HBO выпустила сериал про аварию на Чернобыльской АЭС — почему его должен посмотреть каждый

Про аварию в Чернобыле написано много книг, снято несколько документальных фильмов, а в последние 10 лет выходит все больше игр и фильмов по мотивам, с мутантами и сталкерами. В мае 2019 года телеканал HBO выпустил мини-сериал «Чернобыль» (Chernobyl) — о том, почему его должен посмотреть каждый, поговорим в этой статье.

Историческая достоверность

«Чернобыль» — это художественный сериал от HBO, но в его основе реальная хронология событий вместе с историями настоящих людей. По всему видно, что денег на каждую серию не жалели:

  • Съемки проводились в Литве, на Игналинской АЭС, конструктивно схожей с ЧАЭС. Для съемок жителей города Припять команда посетила Вильнюс, ряд кадров (вроде первомайской демонстрации) был отснят в Киеве.
  • В сериале множество сцен на открытом воздухе, в технологических помещениях станции и вокруг неё. Упор на реализм — компьютерной графики не так много, как можно было ожидать по трейлерам.
  • Точное воспроизведение множества небольших деталей — одни актеры лезут в пекло, а затем рвут кровью и заживо разлагаются от лучевой болезни. Другие — с напряженными лицами спорят в начальственных кабинетах.
  • События сериала стартуют через секунду после аварии на ЧАЭС и развиваются в последующие несколько недель. Они отражены практически документально точно — попытки персонала остановить реактор, прибытие пожарной команды, тушение самого пожара, переполненное отделение больницы и набитый фонящей одеждой подвал, начало тушения с помощью вертолетов.
  • Знакомые с темой аварии на ЧАЭС либо фанаты «Сталкера» узнают множество локаций — города Припять и Чернобыль; ЧАЭС снаружи; внутренние блоки станции; то, что потом станет Саркофагом; бассейны и электроподстанции вокруг; Рыжий лес; граница зоны отчуждения. Разница между реальностью и сериалом, на мой взгляд, почти стерта.

Качественная постановка

Масштабных сцен в «Чернобыле» нет — по словам сценариста Крэйга Мазина (Craig Mazin), он стремился рассказать историю крупнейшей техногенной катастрофы через множество историй маленьких людей, сумевших её остановить, поэтому в кадре, обычно, не более 10 человек.

Зато все имеющиеся сцены детально продуманы и несут определенный смысл, либо работают на создание атмосферы ужаса и осознание масштабов катастрофы. Режиссер Йохан Рэнк (Johan Renck) не имеет большого опыта, но выхватывает самые сочные кадры и сериал снят отлично.

В первых двух сериях, которые я посмотрел, постановка двигается от малого к большему и рассчитана на молодежь, которая не в курсе деталей.

Известно, что взрыв произошел глубокой ночью, поэтому первая серия показывает его последствия на сотрудниках станции и прибывших пожарных, а на атмосферу работает горящая атомная станция, расплавленное ядро реактора АЭС и разлетевшиеся обломки.

Зритель пока не осознает всей картины, но по разным признакам видит, что произошло серьезное разрушение, вокруг станции сильнейшее излучение, которое распространяется дальше — на Припять. В сериале облучение показано своего рода ожогом (в действительности радиация невидима):

Затем наступает утро, и зрителю показывают масштаб произошедшего через сцену чадящего реакторного блока и за ночь высохшего леса, что отлично работает на атмосферу:

Продукты горения из-за распада урана и возникающего тепла поднимаются на сотни метров и разносятся на тысячи километров, отравляя все вокруг. Технических деталей в сериале практически нет, всю нужную информацию сообщают по ходу дела.

Например, во время спора академика Легасова (одного из конструкторов реакторов) с Борисом Щербиной (зампред СовМина и крупная политическая фигура) — пролетать над реактором и убедиться в его разрушении или нет — Легасов в двух словах доказывает свою точку зрения и убеждает не делать этого.

Излучение Вавилова-Черенкова, добавленное как элемент художественной постановки

Хорошая игра актеров

К чести Мазина, сценариста комедий «Без чувств», «Мальчишник» и пародий «Очень страшное кино», он не уходит в откровенную «клюкву» или бездарный юмор. В западной прессе его сериал уже окрестили «коммунистической пропагандой», но мы с этим не согласимся.

Мазин правильно показывает своих героев: им неизвестно, почему реактор взорвался. Но он отравляет все вокруг и угрожает всему миру. Нужно разобраться в ситуации и понять состояние реактора. А дальше — проявив самообладание и необыкновенную отвагу, справиться с ситуацией, которой еще не было на планете.

Человек явно детально проработал тему и талантливо её раскрыл, поэтому всё показано серьезно и драматично, но без пафосных перегибов, характерных для супергеройского кино.

Например, противостояние аппаратчика и партократа Щербины, для которого катастрофа на ЧАЭС — просто еще одна проблема умирающей советской системы, и академика Легасова, выглядящего паникером.

Сперва Щербина не верит Легасову, ему кажется, что эта мелочь, нестоящая внимания. Оказавшись на месте и начав разбираться, он сперва поддерживает позицию академика, а затем до него доходит истинный масштаб катастрофы.

Забывается былое бахвальство и уверенность — партократ бледнеет и теряет самообладание, ведь на кону судьба Европы.

Победа вопреки

Важно, что в сериале команде HBO удалось передать как дух той эпохи, так и политический контекст.

В конце 80-х в Советском Союзе набирают обороты структурные проблемы распределительной экономики. Коммунистов старой идеологической закалки, кроме стариков, уже не осталось, но довлеющая над основной массой населения партия и идеология держат всех в покорности.

Сценарий показывает ничтожность каждого отдельного человека, раболепие перед высшим начальством, а также принятие решений исходя из имиджа СССР и идеологии коммунизма, а не реальной обстановки и научных фактов.

В сериале подчеркнуто стремление стариков замолчать неудобную проблему, что вызвало ошибки первых дней, когда можно было спасти десятки, если не тысячи жизней.

Например, вместо того чтобы начать немедленную эвакуацию через полчаса после катастрофы, партократы продолжают совещаться и ждут до тех пор, пока скрывать истинное положение дел от стран Запада становится невозможно.

Горбачев, как бы мы его не уважали, прежде всего вынужден извиниться перед западными партнерами, и уже потом думать о гражданах СССР. В дальнейшем он же одобряет использование армии, внутренних войск и добровольцев фактически как биороботов, чтобы как можно скорее ликвидировать последствия аварии.

И на этом фоне раскрывается храбрость простых жителей СССР перед катастрофой — готовые к самопожертвованию и спешащие придти на помощь, не столько ради денег и победы коммунизма, сколько ради спасения своих близких, таких же граждан Советского Союза.

Так что «Чернобыль» — это не коммунистическая пропаганда, а самое нейтральное изложение известных фактов.

Память о трагедии

Катастрофа — один из моих любимых жанров в кино. Я смотрел самые разные фильмы, от трешовых поделок начинающих до голливудских блокбастеров профи, и, честно говоря, с каждым годом меня все труднее удивить.

Но всего две посмотренные серии «Чернобыля» из заявленных пяти, оставили меня под большим впечатлением. Погружение в события полное, от происходящего на экране сложно оторваться и тем более найти не состыковки.

Команде HBO удалось передать настоящий ужас происходящего — когда, понимая суть событий, смотришь на беззаботные лица простых людей, радующихся радиоактивному пеплу в ночь аварии.

Когда смотришь на трех отважных мужчин-добровольцев, отправившихся в помещения под четвертым энергоблоком, превратившиеся в радиоактивное варево из теплоносителя и поступавшей воды, чтобы открыть заслонки и выпустить её оттуда.

Когда видишь труд десятков шахтеров, долбящих шахту под реактором с одной целью — залить под бетонным основанием четвертого энергоблока еще более крепкое основание и не допустить расплавленное ядро реактора в грунтовые воды.

И это, пожалуй, самое главное воспоминание. Посмотреть его стоит, во-первых, молодежи, не знакомой с этой темой, а во-вторых всем, кто интересовался катастрофой и играл в «Сталкера». Так драматично еще никто не рассказывал историю аварии на ЧАЭС.

Уж не знаю, кто подсказал режиссеру, но это идеальный образ советского чиновника-люмпена, попавшего из грязи в князи
+4
Комментарии 6