PlayStation 5 Digital: зачем Sony решила выпускать консоль без поддержки дисков — мнение

На минувшей неделе компания Sony с помпой представила PlayStation 5. Большая линейка видеоигр, буря оваций со стороны профильной прессы и геймеров, а заодно сразу две версии приставки. Да, друзья, мы дожили до того времени, когда даже японцы предлагают купить консоль, которая попросту не поддерживает физические носители (aka компакт-диски). Почему так произошло? Давайте разбираться.

Не сильно покривим душой, если скажем, что анонс Digital-версии PlayStation 5 стал полнейшей неожиданностью для поклонников системы. Слишком долго Sony уклонялась от актуальных трендов, предпочитая делать ставку на проверенную временем аудиторию. В результате, конкуренты из Microsoft обошли японцев на полкорпуса во всем, что касается инноваций (однако именно у PS4 есть шлем виртуальной реальности — прим. ред.). Хотите пользоваться грамотно организованным и доступным почти по всему миру подписным сервисом? Xbox Game Pass вам в помощь. Пользуетесь исключительно цифровой дистрибуцией и не хотите переплачивать за привод? У американцев уже в этом поколении есть такая консоль — специальная версия Xbox One S, которая, к слову, стала довольно популярной на территории США.

Тем не менее на стороне компании оставался мощный бренд с сотнями миллионов фанатов по всему миру, гениальный слоган This is for players и отличная библиотека эксклюзивов, но трехочковый в гонке форматов сумела забить Microsoft. Отчасти логика японцев была понятна: зачем сердить аудиторию хардкорных фанатов вылазками на территорию Steam? Но ведь PlayStation 5 Digital — это уже почти реальность, вон она неоном переливается со всех рекламных рендеров. Неужели Sony прогнулась под изменчивый мир?

На самом деле, конечно же, нет. Как и Microsoft, Sony поперек горла стоит сам факт того, что во втором десятилетии XXI века кто-то еще покупает игры на физических носителях. Это неудобно с точки зрения логистики, приводит к гигантским финансовым потерям за счет существования вторичного рынка и — вообще — не современно как-то. Просто в текущей ситуации японцы не могут отказаться от использования привода — в противном случае, не было бы никакой PlayStation 5 с поддержкой дисков, была бы одна лишь PS5 Digital. Просто у японцев хорошая память и, очевидно, они вынесли урок из хейта в сторону Microsoft за одно только упоминание DRM-защиты в Xbox One.

В действительности японцы последние десять лет активно приближаются к рынку «цифры». Началось это все еще в поздние года существования PlayStation 3. Именно тогда в коробки со свежими релизами фактически перестали вкладывать дополнительные плюшки — мануалы, всевозможные флаеры и прочую макулатуру. В те годы это подавалось под видом защиты окружающей среды — дескать, нечего легкие планеты на бирюльки переводить. В мире коллекционеров же такой ход со стороны производителя моментально переписал правила игры.

Ведь как было прежде? Ценился больше тот экземпляр, у которого полная комплектация: коробочка там не поломанная, инструкции целые, регистрационные карточки приложены, а если еще и диск «силдовый» из редкой партии, то вообще красота. Разумеется, новая реальность, когда в свежие релизы вкладывают тоненькую бумажку с предупреждением об эпилепсии, сильно расходилась с привычками и вкусами целого пласта целевой аудитории. И это мы еще молчим о том, что под конец жизненного цикла PS3 пластик у коробочек стал слишком тонким — если не верите, то просто сравните какую-нибудь Motorstorm из стартовой линейки приставки с релизами 2012 года.

Дальше — больше. Во времена PlayStation 4 тенденция не класть макулатуру в коробки сохранилась, однако добавился еще один фактор, обесценивающий диски как таковые. Речь идет о принципе использования носителей. Если прежде на жесткий диск консоли устанавливался минимальный пакет файлов, то в новом поколении игра инсталлируется полностью и запускается с жесткого диска консоли. То есть, болванка сама по себе превратилась в ключ активации — зачем при таких раскладах куда-то ехать за копией условной Fallout 4 решительно непонятно. Случались и вовсе казусы. Batman: Arkham Knight, например, устанавливалась дважды: в первый раз консоль записывала файлы с диска в память PS4, а потом, уже после старта игры, выскакивала еще одна установка — как во времена PlayStation 3. И без учета патча на несколько гигабайт. О дивный новый мир!

Финальный гвоздь в крышку гроба физических копий забило само наличие обновлений. Понимаете, купив пятнадцать лет назад игру для PlayStation 2, вы были уверены, что сможете запустить ее спустя десятилетия и пройти точно так же без особых проблем, как и в момент актуальности релиза. Сейчас этот трюк попросту не работает из-за того, что в день старта продаж буквально каждая игра скачивает обновление. То есть, приобретя условную Dark Souls 3 в дисковом формате, спустя годы вы не получите тот же самый опыт просто из-за, что PSN для PS4 давным-давно отключен и патч выкачать просто неоткуда. Вот тут-то и настигнет понимание, что когда-то давно вы приобрели карету, которая после 12 ночи превратилась в тыкву, и расколдовать ее не выйдет при всем желании.

Почти наверняка в комментариях появятся люди, считающие, что ничего специально Sony не делала — просто так сложились обстоятельства. Дескать, березы решили беречь все издатели разом (ага, позволили бы они это себе без разрешения платформодержателя, держи карман шире — прим. автора), а полная инсталляция и кучи патчей — всего лишь примета времени, не стоит вокруг этого теорий строить. Но правда состоит в том, что Sony целенаправленно делает ставку на цифровое распространение видеоигры. В пользу этого утверждения говорит как минимум два весомых факта.

Во-первых, японцы до последнего тянули с запуском аналога Platinum-линейки для PS4. Если кто не знает, то Platinum-издания — это удешевленные копии хитовых игр. В том или ином виде эта линейка существовала в рамках каждой стационарной консоли компании, просто в разных регионах называлась по-разному. Самое смешное, что когда под конец жизненного цикла PlayStation 4 такие версии все-таки поступили в продажу, то появились они, в первую очередь, в цифровом магазине Sony — да-да, том самом PS Store. Дисковые версии отправились на прилавки с отставанием во времени. Никогда прежде такого не было и это красноречиво говорит о приоритетах японцев.

Второй факт менее очевиден не фанатам бренда. Знаете, какой самый главный косяк оригинальной PS4? Wi-Fi адаптер. При прочих равных игра одного и того же объема скачивалась из Xbox Live гораздо быстрее, чем из PSN при использовании беспроводного модуля на обеих консолях. Отчасти в этом есть и вина сетевой инфраструктуры японцев — PSN ВСЕГДА работал гораздо медленнее Live. Но, черт подери, отвратительный Wi-Fi эту проблему только усугублял.

Так вот, выпуская PS4 Pro и PS4 Lite, Sony отдельным пунктом выделила наличие нового Wi-Fi-адаптера. Да, скоростей, доступных обладателям Xbox One, сонибои не получили, но жить стало, определенно, приятнее. Как вы думаете, стали бы японцы улучшать этот компонент системы, если бы не делали ставку на цифровое распространение контента? Вопрос, конечно, риторический.

Наконец, именно в этом поколении немалая часть свежих релизов просто перестала выходить на дисках. Мы все еще можем купить физическую версию Final Fantasy XV, но дисковых версии огромного количества игр калибром поменьше просто не существует. А ведь такие небольшие проекты занимают немалую долю игровой библиотеки. То есть, случилось то, о чем так давно говорили сторонники цифровой революции: на консолях перестали выпускать диски с каждой свежей игрой. И, думается нам, постепенно ситуация будет только усугубляться.

Ну а теперь давайте вернемся к вопросу, который вскользь мелькал в предыдущих абзацах. Кому сегодня реально нужны диски? Думается нам, всего лишь двум категориям геймеров. Первая — это обладатели медленного интернет-соединения. Не смейтесь, таких даже в США и Европе полно. Вторая — сторонники БУ-продукции, всеми фибрами души поддерживающие вторичный рынок. Есть, правда, еще и те, кто просто любит все физическое, но давайте смотреть правде в глаза: таких людей в наш век меньшинство.

Так вот, именно из-за описанных выше категорий Sony и не решается отказаться от дискового распространения контента прямо сейчас. Просто потому, что боится разозлить аудиторию. При этом японцам, равно как их коллегам из Microsoft, поперек горла стоит сам факт существования рынка перепродажи БУ-дисков, который в Северной Америке и Западной Европе настолько обширен, что составляет серьезную конкуренцию традиционному ритейлу. Но сделать Sony с этим ничего прямо сейчас не может — и геймеры не поймут, и на судебные иски без проблем нарваться можно.

Единственное, что доступно компании — это менять мышление геймеров. Чтобы они сами рано или поздно отказались от покупки дисковых версий. В ход идет все: от регулярно устраиваемых цифровых распродаж (дисконты на «силдовые» физические копии случаются гораздо реже) до вот таких трюков с фактически обесцениванием дисков и улучшением Wi-Fi-модулей. Уже сейчас очевидно, что одна из целей японцев — это не встраивать дисковый привод в условную PlayStation 6.

И в этом смысле компания сделала абсолютно верный ход. Хотите играть по старинке? Ну, тогда вот вам обычная версия PS5. Правда, она почти наверняка дороже будет стоить, да и лоток для приема болванок дизайн портит, но купить такую можно без проблем. Но ведь есть и альтернатива. Смотрите, какие мы акции устраиваем в PSN, в магазины, опять же, не надо ехать. Все для вас, товарищи-геймеры, переходите на цифру.

От такой риторики у фанатов PC, наверное, мозг взорвался от непонимания собратьев по увлечению. Как так-то? У нас же давно цифра и всем хорошо. Но консольный рынок так не работает. Его аудитория гораздо более остро воспринимает любые технологические изменения, тем более такие, которые грозятся уничтожить привычную действительность. Российские сонибои, конечно, этому подвержены в меньшей степени, поскольку в культурном плане слишком долго были оторваны от мирового сообщества. А вот в Америке и Европе вопрос этот стоит довольно остро. Просто зайдите на Reddit в ветки, в которых обсуждают PS5, и вы сильно удивитесь, сколько народу на полном серьезе недоумевает, а нафига Sony понадобилось выпускать Digital-версию.

***

А ларчик-то открывается очень просто. Очень невыгодно иметь в XXI веке под боком такого сильного конкурента как вторичный рынок. Да и с физическими копиями мороки много — одна логистика чего стоит. Вот и появляется на рынке Digital-версия. Глядишь, в случае ее успеха, и отказаться от дисков получится. А там и вторичный рынок кони двинет. Во всяком случае, в отношении актуальных консольных поколений.

Евгений Васильев, специально для VGTimes.

+4
Комментарии 10