ТОП-10 конфликтов между издателями и разработчиками: Кодзима, взломы и русский треш

6 марта 2021, в 17:00

Предыстория: Украинские разработчики The Sinking City обвинили издателя во взломе игры в Steam. Это уникальный случай пиратстваИгровая индустрия — территория больших денег, а там, где слышен шелест купюр, не избежать конфликтов. Очередной скандал разгорелся на днях: украинские разработчики из Frogwares заявили, что издательство Nacon взломало игру The Sinking City и продаёт в Steam. Подробнее об этом и других конфликтах в геймдеве — в этой подборке.


Frogwares против Nacon. Издатель взломал игру?

Конфликт между Frogwares и Nacon (ранее BigBen Interactive) произошёл ещё в 2019 году, когда The Sinking City сняли с продажи в большинстве цифровых магазинов, а разработчики развязали судебную тяжбу, лишь бы разорвать контракт с пренеприятнейшим издателем. Всё дело в том, что Nacon сначала опаздывала с платежами, затем купила студию Cyanide, которая начала разработку похожего проекта, а затем ещё и потребовала у украинцев исходный код игры.

Казалось бы, за это время страсти должны были улечься, и возвращение The Sinking City в Steam выглядело хорошим знаком. Однако ситуацию прояснили своевременные комментарии Frogwares, которая не имела к этому никакого отношения.

По заявлению украинцев, Nacon купила игру в магазине Gamesplanet, взломала её, убрала все лишние логотипы и подписи — и предложила геймерам. Если это правда, то мы стали свидетелями самого необычного пиратства в индустрии.

Чем закончится этот скандал? Всё-таки Nacon отвергает все обвинения и называет себя законным дистрибьютором The Sinking City в Steam. Раскрыть такое дело по силам разве что величайшему детективу в истории.


Frogwares против Focus Home Interactive. Элементарно, Ватсон!

Конфликт с Nacon — не первый на творческом пути Frogwares. С предыдущим издателем украинцы тоже ругались. С Focus Home Interactive разработчики сотрудничали до 2014 года, а затем перешли под крыло BigBen Interactive. Казалось, что смена издателя прошла мирно, и лишь спустя пять лет выяснилось, что это не так.

В сотрудничестве с Focus Home Interactive Frogwares создали одну из лучших игр про Шерлок Холмса
В сотрудничестве с Focus Home Interactive Frogwares создали одну из лучших игр про Шерлок ХолмсаВ сотрудничестве с Focus Home Interactive Frogwares создали одну из лучших игр про Шерлок Холмса

Удалять проекты Frogwares из цифровых магазинов начали в 2019 году. Именно тогда Focus Home утратила права на издание и распространение нескольких творений студии, однако передавать творцам идентификаторы игр в PS Store, Microsoft Store и Steam французы отказались, попросту сняв игры с продажи. Создавать же новые профили взамен старых — хлопотное и дорогостоящее дело, а когда речь идёт об играх под старые консоли, порой даже невозможное.

В конце концов украинцы всё-таки вернули игры в магазины и заявили, что за двадцать лет в индустрии не встречали столь некорректного поведения. Знали бы они, что ждёт их впереди…


Кодзима против Konami. Фантомная боль

Ссора Хидео Кодзимы (Hideo Kojima) и Konami стала одним из самых громких скандалов в истории геймдева. О том, что случилось на самом деле, известно мало, однако пазл нетрудно сложить и так.

Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain должна была стать по меньшей мере гениальной — под стать самом разработчику. Однако у подобных амбиций есть цена: и во времени, и в деньгах. Какое-то время Konami её платила, но затем плюнула, разругалась с Хидео и пустила в продажу недоделанную игру.

Увы, The Phantom Pain стала не единственной жертвой бытовой ссоры. Если приключения Биг Босса всё-таки увидели свет, то Silent Hills и вовсе пришлось отменить. Смириться с такой потерей фанаты, конечно, не смогли и объявили издателю бойкот. Хэштег #fuckkonami какое-то время был самым популярным в Twitter. Вот только анонса новой Silent Hill мы ждём до сих пор. Ну, хотя бы слухи обнадёживают…


Team Silent против Konami. Радикальные японцы

Сегодня мало кто помнит, что отмена Silent Hill от Кодзимы — не первый удар Konami по культовой серии. В 1999 году Team Silent выпустила настоящий шедевр, за которым последовали не менее талантливые продолжения. Быть может, отношение фанатов к Silent Hill 4: The Room было неоднозначным, однако никто не ожидал того, что сделает Konami…

Атмосфера в квартире героя в Silent Hill 4: The Room была на высоте
Атмосфера в квартире героя в Silent Hill 4: The Room была на высотеАтмосфера в квартире героя в Silent Hill 4: The Room была на высоте

После релиза четвёртой номерной части издатель внезапно распустил команду, а заодно запретил делать хоть что-то связанное с Silent Hill: и новые игры, и даже ремастеры. По меркам 2004 года скандал был жутким, однако ни одна из сторон так и не поведала о его причинах.

Позже один из художников Silent Hill: Homecoming Кензи Ламар (Kenzie LaMar) рассказал, что японская корпорация желала для серии чего-то нового и решила рубить с плеча. Вот только следующие игры становились всё хуже, а о тупике, в котором оказалась вселенная в итоге, мы с вами уже знаем.


Брайан Фарго против Electronic Arts. Как EA потеряла Fallout

Репутация Electronic Arts довольно сомнительна, однако в умении зарабатывать им не откажешь — как и в умении сбрасывать «отработанный материал». Давным-давно среди жертв корпорации оказался и Брайан Фарго (Brian Fargo). В 1988 году разработчик создал революционную Wasteland, но её успеха геймдизайнеру было мало.

Wasteland стала праотцом серии Fallout
Wasteland стала праотцом серии FalloutWasteland стала праотцом серии Fallout

Фарго решил выбраться из-под гнёта издателя, и разработать сиквел самостоятельно, вот только юристы с улыбками указали ему на пункт в договоре, согласно которому все права на Wasteland остаются у корпорации. В итоге EA разработала свою Wasteland под заголовком Fountain of Dreams (довольно вялую штуку, нужно сказать), а Брайан — свою. Именно так появилась Fallout.

К счастью, спустя 26 лет Фарго вернул права на Wasteland себе, создал отличные продолжения, но главное — запомнился фанатам как создатель лучшей игровой постапокалиптики в истории.


Infinity Ward против Activision. Вест и Зампелла под дулом пистолета

Сегодня отношение к серии Call of Duty у фанатов спорное, однако было время, когда главную дойную корову Activision все любили. В лучшие дни Call of Duty за разработку отвечали Винс Зампелла (Vince Zampella) и Джейсон Вест (Jason West). Кто бы мог подумать, глядя на феноменальные продажи Call of Duty: Modern Warfare 2, что уже спустя год главные творцы этой игры покинут офис в сопровождении вооружённой охраны?

Винса Зампеллу справедливо считают одним из главных мастеров в жанре шутеров
Винса Зампеллу справедливо считают одним из главных мастеров в жанре шутеровВинса Зампеллу справедливо считают одним из главных мастеров в жанре шутеров

Неизвестно, что стало причиной столь стремительного конфликта. Одни говорят, что Activision не выплатила разработчикам обещанные премии, другие — что издатель доверял всё больше проектов по франшизе другим студиям. Однако Вест и Зампелла по какой-то причине затаили обиду на партнёров, и увольнять их пришлось лично Бобби Котику (Bobby Kotick). Позже президент Activision очень интересно выскажется о данном конфликте.

Как вы поступите если обнаружите, что руководящие сотрудники за вашей спиной собираются нарушить условия договора, прикарманить выплаченные по условиям этого договора деньги и увести с собой ещё 40 сотрудников? Вы их уволите
— Бобби Котик

Судя по всему, талантливые специалисты за спиной издателя вели переговоры с EA. Именно Electronic Arts стала домом для перебежчиков, которые создали студию Respawn Entertainment и разработали дилогию Titanfall и Star Wars Jedi: Fallen Order.


Team Bondi против Rockstar Games. Производственный нуар

За свою недолгую жизнь студия Team Bondi создала всего одну игру, которая прошла все круги производственного ада и угодила в парочку скандалов. Но что это была за игра!

В L.A. Noire была и атмосфера, и по-настоящему уникальная геймплейная механика допросов, и неплохие детективные истории. Rockstar Games очаровали амбициозные задумки австралийцев, издатель решил поддержать разработчика деньгами. Увы, проект был слишком сложным в исполнении, а команда — недостаточно опытной. Девелопмент обернулся мучением длиною в семь лет.

В конце концов терпение Rockstar Games лопнуло, а Team Bondi было велено прекратить бесконечные доделки и выпустит игру «как есть» — то есть очень сырой.

Хотя надо признать, что игра получилась отменной, а главные механики работали как надо, особенно если не обращать внимания на пресную стрельбу или унылую слежку. Увы, высокие оценки прессы не позволили Team Bondi избежать банкротства.


3D Realms против Take-Two. Дюк Нюкем не «форева»

Duke Nukem 3D стала одним из важнейших игровых событий 1996 года и настоящим хитом на все времена. 3D Realms сразу же уселась за продолжение и… затянула разработку на 15 лет. Игра всё же вышла, но доделывали её уже другие люди, а первоначальные авторы вдобавок ко всем тяготам ещё и увязли в конфликте с издателем — и закрылись.

Скандал зрел ещё с 2003-го, когда в одном из интервью управляющий делами Take-Two Джеффри Лапин (Jeffrey Lapin) сообщил репортерам, что игра не выйдет в конце года. В ответ один из создателей легендарного Дюка Джордж Бруссард (George Broussard) предложил издателю «заткнуться».

Уже в 2009-м Take-Two потребовала от 3D Realms портировать ещё не вышедшую Duke Nukem Forever на Xbox 360. В ответ творцы попросили полную оплату за предстоящие труды. Стороны так и не смогли договориться, и спустя некоторое время издатель обвинил разработчиков в невыполнении условий контракта и отстранил от работы. Всё это переросло в многолетнее сутяжничество.

В итоге Duke Nukem Forever доделывала другая студия, а результат получился сомнительным. Увы, все страдания и скандалы того не стоили.


«Акелла» против 1С. Под чёрным парусом

Начало века было славным временем для российского геймдева: во многом это была заслуга «Корсаров» и «Пиратов Карибского моря». Тогда 1С и договорилась с «Акеллой» о создании третьей части пиратской саги. Причём по контракту издатель обещал компенсировать разработчику все расходы, как бы сильно ни затянулся процесс. А он, как вы понимаете, затянулся.

Подобно тому, как Rockstar Games терпела выходки Team Bondi, 1С терпела творческую расхлябанность «Акеллы». Однако всему есть предел: и терпению издателя, и толщине его кошелька. В конце концов 1С потребовала отправить «Корсаров 3» в релиз недоделанными. Игра была настолько сырой, словно её неделю вымачивали в Карибском море. Отзывы были соответствующими.


«Акелла» против RWS. Где подписать петицию?

В России серию Postal особенно любят. Неудивительно, что именно у нас разработали дополнение «Штопор жжот» к Postal 2. Сотрудничество с российскими программистами понравилось Running With Scissors, а потому Винс Дези (Vince Desi) с лёгким сердцем продал «Акелле» право разработать и издать третью часть. «Акелла» поручила это дело студии с говорящим названием TrashMasters и стала ждать колоссальной прибыли.

По началу всё шло неплохо, и на ИгроМире в 2009 году демоверсия Postal 3 даже заслужила премию как самый нестандартный проект. Однако настоящий кошмар был не за горами. Совсем скоро все поняли, что TrashMasters лишь пускала людям пыль в глаза, её сотрудников разогнали, а новые начали разработку с нуля.

В результате Postal 3 вышла настолько ужасной, что RWS потребовала отдать им игру для исправления багов. Каково было удивление Винса Дези, когда «Акелла» не только отказала, а ещё и потребовала права на остальные игры. Шокированный Дези в ответ объявил Postal 3 «неканоном», неоднократно критично высказался в сторону издателя, а в Postal 2: Paradise Lost выставил третью часть не иначе как дурным сном Чувака. Увы, в нашем мире это чудовище была суровой треш-реальностью.


***

Как видите, конфликты разработчиков и издателей — нередкое явление в индустрии, а больше всего страдают от них обычные геймеры, которые в результате распрей получают либо сырые игры, либо вообще ничего. А какие ещё скандалы мы упустили? Пишите в комментариях!

Какой конфликт между разработчиком и издателем задел вас сильнее всего?

Результаты

Комментарии 3