Обзор Shin Megami Tensei V. Образцовая jRPG
Новая часть в серии Shin Megami Tensei — это один из самых заметных проектов 2021 года для Nintendo Switch. Серьезные и мрачные jRPG с глубокой боевой системой выходят не каждый год. Пропускать такое точно нельзя.
Кризис жанра
Жанр jRPG находится сейчас в довольно сложном положении. У себя на родине японские ролевые игры в целом востребованы, но на Западе это скорее нишевый продукт.
Дело в том, что по части геймдизайна, сюжета и графики японские ролевые игры застряли где-то в нулевых. В то время как западная школа разработки набирала обороты и всё сильнее приближалась по качеству сюжета и постановки к большому кино, jRPG топтались на месте, в очередной раз предлагая наивные сюжеты и незамысловатый геймплей.
Здесь, разумеется, нужно сделать оговорку, что мы имеем в виду именно jRPG в классическом понимании. Среди японского игропрома есть и очень даже конкурентоспособные проекты, например, The Legend of Zelda Breath of the Wild, Death Stranding, серия Dark Souls и другие. Но все перечисленные тайтлы всё же не jRPG.
С чистокровными японскими ролевыми играми всё куда сложнее. Времена, когда из-за какой-нибудь Lost Odyssey геймеры покупали Xbox 360, давно канули в Лету. Консоли Microsoft теперь завлекают тоннами игр в Game Pass, а Sony делает ставку на эксклюзивы типа God of War и Spider-Man. Оно и понятно — не может же игра вроде Atelier Ryza 2: Lost Legends & The Secret Fairy в самом деле быть системселлером. А тем временем это типичная современная jRPG.
Разумеется, проекты такого уровня не могут обеспечить игрокам полноценный ААА-опыт. Если в свое время Final Fantasy VII была настоящим прорывом и в неё играли все геймеры, у которых была первая PlayStation, то сейчас её ремейк не получил должного внимания со стороны наших игроков (в англоязычном сегменте интернета, впрочем, с этим всё намного лучше). Посмотрите хотя бы на то, чем сейчас занят Хиронобу Сакагути, создатель «Последней фантазии». Если не в курсе, то он недавно выпустил Fantasian, эксклюзив Apple Arcade.
На таком фоне Shin Megami Tensei V становится приятным исключением — мрачная и серьезная, с глубокими механиками и комплексным левелдизайном. Shin Megami Tensei V задает очень высокую планку для jRPG. Но обо всем по порядку.
Обнаружено демоническое присутствие
В хронологии франшизы Megami Tensei разобраться едва ли не сложнее, чем в серии Kingdom Hearts со своими многочисленными сборниками и переизданиями вида HD 1.5 + 2.5 ReMIX. Тем не менее сюжетно Shin Megami Tensei V не связана с предыдущими играми серии, поэтому новым игрокам можно совершенно спокойно залетать на огонек.
Знакомы с франшизой?
Shin Megami Tensei V рассказывает историю обыкновенного японского школьника, который внезапно обрел сверхчеловеческие силы. Загадочным образом оказавшись в постапокалиптическом Токио, он объединяется с некой сущностью и становится Нахобино, по сути, божеством. Теперь герою нужно выяснить, что случилось с его городом и решить судьбу увядающего мира.
Кастомизация героя весьма условная. В лучших традициях японских RPG со времен 16-битной Shining Force, имя герою можно придумать самостоятельно, но на этом все. Впрочем, неподготовленного игрока даже такое решение может запросто поставить в тупик — зарубежный интернет завален гайдами по типу «Лучшие имена для главного героя Shin Megami Tensei V». К тому же внешность героя абсолютно никак не позволяет определить его пол (если, конечно, вы не проходили наш тест). Так что есть риск придумать какое-то женское имя, а потом разочароваться в своем выборе.
Рассказывать о сюжете Shin Megami Tensei V без спойлеров довольно сложно, поэтому лишь отметим, что особых претензий к нему нет. Тем не менее основная сюжетная канва раскручивается весьма неторопливо. Если, к примеру, в «Стражах галактики» нас плавно и ступенчато ведут от локальных конфликтов к глобальному апокалипсису, то Shin Megami Tensei V делает это очень неравномерно, раскрывая карты только ближе к концу. Кроме того, в игре есть условная система морали, когда герой может склоняться к тому или иному исходу событий. Однако по ходу игры такие выборы ни к чему не обязывают, в конце все равно придется сделать единственный важный выбор, от которого зависит финал.
Поднимаемым игрой проблемам, а тут есть место и школьной травле, и, разумеется, философским вопросам о сущности бытия, как будто не хватает экранного времени, чтобы получше раскрыть тему. То же самое можно сказать и о персонажах. Прочувствовать и по-настоящему привязаться к ним не успеваешь даже несмотря на то, что прохождение основной кампании занимает часов 30-40. Все же упор Shin Megami Tensei V сделан на геймплей.
Ад на земле
Основа игрового процесса, как и в любой jRPG, заключается в перемещении по локациям и сражении с противниками. Однако прелесть Shin Megami Tensei V не в самой геймплейной формуле, которая предельно стандартна, а в том как всё это реализовано.
Исследование карты в Shin Megami Tensei V на голову выше, чем в типичных jRPG. Игра выгодно выделяется дизайном уровней. Это большие комплексные локации со множеством развилок, тупиковых дорожек, скрытых и труднодоступных мест. Кроме того, локации имеют ярко выраженную вертикальность.
Почти всё время предстоит провести в постапокалиптическом Токио со всеми сопутствующими атрибутами — обвалившимися мостами, поваленными конструкциями, ржавеющими машинами и занесенными песком зданиями. Визуально все это очень напоминает Nier Automata и Darksiders 3.
Чтобы не бегать впустую через всю карту, предусмотрена система телепортов, которые также выполняют роль точек сохранения. Также при наличии в инвентаре особого предмета к телепорту можно перенестись откуда угодно. С помощью порталов разрешено прыгать и между локациями.
Из-за сложного левелдизайна ориентироваться на местности довольно проблематично и часто приходится обращаться к карте. Впрочем, поначалу толку от нее немного — обширные области скрыты эдаким туманом войны, который рассеется, если победить особого противника. А ведь его еще нужно найти. Зато в награду герой получает еще и доступ к новым апгрейдам.
Игра активно поощряет исследование. На карте есть множество точек интереса: особо сильные противники, сундуки с предметами, побочные квесты, а также коллекционные предметы. Последние представлены в виде миманов, глуповатых демонических существ. За их нахождение выдаются особые очки для покупки апгрейдов. Найти их всех довольно сложно, но в мире игры можно встретить демона, который за небольшую сумму сообщит, где же они прячутся.
Рандомных энкаунтеров (за исключением некоторых сюжетных) в игре нет — все враги сразу видны на карте и практически любого противника можно оббежать. Поэтому при желании можно изучать локацию, практически не отвлекаясь на сражения. Впрочем, избегать боев смысла нет, ведь игра довольно сложная и прокачка необходима для успешного продвижения по сюжету.
Всех их вместе соберем
Пошаговая боевая система Shin Megami Tensei V идеально вписывается в современные стандарты, хотя сначала и может показаться устаревшей. Так, в том же ремейке Final Fantasy VII боевку вполне удачно сместили в сторону реалтайма, что выглядит ближе к современным стандартам. Впрочем, классическая тактика едва ли может устареть, зато игровой процесс приобретает куда большую тактическую глубину. Приходится и продумывать ходы, и эксплуатировать слабости демонов, и тщательно подбирать навыки чуть ли не под каждую сложную битву.
Способности представлены в виде эссенций, чем-то напоминающих материи из FFVII. У героя нет определенного класса — всё будет зависеть от прокачиваемых характеристик и выбранных навыков. И здесь игра весьма сильна — она предлагает огромное количество навыков и пассивных эффектов, которые могут дать преимущество, если их правильно использовать. Разбираться во всем этом совсем не надоедает.
Впрочем, можно играть и на сверхлегком уровне сложности, который доступен в виде бесплатного DLC. В этом режиме игрок избавлен практически от всех забот. Все рядовые противники разбираются на автомате (можно включить автобой), а с боссами нужен минимальный контроль за действиями.
Разумеется, прочувствовать всю глубину боевой системы и получить полноценный опыт можно только на более высоких уровнях сложности. Причем игра поблажек не дает — здесь все даже серьезнее, чем в Dark Souls. Если там игрок после смерти хотя бы получал второй шанс забрать накопленный опыт, то в Shin Megami Tensei V сразу отправляешься на титульный экран загружать последнее сохранение. Впрочем, точек сохранения хватает, главное — не лениться делать сейвы.
Одна из сильных сторон боевой системы — вербовка демонов. В Shin Megami Tensei V можно заговорить с любым противником, а если он ответит, попытаться его привлечь на свою сторону. Вербовка демонов представляет собой своеобразную мини-игру с изрядной долей юмора. Цель — задобрить демона, выбирая предложенные варианты ответа или отдавая что-то ценное. При этом никогда не угадаешь, как отреагирует демон на ту или иную фразу. Один раз, например, можно было предложить валькирии выйти замуж за главного героя. Недолго думая воительница отправила протагониста во френд-зону, но к отряду все-таки присоединилась.
Вербовать соратников приходится довольно часто. Во-первых, под каждую локацию или сложную битву лучше подбирать индивидуальный состав партии. Во-вторых, старые демоны со временем перестают быть полезными, поэтому их приходится менять на более крутых союзников.
Отдельную механику представляет собой выведение новых демонов. Скрещивая двух демонов, можно получить нового, который будет сильнее или просто лучше подходить под текущую ситуацию.
***
Shin Megami Tensei V — уникальная jRPG и однозначно один из лучших эксклюзивов Nintendo Switch. Её можно рекомендовать не только любителям жанра, но и всем геймерам — у игры довольно низкий порог вхождения. Благодаря сверхлегкому уровню сложности, с игрой без особых проблем справятся даже новички. Однако перевода на русския язык нет и без знания английского разобраться в сюжете и тем более боевой системе будет сложно. Кроме того, герои зачастую используют не самые частоупотребимые английские слова, поэтому даже знающим людям может понадобиться словарь.
Будете играть в SMT V?