Середина ноября на календаре, а это значит, что температура за окном потихоньку опускается к нулю и погода все чаще напоминает о грядущей зиме. Ну а в мире Fallout, по крайней мере, пока, всегда солнечно и тепло — и, с точки зрения Bethesda, это отличный повод окунуться в такой блокбастер. В данном обзоре Fallout 4 мы подробно разберем все плюсы и минусы игры, а также вынесем вердикт — стоит ли Fallout 4 требуемых денег и отобьет ли ожидания.
О разработке Fallout 4 долгое время ходили самые разные слухи, кое-кто даже умудрился сделать фейковый сайт, однако Bethesda решилась на анонс только в мае этого года, незадолго до собственной конференции на Е3 2015. Разработчикам удалось подать игру как сенсацию, умело скрыв ее недостатки и выгородив преимущества. Именно поэтому вокруг Fallout 4 стоит такой мощный информационный шум, который не собирается утихать.
Мы не будем вспоминать все данные Bethesda обещания за минувшие полгода, с ними вы можете ознакомиться из нашей новостной ленты, кратко расскажем основные. Игровой мир Fallout 4 должен был быть в три раза больше, чем у TES 5: Skyrim, будет полностью переработана система прокачки, игровой процесс, изменена RPG-составляющая, а также впервые в серии появится система улучшения оружия и создания предметов. Все это звучало довольно неплохо, а другие интересные подробности вы можете узнать из нашего превью.
Однако не все люди были в восторге от Fallout 4 и у них возникли вполне конкретные вопросы. Например, удастся ли разработчикам удержать темп игрового процесса на высоком уровне, будет ли RPG-система действительно конкурентоспособна, сможет ли Bethesda придумать интересный сюжет и побочные квесты, а также насколько большим будет игровой мир. Все эти и некоторые другие вопросы мы разобрали в отдельной статье 7 факторов риска для Fallout 4.
Действительность такова, что эта статья вскрыла лишь верхушку айсберга. Уже первые часы в Fallout 4 дают понять — игра получилась абсолютно не такой, какой рекламировалась, а самое главное, помимо описанных проблем, она имеет кучу других, спотыкается на ровном месте и совершает ошибки, которые трудно было себе представить.
В этом обзоре, вместе с описанием преимуществ и удачных решений разработчиков Fallout 4, мы взяли за труд разобрать ошибки и недостатки.
Начинается Fallout 4 достаточно нестандартно — впервые в серии мы видим мирную жизнь до начала атомной бомбардировки. Увы, нам не дают побродить с сыном по парку или посидеть у телевизора, так сказать, исследовать мир до атомной бомбардировки и заранее сделать себе схрон с припасами на будущее, а грубо прерывают. Право слово, пролог у Fallout 4 получился крайне скомканным — его прохождение отнимет не более 5 минут и это разочаровывает — обещали ведь совсем другое и сценаристы даже не дали нам возможность прочувствовать тот момент, когда мир превратился в радиоактивную труху.
В дальнейшем ситуация с сюжетом несколько выправляется, если, конечно, не обращать внимание на рояли в кустах и явный плагиат истории третьей части, так что ожидать от сюжета Fallout 4 уровень «Ведьмака 3» или Dragon Age: Inquisition не стоит. Причины этого просты — во-первых, в Fallout 4 абсолютная безальтернативность принимаемых решений, во-вторых, нет ни единого сюжетного поворота, предательства или какого-то накала драмы.
Да, в Bethesda попытались что-то для этого сделать, мы не будем рассказывать каким именно образом, дабы не спойлерить, но предположения относительно концовки и подоплеки событий даже у самого чугуноголового игрока будут напрашиваться с первых минут. А уж если вы хорошо разбираетесь в сюжетах компьютерных игр или ТВ-сериалов, любите все эти сопли и драму, предательства и крутые сюжетные повороты, всю сопутствующую атрибутику — предупреждаем, в Fallout 4 ничего такого нет, а его историю вы вполне справедливо назовете переиначенным сюжетом Fallout 3.
Для непритязательных игроков или тех, кто не отвлекается на такие вещи, отметим, что Fallout 4 по уровню проработки сюжета все же лучше, чем Fallout 3, и ее история находится где-то на одном уровне с историей Fallout: New Vegas. Проработка основных побочных заданий выросла в части количества диалогов и некоторой вариативности прохождения, но разработчики на них, как и на вторичных квестах, отдохнули, сделав их стандартными «зачисти и убей», «убей и принеси», «найди или убей» и все в таком духе.
Чем еще разработчики не занимались? Вырезали RPG-систему и гордо назвали этот шаг «изменениями в RPG-системе». Это привело к тому, что Fallout 4 больше вообще не является ролевой игрой. Можете забыть об отыгрыше за какую-то конкретную линию поведения или билд персонажа, уникальных вариантах прохождения и интересных диалогах. Дабы не сильно заморачиваться, парни из Bethesda просто взяли и выкинули способности, заменив их перками, прямо как в TES 5: Skyrim, а некоторые элементы игровой механики, вроде взлома замков и подбора пароля на компьютере, полностью перекочевали из предыдущих игр серии Elder Scrolls и Fallout.
Кстати о диалогах — они в Fallout 4 поражают своим скудоумием. Мало того, что разработчики не дают возможности полностью расспросить персонажа, ограничивая длительность общения всего 2-3 репликами, после которых нужно дать окончательный ответ, так и самое общение проходит в духе «Да, Нет, Может быть, [Сарказм]», чему не позавидует даже Кличко.
В общем, само общение происходит очень странным образом. Главный герой либо спрашивает, либо дает окончательный ответ, крайне редки случаи, когда можно продолжить общение в рамках темы диалога путем выбора соответствующей по смыслу реплики или же попробовать повлиять на собеседника и вытащить из него нужную информацию. На успешность последнего влияет ваша харизма, а вот блеснуть навыками выживания, познаниями в области науки или просто припугнуть своей силой, наш герой не может.
Единственное, на что стоит рассчитывать — это уникальные задания, получаемые у того или иного персонажа, причем есть некоторый шанс, что вы с ним до этого испортите отношения или же просто убьете. Увы, но к этому и свелся весь отыгрышь в Fallout 4. Кто-то может сказать, что мол, большего и не надо, но если вы играете в ролевые игры и знаете, что это такое, то поймете, насколько ущербно новая «RPG от Bethesda» стоит на фоне той же Dragon Age: Inquisition. Также это один из главных факторов, ставящих крест на возможности переигровки.
Однако главным недостатком Fallout 4, безусловно, является управление на пару с игровыми меню и отсутствием вообще любых интерактивных подсказок. Не знаю, как обстоят дела на консолях, но вот на РС управление такое, будто им разработчики ниразу не пользовались и не играли подолгу — ведь его даже нельзя переиначить под себя целиком, изменить разрешено лишь базовые команды. В итоге управление умудряется быть, с одной стороны, крайне перегруженным, а с другой — излишним.
Один из примеров перегруженности управления — это система быстрого переключения между оружием и амуницией. Оно осуществляется через отдельное меню, которое напрочь привязано к стрелкам управления персонажем. То есть мы его вызываем, нам показывается 12 ячеек (по 3 ячейки на каждую из четырех кнопок), по которым мы так же передвигаемся с помощью клавиш управления персонажем.
И это не работает, потому что вы не можете быстро сменить оружие, если у вас его не одно или два, поскольку, вызывая это меню, персонаж встает как вкопанный прямо посреди поля боя и его очень быстро сносят. Приходится сначала занимать укрытие, потом уже вызвать меню и находить нужное оружие, затем подтверждать выбор, нажимая ЛКМ или Enter (а без этого персонаж оружие не поменяет), и потом уже идти в бой. Изменились обстоятельства — делайте все заново.
По факту, вы не можете сменить оружие, вращая колесо мыши, поскольку на это действие привязано переключение вида камеры, а дотягиваться в пылу боя до кнопок «1,2,3,…-,=» очень долго, причем не факт, что туда будет что-то прикреплено, да и сам геймплей Fallout 4 предполагает постоянную круговерть смены оружия и амуниции. Именно поэтому приходится переключаться через отдельное меню, а если вас одновременно прессуют мутанты и гули, то ситуация будет катастрофической, ведь для этих разных противников нужно разное оружие.
Теперь поговорим об излишествах в управлении. Тут все просто — выходите из станка, подтверждаете выбор, разбираете предмет — подтверждаете выбор, и так далее… Постоянно приходится двигать руку между Tab и Enter, это очень напрягает и раздражает.
Что касается игрового HUD, то здесь главный промах — это Pip-Boy. Во-первых, он выдает нечеткое, неконтрастное изображение и приходится вглядываться и щуриться. Сравните хотя бы качество HUD, например, в Far Cry 4 и в Fallout 4 — иконки, шрифты и изображения в Far Cry 4 четкие, качественные, в Fallout 4 все приходится разглядывать.
Во-вторых, информация в Pip-Boy плохо структурирована, например, в категории «Персонаж» 6 подкатегорий, зато есть пустая категория «Радио». В итоге приходится листать эти 6 подкатегорий, а в другие вообще можно не заходить часами. Похоже, что команду, которая отвечала за интерфейс в TES 5: Skyrim так и не выкинули на мороз, и они своими идеями испортили очередную игру. Добавьте к этому какие-то непонятные сокращения в нижней части Pip-Boy, кучу разных иконок — намешано все по-страшному.
Касательно подсказок — их очень не хватает. Доходит до смешного, например, приходится писать гайд по созданию персонажа в начале Fallout 4, ведь чтобы разобраться самому, как эта новая система работает, нужно минут 15-20 и пара-тройка загубленных персонажей. Кстати, сами компьютерные NPC выглядят один в один с теми вариантами, что предлагает игра в начале, да и называются они «Гражданин 1», «Гражданин 2», «Рейдер», и все в таком духе. Bethesda явно не заморачивалась дать каждому NPC уникальное имя.
Мы же высказали свое мнение и в комментариях вы можете попробовать его опровергнуть. Главное, чтобы Bethesda не тянула с релизом Fallout 5 так же долго, иначе выйдет очередное «ни рыба ни мясо».
В графе "Сюжет" оценен одновременно сюжет (6) и одиночный режим (8), поэтому итоговой балл 7.
В графе "Графика" 2 балла снято за оптимизацию, еще 1 за графику, еще 1 за нарушенное обещание о разрушаемости объектов.
В графе "Управление" по баллу снято за перегруженность, недостаточность, дизайн игрового меню и проработку pip-boy.
Комментарии в духе "обзор не читал/не дочитал, но оценку осуждаю" будут удаляться.