Статьи Max Payne 20 лет! Как Remedy разрабатывала игру, почему продолжения провалились в продажах и что ждёт Макса в будущем?

Max Payne 20 лет! Как Remedy разрабатывала игру, почему продолжения провалились в продажах и что ждёт Макса в будущем?

letskiys
Содержание
Читать в полной версии

Ровно 20 лет назад вышла легендарная Max Payne. Игра от финской студии Remedy подарила геймерам незабываемые перестрелки в слоу-мо, мрачный сюжет и харизматичного героя — неудивительно, что она обрела культовый статус. Как создавалась великая серия, и чем она была так хороша? В этом материале мы вспомним франшизу и погрустим о её непростой судьбе.

Max Payne или гонки со стрельбой?

История финских разработчиков может показаться сказкой. Однажды в 1995 году десять талантливых людей собрались под одной крышей и решили сделать собственную игру. Они назвали себя Remedy, превратили дом одного из основателей в штаб-квартиру и приступили к работе. Уже через год вышла Death Rally.

Именно гонка на выживание стала дебютным проектом студии. Игру разослали по издательствам, но наибольший интерес проявила Apogee. Крупная компания успела выпустить Duke Nukem 3D и посотрудничать с id Software, а теперь взялась за поддержку Death Rally. В итоге гонка собрала положительные оценки и продалась отличным по тем временам тиражом в 90 тысяч копий.

После такого успеха Remedy ненадолго отвлеклась на создание бенчмарков, а затем начала генерировать идеи для новых проектов. Разработчики приготовили для Apogee три предложения: новую гонку, стратегию в реальном мире и изометрический шутер о мрачном копе Dark Justice. Издатель в ответ потребовал шутер в полном 3D и в духе Tomb Raider.

Remedy взяла концепцию Dark Justice, перевела игру в 3D и начала разработку. Вскоре выяснилось, что название уже занято. Поразмыслив, разработчики сначала переименовали тайтл в Max Heat, а затем и в Max Payne. Так родилась легенда.

Любопытный факт. Разработчики не забыли о прошлых названиях и использовали их в Max Payne 2. Max Heat и некая Dick Justice превратились в шоу, которые можно посмотреть по внутриигровому телевизору.

Max Payne. Начало

Несмотря на то, что Death Rally обрела популярность, невиданных богатств она не принесла. Команде катастрофически не хватало денег. Однажды им даже пришлось лететь в офис издателя с громоздким PC — позволить себе ноутбук они не могли. Перед презентацией выяснилось, что с видеокартой что-то не так. Пока одни разработчики пытались починить технику, другие на словах рассказывали, в чём прикол Max Payne, и как герой летает в слоу-мо.

Экономить приходилось и на самой игре. Полноценные кат-сцены заменили стилизованными под комикс вставками. Для создания окружения авторы снимали на камеру реальные места, адаптировали фотки и внедряли их в игру — это позволяло сократить объём работы. Вместо актёров на роли персонажей брали друзей и знакомых. Максом Пейном и вовсе стал сценарист Remedy Сэм Лейк (Sam Lake).

Некоторые геймеры считают Сэма Лейка чуть ли не главным человеком в Remedy, но на деле он был обычным сценаристом без образования — зато с легендарной ухмылкой. Сэм, настоящее имя которого Сами Антеро Ярви, отлично вписался в роль погрязшего во тьме полицейского. Впрочем, главной его заслугой было создание мрачной истории.

Сюжет Max Payne незамысловат. Макс был обычным копом и счастливым парнем: днём он сражался с преступностью, а вечером проводил время с любимой семьёй. Однажды он вернулся домой и увидел, что обдолбанные наркоманы убили жену и ребёнка. Тогда мир Пейна рухнул: он сломался, потерял способность радоваться и помешался на отмщении.

Выяснилось, что убийцы были под новым наркотиком «Валькирином». Макс взялся за поиски распространителя, но вскоре угодил на новый круг Ада. Его напарника убивают, а виновным полиция считает Макса. Теперь Пейна ждёт долгая дорога, на которой он встретит жутких отморозков, познакомится с Моной Сакс, раскроет заговор и тайну смерти семьи.

Впрочем, важнее всего была не сама история, а её подача. Всё в ней было пропитано мраком и нуаром: от фамилии героя, которая схожа с Pain («Боль»), до лечилок, которые заменило обезболивающее.

Каждое слово в сценарии затягивало геймеров в полный отчаяния мир и делилось кусочком мрака. Почитайте, как Сэм Лейк описывал морозную погоду.

«За окном все холодало. Было холоднее, чем у Дьявола в сердце. Снег валил с такой силой, что казалось, будто сами небеса готовы упасть на землю. Каждый искал себе укрытие. Казалось, что на завтрашний день надежды ни у кого нет»

А вот так Макс чувствовал себя, когда против него ополчился весь мир.

«Ледяной ветер впивался в мое лицо лезвием бритвы, под руками и ногами был лед — твердый и скользкий. Где-то на заднем плане выли сирены. Город охотился за мной. Нью-Йорк нёсся мне навстречу. Водонапорные башни на крышах домов, мертвый лес антенн и каминных труб — все смешалось в этом буране»

Повествование заставляло поверить в трагедию Пейна, который лишился всего, что любил. Помогал погружению дивный саундтрек: каждый, кто хоть раз играл в Max Payne, никогда не забудет главную музыкальную тему.

Ещё одна фишка проекта — фирменное слоу-мо (bullet time). Незадолго до релиза Max Payne вышла «Матрица» (The Matrix), в которой ошеломительный Киану Ривз (Keanu Reeves) делал невероятные трюки. Когда игра появилась на прилавках, многие сочли, что разработчики вдохновлялись фильмом о Нео, но на деле слоу-мо взяли из классических боевиков Джона Ву (John Woo).

Макс Пейн мог бегать по локации с битой, дробовиком, снайперской винтовкой и много чем ещё, но круче всего было взять по Beretta в каждую руку и в замедленном прыжке выдать неприятелям по хэдшоту. Даже сейчас это смотрится эффектно, а в 2001-м и вовсе взрывало сознание. Раньше геймеры не видели ничего подобного.

Впервые Max Payne показали на Е3 1997. С тех пор игра каждый год посещала выставку и всё сильнее интриговала геймеров. Релиз состоялся в 2001-м: к этому моменту аудитория сгорала от нетерпения — как оказалось, не зря.

Игра обрела немыслимый успех. Критики пели дифирамбы, геймеры взахлёб пересказывали друг другу о невероятном bullet time, а престижные церемонии закидывали Max Payne премиями от «Лучшей графики» и «Лучшего сюжета» до «Лучшей игры года». Проект разошёлся тиражом в семь миллионов копий.

Max Payne 2. Падение Макса

Вскоре внимание на Max Payne обратила Take-Two, которая в те времена об играх думала больше, чем о толерантности. Корпорация предложила десять миллионов долларов за права на тайтл и дала ещё восемь на разработку второй части. Творцы согласились, ведь с таким богатством они могли сделать сиквел своей мечты.

Работа над продолжением закипела. Ради отличного сюжета Сэм Лейк, ставший творческий директором студии, закончил курсы сценаристов. На саундтрек взяли Poets of the Fall. На роли персонажей пригласили профессиональных актёров, а самого Макса в этот раз сыграл Тимоти Гиббс (Timothy Gibbs). К комиксным вставкам добавили кат-сцены. Сценарий вырос в пять раз.

Многое стало возможным с большими деньгами.

Впрочем, не всё было гладко. Первая Max Payne была плодом любви и вдохновения. Разработчики долго обдумывали каждый аспект игры, меняли стиль, добавляли и вырезали героев и долго спорили по каждой мелочи. На создание шедевра Remedy потребовалось четыре года.

В этот раз подобный подход был невозможен. Take-Two требовала создать продолжение за два года. Из-за дэдлайна разработчикам пришлось неистово кранчить.

Max Payne 2: The Fall of Max Payne сохранила атмосферу оригинала и его достоинства, но при этом стала красивее и технологичнее. История интриговала, персонажи радовали харизмой, а расстреливать врагов в слоу-мо было так же круто. Критики и геймеры снова расхвалили проект.

Увы, одними комплиментами сыт не будешь — продолжение провалилось в продаже. Take-Two так и не раскрыла информацию о том, как именно разошлась игра, но по слухам в три раза хуже первой части. Таких слабых показателей не ожидал никто — Take-Two даже пришлось переписывать финансовый план на следующий год.

Max Payne 3. Смерть Макса

После релиза Max Payne 2 разработчики решили, что история Макса завершена, и отправились создавать шикарную Alan Wake. Работу над третьей частью доверили Rockstar. Согласно изначальному сценарию, Макс должен был отправиться в Россию и познать настоящий мороз. Однако время шло, концепции менялись, разработка затягивалась.

Собравшись с духом, Rockstar запланировала релиз Max Payne 3 на конец 2009-го, но уверенное заявление не помогло. Сдвиг на 2010 год, затем — на 2011-й, на январь 2012-го, ну и на май того же года, когда игра всё-таки увидела свет. С начала разработки прошло девять лет, а с первой запланированной даты релиза — три. Cyberpunk 2077 переносили реже.

Геймеры переживали за сеттинг произведения. Всё-таки атмосфера игры — хрупкая штука. Кто кроме создателей сможет распорядиться её мрачным миром достаточно умело? Rockstar понимала это и радикально изменила стиль. Депрессивный тёмный Нью-Йорк сменился солнечной Бразилией. Отцы серии тестировали все билды Max Payne 3 и оценили этот ход.

«Они должны делать игры с присущим им стилем, тогда как мы будем продвигать свои оригинальные проекты. Если бы мы пытались мимикрировать друг под друга, ни к чему хорошему данная ситуация бы не привела»
— креативный директор Remedy Сэм Лейк

Пусть экран в третьей части заливал солнечный свет, тьму в душе Макса он не рассеял. Max Payne 3 — всё такая же депрессивная и мрачная игра. Изменив стиль и визуал, Rockstar сумела сохранить дух серии. При этом ещё никогда тайтл не выглядел так красиво, а стрельба осталась такой же крутой. Стоит ли говорить, что геймеры и критики в очередной раз поставили игре высокие оценки?

Для Take-Two девять лет разработки не прошли бесследно. Бюджет Max Payne 3 оценивали в 105 миллионов долларов. Корпорация рассчитывала, что проект такого калибра и качества должен легко отбить расходы.

Реальность распорядилась иначе.

На релизе в США было отгружено 3 миллиона копий игры — именно столько дисков компания планировала реализовать в первый месяц. На деле же было продано лишь 440 тысяч. Из-за катастрофического провала Max Payne 3 и другой легендарной игры Spec Ops: The Line убытки Take-Two составили 107 миллионов долларов.

Max Payne. Будущее

Геймеры часто жалуются, что сюжетно-ориентированных игр выходит всё меньше, а новые королевские битвы и игры-сервисы появляются чуть ли не каждый день. Удивляться нечему: разработчики берутся за те проекты, которые соберут максимальную аудиторию, а в синглы играют не так уж и часто.

Вторая и третья часть Max Payne — не единственные отличные игры, провалившиеся в продажах. Psychonauts, Wolfenstein 2: The New Colossus, The Evil Within 2, Dishonored 2, Prey — все эти проекты принесли создателям убытки.

Стоит ли надеяться, что Take-Two, которая так сильно обожглась на Max Payne, вернётся к франшизе? Зачем ей рисковать и вкладывать огромные деньги в авантюру, когда геймеры вот уже восемь лет с восторгом рубятся в GTA Online?

О серии Max Payne давно ничего не слышно. Анонс четвёртой части станет праздником, но настанет ли когда-нибудь этот день? Хочется верить, но пока ответ полон сомнений и тревог.

***

Max Payne — одна из самых великих игровых серий. Для жанра шутеров от третьего лица она сделала не меньше, чем Warcraft для стратегий, Tomb Raider — для приключенческих экшенов, DOOM — для FPS. Увы, история франшизы столь же мрачна, как и мир самой игры. Однако как бы не закончилась история Макса, стоит поблагодарить разработчиков за уникальный опыт и счастливое детство. Спасибо, парни!

А что о серии Max Payne думаете вы? Пишите в комментариях!

Какая часть Max Payne лучшая?

Пройти опрос
Комментарии 24
Оставить комментарий
3 года
Первые две части легендарны, затёр их до дыр
А третья почему-то даже не допрошёл. Вроде всё круто и красиво, но что-то не то...
Ответить
3 года
тоже первые две только понравились
Ответить
3 года
Ты, просто, постарел, бро. Как и мы все)
Ответить
3 года
Вся трилогия крутая. И реально поражает как рокстар смогли вписать тройку, будто так и должно было быть. Кем должен был стать Макс на старости? Конечно же эдаким Крепким Орешком. Более удачное продолжение, да еще от других разрабов сложно представить.
Продолжение не нужно. Разве что приквел. Но сиквел.. куда.. он старый же уже был в тройке.
Ответить
3 года
Честно говоря было бы интересно посмотреть где за ним будут гоняться те мафиози из нью джерси, но это уже протянуто за уши , и не стоит все же внимание . Так что надо просто оставить макса в покое и не трогать серию .
Ответить
3 года
Первый макс топчик, остольное такое себе имхо!
Ответить
3 года
Первая часть реально самая ТОПовая. И в неё с удовольствием хочется переигрывать. Я себе даже на телефон ставил и полностью проходил. Вторая часть тоже имеет свой интерес, но всё же не настолько как первая часть. Вторая часть получилась такая, что в неё хочется переиграть по новой только после первой части а не так, что готов в любой момент начать сразу с неё.
Что касаемо третьей части, тут конечно по графике и физике игра сильно отличается от первых двух, но сама атмосфера Макса Пэйна действительно сохранена. И как по мне, эта часть уже такая, что спустя время в неё можно с удовольствием по новой сыграть не перепроходя перед этим первые две части.
Да и перестрелки там точно сделали ещё более динамичные по сравнению с первыми двумя частями.
В общем вывод у меня такой: все три части как ни крути вышли отличными играми.
Жаль только конечно что во второй части образ Макса срисован с другого человека.
Ответить
3 года
Только в очередной раз совсем недавно сново перепрошёл первого Макса, даже не знаю какой это был раз... реиграбельности этой игре позавидует сейчас любой ААА-проект, да и по атмосфере и сюжету любому даст прикурить.. Теперь когда слышу на улице : «- это Макс!», всегда хочется выкрикнуть : «- Бей с*ку!» ( к слову об озвучке =) ).
Ответить
3 года
Вот кто бы чего не говорил... Но 1 и 2 части это просто бомба! Эх прям ностальгия... Таких Максов щас нету😪
Ответить
3 года
Нам надо создать своего Макса с блэк джеком и шлюхами 😄
Ответить
3 года
Доооооооо... Чувак чувствую это будет адская смесь.....!!!🤪
Ответить
3 года
Максу ненужно продолжение, история закончилась и всё зачем делать то что убьёт серию люди просят но когда получат её то отвернуться о неё и это будут лишь их проблемы
Ответить
3 года
New collosus провалился из за того что игре написали тошнотворный сюжет , от которого меня воротило на протяжении всей игры. Слишком много неуместной пошлятины и каких то абсурдных персонажей. Первым звоночком стала фраза " что нужно для счастья? Топорик и фашист" ( не дословно но суть та же) ведь если ГГ правда так считает так чем он лучше этих самых фашистов с которыми он с американским пафосом борется. Про встречу с гитлером я вообще молчу. Зачем я это увидел???В итоге практически идеальную с технической точки зрения игру испортили отвратным сюжетом
Ответить
3 года
первая и третья в сердечьке навсегда. третью кстати порубился в прошлом году и скажу вам что такого удовольствия от стрельбы не может дать сейчас никто.
Ответить
3 года
Max Payne 1 — шедевр, перепроходил ее десятки раз. Последний раз на днях. Просто шедевр. Автор пишет «Сюжет незамысловатый» — это шутка? Сюжет как раз таки очень замысловатый. Мне игра понравилась именно сюжетом и потом уже всем остальным. В сюжете столько мелочей, над которыми можно думать и размышлять часами. Почитайте хотя бы теории связанные с сюжетом. Это как раз таки сейчас в играх очень слабые и незамысловатые сюжеты. Столько современных игр прошел и главный минус в них отсутствие интересного сюжета и истории. Моя оценка 10 из 10

Max Payne 2 — мне понравился даже больше оригинала. Это шедевр в кубе. Проходил ее так же десятки раз. Знаю о ней всё вдоль и поперек. Сюжет, история, подача, атмосфера меня зацепили больше первой части. Такие эмоции, как Макс Пейн 2 мне не давала ни одна игра. Я геймер с огромным стажем. Моя оценка 100 из 10!

Max Payne 3 — я очень ждал, были надежды, что игра будет хотя бы близка к первым двум частям. Хотя трейлеры совсем не радовали глаз. Но я, как истинный фанат игры, ждал, надеялся и верил. Купил игру сразу как только это стало доступно. К сожалению для меня это была провальная игра. От первых двух частей ничего не осталось. Я бы назвал игру хорошим боевиком, хорошей стрелялкой, но не более. Тут как раз таки нет никакого замысловатого сюжета. Игра заболела всем тем, чем заболели все современные игры — отсутствием интересного сюжета, отсутствием хорошей истории, отсутствием ДУШИ. Душу в игру не вкладывали. Это просто стрелялка с хорошей графикой. Игру прошел один раз и больше никогда за нее не брался. Хотя первые две части периодически прохожу до сих пор. Моя оценка 2 из 10
Ответить
3 года
В третьей части все наработки с двух частей свели в один крутой можно сказать фильм, графа на уровне была. В третью часть на боксе рубился, графа зачетная, все понравилось, можно сказать хотелось играть до трясучки
Ответить
3 года
Статья тупо скопирована у gvmers, найс контент
Ответить
3 года
Можете рассказать, что именно было скопировано?
Ответить
3 года
На замену максу есть одна игрушка про азиат, он тоже там прыгает в bullet time и трюки по круче чем макс делает . Вроде бы игра по кино ято ли сделана.. на «s» название
Ответить
3 года
Sleeping Dogs)
Ответить
2 года

Stranglehold

Ответить
3 года
1 и 2 части огонь, пушка, бомба! но 3 к сожалению уже не то, все было бы гуд, если бы не сделали из мрачности мира макса пейна — гта вай сити((( слишком все ярко и сочно, где мрачные переулки, подъезды, загашенные наркоманы..... конечно хотелось бы увидеть 4 часть, но уже в старом до боли знакомом мрачном стиле или хотя бы ремастер
Ответить
2 года

крутая серия

Ответить
2 года

Эх было время макс пейн с модом конфу и матрица рядом не лежала ))))

Ответить