VGTimes Logo VGTimes Logo

Полный разбор всех пасхалок «Бэтмена» Мэтта Ривза: связь с «Джокером», отсылки на «Пилу», «Тёмного рыцаря», «Изгоняющего дьявола» — теории о настоящем смысле картины

Содержание

Мы привыкли, что большинство фильмов по комиксам — сумасшедшие аттракционы с довольно простыми сюжетами. Но неожиданно «Бэтмен» (The Batman) режиссёра Мэтта Ривза (Matt Reeves) оказался совсем другим. В нём много пасхалок, которые поймут лишь самые искушённые зрители и фанаты комиксов, а история обладает скрытым смыслом. В этом видео мы подробно разберём все пасхалки и отсылки в «Бэтмене», а также расскажем, о чём же на самом деле этот фильм.

Новая киноадаптация тёмного рыцаря вышла первого марта 2022 года и мгновенно разделила зрителей на два лагеря: первые остались в полном восторге, а вторые оказались максимально разочарованы.

Кристофер Нолан (Christopher Nolan) вводил нас в реалистичный мир Бэтмена постепенно, шаг за шагом показывая как формировался узнаваемый образ. Мэтт Ривз поступил иначе. Брюс Уэйн геройствует уже два года, он даже успел поймать Джокера. При этом мафия совсем не боится летучую мышь, продолжает наращивать продажи запрещённых веществ и подкупать важных чиновников. Всё меняется, когда в Готэме появляется ещё один мститель в маске. Он гораздо более жестокий и обожает загадки…


Отсылка на «Джокера»


Название, написанное максимально простым шрифтом красными буквами на черном фоне, отсылает нас к другому фильму вне официальной вселенной DC — «Джокеру» (Joker). Брюс Уэйн в исполнении Роберта Паттисона (Robert Pattinson) и Артур Флек, роль которого взял на себя Хоакин Феникс (Joaquin Phoenix), никак не связаны, однако вряд ли режиссер допустил такие очевидные параллели случайно.

Во внешней схожести названий может быть намек на скрытый смысл картины. Как Тодд Филлипс (Todd Phillips) переосмыслил образ принца преступного мира, так и Мэтт Ривз показал нам совершенно другого Бэтмена. В «Джокере» большая часть повествования ведется от лица Артура Флека. В конце даже есть намек, что всё происходящее было лишь в его фантазии.

Мало кто заметил, но история в «Бэтмене» также показана от лица Брюса Уэйна. Мы слышим его внутренние монологи, камера часто движется от первого лица, вместе с героем читаем записи в дневниках.

Подобно Артуру, который на протяжении всей картины становился другим человеком, Брюс также меняется, превращаясь из озлобленного и депрессивного сироты в темного рыцаря Готэма. Многие зрители ругают новинку за провальный образ Уэйна, на деле же все гораздо интереснее и логичнее. Эта небольшая отсылка на «Джокера» — фундамент той самой теории, которую мы обсудим.


Маска Загадочника


Практически в самом начале фильма мы знакомимся с главным антагонистом — Загадочником. Он хладнокровно убивает мэра, а зритель во всей красе может оценить его странную и пугающую маску. Удивительно, но это реально существующая вещь. Подобные маски используют американские военные во время боёв в очень холодных условиях. И это также может быть намеком на прошлое Загадочника. Его знания о взрывчатых веществах и способах пыток не могли взяться лишь из интернета. Вероятно, за плечами у него реальный боевой опыт, который Эдвард получил в армии или на войне.


Отсылка на Зодиака


Во многом образ Загадочника списан с известного убийцы — Зодиака, который тоже любил шифры и маски. Когда мы узнаём, как выглядит Эдвард, выясняется, что он очень похож на фоторобот известного убийцы. Реальную внешность Зодиака мы до сих пор не знаем — его так и не поймали.

Маньяк, подобно Загадочнику, часто играл с полицией и считал себя праведником, как и злодей Бэтмена. В одной из последних шифровок убийцы выявлен ряд грамматических ошибок, а из фильма мы помним, что и Эдвард их допускал. В общем, параллели очевидны.

Интересно, что сцена, где Альфред разгадывает шифровку Загадочника, очень похожа на подобный отрывок из фильма «Зодиак».


Закусочная «Хорошее время»


Закусочная, которую грабит бандит в начале фильма, называется «Хорошее время» (Good Time). В фильме 2017 года с одноименным названием Мэтт Ривз впервые увидел Роберта Паттинсона. Режиссеру так сильно понравилась игра актера, что других кандидатов на роль Брюса Уэйна уже не было.

Кстати бандит, который выбегает из кафе, одет так же, как и персонаж Паттинсона из «Хорошего времени».


Бэтмен, изгоняющий дьявола


Как уже упоминалось, камера часто показывает нам происходящее от лица героя. Самая первая подобная сцена, когда Бэтмен появляется на месте убийства мэра, практически покадрово воссоздает отрывок из фильма «Изгоняющий дьявола 3» (The Exorcist 3). В картине 1990 года главный герой также шел по коридору к месту убийства, встречаясь взглядами с полицейскими, а камера двигалась от первого лица.


Отсылка на комиксы «Бэтмен. Год первый» и «Бэтмен. Год второй»


Образ неопытного Бэтмена Ривз создал, вдохновляясь комиксами про начало героического пути темного рыцаря — «Год первый» (Batman: Year One) и «Год второй» (Batman: Year Two). Интересно, что дневники Брюса называются также. В них герой пишет, как постепенно погружается в депрессию и перестает замечать всё вокруг. Утром Брюс с трудом вспоминает, что делал ночью в роли Бэтмена. Из комиксов перекочевал и странный самодельный костюм. В оригинале он выглядел иначе, однако также позволял оценить неопытность темного рыцаря.

Кстати, образ Селины Кайл также списан с этих комиксов.

Какой Брюс Уэйн круче?

Результаты


Отсылка на комикс «Бэтмен. Эго»


«Бэтмен. Эго» (Batman: Ego) сильно отличается от привычных историй про темного рыцаря. Мы наблюдаем затяжной внутренний монолог между двумя сущностями — Брюсом и Бэтменом, их конфликты и точки соприкосновения. Удивительным образом отголоски этой истории показаны и Мэттом Ривзом. Бэтмен и Брюс — очень разные люди. Однако в фильме есть лишь одно альтер эго — молодой Уэйн. Он сломлен и находит в костюме единственную возможность выплеснуть всю накопившуюся ярость.

Тема внутреннего конфликта — одна из главных в «Бэтмене». Несмотря на уже второй год борьбы с преступностью, Брюс всё еще не стал тем самым героем. Мы не видим различий личности, ведь перед нами всегда один и тот же человек с затяжной депрессией, получающий удовольствие от насилия.


Отсылка на комикс «Бэтмен. Долгий Хэллоуин»


«Бэтмен. Долгий Хэллоуин» (Batman: The Long Halloween) — еще один графический роман, ставший основой для киношного Бэтмена 2022 года. В комиксе великий детектив, действительно, ведет расследование. При этом темный рыцарь часто ошибается, поступает необдуманно и импульсивно. Главный злодей называет себя «Праздником» (Holiday) и убивает известных бандитов исключительно в дни торжеств.

Также комикс демонстрирует изнанку преступной жизни Готэма, конфликты разных мафиозных кланов и связь семьи Уэйнов с влиятельными людьми города. Взаимоотношения с Женщиной-кошкой тоже показаны. Пожалуй, именно этот комикс оказал на режиссера наибольшее влияние.


Отсылка на фильм «Семь»


Концептуально «Бэтмен» во многом похож на «Семь» (Seven). У них одинаковая атмосфера, цветовая палитра и даже некоторые сюжетные повороты. На это обратили внимание как критики, так и зрители. Особенно параллели усиливаются в кадрах рисования на полу и стенах, а также в поведении Загадочника, который подобно Джону Доу ведет постоянный диалог с Бэтменом и сам сдается полиции в нужный момент.

В новом фильме темный рыцарь много общается с Гордоном. Они совместно ищут зацепки, проверяют теории и посещают важные локации. Это также пересекается с взаимоотношениями молодого и опытного детективов из «Семь».


Отсылка на «Пилу»


В одном из своих видеообращений Загадочник рассказывает, что хочет убить капитана полиции. Для казни злодей надел на мужчину шлем с голодными крысами, которые должны съесть ему лицо. Подобные «представления» очень в духе «Пилы» (Saw).


Отсылка на «Тёмного рыцаря»


Мэгги Джилленхол (Maggie Gyllenhaal) исполнила роль Рейчел — прокурора и любовного интереса Брюса Уэйна из «Темного рыцаря» (The Dark Knight) Кристофера Нолана (Christopher Nolan). В итоге Джокер похищает, а после убивает девушку, взорвав склад с горючими веществами.

Интересно, что муж актрисы — Питер Сарсгаард (Peter Sarsgaard), который сыграл в новом «Бэтмене» продажного прокурора. И тоже был взорван.


Другие секреты, пасхалки и интересные факты

  1. Секреты и пасхалки Resident Evil: Village — прототип Димитреску, реакции Герцога, световой меч, Камнеборец и отсылки к прошлым Resident Evil
  2. Секреты и пасхалки в Disco Elysium: отсылки к Cyberpunk 2077, русской культуре и Самаре
  3. Секреты и пасхалки Far Cry 6 — отсылки к Ваасу, Assassin's Creed, Сэму Фишеру из Splinter Cell и многому другому
  4. Секреты и пасхалки в Cyberpunk 2077 — где найти отсылки к Хидео Кодзиме, Half-Life 3, The Witcher 3 и Dark Souls
  5. Секреты и пасхалки в The Last of Us: Part 2 — отсылки на порно-кассетах и супергеройских карточках
  6. Секреты и пасхалки Death Stranding — отсылки к играм и фильмам, страшный Кодзима и многое другое
  7. Секреты и пасхалки Metro Exodus — Башня Саурона, Гордон Фримен, 9/11, двойник Барона, Франкенштейн и многое другое
  8. Секреты и пасхалки Red Dead Redemption 2 — НЛО, дом ведьмака, вампир, дьявол, самолет и зоофил (видео)
  9. Секреты и пасхалки Marvel's Spider-Man — костюм симбиота, GTA 4, Tomb Raider и ЛГБТ
  10. Секреты и пасхалки God of War — секретная концовка, питомец белка, перчатка Таноса из Мстителей и многое другое!


Отсылка на третьего Робина — Тима Дрейка


В одной из первых драк с бандитами Бэтмен встречает молодого человека, у которого половина лица в гриме. Это может быть отсылкой на Двуликого, однако интересно другое. Актер, сыгравший парня, исполнил роль Тима Дрейка в сериале «Титаны» (Titans). Дрейк — очень важный персонаж и один из помощников Бэтмена. Вот такое перемещение по бэт-вселенным. Будет круто, если в итоге молодой бандит впечатлится работой темного рыцаря и станет его помощником во второй части.


Клуб «Айсберг Лаунж»


Клуб «Айсберг Лаунж» — культовое здание Готэма. В комиксах это место также принадлежало Пингвину. Внутри собирались преступные деятели и суперзлодеи, дружные с Кобблпотом. Интересно, что клуб был открыт и для рядовых граждан Готэма. В фильме интерьер мы видим лишь мельком. Однако в комиксах «Айсберг Лаунж» поражал воображение: отличная джазовая музыка, скульптуры изо льда и предметы роскоши. Даже сам Брюс Уэйн захаживал к Пингвину, маскируясь под преступника.


Отсылка на «Кристину» — роман Стивена Кинга


В одном из интервью режиссер подтвердил, что внешний вид бэтмобиля вдохновлен ужастиком Стивена Кинга — «Кристина» (Christine). В книге обезумевшая машина убивала людей. Ривз хотел добиться такого же грозного и зловещего эффекта, который был в романе и ужастике 1983 года, сделав автомобиль отдельным героем.


Отсылка на братьев Абрамовичи из Batman: Arkham City


Близнецы-вышибалы в клубе Пингвина могут быть косвенной отсылкой на братьев Абрамовичи — бывших сиамских близнецов и противников темного рыцаря из Batman: Arkham City. Джокер привёз двух гигантов Серпа и Молота из России и быстро исправил дефект, отрезав их друг от друга. Именно поэтому у каждого из Абрамовичи отсутствует по одной руке. Кстати, у нас есть обзор на прекрасную Batman: Arkham City — почитайте.


Настоящая кошка


Мало кто обратил внимание, но у Женщины-кошки собственные длинные ногти без лака. На этом настояла исполнительница роли — Зои Кравиц (Zoë Kravitz). Так актриса хотела подчеркнуть связь Кошки с животным миром.


Квартира рядом с клубом


Когда Бэтмен приходит в «Айсберг» поговорить с Пингвином о любовнице мэра, сцена заканчивается общим планом клуба и ближайшей территории. В окне одного из домов можно заметить силуэт человека. Мэтт Ривз уже подтвердил теорию фанатов, что это именно Загадочник, который следил из своей квартиры за жизнью мафии.


Связь с Batman: The Telltale Series


В Batman: The Telltale Series был показан необычный взгляд на родителей Брюса. Томас не просто работал врачом, но также был одним из самых влиятельных гангстеров Готэма и дружил с Фальконе. Связь четы Уэйнов с мафией есть и в фильме, хотя и гораздо менее впечатляющая.


Отсылка на «Человека, который смеется»


Если Джокера не показали в фильме — совсем не значит, что его там нет. Знаменитый злодей появляется в вырезанной сцене. В многочисленных интервью Ривз пояснял, что его «клоун» обезображен в силу физического заболевания, что делает образ похожим на персонажа фильма «Человек, который смеется» (The Man Who Laughs) 1928 года. Там персонаж также был вынужден ходить с вечной и страшной улыбкой, из-за чего окружающие постоянно над ним издевались.


Отсылка на комикс «V — значит вендетта»


Финальный план Загадочника, подразумевающий взрыв дамб, пересекается с темой истории «V — значит вендетта» (V for Vendetta). Ночь Гая Фокса (Guy Fawkes) — праздник, который уже многие годы отмечают в Великобритании пятого ноября. Именно в эту ночь заговорщики чуть не взорвали Парламент. В комиксе, наоборот, у V все получилось. Поэтому история Загадочника больше связана именно с комиксом, а не с реальным историческим фактом. На отсылку указывает и дата взрыва дамб — 5 ноября.


Отсылка на Хаша


Ближе к финалу картины Загадочник показывает видео о семье Брюса. Известный журналист Эдвард Эллиот нашел информацию о нестабильном психическом состоянии Марты Уэйн, о чем решил рассказать всему городу. Во вселенной «Бэтмена» также есть персонаж с фамилией Эллиот — Томас.

Его история во многом похожа на жизнь маленького Брюса, они даже были друзьями. Однако Томас рос жестоким и эгоистичным мальчиком. Получив образование хирурга, парень взял себе псевдоним «Хаш» и стал одним из самых опасных врагов темного рыцаря. Интересно, что на видео Загадочника появляется надпись «Hush», что переводится как «тишина» или «молчание». Получается, что на персонажа в картине сразу два намека, и мы можем рассчитывать на его появление в следующих фильмах.


Отсылка на «Возвращение Супермена»


В финальной схватке с последователями Загадочника есть момент, когда двое бандитов тащат Бэтмена за плащ. Эта сцена очень похожа на аналогичную в «Возвращении Супермена» (Superman Returns) 2006 года.


Намёк на Бейна


Всё в той же драке Бэтмен вкалывает себе зеленую жидкость, которая резко возвращает герою силы, но делает его очень агрессивным. Этот эффект похож на действие препарата «Веном», который активно использовал Бейн в комиксах. Возможно, злодей также появится в продолжении.


Бэтаранг-пистолет


На протяжении всего фильма единственный бэтаранг, который мы наблюдаем, находится на груди Бэтмена. Это измененный пистолет, из которого убили его родителей. Брюс использует его лишь один раз, когда перерубает электрический провод, чтобы спасти людей. К сожалению, о значении бэтаранга в фильме не говорится. Информация была лишь в многочисленных промоматериалах, поэтому многие зрители не смогли оценить весь символизм этой сцены. Брюс не просто решается на рискованный шаг, он, наконец-то, становится настоящим героем и отпускает прошлое.


Отсылка на Найтвинга


В конце фильма Женщина-кошка уезжает в Бладхейвен — город, где в комиксах геройствовал Найтвинг. Уровень преступности в Бладхейвене еще выше, чем в Готэме, а честных полицейских нет и вовсе. В некотором смысле Найтвингу пришлось даже сложнее, чем приемному отцу.


Скрытый смысл «Бэтмена»


Мэтт Ривз — мастер своего дела, поэтому «Бэтмен» сильно отличается от привычных картин про супергероев. В простой, на первый взгляд, истории о противостоянии темного рыцаря и очередного злодея есть и другой сюжет, который поняли далеко не все.

Мы уже разобрали параллели с Джокером и повествование от лица Брюса. Интересно, что только Загадочник постоянно называет Бэтмена его каноничным именем, тогда как большинство бандитов и полицейских зовут темного рыцаря необычно — Мистер возмездие. Также себя называет и сам герой.

Знаменитая фраза «Я — Бэтмен» гораздо привычнее, чем «Я — возмездие», но в фильме она не звучит, и тому есть причина.

Многие зрители ругают картину за отсутствие полноценного ориджина персонажа. На самом же деле весь фильм — это он и есть. Несмотря на название, настоящий Бэтмен появляется только в самом конце фильма после спасения людей из затопленного здания.

Перерезав бэтарангом провод, Брюс символично уничтожает в себе то прошлое, что заставляло его причинять лишь боль, чтобы сконцентрироваться на более важном — надежде. Тема, что темный рыцарь несет людям свет, мелькает во многих картинах про супергероев, но именно Ривз сумел показать её максимально точно от лица самого Брюса (прости, Нолан).

Весь фильм мы смотрим за Мистером возмездием — маниакальным молодым человеком, который носит костюм, но никаким супергероем не является. Это подтверждается монологом Уэйна о значении прожектора — он не внушает надежду, лишь страх. При этом основными противниками «ужасного Возмездия» становятся мелкая шпана, художники с баллончиками и гопники. Никто из настоящих преступников летучую мышь не боится (например, Пингвин).

Мы не зря наблюдаем за всем от лица Брюса. Для него еженощная борьба очень важна, она буквально занимает все его мысли. На деле же он совсем не замечает действительно серьезных преступлений, а использование фонда отца для скрытых сделок мафии становится для «детектива» полной неожиданностью.

Также стоит отметить образ самого Брюса, ведь он вызвал много критики у фанатов, так как миллиардер и его альтер эго ведут себя одинаково. А всё потому, что действительно двух разных личностей еще нет, лишь один депрессивный человек — что в костюме, что без.

Если проанализировать записи героя в дневнике, становится понятно — безопасность людей его не заботит. Он лишь наслаждается избиением «преступников».

Интересно, что главный злодей всего фильма — это, по сути, сам Брюс Уэйн. Он никому не помогает, а только конфликтует и вступает в драки без особого повода. Более того, Брюс вдохновляет Загадочника и подобных психов, лишь в конце между ними появляется разница. Именно этот поворот ускользнул от большинства зрителей. Мы буквально наблюдаем превращение из антигероя, практически злодея, в надежду всего города.

Удерживая все эти мысли в голове, концовка становится значительно более эпичной и значимой. Подобно Артуру Флеку, который стал Джокером, Брюс Уэйн проходит длинный путь, чтобы, наконец-то, превратиться в Бэтмена. Он отказывается от всего, что делает его тем самым одиноким сиротой, озлобленным на весь мир и похожим на Загадочника, принимает свою новую личность с иными ценностями и убеждениями.

Мэтт Ривз не поскупился на символизм. Весь фильм мы видим сына мэра, потерявшего отца. Брюс ассоциирует себя с ним и сочувствует ребенку. Спасая людей из-под завалов, Бэтмен в первую очередь протягивает руку этому мальчику. Так режиссер показывает, что превращение в настоящего рыцаря Готэма становится для Брюса спасением. Летучая мышь — не просто костюм, это символ, который помогает герою сохранить душу и того самого Уэйна, которым он был когда-то. В комиксах образ Бэтмена также часто менялся. Прочитайте нашу статью о самых безумных и необычных версиях.


Другой взгляд на «Бэтмена»


Впрочем, мы с этого начали наш рассказ, «Готэмский мыслитель» Мэтта Ривза далеко не всем пришелся по вкусу. Надо сказать, критика фильма вполне обоснована, поэтому стоит разобрать и спорные моменты картины.

Мы уже упоминали схожесть «Бэтмена» и другого нуарного детектива — «Семь». Многим зрителям заимствования показались чрезмерными. Режиссера ругают за отсутствие свежих идей и тотальную «копипасту».

Странным выглядит и пафосный монолог Брюса в начале фильма про прожектор. Нам показывают не серьезных преступников, а откровенную шпану. Это ли уровень Бэтмена? Конечно, если держать нашу теорию о скрытом смысле в голове, кадры не ощущаются чем-то чужеродным. Однако режиссеру ничто не мешало показать более опасных преступников.

Внушительный хронометраж в три часа легко можно сократить минут на 30-40. В картине так много медленной ходьбы и бессмысленно долгих кадров, что к середине начинаешь банально уставать. Такие моменты классно смотрятся в трейлерах, но в кино — раздражают. Шутка ли, есть всего одна сцена, где Бэтмен бежит.

При общей серьезности и реалистичности происходящего нашлось место и откровенно комиксовым моментам, которые ломают атмосферу и сбивают темп — например, полет и неудачное приземление темного рыцаря с небоскреба.

Однако гораздо больше вопросов вызывают образы самих персонажей. О том, что Брюс Уэйн не ведет себя как беззаботный миллиардер, высказался сам режиссер, сославшись на неопытность героя. Исчез и невероятный талант детектива. Большую часть времени Бэтмен работает совместно с Гордоном, Селиной и Альфредом. Почти всю информацию получает либо от них, либо от самого Загадочника. Поверить, что такой темный рыцарь поймал Джокера, почти невозможно (вспомним, сколько усилий потребовалось на это Бэтмену Нолана).

С Альфредом грустный сирота вообще ведет себя неадекватно. Между ними чувствуется напряжение и конфликт, хотя никаких пояснений не будет. Гораздо логичнее увидеть подобное в общении с Гордоном, но нет.

Увы, но и Загадочник в исполнении Пола Дано (Paul Dano) вышел спорным. Случилось ровно то же, что и с Кайло Реном из новой трилогии «Звездных войн» (Star Wars). Пока персонаж носил маску, он выглядел круто и устрашающе, но сняв ее — стал посмешищем. Неуместные вопли Загадочника порой доходят до абсурда и вызывают ухмылку. Вряд ли Мэтт Ривз добивался именно такого эффекта.

Весь фильм нам демонстрируют неоднозначного злодея, но с очень понятной и правильной мотивацией. К завершающей части истории Загадочник неожиданно полностью меняется. Свой план по уничтожению города он, конечно, пытается обосновать, но это полностью перечеркивает всё, чем руководствовался персонаж до этого. Если фильма вам не хватило, прочитайте нашу статью о Batman: Arkham Origins. В этой игре также показаны первые годы Брюса Уэйна в роли Бэтмена.

***

Несмотря на противоречивые отзывы, «Бэтмен» Мэтта Ривза всё же очень важный и качественный фильм, который даёт возможность взглянуть на культового героя с необычной стороны. Множество пасхалок и отсылок выглядят гораздо логичнее, чем в новинке Marvel «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» (Doctor Strange in the Multiverse of Madness), а скрытый смысл заставляет иначе оценивать сюжет. Надеемся, вам понравился наш разбор фильма, делитесь в комментариях другими теориями и пасхалками, которые вы обнаружили.

Какая пасхалка, отсылка или интересный факт понравился больше?

Результаты

Оценить
Комментарии 4