Лучше бы CD Projekt RED не выпускала Cyberpunk 2077? Vampire: The Masquerade, Hellgate: London, Okami и другие игры, разорившие разработчиков

Наверно, сотрудники CD Projekt RED со страхом открывают новости, ведь чуть ли не каждый день там появляются новые поводы для расстройства: то игроки жестоко раскритикуют за баги, то Sony удалит игру из магазина, то инвесторы начнут подготовку к судебному процессу. Точно ли польская студия переживёт эти невзгоды? Ведь порой неудачные игры попросту убивают своих разработчиков. Именно о таких случаях мы и расскажем в этой статье.

Vampire: The Masquerade — Bloodlines. Культовая игра, убившая Troika Games

Вероятно, ещё двадцать лет назад вопрос, какая игровая студия круче всех, даже не стоял: любой увлечённый игрок сразу же назвал бы Black Isle Studios, создавшую Fallout, Planescape: Torment и Icewind Dale. Однако, как говорят в «Посмертии», чтобы стать легендой — нужно умереть. Именно на обломках Black Isle возникли Obsidian и Troika Games.

Трудолюбивая команда Troika Games сразу же взяла быка за рога и занялась Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura и The Temple of Elemental Evil. Вот только коммерческого успеха они не снискали, что нанесло студии серьёзный удар. Последней надеждой стала Vampire: The Masquerade — Bloodlines, судьбой которой должен был стать либо оглушительный провал, либо выдающийся успех. Получилось и то, и другое одновременно.

Самые подкованные геймеры до сих называют игру одной из лучших RPG в истории, и этот неофициальный титул полностью заслужен. Например, в Vampire: The Masquerade — Bloodlines были разные кланы, и принадлежность к каждому из них значительно меняла геймплей. Выбор безумных Малкавиан и вовсе превращал прохождение в сюрреалистичное нечто, ведь геймеру порой приходилось вести разговоры даже с фонарями и дорожными знаками. Disco Elysium одобряет!

Помимо этого у нас были чуть ли не десятки способов выполнения некоторых квестов, возможность стать жестоким кровопийцей или тихим вором донорской крови, а сюжетные задания порой удивляли разнообразием стилей и ситуаций: вроде отеля Ocean House, который многим наверняка до сих пор снится в кошмарах.

Да, игра была стоящая. Вот только с технической точки зрения настолько ужасная, что её даже до конца нельзя было пройти. Что уж говорить о битых скриптах, сломанных заданиях и вездесущих багах.

Дело в том, что Troika Games была первой студией, что взялась за движок Source после самой Valve. Однако если создатели с ним всё-таки справились, что подтверждает Half-Life 2, то Troika явно не совладала с инструментарием, либо компании попросту не хватило времени. Valve предоставила движок на условии, что Vampire: The Masquerade — Bloodlines не только выйдет после Half-Life 2, но даже не будет анонсирована до её релиза. Half-Life 2 вышла в 2004 году, а Troika планировала релиз своего детища на 2005, чтобы и маркетинговую кампанию провести, и саму игру довести до ума. Однако издатель Activision резко изменил планы и настоял на релизе на год раньше.

В итоге критики смогли разглядеть за всеми проблемами классную игру, но геймеры не стали покупать эту коробку с багами. Troika пыталась исправить ситуацию, но всё же не смогла пережить провала. Студия закрылась. Спустя время фанаты довели Vampire: The Masquerade — Bloodlines до достойного состояния, и вампирская RPG обрела культовый статус. Уже в 2021 году мы ждём продолжение — уже от другой команды. Надеемся, что оно сразу выйдет в достойном состоянии.

Hellgate: London. Одна из самых ожидаемых игр 2007 года, утопившая Flagship Studios

В 2007-м Hellgate: London называли одним из самых ожидаемых проектов года. Выглядело всё действительно многообещающе: динамичный лутер-шутер с элементами прокачки и крутой графикой, где герою в компании с живыми партнёрами (или в одиночку) нужно было спасать Лондон от орд демонов. Да и разработкой занималась не абы кто, а Flagship Studios, основанная создателями Diablo.

На деле же всё оказалось не так радужно. Как и в Diablo, уровни процедурно генерировались, однако получались невыносимо скучными. Большую часть игры приходилось воевать в унылых туннелях метро, да и вылазки на улицу не спасали. Стрельба была под стать левел-дизайну. Не обошлось, естественно, без программных ошибок и падающих серверов.

Нетрудно догадаться, что завышенные ожидания геймеров разбились о грустную реальность. Несмотря на то, что вокруг Hellgate: London собралась преданная аудитория, большей части игроков такое развлечение оказалось не нужным. Многопользовательские сервера закрыли спустя два года после релиза, а Flagship Studios к этому моменту уже год как не существовала.

Быть может, студия и погибла, но Hellgate: London ещё жива. В 2018-м переработанная уже другой командой версия вернулась в Steam, однако, судя по отзывам, не стала лучше.

Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth стала для Headfirst Productions фатальной

Даже спустя пятнадцать лет фанаты считают Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth лучшим игровым проектом по вселенной Говарда Лавкрафта (Howard Lovecraft). За годы разработки она прошла все этапы производственного ада, но всё-таки героически до нас добралась.

Игра мгновенно влюбляла в себя пронзительной атмосферой, мрачным сеттингом и новаторской по тем временам системой страха. Некоторые эпизоды вроде сцены погони из начала игры до сих можно считать эталонными примерами того, как надо нагнетать напряжение. Вот только при всех сильных сторонах проект технически устарел ещё до релиза. В итоге главными врагами игрока стали графика, баги и управление, а отнюдь не последователи Ктулху.

Несмотря на недостатки проекта, пресса оценила его высоко, а вокруг собралось солидное сообщество фанатов. Вот только финансовые результаты, вероятно, не порадовали ни издателя, которым выступала Bethesda, ни разработчика. Проданных копий не хватило для того, чтобы компенсировать разработку длиной в шесть лет. Не прошло и года, как студия признала себя банкротом и развалилась, а Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth так и осталась её второй и последней игрой.

Command & Conquer: Renegade. Эксперимент, который стоил Westwood Studios всего

Серия Command & Conquer заслуженно считается классикой стратегий в реальном времени. Westwood Studios всегда заботливо обращалась со своим детищем и старалась не разочаровывать фанатов. Вот только потом разработчика купила «корпорация зла» Electronic Arts.

Сейчас RTS переживают непростые времена, и EA, видимо, почувствовала спад задолго до его наступления, поэтому потребовала от мастеров стратегий сделать… шутер от первого лица. Фанаты даже не получили FMV-роликов, которые всегда были настоящим лицом серии.

Игра ожидаемо отхватила довольно средние оценки и плохо продалась. Играли в неё лишь самые ярые фанаты C&C, ведь в 2002 были шутеры и пободрее. Electronic Arts не оценила результатов своего же эксперимента и потихоньку, шаг за шагом расформировала студию. По крайней мере Westwood Studios оставили большой след в истории игр. Оценить их лучшие работы вполне можно и сегодня, ведь в 2020-м вышла Command & Conquer: Remastered.

Kingdoms of Amalur: Reckoning. Высокооценённая RPG, закрывшая Big Huge Games

Студия Big Huge Games была основана в 2000 году и никогда особенно не блистала. Долгое время в их игротеке значились лишь неплохая стратегия Rise of Nations, да пара дополнений к ней и Age of Empires III. Однако в 2009-м разработчики взялись за амбициозную action-RPG Kingdoms of Amalur: Reckoning.

Игра получилась очень достойной: боевая система была захватывающей, прокачка — глубокой, но самыми сильными сторонами проекта стали игровой мир и сюжет. Kingdoms of Amalur: Reckoning хвалили вообще все, однако некоторые события в игровой индустрии не поддаются логике. К сожалению, с коммерческой точки зрения игра оказалась провалом. И этот провал создал проблемы не только самим разработчикам, но и не самому крупному издателю 38 Studios. В итоге последний сначала приостановил работу студии, а затем и вовсе закрыл её.

Детище, к счастью, пережило своего создателя. В 2018-м права на серию перешли к THQ, а 8 сентября 2020 года вышло переиздание Kingdoms of Amalur: Re-Reckoning. Отзывы в Steam у игры крайне положительные, да и объективно она всё так же хороша, как и оригинал.

Lair. Эксклюзив Sony, отправивший Factor 5 в царство Аида

Студия Factor 5 выпустила немало хороших игр практически для всех приставок прошлого. Подумать только, разработчики-старожилы работали аж с 1988 года! Особенною популярность обрели их проекты по «Звёздным войнам» вроде Rogue Squadron. Factor 5 совместно с Sony решили использовать хитовую формулу и сделать игру про воздушные сражения эксклюзивно для PlayStation 3. Вот только летать в этот раз игрокам предлагали на драконах. Как же эпично это звучало…

Трейлеры выглядели чертовски круто, а главная фишка выглядела приветом из будущего. Lair была одной из первых игр, управлять которой нужно было не нажатием кнопок, а перемещением контроллера в пространстве. И это оказался кошмар. Даже сейчас некоторые трюки с DualShock в Detroit: Become Human или Until Dawn не так-то просто провернуть, а уж в те времена дракон и вовсе стал непослушной неуправляемой тварью.

Игру хвалили за графику, дизайн и музыку, вот только играть в неё было практически невозможно. В итоге провал был столь феерическим, что Lair так и осталась последней игрой Factor 5. Так один неудачный эксперимент похоронил студию с почти двадцатилетним успешным опытом.

Okami. Лучшая игра 2006, оказавшаяся никому не нужной

Японская Clover Studio некоторое время считалась одной из самых талантливых в индустрии. Все их проекты были стильными и захватывающими, а главное — становились лучше от релиза к релизу. God Hand и серия Viewtiful Joe для PlayStation 2 стали настоящими хитами в жанре beat 'em up. Однако с Okami разработчики решились на эксперименты.

Под управление геймеру давали пса, сражаться которому приходилось, в том числе, с помощью Техники Божественной Кисти. В какой-то момент боя (или же для решения головоломки) камера могла замереть, и в этот момент следовало выполнить грациозное движение кистью для рисования, чтобы нанести побольше урона.

Идея была настолько необычной, что IGN даже назвал Okami лучшей игрой 2006 года. Вот только при всём при этом игру просто не покупали. Неожиданная катастрофа заставила Capcom закрыть талантливую студию и больше никогда о ней не вспоминать.

Showdown: Legends of Wrestling. Лучше бы Acclaim вообще не делала эту игру

Когда-то Acclaim Entertainment была очень известна благодаря шутерам Turok и симуляторам реслинга WWF. Всего разработчики выпустили аж семь игр по лицензии WWF, но однажды её просто отозвали. Привыкшая к лёгким деньгам Acclaim решила ответить на это Showdown: Legends of Wrestling, которая и стала причиной краха компании.

Разработка вышла очень дорогой. Немало потратили и на маркетинг: игру рекламировали Халк Хоган (Hulk Hogan), Андре Гигант (André the Giant) и прочие звёзды, участие которых наверняка обошлось ой как недёшево. Однако высокобюджетная игра не только получила плохие отзывы и ужасные продажи, но и стала поводом для множества судебных заседаний, где звёзды разной величины были недовольны либо своими образами в игре, либо самим фактом их там несогласованного появления.

В итоге Acclaim Entertainment не справилась с ситуацией и обанкротилась в том же году, когда вышла Showdown: Legends of Wrestling.

***

Как видите, порой одна неудача может стоить жизни компании, которая вроде бы совсем недавно крепко стояла на ногах. Конечно, вряд ли дамоклов меч навис и над CD Projekt RED, но порой за разработчиков становится немного боязно. Несмотря ни на что, хочется пожелать польской студии сил на то, чтобы с честью выйти из неприятной ситуации. А так скорее всего и будет. Верно ведь?

Как Cyberpunk 2077 повлияет на CD Projekt RED?

Результаты
+2
Комментарии 14