Обзор Black Book. Талантливая игра, которая сделала для нашей культуры и истории больше, чем любые министерства
Недавно состоялся релиз Black Book, одной из самых ожидаемых российских игр. Пермские разработчики обещали проект с чарующим славянским сеттингом, интересным сюжетом и сложными сражениями. Но что получилось на деле? Я прошёл Black Book — и спешу поделиться впечатлениями.
Кто создал Black Book?
Не так давно российский геймдев чуть ли не полностью состоял из мобилок и мультиплеерных сессионок. Однако сегодня наша индустрия уделяет сюжетным играм больше внимания. Денег в отрасли стало больше, геймеры изголодались по синглам, а вчерашние игроки выросли и стали геймдизайнерам.
Только в ближайшие полтора месяца отечественные разработчики выпустят King's Bounty 2, Pathfinder: Wrath of the Righteous, Encased и Atom RPG: Trudograd. А 10 августа состоялся релиз Black Book от пермской студии «Мортёшка».
В мае 2020-го творцы выпустили в Steam бесплатный пролог игры и в тот же день вышли на Kickstarter. В цифровом магазине демо получило 94 процента положительных отзывов, а на краудфандинге проект поддержали 163 тысячами долларов.
Спустя годы кропотливой работы Black Book добралась до релиза, но удалось ли ей оправдать высокие ожидания? Определённо, да: детище студии «Мортёшка» — одна из самых самобытных и талантливых российский игр за многие годы.
Сюжет Black Book
Жизнь в Чердынском уезде Пермской губернии непроста. Чтобы прокормить себя, крестьянам приходится без устали работать в поле. Чтобы не околеть ночью — мотаться в лес за дровами. Чтобы испить водицы — нести вёдра к колодцу.
И без того забот хватает, а ещё и черти каждый день одолевают бедных жителей. Отправил ребёнка париться? Его может утащить банница. Построил мельницу у реки и не принёс жертву водяному? Скоро нечисть перебьёт рабочих. Нежданно погиб весь урожай? Это бес постарался.
Помочь совладать с чертями могут векшицы. Это колдуны, которые видят нечисть, умеют с ней общаться и владеют магической силой. Главная героиня Василиса как раз из таких.
Когда-то она была обычной девушкой, которая избегала всего потустороннего и мечтала о свадьбе с возлюбленным. Увы, однажды избранник покончил с собой. Зачем он это сделал? Что тяготило его душу? История явно непростая.
А ведь самоубийца наверняка угодил в ад — эта мысль терзает душу Василисы. Чтобы вытащить суженого, героиня решает стать колдуньей и получает могущественную «Чёрную книгу» с семью печатями. Если открыть их все, можно загадать любое желание.
Именно снятию печатей и посвящена история Black Book. На пути Василису ждёт немало жутких событий, тяжёлых выборов и смертоносных созданий.
Казалось бы, сюжет предельно прост, но за счёт деталей и любви к своему детищу разработчикам удалось сделать его захватывающим. С каждой новой вылазкой игроки будут всё сильнее проникаться историей героини и верованиями предков.
На пути Василиса много с кем встретиться. С девчонкой, которую ещё в детстве забрали черти. С владельцем производства, работники которого умирают один за другим. С бесом, уничтожающим поля ради научного прогресса. И много кем ещё. Некоторые истории развеселят, но большая часть заставляет кровь стынуть в жилах.
Основная сюжетная линия тоже занятная. Геймер будет всё больше узнавать об истории Васьки, общаться с самим Сатаной и принимать тяжёлые решения. Неожиданным поворотам, интригам и предательствам место тоже найдётся. В целом, история интригует, и погружаться в неё приятно.
Во многом эффект достигается за счёт необычного сеттинга. Геймеры привыкли бродить по залитым неоном мегаполисам, средневековым городам и футуристичным планетам — здесь же они отправятся в самое сердце славянской культуры. При этом подана жизнь на Руси настолько атмосферно и притягательно, что порой хочется отложить игру, открыть Вики и пролистать пару статей о жизни в те времена.
У студии «Мортёшка» получилось заинтересовать геймера родной историей. Удалось ли хоть раз что-то подобное Министерству культуры с их фантастическими бюджетами? А вот пять пермских разработчиков справились.
Мирный геймплей Black Book
Геймплей Black Book можно разделить на две фундаментальные механики: мирную и боевую. Времени обоим уделено поровну.
Свой день Василиса начинает в хабе, где можно пообщаться со спутниками и принять просителей, которые пожалуются на несчастья. В конце концов, героиня выбирает, чем заняться, и попадает на разделённую на десяток локаций карту. К цели всегда ведёт прямая тропа, но порой с неё можно сойти ради дополнительных поручений и исследования мира. Лучше посещать все места: никогда не знаешь, какую история или ценность можно найти, свернув с пути.
На каждой локации обязательно что-то произойдёт. Василиса может встретить одинокого путника, заглянуть на праздник в деревню, решить спор крестьян, вызволить несчастного из беды или наткнуться на необычного чёрта.
Зачастую колдунье придётся принимать решения. Вот вы находите ритуальные подношения, которые должны убедить Лешего защитить ближайшую деревню. Можно украсть монеты и спустить их на травы и обереги. Можно изменить ритуал так, чтобы Леший приглядывал не за чужой деревней, а за вашей. А можно просто перекреститься и уйти.
Чаще всего у подобных решений сиюминутные последствия, которые не сильно влияют на сюжет. Однако порой игра удивляет. Если окажетесь в царстве могущественной нечисти и будете без разбора убивать его слуг, грабить запасы и вести себя в диалогах по-идиотски, вам это припомнят. Серьёзной вариативности в Black Book нет, но по заветам Telltale персонажи всё запоминают.
Также вам придётся отгадывать загадки. Внимательный геймер во время странствия будет подмечать любопытные детали, узнавать легенды и поверья. Вся ценная информация попадает в библиотеку Василисы, где её в любой момент можно изучить. Однажды вас могут спросить, какой бес терзает несчастного, и лишь накопленные знания и смекалка помогут дать верный ответ.
Если угадаете, просто получите опыт или, быть может, обойдётесь без драки там, где собеседник уже закатывал рукава. Если ошиблись, лишитесь экспы и, как минимум, прослывёте дурёхой. Впрочем, катастрофическими последствия не назвать.
Ещё одна механика Black Book — система морали. Дело в том, что некоторые решения заставят Василису взять на душу грех. Количество грехов влияет на отношение к героине. Например, вам нужно узнать дорогу до нужного места, а по локации бродят крестьяне и черти. Если Василиса благочестива, пусть идёт к людям. Если же она несёт тяжкий груз проступков, лучше ступать к чертям.
Избежать греха не так-то просто. В начале игры Сатана выдаёт Василисе чертей. Сначала их трое, но со временем их количество будет расти. Черти не могут жить без дела: им нужно мучать людей, уничтожать урожай и творить прочие пакости. Раз в пару дней вам нужно отправить их на нехорошие дела — они вернутся с монетами и ценными предметами, но и грехи с собой притащат.
Василиса может оставить бесов без дела — тогда они не будут стращать народ, но изрядно помучают хозяйку. Одна нечисть снижает урон Василисы, другая — отбирает HP, третья — накладывает порчу. Когда у вас десяток чертей, дебаффы кажутся внушительными. А ведь бои в Black Book не назвать казуальными — обычно каждая единица здоровья и урона на счету. Вот и думайте, кто будет страдать: крестьяне или вы?
Некоторые действия «замаливают» грехи, да и в прокачке есть ветка, которая позволяет отправить бесов на бессмысленные дела в духе «носи воду в дырявом ведре». Однако целиком от моральных дилемм это не избавит. А помозговать придётся, ведь количество пакостей влияет на концовку.
Ещё в Black Book можно зарубиться в «Подкидного дурака». Это мини-игра вроде «Гвинта» из «Ведьмака 3», которая неплохо разнообразит геймплей.
Единственное отличие от реальной карточной игры — возможность смухлевать, превратив обычную карту в козырную. Да и живые соперники обычно на порядок умнее — ИИ часто тупит, заваливает козырями не того, кого нужно, и допускает нелепые ошибки.
В целом, мирный геймплей затягивает. Однако, сколько драку не оттягивай, а однажды дать бой нечисти всё-таки придётся.
Боёвка в Black Book
Боевая система Black Book построена на карточной системе. У Василисы есть карты, которые отвечают за атаку, защиту, баффы, дебаффы и много чего ещё. Впрочем, даже если вы не фанат Hearthstone и подобных игр, сможете её освоить — пусть и не без труда.
Первые бои будут элементарными: колода на старте простенькая, да и враги серьёзный вызов не бросают. Атакуете их, наносите порчу, блокируете атаки и всё такое — принять верное решение помогает то, что вы знаете следующий шаг оппонента.
Стоит привыкнуть к боёвке, как игра начнёт подкидывать всё более серьёзные задачи. Вот вам бес, который очень больно бьёт. А вот неприятель, который игнорирует физические атаки. А этот мгновенно убьёт вас первым же ударом.
Бои получились разнообразными: разработчики постоянно подкидывают что-нибудь новенькое. Драки-головоломки на манер «Кровной вражды», когда с задачей нужно справиться за несколько ходов, а колода подобрана специально. Враги-колдуны, которые подобно Василисе используют карты и делают несколько атак за раз. Могущественные твари, которые не бьют сами, но постоянно призывают опасных существ.
Бои получились хардкорными. Порой они прямо-таки вводят в ступор — кажется, что шансов на победу нет. Однако стоит подумать, разобраться в сильных сторонах беса и привести колоду в порядок, как всё получается.
К примеру, вам может повстречаться злющий бесплотный дух, который игнорирует прямые атаки и лечится, когда наносит вам урон. Чтобы завалить его, стоит пересобрать колоду, оставив в ней только защитные карты и те, что наносят порчу.
Травы, обереги и напарники тоже помогают в бою. Травки можно найти на локациях или купить — они лечат героиню, усиливают заклинания или полностью снимают урон от вражеских атак. Обереги Василиса носит постоянно: они дают стартовую защиту, кладут в руку сильную карту при первой раздаче, защищают от негативных эффектов и много чего ещё. Напарники выручают раз в пару ходов: они бьют чертей, защищают героиню и наносят сглаз.
Впрочем, каким богатым не казался бы арсенал, а некоторые задачки всё равно вынуждают читать гайды или снижать уровень сложности. Признаюсь, я не раз обращался к подобной уловке и явно был не одинок. Сразу после релиза разработчиков завалили жалобами на чересчур суровые испытания — вскоре творцы выпустили патч, который позволяет пропустить сражение после пары смертей.
В боевой системе есть недостатки вроде длинных диалогов, в которых нужно участвовать перед сложными драками. Если Василиса умрёт, то не сможет сразу вернуться к бою, — сначала ей придётся в очередной раз слушать пустой трёп.
Однако, в целом, схватки получились отличными. Они заставляют думать, досконально изучать колоду и искать слабости бесов. Если вы любите карточные, тактические и пошаговые бои, присмотритесь к Black Book.
Графика, баги и системные требования
Black Book не может похвастаться большим бюджетом, поэтому графика получилась простенькой. К счастью, разработчики стараются компенсировать недостатки стилем. Пусть локации не блещут детализированностью, но нарисованы они душевно. Поля, церкви, густые леса и берёзки — окружением можно залюбоваться.
К тому, как персонажи нарисованы во время диалогов, тоже не придерёшься. Единственная проблема — это лица и анимации во время исследования локаций. Лицо Василисы ужасно, но с этим придётся мириться.
Баги тоже встречаются. Героиня может провалиться сквозь текстуры. Важный NPC откажется разговаривать. В некоторые двери не получится зайти.
Я столкнулся с багами, которые исправляла перезагрузка, но, судя по отзывам, кому-то ошибки кода сломали прохождение. Впрочем, разработчики следят за жалобами и обещают всё исправить.
А вот системные требования — достоинство проекта. Чтобы пройти Black Book, хватит слабенькой машины с GTX 760, 4 Гб оперативной памяти и процессора Intel Core i3 3.0 GHz.
***
Black Book отличная игра, которая не стремится походить на кого-то. Разработчики выбрали самобытность и сделали душевный проект, который не зря получил 93% положительных отзывов в Steam. При этом, чтобы убедиться в качестве новинки, достаточно пройти бесплатный пролог — остальная игра держит планку.
А что о Black Book думаете вы? Пишите в комментариях!
Как вам Black Book?
-
Вышел трейлер Black Book — приключенческой игры по мотивам русских сказок
-
Славянские мифы и карты — представлена Black Book от российских разработчиков
-
Интервью VGTimes с автором «Чёрной книги», одного из самых впечатляющих российских проектов за многие годы
-
«Сделана русскими и изначально русская» — вышла новая RPG про героев из сказок с рейтингом 92% в Steam