Пока в англоязычном интернете вовсю обсуждают бета-версию Tony Hawk's Pro Skater 1 + 2, в русскоязычной части Всемирной паутины про эту игру будто бы забыли. Нет ни восторженных отзывов, ни даже сухой критики. В этом материале мы расскажем, почему на возвращение легендарного сериала о скейтбординге все же стоит обратить внимание. И заодно объясним — для индустрии этот сериал так же важен, как Metal Gear Solid, Half-Life или The Elder Scrolls.
Сама по себе серия Tony Hawk никогда не была чем-то новым. Еще в давние времена, когда на рынке царили 8-битные приставки, существовали игры, которые в той или иной степени можно было отнести к экстремальному или уличному спорту. Взять хотя бы Excitebike — простенькая аркада, в которой мотоциклист несется к финишу и перепрыгивает препятствия. Mega Drive, SNES, Super Nintendo — на всех этих консолях без труда можно было отыскать аркады, в которых необходимо ехать на велосипеде, скейте, мотоцикле, роликах или машине. Порой геймерам предлагали выделывать всевозможные трюки, иногда, как в Road Rash, бить лица оппонентам дубинкой или цепью. Однако все эти развлечения тогда никто не рассматривал как единое целое — как некое направление внутри индустрии.
Расстановку сил изменила вышедшая осенью 1999 года Tony Hawk's Pro Skater для PlayStation. Откровения, разумеется, не случилось. Просто авторы в лице студии Neversoft сумели нащупать тонкую грань, отделяющую массовую игру от нишевого хита. Главным достоинством Pro Skater (или Skateboarding в Европе) было даже не столько удобное управление, но сама возможность просто вставить диск в консоль и начать выделывать трюки, которые раньше показывали только в передачах про молодежные субкультуры.
Нажал две кнопки — персонаж едет по перилам. Немного освоился с управлением, и вот уже на тебя сыплются золотые награды за успешное завершение миссий. В конце — обязательный видеоролик. И это был лишь внешний, поверхностный уровень знакомства с игрой. Самые стойкие или, вернее, увлеченные геймеры открывали дополнительных персонажей вроде офицера Дика, изучали игру по максимуму. И вот как-то так сталось, что вокруг, в общем-то, довольно незамысловатой серии возник самый настоящий культ.
Tony Hawk's Pro Skater портировали на всевозможные системы, продолжения выходили одно за другим. И это тот редкий случай, когда успешная серия не деградировала под натиском высоких продаж, а становилась только лучше. Уже во второй части разработчики поправили управление, улучшили графику и добавили еще тонну секретов. В четвертой части появился самый настоящий открытый мир: игрок катался по уровню без ограничения по времени и брал задания у NPC — разумеется, экстремально-спортивного характера. О реализме как таковом никто не думал — даже не очень сведущему в скейтбординге человеку было ясно, что кататься по высоковольтным проводам невозможно. Pro Skater любили за атмосферу безумия, простоту освоения, классную музыку (панк-рок — наше всё) и бесконечный позитив. Это был феномен, и именно он породил одно весьма и весьма интересное явление.
Пока Activision и Neversoft клепали один сиквел за другим, конкуренты в лице Electronic Arts и прочих компаний не сидели сложа руки. В том же 1999 году, например, вышла замечательная гонка на снегоходах Sled Storm. И вот тут надо понять одну очень важную штуку: Neversoft не сотворила нишу экстремально-спортивных видеоигр, однако разогрела аудиторию настолько, что концептуально похожие на Pro Skater игры стали выходить с завидной регулярностью.
Если в 1999 году Sled Storm была, по сути, экспериментом, то уже в начале двухтысячных «Электроники» поставили на поток производство подобных видеоигр. Из самого заметного можно вспомнить серию SSX, где геймерам дали возможность освоить горные лыжи и сноуборд. Конечно же, не без трюков и прочих безумств. И это не считая развязных FIFA Street и NBA Street, которые ставили во главу угла фан и уже потом — необходимость следовать хоть каким-то правилам футбола.
Даже выкупленная у Acclaim серия Burnout и та вписалась в эпоху как влитая. Геймеры не хотели реализма — им нравилось нарушать законы гравитации, выделывать безумные трюки, веселиться от души. И неважно, шла речь о скейтборде или же об уличных танцах в какой-нибудь B-boy — с прилавков сметали буквально всё, что хоть отдаленно напоминало по своей атмосфере незабвенных «Хоуков». Откровенно средняя серия Amped соврать не даст.
В какой же момент все пошло не так? Первые звоночки надвигающейся жанровой катастрофы зазвенели еще на пике популярности Pro Skater. После четвертой части разработчики уже не могли предложить ничего нового. Если Tony Hawk's Underground и Tony Hawk's Underground 2 еще хоть как-то можно было оправдать за копирование концепции четвертой части, то American Wasteland показала, что студия находится на краю творческого кризиса.
Neversoft построила идеально работающий парк аттракционов, но банально не смогла его модернизировать в угоду времени. А оно бежало вперед. На смену PlayStation 2, Xbox Original и GameCube пришли консоли нового поколения. Постепенно вкусы геймеров стали меняться, и вот уже некогда успешная концепция оказалась в списке отстающих. Downhill Jam, Project 8, Proving Ground — ни одна из этих игр не сумела повторить успеха «Хоуков» из начала нулевых. В конце концов, право разрабатывать новые части серии перешло от Neversoft к Robomodo, и… это стало началом конца.
Новые разработчики пытались оживить мертвеца, но лучшее, что они смогли — это создать беспомощную Tony Hawk: Ride, в которой управлять персонажем приходилось при помощи контроллера-скейтборда. В результате оказалось сломано главное — податливое управление, которое позволяло наслаждаться серией как новичкам, так и ветеранам. Однако худшее было впереди. После откровенно средней Tony Hawk's Pro Skater HD, которая пыталась копировать самые первые выпуски сериала, Robomodo выпустила отвратительную Tony Hawk's Pro Skater 5.
Ужасна она была сразу по нескольким причинам. Во-первых, баги. Только ленивый в 2015 году не выкладывал подборку глюков, которые выдавала игра. Второй причиной стала физика — даже в старенькой Pro Skater 2 кататься на скейте было удобнее и интереснее. Ну и, наконец, разработчики не смогли сделать главного — воссоздать атмосферу серии. Казалось бы, совсем простая концепция, но повторить её сотрудникам Robomodo оказалось не под силу.
Да и не нужно было. К тому времени, когда Activision пыталась продать геймерам Pro Skater 5, тренд на экстремально-спортивные игры окончательно сошел на нет. Та же Electronic Arts пыталась выйти из пике с серией Skate, которая стартовала еще на PS3 и Xbox 360. Стартовала-то успешно, но, как показала практика, и настоящий «симулятор» скейтбординга оказался интересен весьма небольшому по меркам EA количеству игроков. На это указывает тот факт, что Skate скончалась после выхода третьей части. Схожая судьба ждала и сериалы SSX и FIFA Street — после 2012 года о них ничего не слышно. Finita la comedia.
Осталась еще Ubisoft вместе с ее Steep и The Crew, однако это птицы другого полета — игры-сервисы с привязкой к онлайн-составляющей. В остальном же на рынке образовался вакуум, заполнить который и должна Tony Hawk's Pro Skater 1 + 2. И, судя по восторженным отзывам западных журналистов, вероятнее всего, со своей задачей игра справится.
Activision поступила крайне мудро, когда заказала у Vicarius Vision не перезапуск Pro Skater и не гипотетическую шестую часть, а ремастер первых двух игр. Формат понятен — компания опробовала его еще во времена выхода Crash Bandicoot N. Sane Trilogy: всего-то и нужно, что максимально бережно перенести наследие гениальной серии на новые графические рельсы. Этот подход уже как минимум трижды себя оправдал — третий раз случился после выхода Crash Team Racing Nitro-Fueled, которая зажгла даже на слабенькой Nintendo Switch.
Интересен и формат пиара. В кой-то веки издатель Call of Duty не обещает революции в жанре и не предлагает геймерам оценить управление при помощи контроллера-скейтборда. Напротив, продвижение 1 + 2 максимально осторожное. Компания, очевидно, понимает, что в 2020 году геймеры не готовы купить диск только лишь потому, что на его коробке есть надпись Tony Hawk's. Именно поэтому в ход идет игра на ностальгии старых поклонников — эти люди по вполне понятным причинам составляют костяк аудитории. И именно для них в бета-версии открыли доступ к уровню Warehouse — к тому самому, с которого когда-то начался сериал Neversoft.
В то же время, если Vicarious Vision удастся максимально точно воспроизвести первые две части, есть вероятность, что Pro Skater снова вернется в строй. Прецедент в лице Crash Bandicoot 4: It's About Time уж очень наглядно об этом говорит. Сейчас Activision, очевидно, идет ва-банк, не жалея денег и сил на создание правильного ремастера, который на поверку больше похож на самый настоящий ремейк. Для обычных геймеров это значит следующее: совсем скоро на прилавки попадет игра, которая разительно отличается от всего того, что мы привыкли видеть в 2020 году.
***
И это на самом деле здорово. В современном мире не хватает видеоигр, которые плюют на тренды и просто пытаются развлекать покупателя. Да, старыми формулами, но кто сказал, что это плохо? Быть может, в наш век серьезности как раз и не хватает чего-то этакого, безбашенного, простого. Так ли это на самом деле, узнаем совсем скоро — релиз игры запланирован на 4 сентября.
Евгений Васильев, специально для VGTimes.