Отечественная игровая индустрия сегодня пытается вернуться в высшую лигу, одновременно вдохновляя и настораживая грядущими амбициозными проектами вроде Atomic Heart, King's Bounty 2 и Pathfinder: Wrath of the Righteous. А вот геймдев в других странах бывшего СССР крепко стоит на ногах. Именно об играх, разработанных в СНГ (но не в России) и ставших хитами мирового масштаба, мы и расскажем в этой статье.
Было бы странно начинать статью о лучших играх из СНГ с чего-то другого. Всё-таки разработанную украинской студией GSC Game World S.T.A.L.K.E.R. справедливо считают едва ли не лучшим творением постсоветского геймдева. Особенно это впечатляет, если вспомнить, что она провела семь лет в производственном аду, а в какой-то момент измученные ожиданием фанаты и вовсе перестали верить в её существование. Но в результате мы всё же получили настоящий шедевр, пусть и не совсем такой, какой ждали.
Конечно же, игру критиковали за баги, вылеты и не самую выдающуюся стрельбу, однако мощная атмосфера, интересная история и в целом недурный геймплей собрали вокруг «Тени Чернобыля» огромное количество фанатов, которые буквально поселились в мрачном мире Припяти и создали немалое количество впечатляющих модов, которые выходят и по сей день.
S.T.A.L.K.E.R. оставила в индустрии и вообще массовой культуре столь внушительный след, что её сиквел стал одной из самых ожидаемых игр ближайших лет, а его эксклюзивность для консолей Microsoft вызывает нешуточные страсти.
Metro 2033 создавалась стараниями разработчиков той самой S.T.A.L.K.E.R., которые покинули GSC Game World из-за финансовых разногласий. Чуть позже они основали студию 4А Games и создали Metro 2033.
Во время разработки украинцы старались избежать ошибок S.T.A.L.K.E.R. и не ставили перед собой неподъёмных задач, не давали невыполнимых обещаний, не козыряли своей причастностью к легендарной «Тени Чернобыля», а просто спокойно делали своё дело. В итоге игра была коридорным стелс-шутером, но цепляла сеттингом, сюжетом и… душевностью, что ли. Особую роль в этом сыграл книжный первоисточник: произведения Дмитрия Глуховского можно считать не очень ценными с художественной точки зрения, но уж с их атмосферностью точно не поспоришь.
Metro 2033 рассказывала историю о человечности даже в самый трудный час и одновременно о звериной натуре людей, регулярно задавала философские вопросы и не стеснялась даже самых сложных тем. При этом исследовать станции постъядерного метро, выкручивать лампочки, чтобы остаться в тени, и возиться с самодельным оружием не было скучно до самого конца.
Несмотря на высокие оценки критиков, Metro 2033 не стала коммерчески успешной игрой, и причиной тому была скромная реклама. Однако продолжения Metro: Last Light и Metro Exodus разошлись куда лучше и вывели 4A Games в высшую лигу.
This Is the Police — это симулятор начальника полиции в маленьком городке. Он выбирает каких полицейских на какое происшествие отправить, отделяет действительно серьёзные происшествия от ложных вызовов, в меру сил заботится о подчинённых, ну и себя старается не забыть. Игру от белорусской Weappy Studio можно назвать очень необычной: лучше всего она подойдёт тем, кто готов ради интригующего сюжета простить ей некоторую монотонность геймплея.
У разработчиков получилось написать по-настоящему мрачную историю, ведь наш герой с головой увяз в коррупции и проблемах, которые легко могут стоить жизни и ему, и окружающим. Сам он уже давно не просто пребывает в депрессии, а попросту необратимо опустошён. Маленькая надежда всё же есть, но может ли такая порочная история закончиться хэппи-эндом?
Игроку придётся часто выбирать из нескольких зол: какого мерзавца поддержать в борьбе за власть, какое преступление оставить без внимания, уволить ли алкоголика-копа или оставить в штате в надежде на исправление… Ну и, конечно, переживать внезапные смерти коллег, отправленных на какое-то плёвое, казалось бы, дельце.
Конечно, игру можно поругать и за повторяющиеся преступления, и за безликих сотрудников, но в целом симулятор копа полюбился многим игрокам. В итоге Weappy Studio сначала разработали сиквел, где к стратегии добавили ещё и пошаговые бои, а затем механика открытых столкновений и вовсе переросла в отдельную игру Rebel Cops. Учитывая, что серия This Is the Police — первая для студии из Минска, то их старт в геймдеве определённо можно назвать удачным.
Игра про самого гениального сыщика в мире вышла в очень удачное время, ведь Шерлок тогда определённо был на коне. За несколько лет до этого вышли фильмы Гая Ричи (Guy Ritchie) с Робертом Дауни-младшим (Robert Downey Jr), на BBC гремел одноимённый сериал с Бенедиктом Камбербэтчем (Benedict Cumberbatch), а американское телевидение выдало очень приятное «Элементарно». Вот на такой волне популярности персонажа украинская студия Frogwares и разработала лучшие игры про Холмса.
Вообще Frogwares выпускала игры про Шерлока ещё с 2002 года, но лишь проект 2014-го, наконец, стал однозначным хитом. Быть может, некоторые геймплейные механики, вроде унылого стелса, и выглядели архаично, но всё, что касалось повествования, головоломок, сбора и анализа доказательств, было сделано прекрасно.
Игра давала нам свободу делать неверные выводы, обвинять невиновных и вообще выносить вердикт, упустив большинство улик. При этом и характеры персонажей получились удачными и узнаваемыми, и визуальная сторона не подвела.
Через пару лет разработчики выпустили не менее качественную Sherlock Holmes: The Devil's Daughter, а затем и вовсе отошли от известного детектива ради многострадальной The Sinking City по вселенной Говарда Лавкрафта (Howard Lovecraft). Однако в 2021 году Frogwares должны вернуться с эпизодической игрой про харизматичного сыщика с трубкой Sherlock Holmes Chapter One. Видимо, украинские разработчики так навсегда и останутся в народной памяти как авторы лучших в мире игр про лучшего в мире детектива.
ATOM RPG легко можно принять за очередной «наш ответ Fallout». Вот только в этот раз игра, созданная силами латвийских, украинских и российских разработчиков, полностью оправдывает громкое сравнение. Ведь это настоящая дань уважения классической RPG от Black Isle Studios, каждый аспект которой сделан с вниманием и любовью, что и обеспечило игре признание геймеров по всему миру.
В мире игры СССР после ядерной войны пусть и превратился в радиоактивные пустоши, но всё же сохранил перестроечный колорит. Мы перемещаемся по глобальной карте на восстановленном «москвиче», разглядываем плюшевых Чебурашек в заброшенных домах, можем стать жертвой обмана бывшего ведущего капитал-шоу «Барабан Удачи» с лицом Якубовича (только без усов), а от похмелья спасаемся огуречным рассолом. При этом игра работает не только за счёт ностальгической атмосферы, но и благодаря неплохой пошаговой боёвке и проработанным квестам, среди которых найдутся как абсурдно смешные, так и довольно жуткие.
Вдохновившись отзывами и продажами AtomTeam уже выпустила в ранний доступ ATOM RPG Trudograd. В целом, серия достойно смотрится даже на фоне таких могучих конкурентов, как Wasteland. Пропускать её точно не стоит.
Сегодня World of Tanks — не просто популярная игра, а ещё и огромное сообщество, каждый член которого не против, к примеру, разместить узнаваемый логотип на своём авто. Разработанная в 2010 году игра несколько раз получала награды на авторитетных церемониях вроде Golden Joystick Awards, а также попала в «Книгу рекордов Гиннесса», поставив мировой рекорд по одновременному пребыванию игроков на одном серверном кластере — 1 114 337 пользователей.
А ведь белорусская студия Wargaming начинала свой творческий путь с классических стратегий в реальном времени. В нулевых они выпустили весьма популярные Massive Assault, «Операция “Багратион”» и Order of War. И лишь после череды одиночных игр для них началась эпоха танков.
World of Tanks стала настоящим феноменом: на 2018 год аудитория зарегистрированных игроков насчитывала 160 миллионов пользователей. При этом Wargaming не стоит на месте: в 2013-м студия выпустила World of Warplanes про сражения в небе, а в 2016-м World of Warships на тему морских баталий.
Можно по-разному относиться к ММО, но нельзя отрицать тот факт, что Wargaming — один из самых влиятельных разработчиков в этой очень прибыльной нише.
Кто-то мог забыть, но GSC Game World знаменита не только S.T.A.L.K.E.R., но и серией «Казаки». Именно «Казаки: Европейские войны» стали одной из первых игр студии и одной из лучших стратегий нулевых годов. Потом украинцы успели выпустить легендарную «Тень Чернобыля», начать разработку сиквела, закрыться и снова открыться, но не забыли о «Казаках». Именно «Казаки 3» стали первой игрой GSC Game World после возрождения и показали индустрии, что жанр RTS всё ещё жив.
Третья часть оказалась ремейком самой первой игры в серии, а баги на релизе слегка смазали впечатление. Однако большая часть геймеров с удовольствием вернулась в старую добрую стратегию со строительством базы, наймом юнитов и сбором ресурсов.
Конечно, во многом коммерческий успех обоснован ещё и тем, что многие фанаты считали покупку «Казаков» донатом на разработку сиквела S.T.A.L.K.E.R. Но это не отменяет того, что GSC Game World подарили нам очень уютную игру, за которой до сих пор приятно провести часок-другой.
Disco Elysium разработала эстонская студия ZA/UM. Пусть Эстония никогда не принадлежала к СНГ, но всё же была частью Советского Союза. Именно на просторах Прибалтики вышла игра, которую моментально прозвали одной из лучших RPG в истории.
Сильные стороны Disco Elysium можно перечислять долго: тут и проработанные, многогранные персонажи; и драматичный сюжет, заставляющий то безудержно смеяться, то сильно загрустить; и потрясающие диалоги, которые могут идти по полчаса; и множество очень сильных сцен, надолго западающих в память. Сотрудники ZA/UM компенсировали скромный бюджет таким количеством труда, любви и таланта, что хватило бы на десяток ААА-проектов.
Для российского игрока у Disco Elysium лишь один недостаток — отсутствие локализации при огромном количестве текста и сложном английском, однако совсем скоро и эта преграда спадёт. Вероятно, после релиза перевода игра переживёт новый виток популярности в русскоговорящем пространстве.
***
Трудно объяснить почему некогда успешный российский геймдев настолько отстал от игровой индустрии не только США или Японии, но и соседних стран. Однако надежда на возрождение всё же есть. А пока стоит посмотреть на успешный опыт наших соседей и ещё раз оценить, насколько крутые вещи они порой создают.
Какая разработанная в СНГ игра самая лучшая?
Пройти опрос
S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля 46%
Игры серии Metro 25%
ВГ сама по себе делает игры лишь бы бабло срубить, а про саму игру не думают, ну «как бы» думают, а так нет. Лучше не играть, не только в ВоТ, а й вообще в игры из Варгейминг.
ВоТ параша, разрабы убили игру, но в нее играют.
в введении написано, что речь идёт про игры, сделанные нашими соседями, а не в РФ. Быть может, стоило сильнее акцентировать на этом внимание.
Но у вас отличный вкус, спасибо за комментарий!)