживать различный урон, не только от оружия или радиации, но и, например, защищать от электричества. Венчает эту систему силовая броня, которая есть разных моделей, а каждая модель состоит из Mk-подтипов, делающих конкретный экземпляр более мощным и защищенным и без модификаций. Ну а если вы разжились редкими материалами, то сможете улучшить свою уникальную силовую броню и стать еще более крутым и сильным.
Относительно игрового контента можно сказать одно — его просто целый океан. Речь не только об оружии и броне, в мире Fallout 4 полно всяких предметов и тут разработчики сдержали свое обещание. Практический каждый дом содержит полезные предметы, которые можно разобрать на составные части, а лаборатории или заводы просто напичканы полезным содержимым и выходить оттуда набив карманы вы будете неспешно, поскольку спина может треснуть от перегрузки. Вдобавок, то тут, то там раскиданы полезные журнальчики, читая которые можно получить определенный пассивный бонус к урону, защите, скрытности, торговле и другим элементам игровой механики.
Если вы любите собирать мусор и наводить порядок или страдаете лутоманией, то застрянете в Fallout 4 надолго, поскольку на вашем пути будут встречаться горы полезного хлама. Fallout 4 вполне уместно назвать симулятором бомжа и дворника. Конечно, этим можно было бы не заниматься, если бы все необходимые для крафта предметов и модификаций вещи покупались за вменяемые цены, но экономика в Fallout 4 очень жесткая и приходится экономить каждую копейку, по крайней мере, первое время. Расстраивает только то, что будучи перегруженным, нельзя быстро перемещаться и приходится телепаться до базы, а особенности разбора хлама мы уже отмечали выше.
Помимо улучшения оружия и брони вы можете собирать медикаменты, химические препараты и еду, причем большая часть компонентов для них разбросана в Пустоши и скрафтить их на порядок проще, чем улучшить что-то. А вот система постройки базы и привлечения торговых маршрутов сразу напоминает The Sims — вам и только вам придется ухаживать за жителями своего поселения или поселений, а если этим сильно увлечься, то можно заработать целое состояние, даже не отвлекаясь на сюжет. Вы вольны не тратить свое время на базу, но знайте, что проработка ее строительства и обустройства достойна похвалы.
Если говорить в общем, одиночный режим Fallout 4 заточен на исследование игрового мира, торговлю и развитие базы, сбор всех предметов и их переработку, работу с различными станками и пострелушки, но лучше сначала прокачаться до 20-30 уровня, поскольку появление хороших вещей в случайных местах завязано на высокоуровневых персонажей.
Очень важно, что Bethesda удалось сделать игровой процесс в размеренном темпе, без резких периодов активности и длительного затишья, и пусть Fallout 4 является классическим аттракционом «развлеки себя сам», каждый игрок будет гореть желанием пробовать все геймплейные возможности, а на это уйдет 100 часов уж точно.
Fallout 4 — лишний ствол из убежища 111
Отдельно хотелось бы сказать пару слов о стрельбе и перестрелках в Fallout 4. С самых первых минут нужно понимать, что Fallout 4 — это шутер, а не мифическое выживание, более того, в Fallout 4 нет ничего о выживании. Если это понимание есть, тогда прохождение игры упростится донельзя, потому что врагов не надо бояться, у них очень тугой искусственный интеллект (ИИ). Они с трудом реагируют на быстрые действия игрока, а это дает отличный шанс для молниеносного и маневренного боя, когда подойдя вплотную к противнику можно расстрелять его в упор.
Если же вы начнете осторожничать, играть в прятки и перестрелки, то ИИ сможет составить конкуренцию, поскольку любит кидать гранаты, заходить с фланга и вести огонь на подавление. Так что единственная выигрышная тактика — это, как и в любом шутере, штурмовать позиции врагов, входить в клинч, быстро перемещаться и метко стрелять — каждый ваш выстрел должен попасть в голову.
Однако доработанная до идеала боевая механика нивелировала преимущества, даваемые V.A.T.S. — теперь это больше инструмент разведки, чем решающая исход боя тактическая система. Действительно, какой толк от нее может быть, если уже с первых секунд можно хэдшотить направо и налево? Главное, чтобы у вас было подходящее оружие. Лишь в самых сложных стычках, например, с Когтями Смерти, от V.A.T.S. может быть какой-то толк.
В общем, как говорил еще Командор Шепард, лишний ствол не помешает, и жизнь в Пустоши следует этому принципу, тем более что игровой процесс предлагает разное оружие под разный калибр (его 15 разновидностей!). И совершенно не важно, у вас по форме дробовик, автомат или пистолет — работать эти виды оружия могут практически одинаково, позволяя не задумываться о количестве патронов, достаточно будет просто переключаться с одного ствола на другой.
Технические аспекты Fallout 4
Полтора месяца осталось до наступления 2016 года. Игровой мир Fallout 4 не является единым, а разбит на кучу локаций мал-мала-меньше и между ними приходится ждать загрузку, на что местами уходит около минуты. Это главный недостаток начинки Fallout 4, с которым придется мириться тем, кто желает путешествовать в Пустоши. Можно было бы закрыть на него глаза, если бы переходы были только между основной и другими локациями, однако разработчики сделали переходы везде, даже стадион Даймонд-сити, размером 100 на 100 метров, содержит десяток микролокаций 2 на 2 метра.
Причина такой ситуации вполне очевидна — перед нами все тот же GameBro из середины нулевых и даже TES 5: Skyrim вышедшая в 2011 году, имела намного более современный технический уровень. А Fallout 4 — это старый проект, разработка которого очевидно стартовала сразу после выхода третьей части. Такое впечатление складывается не только из-за разделенных уровней и загрузочных экранов на пустом месте, но и по ряду других причин.
Например, качество графики, которая хоть и выглядит довольно неплохо и местами даже симпатично, все-таки серьезно уступает своим конкурентам. И дело не только в качестве текстур, которые были лишь незначительно улучшены, а их основная часть прямиком перекочевала из Fallout 3. У новой игры плохо проработаны модели персонажей и врагов, низкополигональные модели оружия, амуниции и брони, слабая система анимации и абсолютно никакие эффекты и система частиц. Словом, с визуальной точки зрения Fallout 4 напоминает собой третью часть и Oblivion (с этой игрой ее роднит еще куча позаимствованных аспектов игровой механики).
Да, разработчики сами говорили, что вместо крутой графики в Fallout 4 будет крутой геймплей, и как мы могли убедиться пунктом выше, так и случилось. Но все равно пройти мимо технической части не получается из-за одного слова — оптимизация. Как игра родом из прошлого десятилетия может тормозить на современных компьютерах, не говоря уже о консолях? Почему в зданиях и рядом с ними имеются просадки производительности, ведь там нечему тормозить? Из-за чего FPS на консолях падает до нуля во время перестрелок?
Корень всех этих проблем — старый движок GameBro просто неспособен оптимально работать с современными стандартами, так что возможности DirectX 11 в Fallout 4 практически не используются, но API все равно натянули поверх игры, прилепив всего один эффект. Учитывая обстоятельства, очевидно, что Fallout 4 должна была выйти не только для PC, Xbox One и PS4, но и для Xbox 360 и PS3 году еще в 2013, и это логично — старая графика для паст-ген консолей, чуть более качественная графика на РС и новых консолях. Но что-то пошло не так и Bethesda была вынуждена задержать релиз до тех пор, пока консоли текущего поколения не разойдутся достаточным для окупаемости тиражом.
В итоге версию игры на базе DirectX 11 допиливали уже по ходу, поскольку оптимизировать за два года с момента выхода Xbox One и PS4 не успели. Будем надеяться, что Bethesda вместо планирования новых DLC сначала все исправит, а модеры найдут способ запустить игру в режиме DX10 или даже DX9, что наверняка уберет лаги, так как именно последний API является основным для GameBro. Можно поспорить, что разница между режимами DirectX будет минимальной.
Эпилог Fallout 4
В завершение обзора хотелось бы затронуть тему размеров и дизайна игрового мира, локализации и звукового ряда.
Каким-то непостижимым образом Bethesda удалось поймать оптимальное сочетание между размерами и полнотой построек в Пустоши. За время прохождения Fallout 4 не возникает впечатления, что игрок так уж стеснен какими-то рамками. Не важно, можно пересечь Бостон за 11 минут или за 30, места хватило на просторные выжженные атомным взрывом равнины, на разрушенные поселения и станции, на большие заводы и на сам Бостон (город почему-то не разрушен полностью, хотя являлся эпицентром взрыва).
Что касается дизайна локаций, то здесь основные претензии могут быть к Пустоши, поскольку она весьма стереотипна и мало изменилась со времен Fallout 3 или Fallout: New Vegas. Да, в Fallout 4 она стала намного краше и ярче, похоже, что мир отходит от ядерного апокалипсиса, но все-таки запоминающихся моментов, таких как в TES 5: Skyrim, в ней нет. А вот проработка отдельных уровней выросла со времен предыдущих двух игр значительно — теперь они реально напоминают заводы, лаборатории или жилые города.
По совокупности обстоятельств, говорить, что в Fallout 4 есть какая-то своя особая атмосфера или дух, не приходится, ведь в этом шутере без воли игрока ничего не происходит.
Также нельзя не отметить, что Fallout 4 — это игра, ориентированная даже не на западный рынок, а исключительно на США, поскольку все в ней завязано на американскую культуру, включая пасхали и отсылки, визуальный стиль, ведение диалогов, произношение и другие аспекты. Все это будет понятно коренным американцам, причем тем, чья молодость пришлась на времена первой-второй игры.
И все это пройдет мимо славян и просто жителей стран бывшего СССР. Вы просто не обратите на это никакого внимания и в этом плане Bethesda полностью разрушила то культурное влияние от Fallout, которое возникло в России и странах СНГ после выхода первой и второй игры.
Да и с локализацией откровенно подкачали — некоторые важные фразы не полностью переведены на русский язык, а другие имеют неточности. Именно поэтому мы были вынуждены выставить соответствующую оценку внизу обзора, хотя для игр с субтитрами ее обычно не выставляем.
А вот качество звука на высоте. Благодарить за это стоит как Инона Зура (Inon Zur), композитора Fallout 4, подготовившего отличный саундтрек (особенно за душу берет заглавная тема), так и самих разработчиков, которые не поленились записать песни для радиостанций, сделать качественные звуки оружия и характерно озвучить врагов. За счет этой титанической работы Fallout 4 стала несколько более живой и динамичной.
Вердикт
Fallout 4 — это типичный долгострой со всеми плюсами и минусами этого определения, который должен был выйти еще несколько лет назад, поскольку в техническом плане это полностью паст-ген проект. Также трудно понять, чем мотивировались разработчики, когда вносили изменения в игровой процесс, поскольку Fallout 4 более не RPG, а шутер со всеми вытекающими — недостатки и преимущества мы перечислили выше. Устраивает вас это или нет, Bethesda не волнует.
Так или иначе, изменения, сделанные разработчиками, привлекут новых игроков и окончательно отобьют желание играть в ЭТО у части старых — ведь теперь даже Fallout 3 для многих из них стал отличной игрой, в то время как другая часть аудитории франчайза по-прежнему считает его провалом. Собирать все градации мнений можно очень долго, равно как и дискутировать на тему успеха или провала Fallout 4.
Мы же высказали свое мнение и в комментариях вы можете попробовать его опровергнуть. Главное, чтобы Bethesda не тянула с релизом Fallout 5 так же долго, иначе выйдет очередное «ни рыба ни мясо».
-
Fallout 4 тормозит на PC, PS4? Вылетает? Не запускается? Нет русского языка? Не работает квест, не сдается задание? — Решение проблем
-
Секреты выживания в Пустоши Fallout 4
-
Чит-коды Fallout 4: на оружие, броню, предметы, опыт, характеристики, перки, книги
-
Как быстро найти и получить силовую броню в Fallout 4
-
Игры с открытым миром: в чем соль?