Статьи Atomic Heart называют «русский BioShock» — но оправдано ли? Изучаем сходства и различия

Atomic Heart называют «русский BioShock» — но оправдано ли? Изучаем сходства и различия

Mafox
Читать в полной версии

В Atomic Heart много отсылок и пасхалок, но чаще всего игру называют «русский “Биошок”». В этой статье мы разберём Atomic Heart на составляющие, чтобы понять, насколько это утверждение верно: обсудим геймплей, персонажей и сюжетные повороты. И сравним их с серией BioShock.

Обратите внимание, что текст ниже содержит спойлеры. Если вы хотите узнать об игре в общем и без сюжетных подробностей, ознакомьтесь с нашим обзором.

Начало игры

Вступление — оно должно быть запоминающимся и погружающим в историю и мир.

Скриншот из Atomic Heart

Вы попали в воздушных город и плывёте по реке, изучая местный быт и подслушивая разговоры окружающих. Особо внимательные игроки увидят множество отсылок к культуре СССР и даже заметят парочку сюжетных персонажей. Вокруг — самый разгар праздника, множество счастливых людей и роботов. Правда, это ненадолго. Вскоре всё пойдёт не по плану, а роботы попытаются убить всё живое.

Скриншот из BioShock Infinite

А помните, как начиналась BioShock Infinite? Вы попадаете в воздушный город Колумбия, в котором ждёт точно такое же вступление: счастливые местные жители, праздник и парад, которые затем сменяются катастрофой и паникой.

Скриншот из BioShock Infinite

Идеология

В альтернативной вселенной Atomic Heart после Великой Отечественной войны СССР начал активно развиваться. Роботы помогли выжить и построить великую страну, кроме того, их стали экспортировать. Был создан утопичный мир, где все на своих местах, роботы предлагают бесплатную газировку, а население счастливо.

Скриншот из Atomic Heart

В свою очередь мыслитель и основатель Восторга Эндрю Райан из BioShock хотел создать идеальное общество, которому не нужно государство. Он описывал свободный рынок и его развитие формулировкой «Великая Цепь». Свободный от всех экономических и этических ограничений, Восторг стал местом бурных инноваций и предпринимательства. Технологии, которые мир на поверхности смог увидеть только через десятилетия, стали привычными в Восторге в середине 20 века. Суперкомпьютер на генной основе («Мыслитель»), геотермальные электростанции («Гефест») и самоподдерживающаяся биосфера («Аркадия») стали реальностью. Первое время Восторг процветал, пока людьми не овладела алчность.

Скриншот из BioShock

Главный герой

Майор Нечаев (он же П-3) из Atomic Heart — бывший военный, которого «воскресили», заменив большую часть тела полимерными деталями. Это объясняет, почему он не погибает с одного удара роботов. В играх редко такое можно увидеть, обычно вам просто говорят — «это главный герой, он почти бессмертный». Физические показатели П-3 изначально выше, чем у обычного человека, к тому же он мастерски импровизирует.

Скриншот из Atomic Heart

В серии BioShock три играбельных персонажа, но мы остановимся на первой части, в которой главного героя звали Джек.

Джек — незаконнорожденный сын Эндрю Райана и Жасмин Джолин. Жасмин продала эмбрион доктору Бриджид Тененбаум, которая решила создать марионетку для Фрэнка Фонтейна (один из главных антагонистов BioShock, аферист, криминальный гений, заклятый враг Эндрю Райана). В итоге он стал идеальным шпионом: схожая генетическая структура с Эндрю Райаном означала, что мужчина мог использовать городские батисферы (подводные аппараты для перемещения между районами Восторга), воскресать в Вита-камерах, а автоматическая защита Восторга не была к нему агрессивна.

Скриншот из BioShock Infinite. В этом даже есть какой-то шарм — никогда не видеть лицо главного героя

Джек страдает амнезией, при этом им свободно манипулирует Фонтейн, используя кодовую фразу «будь добр». Чем дальше игрок двигается по сюжету, тем больше понимает, что Джек не случайно попал в Восторг.

Скриншот из Atomic Heart

У П-3 тоже частичная амнезия, и тоже есть кодовая фраза, но её последствий мы не видим. О кукловоде игрок узнает буквально в последних сценах.

Вам свойственно замечать отсылки в играх?

Пройти опрос

Оружие

В Atomic Heart двенадцать видов оружия. Есть обычный топор, привычный «Калаш», самое мощное оружие «Рельсотрон» и другие образцы. Использовать сразу всё не выйдет, рюкзак героя не резиновый. Его можно расширить, но этого всё равно будет недостаточно. А ведь для комфортной игры единовременно требуются холодное, огнестрельное и энергетическое оружие. Перепробовать всё и подобрать лучший комплект получится лишь со временем.

Скриншот из Atomic Heart

В оригинальной BioShock выбор чуть меньше, всего семь видов оружия. Зато всё прохождение необходимо комбинировать оружие, каждый враг требует особого подхода. Не особо реалистично, но позволяет не задумываться о свободном месте в рюкзаке.

Скриншот из BioShock. Разводной ключ это, пожалуй, самая крепкая вещь во вселенной BioShock

ХРАЗ или плазмиды

Помимо огнестрельного и холодного оружия, у П-3 есть перчатка ХРАЗ. С помощью неё вы можете использовать особые навыки, которые помогут в бою: телекинез, полимерный щит, электрический разряд, стужу и полимерный бросок. Этого достаточно, чтобы получить необходимое преимущество и решить все головоломки в игре.

Скриншот из Atomic Heart

В BioShock огромное количество плазмидов, которые помогают в различных ситуациях. И всё это генетические модификации организма, которые стали одной из причин падения Восторга. Люди бездумно использовали плазмиды и пристрастились к ним. Без постоянных доз люди сходили с ума, что мы и наблюдаем в игре. С точки зрения геймплея игрок делает себе инъекции «ЕВА» (аналог маны), чтобы затем использовать плазмиды. Можно создавать комбинации плазмидов, которые дают заметную огневую мощь, позволяя разделаться с врагами без огнестрельного оружия.

Скриншот из BioShock

Визуально механики в двух играх похожи, но если в BioShock плазмиды больше напоминают магию, то в Atomic Heart всё научно обоснованно. Зависимости П-3 не испытывает и способен всю игру спокойно обойтись без усовершенствований, в то же время Джеку без плазмидов не выжить и не сдвинуться по сюжету.

Второстепенные герои

Если не считать роботов-помощников, то в Atomic Heart не более 10 персонажей. Каждый со своей историей, но все как-то связаны с главным героем.

Скриншот из Atomic Heart. Это Зина. Баба Зина

В первой BioShock встречается намного больше людей, но основных — трое. Они не сильно участвуют в жизни главного героя, но иногда указывают и раздают советы. В основном сравнивают именно их, поэтому рассмотрим подробней.

Лариса Филатова и Бриджит Тененбаум

Две гениальные женщины, которые активно помогают героям и влияют на мир своими действиями.

Филатова не терпит насилия, и, узнав правду о проекте «Атомное сердце», пытается решить всё малой кровью, но в итоге расплачивается за свою доверчивость и наивность.

Скриншот из Atomic Heart. Лариса Филатова

Тененбаум фактически заменила Джеку мать. Это уставшая и сломленная женщина, которая поняла, к чему привели её открытия и достижения. Напоследок она старается исправить хотя бы часть ошибок, в том числе помочь герою прекратить творящийся хаос.

Скриншот из BioShock 2. Бриджит Тененбаум

Характерами и поступками женщины похожи. Хотя действия Филатовой всю игру вызывают вопросы, зато она неоднократно спасает Нечаева от гибели. В противовес — решения Тененбаум, в которых нет спонтанности, поскольку проблемы в Восторге начались давно.

Профессор Сеченов и Эндрю Райан

Гениальные изобретатели, которые перевернули мир. Оба недооценивают главного героя, а потому проигрывают. Сеченов когда-то спас и воспитал Нечаева как родного сына, сделав его серьёзной боевой единицей.

Скриншот из Atomic Heart. Дмитрий Сергеевич Сеченов

Джек же действительно кровный родственник Эндрю Райана, но изобретатель узнаёт об этом слишком поздно.

Скриншот из BioShock. Эндрю Райан

Персонажи и впрямь получились схожими, с похожим отношением к окружающим.

ХРАЗ и Атлас

Две таинственные персоны, которые всеми правдами и неправдами контролируют главных героев. Но если Атлас — алчный человек, который ради достижения своих целей готов на всё, то ХРАЗ — нечто большее. Чем-то напоминает фильм «Превосходство» (Transcendence).

Скриншот из Atomic Heart. ХРАЗ

Атлас физически не мог сам добраться до Райана, для этого ему нужен был Джек. В то же время ХРАЗ отбросил человеческое, решив, что он — новая ветвь эволюции.

Скриншот из BioShock Infinite. Атлас

Развязка

Особой вариативности в финале Atomic Heart нет. В финале звучит диалог, во время которого игрок выбирает одну из двух концовок. Если вы догадались, кто такой ХРАЗ, то выбор очевиден. В противном случае можно сразиться с роботами-близняшками и обсудить проблемы с Сеченовым.

Скриншот из Atomic Heart

В BioShock на финал влияют решения, которые игрок принимает в течение всей игры — и все они касаются маленьких сестричек (генетически модифицированных девочек, которые созданы для сбора АДАМа, важного ресурса во вселенной игры). Если вы убивали сестричек, то и финал будет мрачным и жестоким. В то же время весь игровой лор намекает, что их нужно спасти — вывести из Восторга и подарить второй шанс на счастливую жизнь.

Скриншот из BioShock Infinite

***

Проблема историй BioShock и Atomic Heart в том, что Сеченов и Райан не особо стремились к диалогу. Только проиграв, они пытаются объясниться. Конечно, это сделано ради игрока: узнав правду раньше времени, вы всё равно не смогли бы ничего изменить, но плелись бы по сюжету уже без энтузиазма.

В целом Atomic Heart и серия BioShock действительно похожи. Но стоит ли за это ругать авторов первой, студию Mundfish? Нет, не стоит: во-первых, серию BioShock давно не развивают, а во-вторых, мы видим не копирование, а заимствование и концептуальное переосмысление некоторых идей. Разработчики явно вдохновлялись BioShock, но в этом нет ничего плохого.

Кто гениальнее — профессор Сеченов или Эндрю Райан?

Пройти опрос
Комментарии 29
Оставить комментарий
1 год

Если честно сходств много от начала до способностей

Ответить
1 год

Угу как и сходство что то игра, что это игра😑

Ответить
1 год

Слишком душно

Ответить
1 год

Постарались капнуть глубже. Если не вдаваться в подробности, то так очень многие игры можно сопоставлять и обвинять в плагиате. Здесь видно, что что-то своё привнесли)

Ответить
1 год
но плелись бы по сюжету уже без энтузиазма

Ну кто знает, есть ведь такие кому даже знание финала ничего не портит т.к интересно посмотреть как до такого финала все докатилось.

Ответить
1 год

Ну вот представьте, вам вначале игры в ассасинов говорят, что главный дед – предатель. Был ли тогда интерес выполнять его поручения, зная, что он подставляет вас?) Тут так же, и делается много где. К сожалению, вотэтаповорота не получилось, многие уже на середине игры поняли в чём подвох)

Ответить
1 год

Только каждый я бы приговаривал, "ах ты падлюка старая, я уже всё про тебя знаю" 😈

Ответить
1 год

Вообще, выглядит так, что Биошок в нарративном плане намного, намного сильнее. АХ хорош, но в том числе потому, что из-за всех проблем вокруг игры, от нее изначально немного ждешь. И по факту, это надерганные идеи из других игр, собранные в обертке СССР — только в этом и есть главное отличие и оригинальность. Чрезмерной сексуализацией всего и вся тоже не удивить — это японцы и поляки давно практикуют

Ответить
1 год

В АХ есть отдельный полигон, где манекены стоят в пошлых позах. Возможно это тоже своего рода отсылка к тезису "В СССР ***** не было". А может просто кто-то решил, что это хорошая идея (нет).

Ответить
1 год

Ну в АХ и моменты с тем, как ГГ матом ругается больше похожи на то, как щкольники это делают, когда их мама, или отец не слышат — вроде как, чтобы взрослыми казаться ,но делается это совсем неуместно. Так и с сексуализацией — холодильник меня ну совсем поразил, особенно люди, которым это понравилось поражают. Да, необычно, но блин — это уже пубертат какой-то. Те же японцы это в играх, как-то изящнее делают, что-ли. На это хоть посмотреть приятно. А здесь — просто в лоб накидали и все, как Агони от поляков была — понавешали вокруг чмокающих вагин и сидели довольные

Ответить
Pinkie Забанен
1 год

обе игры хороши по своему, АХ просто не совсем оригинальна т.к. много взяла от "шока", т.е. в плане оригинальности идей АХ конечно уступает своему источнику вдохновения. В целом, если не придираться, можно АХ воспринимать как духовное продолжение шока.

Ответить
1 год

играл в АХ? я только смотрел стрим начала прохождения и концовку.

Ответить
Pinkie Забанен
1 год

к сожалению нет, я хотел купить на релизе, но в стиме не дают, а в вк я не полезу ради одного экза. На торренте пока ее нет. Так что либо в стиме куплю, либо дождусь взлома и так поиграю.

Ответить
1 год

ну, на торренте есть девелоперский билд. говорят, он проходится до конца.

Ответить
Pinkie Забанен
1 год

не, он кривой же и забагован. да и внешне отличается по качеству. я хочу в релизную версию поиграть, а не в этот огрызок.

Ответить
1 год

мой друг сделал себе казахстанский эккэунт в стиме и купил игру. расшарил на свой основной акк и вроде как играет.

Ответить
1 год

но как же ачивки...

Ответить
1 год

падают! он мне хогвартс расшарил. ачивки падают.

Ответить
1 год

не знал. а показывает в инфо профиля, что игра у тебя в списке?

Ответить
1 год

в библиотеке показывает. не помню какая приписка там, но видно, что игра из семейного доступа или как-то так.
запускаю стим, открываю библиотеку, выбираю игру, жму "играть"

Ответить
1 год

Только одновременно играть не получится. Если практиковать такое, лучше отдельный каз аккаунт создать, чтоб там игры лежали в семейном доступе. Да, так делается, вполне норм, только для Хогвартса нужно будет ещё впн включать, чтоб игру включить.

Ответить
1 год

да. есть такое. но можно вылечить. акк, раздающий игру, нужно "засунуть" в оффлайн. не помню как точно называется этот пункт. вроде что-то связанное с локальной учётной записью. он как бы не в сети, и тебе дают играть в его игры. но отдельный акк чисто для семейного доступа — это лучший вариант, согласен.

Ответить
1 год

Биошок круче

Ответить
1 год

Ну похожи и похожи, че бубнить то

Ответить
1 год

Ну похожи и похожи, почему бы и не побубнить?:)

Ответить
1 год

Статья весьма качественная) Я думаю, что идейный вдохновитель Атомик Харт — несомненно Биошок, далеко не во всём, но во многом

Ответить

сходств действительно много

Ответить
1 год

Смысл сравнивать?... Понимаю Far Cry с их кучами частей, или асассинов

Ответить
1 год

Очень много слышали отовсюду, поэтому и решили капнуть чуть глубже, чем простое визуальное сравнение

Ответить