Впечатления от фильма «Смертельный выбор». Ужастик от Netflix для самых маленьких геймеров

Новинка от «Нетфликс», получившая говорящее название «Смертельный выбор» (Choose or Die), привлекла моё внимание по нескольким причинам. В трейлере мелькали известные актеры — Эйса Баттерфилд (Asa Butterfield) из «Сексуального просвещения» (Sex Education) и Эдди Марсан (Eddie Marsan), которого вы могли видеть в недавнем фильме «Гнев человеческий» (Wrath of Man). Кроме того, главным злодеем должна была стать поехавшая компьютерная игра из 80-х — звучит интригующе! Я посмотрел новинку и готов рассказать, что же в итоге получилось.

Так о чём же «Смертельный выбор»?

Нас знакомят с семьёй, где её глава увлекается культурой 80-х. Он застрял во времени, не участвует в воспитании сына и игнорирует жену. Запершись у себя в комнате, мужчина запускает старую игру на кассете — квест с выбором ответов. Неожиданно на экране начинают появляться очень странные вопросы, а игра сообщает, что выбирать придётся в любом случае, а иначе умрёшь.

Завязка сюжета проста, опытный зритель уже на этом этапе может предсказать некоторые события «Смертельного выбора». Однако место для интриги всё же остаётся. «Курс на Р» (CURS>R) — именно так называется игра — не просто подчиняет себе людей, но меняет пространство, что вызывает массу вопросов.

Невозможно отделаться от прямых сравнений с другим проектом «Нетфликс» — «Чёрное зеркало: Брандашмыг» (Black Mirror: Bandersnatch). Там тоже чувствовался явный привкус 80-х годов, а игра заставляла своего создателя творить страшные вещи.

Однако есть и важное отличие. В «Брандашмыге» была классная идея, добавляющая картине индивидуальности, — нелинейный сюжет. Зритель брал на себя роль героя и самостоятельно определял дальнейшие события. Данный прием уже давно используется в компьютерных играх, но в кино выглядит свежо.

В «Смертельном выборе» ничего такого нет. Перед нами традиционный ужастик с линейной историей. Скромный хронометраж в час и двадцать минут оставляет многие события за кадром, что также отражается на качестве сюжета. Если в «Брандашмыге» несостыковки и сценарные допущения воспринимались как часть общего стиля и повод перепройти историю, то в «Смертельном выборе» так и остаются нераскрытыми.

Большое значение имеет и атмосфера. В «Чёрном зеркале» от начала и до конца сохранялся необходимый градус безумия. Ощущение, что всё не то, чем кажется, заставляло ломать голову, какая версия событий каноническая.

В «Смертельном выборе» всё максимально серьёзно и просто. Не нашлось места и чёрному юмору, а зря. Фильм смотрелся бы гораздо лучше, добавь авторы немного иронии. При этом напряженные моменты также не работают — происходящая на экране дичь и плоские персонажи вызывают вместо сочувствия лишь улыбку.

Какая тема ужастика самая интересная?

Результаты

Сюжет и персонажи в «Смертельном выборе»

После завязки мы знакомимся с настоящей главной героиней — Кейлой в исполнении Иолы Эванс (Iola Evans). Увидеть её можно в сериалах Сотня (The 100) и Карнивал Роу (Carnival Row).

Кейла безуспешно пытается найти работу, мечтает стать программистом и содержит мать с зависимостью от запрещенных веществ. А ещё недавно случилась беда — утонул младший брат, и девушка не перестаёт себя винить.

К сожалению, актриса плохо справляется с драмой. Даже в критические моменты у героини остаётся каменное лицо. Забавно выглядят ситуации, когда в одном кадре она пытается рыдать, но через секунду выглядит совершенно спокойной, будто ничего и не случилось. Из-за плохой актерской игры следить за несчастьями Кейлы банально скучно.

Айзек, роль которого взял на себя Эйса Баттерфилд, — лучший и единственный друг Кейлы. Он коллекционирует старую технику и держит небольшой магазин по ремонту компьютеров. Актёр старается, но звезде «Сексуального просвещения» практически нечего играть. Участие Айзека в истории настолько незначительно, что с ролью мог справиться абсолютно любой неизвестный актёр.

Увы, в «Смертельном выборе» нет ничего, что заставляет внимательно следить за судьбами персонажей. Все образы — шаблонны; нет ни развития, ни глубины. Мы так и не узнаем, что связывает Кейлу и Айзека, долго ли они были знакомы, в каких отношениях состояли. В фильме есть лишь одна мирная сцена, где ребята просто общаются, но и она особых эмоций не вызывает. Кажется, что перед нами лишь пилотная серия нового сериала Netflix, а не полнометражный проект.

В фильме, конечно, есть и другие герои, но и они выступают лишь функциями, необходимыми для продвижения сюжета. Мать Кейлы вроде бы очень важна, но появляется в паре сцен. То же касается и Ленса — дилера и ещё одного «плохиша». Он на историю вообще не влияет и нужен лишь для эффектной концовки. Про мужчину из завязки, которого сыграл Эдди Марсан, сказать можно ещё меньше. Похоже, известных актеров позвали только ради интригующего трейлера.

Как я уже говорил, сюжет вряд ли вас удивит. Айзек случайно покупает «Курс на Р». Кейла находит на коробке упоминание о денежном призе для победителя — и решает сыграть. Безумный квест предложит всего пять уровней, проходить которые придётся раз в день в строго установленное время.

Днём ребята пытаются найти способ победить «Курс на Р» и разобраться в происходящем, а ночью Кейле предстоит очередное испытание. Такая концепция отдаленно напоминает «Игру в кальмара» (Squid Game), где события также чётко делились между заданиями и отдыхом.

На моменте развязки фильм из просто скучного становится плохим. Как только герои выясняют природу игры и принцип её работы, в глаза бросаются все изъяны сценария. Внятного объяснения вы не получите, а разгадка окажется совершенно притянутой.

Как пугают в «Смертельном выборе»

«Смертельный выбор» — это всё-таки ужастик, поэтому главная цель — пугать. Но и тут фильм с задачей не справился. Уровни могут впечатлить совсем уж юных зрителей, не знакомых с «Кошмаром на улице Вязов» (A Nightmare on Elm Street), «Пилой» (Saw) и прочими «Астралами» (Insidious).

Шутка ли, но лишь два из пяти заданий действительно пытаются показать атмосферу хоррора. Уровень с крысами пройдёт за кадром, рвота плёнкой от кассет выглядит недоразумением, а последняя битва с боссом ничего общего с ужастиком не имеет.

Хотя порой игра действительно генерирует прикольные ситуации. Схватка, где нужно ранить себя, чтобы причинить урон сопернику, — классная и оригинальная. Но такого креатива мало на целый фильм. Узнав, что на самом деле может «Курс на Р», понимаешь, сколько идей осталось нереализованными.

Судя по недавнему «Проект “Адам”» (The Adam Project), делать небольшие фантастические фильмы у «Нетфликс» получается всё же лучше, чем ужастики.

***

«Смертельный выбор» привлёк меня идеей и актерским составом, но оказался фантастическим провалом, на который не рекомендую никому тратить время. Если вы фанат жанра ужасов, поищите другие проекты — на том же «Нетфликс» их довольно много. Или поиграйте в антологию The Dark Pictures Anthology — эмоций останется больше.

Будете смотреть «Смертельный выбор»?

Результаты
+1
Комментарии 7