Обзор GTFO. Самый хардкорный кооперативный шутер, который заставит вас страдать
10 декабря вышла GTFO, кооперативный шутер с элементами хоррора. Фишка в том, что проект студии 10 Chambers мало чем походит на конкурентов. Геймплей требует максимальной сыгранности команды, тотального понимания механик и предельной внимательности. Даже малейшая ошибка одного из компаньонов может привести к беде. Но интересно ли играть в столь хардкорный проект? Я вдоволь настрадался в GTFO — и спешу поделиться впечатлениями!
Что такое GTFO?
GTFO — дебютный проект студии 10 Chambers, однако назвать разработчиков новичками нельзя. Основатель компании — Ульф Андерссон (Ulf Andersson), который в 2011-м вместе с братом создал серию PayDay. Увы, однажды пути родственников разошлись: Overkill Software была выкуплена, а инвесторы начали усердно доить игру.
Ульфа огорчило, что вместо творчества он вынужден заниматься чистой коммерцией. Тогда-то он и основал 10 Chambers и своими силами выпустил игру, на которую не дал бы добро ни один издатель. Уж слишком недружелюбной и своеобразной была концепция.
Впрочем, несмотря на хардкорность GTFO пришлась геймерам по вкусу. Они два года рубились в неё во время раннего доступа и, наконец, дождались полноценного релиза. Но стоит ли вам обратить на новинку внимание?
Если ищете новых впечатлений, не боитесь испытаний и, в идеале, знаете трёх готовых вступить в команду товарищей, GTFO окажется для вас находкой. Однако, если вы одиночка или ищете весёлых пострелушек, лучше обойти проект стороной — иначе он заставит страдать.
У вас есть друзья-геймеры, с которыми вы играете??
Сюжет GTFO
Главные герои GTFO — далеко не славные парни, которые спешат творить добро и спасать мир. Они — матёрые уголовники, оказавшиеся в плену у таинственного Смотрителя. Теперь он отправляет бедолаг в разрушенный исследовательский комплекс, расположенный глубоко под землёй.
Если четвёрка бойцов справится с заданием и вытащит на поверхность нечто ценное, получит снисхождение. Вот только подземный мир полон столь жутких тварей, что надежда вернуться ничтожно мала, — раскиданные тут и там трупы других заключённых это подтверждают.
Стоит отметить, что сюжета в GTFO толком нет. Перед бойцами есть ряд заданий, с которыми нужно совладать, — знать больше геймерам необязательно. Однако, если вы намерены разобраться в лоре, будьте внимательны к деталям.
Кто такой этот могущественный Смотритель? Что за комплекс мы исследуем? Откуда здесь взялись жуткие смертоносные твари? Заключённые пытаются добыть что-то действительно ценное или же их вылазка — банальная игра на выживание? Какую именно награду они получат, если справятся?
Найти зацепки можно в раскиданных по локациям терминалах. Обрывки информации оставил слетевший с катушек заключённый, который долгое время выживает в глубинах комплекса и делится путанными мыслями. Фанатам игр великой FromSoftware такое понравится, однако ценители цельной и комплексно поданной истории, вероятно, забьют на повествование.
В целом, у вселенной GTFO занятный лор, в котором есть место интересным событиям и неожиданным поворотам, однако авторы явно не фокусировались на сюжете. Они сделали ставку на безжалостный геймплей.
Геймплей GTFO
Если, услышав словосочетание «кооперативный шутер», вы представляете группу умелых вояк, которые прорываются сквозь толпы врагов с пушками наперевес, забудьте об этом. GTFO — не такая.
Чтобы выжить в недружелюбном комплексе, бойцы должны быть тише воды, ниже травы. Патронов у них мало, враги бьют сильно, стрелять не слишком удобно, а целиться нужно точно в голову — именно поэтому с монстрами лучше разбираться так, чтобы никто даже не узнал о вашем присутствии. Стоит монстру заметить группу, как он издаст громкий визг, а по вашу душу слетится орава, которая, вполне вероятно, всех сожрёт.
Облегчает задачу то, что монстры в GTFO слепые. Вы можете пройти прямо у них перед носом. Главное, не направлять на них фонарь, — слишком яркий свет они всё-таки заметят.
Также бойцам нельзя шуметь. Если кто-то начнёт топать, стрелять, ломать замок или пищать электронной отмычкой, ждите беды. Впрочем, даже если вы крадётесь, монстры могут обострить чувства и заподозрить неладное — тогда команда должна замереть, пока существо не успокоится. Один шорох, и пиши-пропало.
В конце концов, даже тихое убийство монстра, рядом с которым стоит другой враг, приведёт к тревоге. Группу стоит либо обойти стороной, либо окружить тварей и расправиться с ними синхронно.
А ведь хватает и других способов спалиться. Например, со временем на локациях появляются Скауты. Это создания, из которых растут опутывающие помещение тентакли — стоит дотронуться хоть до одной, как ваше присутствие будет раскрыто.
GTFO ставит перед командой серьёзные требования: солдаты должны быть тихими, сплоченными и умелыми. А ведь не так-то просто собрать четверых игроков, которые освоив механики, примут подталкивающие к стелсу правила и согласятся действовать, как единое целое.
Вы не раз встретите ситуации, когда четыре монстра стоят бок о бок, а обойти их нельзя — рядом шкаф, в котором валяется важный ключ. Если даже один геймер не услышит команду, замешкается с ударом, не замрёт, когда существо начнёт что-то подозревать, или забудет выключить фонарик, туго придётся всей группе.
А ведь начать взаимодействие нужно до того, как группу отправят исследовать комплекс. Ещё в лобби союзникам нужно договориться, кто возьмёт турель, которая перестреляет монстров, кому стоит схватить пенную пушку, чтобы укрепить двери и выиграть время, а кто будет таскать отсасывающий ядовитый дым девайс.
Как видите, GTFO требует максимального уровня кооперации, и добиться его с рандомами будет непросто. В команде всегда найдётся кто-нибудь, кто раз за разом будет подставлять группу и агрить толпы монстров, истощая запасы патронов и здоровья.
Проблема в том, что зачастую геймеры просто не понимают, как играть в GTFO. Авторы не внедрили даже минимального обучения, чтобы поведать, как разобраться с тварями. Я и сам не раз приводил группу к гибели, из-за того, что не понимал: когда монстр светится, нужно замереть. Такие фишки узнаются от более опытных компаньонов или на практике.
Особенно остро проблема проявляется на стартовых уровнях, где народ по незнанию носится по локации и палит во всё, что движется. Неудивительно, что не пройдёт и получаса, как все сложат головы. Из-за этого мне понадобилось семь заходов, чтобы пройти первую локацию.
При этом мне ни разу не удалось собрать полную группу из русскоговорящих игроков — лишь выбрав в критериях поиска английский, лобби наполнялось, как надо. Быть может, это досадное недоразумение, но если нет, без знания языка придётся туго.
При этом, даже собирая команду английских джентльменов, в лобби может залететь китаец, который не разберёт ни единой команды. Вероятно, такие геймеры просто не смогли найти группу соотечественников и выбрали самый популярный язык.
Однако, если вам удастся найти друзей для совместной игры или познакомиться с адекватными геймерами в официальном Discord проекта, GTFO подарит множество ярких эмоций.
Вы будете обсуждать тактику, прикрывать друг другу спину, координировать действия и медленно, но верно продвигаться к цели. Впрочем, просто всё равно не будет — даже с хорошей командой два последних уровня стали для меня непреодолимым испытанием.
Дело в том, что даже самой тихой группе не удастся пройти задание исключительно по стелсу. Дорогу к нужной вещичке преграждает несколько дверей, которые при открытии поднимают тревогу. Именно тогда нужно пенить проходы, из которых полезут монстры, грамотно расставлять турели и ставить мины.
Монстры толпой сбегутся на звук и начнут рвать и метать — при этом среди них будут, как рядовые слиперы, так и здоровенные гиганты, которые сильно бьют и неохотно погибают. Хорошая новость в том, что стоит отряду выдержать натиск, как игра сохранится. Теперь смерть отправит не в начало миссии, а к чекпоинту.
А ещё добыв нужный предмет, вам придётся экстренно сматываться к месту начала задания, потому как монстры в этот момент озвереют. Обычно отступление становится самым напряжённым моментом миссии.
В GTFO есть ещё одна оригинальная механика, связанная с терминалами. Дело в том, что локации большие — найти вещичку, ради которой вы прибыли, не так-то просто. К счастью, на местности можно отыскать терминалы, куда вручную вводятся команды. Набрав на клавиатуре определенную комбинацию, вы узнаете, где валяются нужные ключи, и в какой области цель. Если подберётесь к объекту близко, его можно даже пропинговать.
Впрочем, идти строго к цели не стоит. По локациям раскиданы артефакты, которые лучше бы найти и забрать. В грядущих вылазках вы сможете взять эти вещички с собой и получить неплохие баффы: здоровье будет восстанавливаться быстрее, оружие ближнего боя нанесёт больший урон и так далее.
К недостаткам GTFO можно отнести низкую реиграбельность: перепроходить миссии не особо интересно. Каждый раз разработчики слегка меняют расположение ключей и по-разному расставляют монстров, но путь к цели всегда будет один. Сюжетная тропа в любом случае поведёт вас через знакомые помещения, а тревога будет подниматься в тех же самых местах.
На странице в Steam авторы обещают, что периодически таинственный Смотритель будет менять кампанию — тогда старые уровни исчезнут, уступив место новым. Как часто будут происходить подобные обновления, неизвестно: может раз в месяц, может раз в год.
Графика, системные требования и баги: всё неплохо
GTFO нельзя назвать технологичным проектом. Временами картинка выглядит так, будто игра вышла десять лет назад: корявые анимации, простоватые текстуры, скудные эффекты. К тому же локациям не хватает разнообразия. Временами группа будет оказываться в неожиданных местах, но куда чаще бродить придётся по тёмному комплексу, дизайн которого быстро приедается.
А вот монстры нарисованы отлично. Они пугающе выглядят, жутко двигаются, а их атаки могут удивить. Даже рядовых слиперов приятно разглядывать аж на десятом часу игры.
Плюс враги, как и вся игра, отлично звучат. Они пугающе кряхтят, ужасно ревут, а каждый шорох заставляет отряд напрягаться. Над саундом 10 Chambers поработала на славу.
Чтобы запустить GTFO, хватит даже слабенького PC с видеокартой GT 1030, 8 Гб оперативной памяти и процессором i5 2500K. Я проходил игру на ноутбуке с GTX 1650 Ti, 16 Гб оперативки и процессором AMD Ryzen 5 3550H — такого железа хватило, чтобы поднять настройки до максимальных и получить стабильный FPS.
За всё время я встретил лишь пару мелких багов и один раз вылетел из-за неведомой ошибки. В общем, в техническом плане игра работает нормально.
Единственная претензия к спорным чекпоинтам: GTFO может сохранить прогресс за мгновение до того, как группа падёт. В итоге пару раз отряду, который практически добрался до цели, приходилось начинать катку сначала. Впрочем, геймеры, которые застали игру, когда в ней вообще не было чекпоинтов, посмеются над этой претензией.
***
GTFO — одна из самых необычных кооперативных игр, которая впечатляет концепцией и высокой сложностью, а также требует от команды максимально слаженных действий. Если вы не готовы часами изучать механики, злиться на портящих катку рандомов и раз за разом пытаться пройти один уровень, проект 10 Chambers вряд ли вам подойдёт. А вот геймерам, которые ищут от игр чего-то нового, запоминающегося и хардкорного, стоит обратить внимание.
Будете играть в GTFO?
-
Превью GTFO — подрастающий убийца Killing Floor?
-
«Пока, Rainbow Six Siege» и «То, чего я ждал после SWAT 4» — как геймеры в Steam оценили новый шутер Ready or Not
-
«Больно, но весело» — кооперативный шутер GTFO добрался по полноценного релиза в Steam
-
Ужасные чудовища и упор на атмосферу — вышел новый геймплей шутера GTFO