Обзор фильма «Чернобыль» Данилы Козловского. Если вы ждали постановки уровня HBO, забудьте

В прокат вышел фильм Данилы Козловского «Чернобыль». Работа над картиной началась еще до нашумевшего сериала HBO, но анонсировали фильм уже после — а значит, прямые сравнения неизбежны. Ну что же, удалось Даниле утереть нос западным бракоделам? Давайте разбираться.

Внимание: в тексте есть спойлеры.

Бабник, любовь и красивая жизнь

Первые полчаса фильма потрачены на экспозицию любовной линии между героями. Авторы с первых кадров вплетают зрителя в давно разрушенную «лавстори» между парикмахером Ольгой Савостиной (Оксана Акиньшина) и пожарным Алексеем Карпушиным (сам Данила Козловский).

Открывающая сцена опубликованная на YouTube в качестве промо

Вот они случайно встретились, вот Алексей бегает за Ольгой как 17-летний пацан, а вот уже как опытный ловелас восстанавливает с ней отношения. Следующий эпизод — они вместе пьют чай, и девушка соглашается на свидание, но Алексей взбрыкивает и не приходит. Чтобы позже все же загладить вину перед ней и её сыном, а потом опять пригласить на свидание.

Все эти сцены в рамках любовной линии настолько пусты и бессодержательны, что я так и не понял, какие в прошлом отношения между этими персонажами были, как они развивались и к чему пришли. Персонаж Данилы Козловского не предпринимает никаких действий, не говорит никаких слов, направленных на воссоединение.

Оксана в образе одинокой разведенной женщины с ребенком получилась очень хорошо

Вместо этого мы видим раздражающие истерики со слезами и криками, когда два тридцатилетних инфантила пытаются наладить отношения. При этом сценарий намекает на большую любовь между героями и то, что малолетний сын Ольги на самом деле от Алексея, а она так и не вышла замуж, потому что разочаровалась в мужчинах...

Намного лучше смотрелась бы семейная пара в кризисе среднего возраста или размолвке. Не пришлось бы тратить дополнительные усилия и объяснять, зачем вообще Алексей заинтересовался Ольгой и её сыном.

Супергерой родом из USSR

Тут надо понимать вот что: инспектор пожарного надзора Алексей Карпушин живет полной жизнью холостяка. В свободное от несения службы время спекулирует дефицитными товарами, ходит в модных вещичках, бегает по бабам — эгоистичен и никого не слушает. Зачем ему кто-то? У него и так всё хорошо.

Фото со съемок лучше текста говорит о характере героя

Уже одно это не позволяет поверить в персонажа. Ведь пожарная охрана и ЧАЭС, и самой Припяти, были специальными военными частями. И любого гуляку-фарцовщика особисты приняли бы на раз-два, не смог бы он дослужиться до звания капитана. Тем более речь об инспекторе на стратегическом объекте.

Эпизод подпольной торговли дефицитными товарами

Но, следуя за героями российского кино, Карпушин такой, просто потому что может. Без каких-то объяснений. Он может на ходу «поймать» пожарную машину и приехать утром на ЧАЭС помогать тушить пожар, хотя должен прибыть на службу в Киев. Или он может отказаться от участия в спасательной операции, несмотря на приказ, мотивируя тем, что он уже перевелся в другой город.

Еще он может договориться с партократом из правительственной комиссии, чтобы сына Ольги отправили спецбортом на лечение

Еще через эпизод — выйти из колонны автобусов эвакуации Припяти и поехать обратно на ЧАЭС. Он может найти правильные слова и добиться того, чтобы его вернули обратно в состав отряда водолазов. А после первой, неудачной попытки открыть заглушки, уже изрядно облученный, он может вернуться на станцию и попытаться сделать это еще раз, уже вручную и в горячей воде.

Ляпов, связанных с реальными событиями, тоже хватает. Приехав ранним утром после аварии на саму станцию, персонаж Козловского только чудом мог получить небольшую дозу облучения. Но нет. Он бегает под разрушенным реактором, спасая своих, и даже поднимается на крышу, чтобы вытащить одного из раненных товарищей.

Несмотря на полученную дозу и ожоги, Алексею достаточно пары уколов и он вновь готов к борьбе с невидимым врагом. Ладно один раз, но ведь Алексей вновь оказывается около реактора. А потом в третий раз! И даже так персонаж Данилы не может умереть сразу, он попадает в отдельную палату, косплея третий жуткий эпизод сериала HBO (к слову, никакой схожей жести в фильме нет).

Да и ради чего вообще понадобилось отправлять группу два раза открывать задвижки, обеспечивающие спуск скопившейся под реактором воды, ведь хорошо известно, что одного раза хватило?!

А Чернобыль-то будет?

Историческая справка: в начале мая 1986 года три сотрудника ЧАЭС, надев плотные водолазные костюмы, в целях защиты кожи от контакта с радиоактивной водой, спустились в бассейн-барботер под реактором, и открыли специальные задвижки, выпустив излишки жидкости. По воспоминаниям одного из «водолазов» Алексея Ананенко, грамотно решить задачу могли только сотрудники станции, причем это была их рабочая смена, а воды под реактором было не выше колена.

То есть все реальные события в фильме «Чернобыль» переиначены в угоду драматизма. Именно поэтому в нем два полных погружения в кипящую радиоактивную воду, метания «я не буду спасать мир»/«я мчусь спасать мир», психоделические трипы и другие странные решения. Даже тут американский сериал оказывается более правдивым, чем российская версия.

В фильме есть момент, когда ослепший полковник (на фото) «идет на свет» в сторону расплава, вытекшего из активной зоны реактора, и чуть было не становится первым обращенным монолитовцем в духе S.T.A.L.K.E.R.

Вы хотели саспенса? Ждали атмосферы? Нет, всего этого здесь нет. За полтора часа покажут пару размытых общих кадров ЧАЭС, взрыв станции издали, пару CG-пролетов на вертолетах и почему-то обилие огня во второй половине фильма. Видимо, раз кино про героя-пожарника, значит, ему на каждом шагу нужно побеждать огонь и дым (хотя с ними он не то чтобы борется, и это тоже странно).

Музыки в фильме много, но при этом она уместна в считанном числе моментов. При этом саундтрек сопровождает каждое действие героев: от обнимашек до кручения ржавого вентиля.

Зато не как у HBO

Лента заявлена не просто как художественный фильм, но как авторская работа режиссера Козловского. Так авторы попытались избежать критики схожей с той, что обрушилась на Крэйга Мазина и HBO за их стремление к реализму. Учли и другие проблемы американского сериала: в российском фильме всего раз мелькает водка, нет следящего за всеми зловещего КГБ (лишь один партийный бюрократ), а главный герой позиционирует себя как Личность, а не винтик системы.

Всё это, впрочем, не помешало наделать своих ошибок, причем на ровном месте. Проблемы с фактикой и логикой повествования, избыточным геройством и неуместной любовной линией дополняются очень плохими диалогами. Некоторые просто фатально никудышные и на уровне «чего вы несете» или «к чему он это вспомнил». Да и говорят персонажи неразборчиво.

***

«Чернобыль» Данилы Козловского — простой и линейный фильм. Даже непонятно, на что было потрачено 700 миллионов рублей. Я очень старался поверить в персонажей и события, но как цельное произведение картина не работает, особенно со второй половины. Пропустив этот фильм, вы ничего не потеряете.

Лучше еще раз пересмотреть сериал HBO, честное слово.

А вы будете смотреть фильм?

Результаты
+3
Комментарии 88