18 марта вышла Syberia: The World Before. Авторы обещали не повторять ошибки третьей части, а создать хорошую игру с приятными головоломками, годным сюжетом и притягательными персонажами. Но удалось ли им сотворить нечто достойное, учитывая, что завершать разработку пришлось без почившего Бенуа Сокаля (Benoît Sokal)? Я прошёл игру за 13 часов и спешу поделиться впечатлениями!
К серии Syberia в России особое отношение. Тот лишь факт, что в название вынесена Сибирь, вызывал у наших геймеров любопытство, а стоило запустить игру, как интрига становилась ещё сильнее.
Фишка в том, что Бенуа Сокаль придумал и нарисовал необыкновенный мир, который сочетал обыденную реальность с вычурным стилем и впечатляющими технологиями. Главным украшением сеттинга стали автоматоны. Это навороченные механические устройства, которые работали, водили поезда, поддерживали беседу и выполняли множество других функций. Но главное, они могли стать другом — отношения Кейт Уокер и Оскара это подтверждают.
Вдобавок к оригинальному сеттингу в игре были приятная история про призвание и мечту, а также любопытные головоломки. Зачастую, чтобы продвинуться по сюжету, приходилось как следует пошевелить мозгами.
В первых частях Syberia хватало проблем: решение загадок порой оказывалось чересчур неочевидным, а действия героев не всегда поддавались логическому объяснению. Однако атмосфера и красота выдуманного мира очаровывали так сильно, что на недостатки удавалось закрыть глаза.
Когда в 2017 году вышла долгожданная третья часть, фанаты ликовали — увы, ровно до тех пор, пока не оценили новинку самостоятельно. Syberia 3 плохо выглядела, ужасно управлялась и растеряла свойственный серии шарм. Сюжет и загадки тоже получились, как минимум, спорными. Неудивительно, что в Steam у третьей части лишь 51 процент положительных отзывов.
Впрочем, когда мы брали интервью у геймдиректора четвёртой Syberia Лукаса Лаграветта (Lucas Lagravette), он сказал, что неудачный опыт многому научил команду. Но правда ли Microids Studio Paris усвоила урок? К счастью, да! Пусть разработчики допустили ряд досадных оплошностей, Syberia: The World Before всё равно стала достойным продолжателем культовой серии.
Любите квесты?
Пройти опрос1937 год. Милая молодая девушка Дана Роуз бродит по улицам города Ваген. Денёк выдался умиротворенным, однако дама сгорает от беспокойства. Как-никак ей выпала честь сыграть на пианино на центральной площади. Если музыкант хорош, то мелодия пробудит автоматонов, которые поддержат выступление игрой на других инструментах. Это серьёзная ответственность, но Дана талантлива и точно со всем справится.
Мисс Роуз вообще ждёт светлое будущее. На лето запланирована работа в чудесном лагере, а после она продолжит обучение и однажды, наверное, станет легендой музыки. Вот только сбудутся ли мечты? Проблема в том, что по национальности она вагеранка, а в округе последнее время разбушевались нацисты, которые относятся к её народу, как фюрер к евреям.
Впрочем, Кейт Уокер готова рассмеяться, услышав о таких проблемах. Весь 2004 год она провела на шахте в Тайге, где день за днём колотила камни и мечтала вновь обрести свободу.
Положение и так ужасное, а Кейт ещё и выяснила, что мать недавно умерла, а её не было рядом. В этот момент Уокер поддаётся меланхолии и задаётся вопросом: а стоила ли игра свеч? Не зря ли она последовала за Гансом и села в тот самый поезд? Зачем искала мамонтов? Вместо этого она могла вернуться в Нью-Йорк, сыграть свадьбу с женихом и жить счастливо.
Размышления прерывает неожиданный сюрприз. В пещерах Кейт находит картину, на которой изображена юная Дана Роуз. Фишка в том, что Кейт и Дана поразительно похожи: глаза, брови, нос и другие черты — всё узнаваемо. Будь у Кейт другая причёска, оливковый цвет кожи и более узкие скулы, персонажей было бы не отличить.
Но какая связь между Кейт и Даной? Неужели они родственники? К счастью, вскоре американке удастся покинуть шахты и отправиться в Ваген на поиски ответов. У Уокер достаточно причин выяснить судьбу пианистки, но все они сомнительны. Не бежит ли героиня от себя? Быть может, она начинает очередное приключение лишь потому, что податься больше некуда? Подобной рефлексии и самоанализу уделено немало времени.
Стоит отметить, что вступление про таёжную шахту получилось сомнительным. В подобной обстановке милая Кейт смотрится чужеродно. К счастью, героиня быстро выбирается на поверхность и прибывает в Ваген, где серия возвращается к корням.
В остальном сюжет получился приятным. Сценаристы отправляют героев исследовать прекрасный город, копаться в тайнах прошлого, ужасаться кошмарам национализма, посещать мировые столицы и разгадывать непростые головоломки. К тому же взять под управление удастся не только Кейт и Дану, но и других персонажей вроде очаровательного автоматона и возлюбленного мисс Роуз.
К слову, именно Дана Роуз стала главной находкой разработчиков. Она мгновенно влюбляет в себя: добрая, творческая, светлая — про неё и правда хочется узнать всё, что можно. В The World Before она полноценный игровой персонаж, глазами которого можно взглянуть на события прошлого.
Конечно, нельзя сказать, что история какая-то необыкновенная. Связь Даны и Кейт разгадывается задолго до того, как на неё укажут улики. Сюжетные повороты предугадываются. Да и игровой процесс местами плохо обоснован: когда ректор музыкального университета в ответ на незначительную просьбу требует починить невероятно сложный механизм, хочется покрутить пальцем у виска.
Однако всё это не мешает сюжету быть приятным и притягательным. В мире Syberia здорово находиться, а повествование интригует.
При этом стоит отметить, что игра полностью локализована. Субтитры переведены толково, а мастера озвучки достойно отыгрывают роли. Некоторые актёры слегка переигрывают, но ключевые персонажи звучат хорошо.
Syberia: The World Before остаётся всё тем же квестом, что и раньше. Героям предстоит бродить по локациям, общаться с NPC, выискивать ценные предметы и решать головоломки. Если любите квесты, заниматься этим будет в кайф.
Основа неизменна: персонаж оказывается в интересном месте и должен разобраться с какой-то задачей. Например, в городе Кейт первым делом предстоит отыскать магазин, где был продан футляр от картины с Даной, а также разобраться с загадкой одного автоматона. Каждое действие приводит к новым зацепкам и двигает персонажей вперёд. Ничего необыкновенного и нехарактерного квестам в процессе не будет.
Стоит отметить, что четвёртая часть более казуальна и приветлива, чем первые две. За прохождение я встретил лишь один проход, который легко пропустить, а хитро запрятанных предметов и слишком сложных загадок и вовсе не было. Если в оригинальной Syberia легко было не заметить сюжетную дверь и часами бессмысленно ходить по округе, то теперь всё очевиднее. Вы всегда будете, как минимум, догадываться, куда идти и что делать.
При этом, если геймер всё-таки столкнётся с непреодолимым препятствием, всегда сможет воспользоваться подсказкой. Кейт поделится мыслями и подскажет, как поступить — с каждым нажатием намёк становится всё очевиднее.
Пусть загадки стали проще, разбираться с ними всё равно увлекательно. Зачастую они напоминают головоломки из The Room, когда ради ответа нужно во все стороны крутить вычурный предмет, искать спрятанные кнопки и вручную раскрывать его части. Заниматься этим любопытно.
Впрочем, головоломки, которые заставят попотеть, всё же повстречаются. Однажды Кейт предстоит починить главную городскую достопримечательность, которую когда-то создал сам Ганс Форальберг. В процессе будет пара непростых головоломок, которые озадачат геймеров, как минимум, на час.
Ещё одна фишка головоломок в том, что временами для их разгадки придётся переключаться между персонажами. Если Кейт не под силу подобрать пароль от нужной двери, она может нажатием одной клавиши перенестись в прошлое и поискать комбинацию, управляя Даной.
Это плохо обосновано сюжетно, ведь героиня в это время просто читает документы о том, чем занималась мисс Роуз в те годы. Как это помогает взглянуть на мир глазами Даны и увидеть пароль, неясно. Однако, если простить авторам игровую условность и оценить механику как геймплейную фишку, она отлично работает.
Ещё одна важнейшая часть геймплея — исследование мира. The World Before очень медитативна: по традиции жанра большую часть времени герои ходят с места на место, изучают окружение, разглядывают предметы на столах и ищут вещицы, которые однажды пригодятся.
Если ждёте от новой Syberia динамики, как в годной Horizon Forbidden West, быстро загрустите. А вот ценители квестов почувствуют себя, как дома.
Если говорить о технических составляющих, у Syberia: The World Before всё средне. Дело в том, что качество текстур нередко напоминает о временах первых частей, а лицевые анимации устарели. В общем, технологии не назвать выдающимися, однако этого никто и не ждал.
Однако, несмотря на техническое несовершенство, визуал всё равно впечатляет. Всё благодаря восхитительной работе художников: именно за счёт приятного дизайна игра выглядит достойно.
Город нарисован с глубочайшим вниманием к деталям, а освещение и краски передают нужную атмосферу. К примеру, Дана и Кейт в разное время пройдут по одной и той же улице, но за счёт изменения тона она ощущается по-разному. Если в 1937 году в воздухе витает праздник и вдохновение, то в 2004 улица кажется более сдержанной и холодной.
Над помещениями тоже работали с энтузиазмом. Даже мелкие локации отлично проработаны и без слов рассказывают историю мира. По антикварному магазину развешаны красивые картины, по ящикам разбросаны документы, а за прилавком такой бардак, что даже ручку не найдёшь. Стоит рассмотреть окружение, как характер хозяев заведения станет понятным.
Пожалуй, дизайн — самая сильная сторона игры. Быть может, технически к The World Before можно придраться, но в плане арта всё прекрасно.
Ещё лучше визуал работает в сочетании с музыкой. За саунд отвечал известный композитор Инон Зур (Inon Zur) — в прошлом он работал над сериями Fallout, Dragon Age, Crysis и многими другими играми. Захватывающие мелодии из Syberia 2 — тоже его работа.
Для The World Before творец написал множество годных треков, которые заставляют погрузиться в мысли, сконцентрироваться на окружающем мире или немного погрустить. К слову, OST четвёртой части уже лежит в сети, обязательно его послушайте.
А вот к оптимизации есть вопросы. Чтобы запустить игру, нужен PC с видеокартой GTX 750 Ti, 8 Гб оперативки и процессором Intel i5-6600. Я проходил The World Before на ноуте с GTX 1650 Ti, 16 Гб ОЗУ и AMD Ryzen 5 3550H — этой конфигурации хватило, чтобы поднять настройки до максимальных, однако иногда FPS вёл себя неадекватно.
Большую часть времени количество кадров в секунду не падало ниже 30, но в некоторых локациях начинались такие фризы, что настройки приходилось снижать до минимальных. На стационарном PC с GTX 1070, 16 ГБ оперативки и процессором Intel i7-7700 подобных просадок тоже хватало. В отзывах Steam на оптимизацию жалуются даже геймеры с компьютерами на базе RTX 3070.
Зато баги практически не встречались. Пару раз персонажи начинали трястись, как ненормальные, но это быстро проходило. В остальном игра работала как надо.
К управлению тоже есть вопросы. Я проходил The World Before на контроллере, и порой ходить по миру и взаимодействовать с интерактивными объектами было не очень удобно. В основном это касается просторных мест, где камера постоянно меняет ракурс. Конечно, управлять Кейт в разы комфортнее, чем в Syberia 3, однако до идеала, увы, далеко.
***
Несмотря на проблемы с оптимизацией и техническое несовершенство, авторов хочется похвалить за неплохой сюжет, восхитительную атмосферу, талантливый дизайн и прикольные головоломки. Всё это делает Syberia: The World Before примечательным проектом, который не стоит обделять вниманием.
Какая часть Syberia лучшая?
Пройти опрос
В первую часть играл. Была годная игра