Жестокость, убийства и много киберспорта: как российское телевидение рассказывает о компьютерных играх
Компьютерные игры и российское телевидение. Еще десять лет назад сочетание этих слов вызывало лютую моральную боль у людей, которые называли себя геймерами. Дескать, раз наши федеральные каналы взялись рассказывать о мире электронных развлечений, то ничего хорошего ждать не стоит. Но изменилось ли что-то за прошедшее десятилетие? Редакция VGTimes решила разобраться в вопросе и результаты этих изысканий, мягко говоря, удивили. Впрочем, обо всем по порядку.
Но прежде — важное предусловие. Дело в том, что просмотреть каждый сюжет каждого телеканала страны попросту невозможно. Поэтому в этом тексте мы сосредоточили свое внимание на тех материалах, которые здесь и сейчас доступны для просмотра на видеохостинге YouTube. Преимущественно эти сюжеты принадлежат крупным телеканалам — «Первому» (бывший ОРТ), Россия 1 и Россия 24, МИР и так далее. Однако кое-где будет попадаться и региональная повестка. Резюме всей этой истории таково: не пытайтесь отыскать в тексте масштабного исследования явления — мы лишь взглянули через занавеску на явление, деятельностью которого наслаждается каждый вечер аудитория 45+. Ну а теперь давайте перейдем к самому интересному. Let's go brothers and sisters.
Запретить и не пущать!
Как вы думаете, какая тема — одна из самых благодатных для российского телевидения? Те, кто прямо сейчас произнес слово «запреты», могут взять с полки пирожок — за сообразительность. Действительно, скандальные случаи, так или иначе связанные с видеоиграми, нередко становятся темой для обсуждения в новостях.
Мы уже привыкли, что после каждого проявления подростковой жестокости всевозможные психологи склоняют на все лады электронные развлечения. Однако порой объектом для нападок становятся проекты, в которых и убивать-то никого не надо. Именно такой случай произошел в мае прошлого года, когда один из депутатов красноярского заксобрания якобы предложил запретить Minecraft. По мнению парламентария, проект пропагандирует насилие и жестокость.
Сюжет об этой ситуации вышел в рамках программы «112 экстренный вызов» на телеканале «РЕН ТВ». Удивительно, но журналисты не стали защищать чиновника и попытались максимально детально — насколько это вообще возможно в рамках федерального эфира — разобраться в ситуации. Как минимум несколько раз в сюжете мелькает мысль, что Minecraft — это, в общем-то, игра по созидание и стройку. Впрочем, не обошлось и без упоминания людей, главное развлечение для которых — это разрушать чужие миры. В качестве эксперта со стороны игровой индустрии телеканал пригласил известного блогера и в прошлом автора «Видеомании» Антона Логвинова.
К несчастью, далеко не все сюжеты федеральных телеканалов придерживаются столь благостной повестки. И вот на этом моменте просто нельзя не вспомнить скандал, который разразился в 2013 году после выхода стратегии в реальном времени Company of Heroes 2. Ее авторы — канадская студия Relic Entertainment — в рассказе о Восточном фронте упомянули якобы имевшие место в реальности сжигания домов мирного населения. Как несложно догадаться, мимо такой темы российское телевидение просто не могло пройти мимо.
Репортаж «Первого канала» выполнен в нарочито информационном ключе. Журналисты рассказывают о ситуации в целом, а весь возможный негатив высказывают приглашенные эксперты — в частности, популярный видеоблогер Евгений Баженов. Единственная шпилька прозвучала в финале ролика — дескать, не существовало тогда социальных сетей, но кого волнует историческая справедливость.
Сюжет «России 24» удивляет гораздо более глубокой проработкой деталей. Автор материала не только опросил экспертов, но выбрал для аргументации своей позиции нужные куски заставок и рассказал об истории серии. Дескать, первая часть была посвящена войне союзников с нацистами, а вторая — Восточному фронту. Однако в целом репортаж выполнен в относительно нейтральной по отношению к компьютерным играм стилистике.
На этом фоне довольно забавно наблюдать за тем, насколько сильно изменилась риторика государственных СМИ за каких-то шесть лет. Разумеется, мы сейчас говорим об истории с перезапуском культовой в геймерских кругах Call of Duty 4: Modern Warfare, который в прошлом году наделал немало шуму, причем не только в отечественных, но и в зарубежных СМИ.
И первым на очереди выступает репортаж из новостного блока телеканала «РЕН ТВ». В подводке к сюжету ведущая использует слово «игроманы», тем самым приравнивая всех поклонников компьютерных развлечений к завсегдатаям покерных столов, одноруких бандитов и рулетки. Дальше — больше.
Ритм репортажа и журналистская риторика кардинально отличается от таковой в сюжетах про Company of Heroes 2. Корреспондент начинает свой рассказ с заявления, что плохая нация все-таки есть, и это — русские. Разумеется, не обошлось и без приглашенных экспертов. Несложно догадаться, что почти все они высказались о Modern Warfare в исключительно негативном ключе. Единственным исключением стал Антон Логвинов.
Аналогичная риторика звучит в сюжете «России 24». С той лишь разницей, что ведущий в подводке к репортажу не опозорился, называя геймеров игроманами, и даже использовал некоторые профильные словечки — геймплей, например.
Ядром сюжета стала история с миссией «Шоссе смерти», а в качестве экспертов выступил Илья Давыдов (Maddyson) и Александр Кузьменко. В финале материала звучит точка зрения Евгения Беня — политолога и публициста.
Искренне удивил «Первый канал». В первую очередь, правда, ведущим, который мало того что начал свою речь словами «Есть такие люди — геймеры», но еще и записал в эти геймеры одних лишь тинейджеров. В самом сюжете, правда, нет чего-то сверхнеординарного. Снова «Шоссе Смерти», точка зрения Мэддисона, контрпозиция Александра Кузьменко, отзывы россиян на Metacritic — в общем, стандартный набор освещения Modern Warfare.
Ну и на закуску — вот вам отрывок из шоу «60 минут». Ничего, если мы не будем это комментировать?
Насилие бессмысленное и беспощадное
Еще одна вечная для нашего телевидения тема — это игровая зависимость и те беды, которые могут вызвать компьютерные игры. Сюжетов этих настолько много, что мы для вас сделали выжимку.
И первой на очереди у нас история про то, как подросток из Челябинской области зарезал собственную мать и отправил в реанимацию отца. При чем здесь игры, спросите вы? А просто журналисты зацепились за тот факт, что причиной конфликта стал запрет родителей на эти самые компьютерные игры. При этом автор репортажа прямым текстом заявляет, что специалисты все чаще замечают, что подростки впадают в нестабильное эмоциональное состояние, если их оторвать от любимого развлечения. В качестве эксперта же выступает системный администратор… Ну и под занавес вот какой факт: по информации журналистов, подозреваемый увлекался World of Warcraft.
Продолжает тему материал «России 1» (Южный Урал). Сценарий самого ролика построен примерно следующим образом. Жил-был парень, жил в благополучной семье, хорошо учился, а потом в его жизни появилась World of Warcraft и на этой почве произошел конфликт с родителями. А еще журналист заявляет, что суть WoW — это убить противника любым возможным способом.
Перечислить все сюжеты о насилии, в которых так или иначе фигурируют видеоигры — перечислялка сломается. Порой доходит до смешного. Например, в репортаже о школьном стрелке журналисты телеканала «Россия 24» упомянули виртуальные развлечения просто мимоходом — без упоминания конкретных видеоигр, которые нравились подростку. И вот таких примеров, когда компьютерные развлечения плохи просто потому, что речь идет о компьютерных развлечениях, навалом.
Видео выше — яркий тому пример. Ролик с громким названием «Почему умирают дети-геймеры» рассказывает о крайних случаях увлеченности компьютерными играми. Помимо вполне очевидных фактов, в репортаже есть примечательная реплика психотерапевта Александра Федоровича. Специалист заявил, что «компьютерная игра, как и любое занятие, может прямо или косвенно либо провоцировать болезнь, либо послужить смертью.
Справедливости ради стоит признать, что в своем высказывании Александр Федорович подчеркнул, что к печальному исходу может привести абсолютно любое дело — например, бессонница или голодание. Впрочем, это не меняет сути. Весь сюжет буквально пестрит негативом, проецируемом на индустрию компьютерных игр. Разумеется, без классических ляпов тоже не обошлось. Аудитория консолей и PC, по мнению автора ролика, — это игроманы. То есть, де факто, равны любителям покрутить рулетку. Самое смешное, что в сюжете упоминается слово «геймеры» и даже им слово дается. Стабильность — признак мастерства.
Ну и завершить этот блок хочется вот каким роликом. Перед вами — запись одного из выпусков передачи «Мужское/женское». Разумеется, выпуск посвящен компьютерным играм и, безусловно, он, как и всякое современное ток-шоу на русском языке, пестрит негативом и местами напоминает форменный цирк. Что характерно: «Первый канал» и «РЕН ТВ» отключили комментарии под своими сюжетами. Не иначе рассерженных подростков в комментариях боятся увидеть.
Виртуальный спорт
А вот с чем абсолютно точно нет проблемы на российском ТВ, так это с упоминанием киберспорта. Причем явление это, в отличие от ситуации пятнадцатилетней давности, с некоторых пор подается исключительно в положительном ключе — подчас не без упоминания государственной поддержки отрасли.
Вот, например, сюжет телеканала «Мир 24» о том, что компьютерные игры признали официальным видом спорта. Репортаж целиком и полностью положительный.
В этом ролике журналист «России 24» рассказывает о том, что российские прогеймеры заняли третье место в турнире по киберспорту в Москве.
А здесь «Россия 24» рассказывает о так называемом «феномене киберспорта» — собственно, сюжет так и называется. Что характерно: никто и не думает закрывать комментарии.
Ничего необычного — просто ролик о доходах киберспортсменов. О явлении говорят в положительном ключе.
И еще один ролик на схожую тему.
А здесь журналисты «Москвы 24» заморочились и создали целых специальный репортаж — видеоролик длиной в 20 минут рассказывает о том, что же такое киберспорт. В общем, как видите, с освящением баталии в CS: GO и DOTA 2 проблем нет ровно никаких.
Курьезы и другое
Порой творчество мэтров отечественного телевидения не обходится без курьезов. Вот здесь, например, журналисты на полном серьезе рассказывают о предложении Мэддисона спонсировать разработчиков отечественных видеоигр.
А вот здесь выдали кадры из компьютерной игры за реальную съемку сирийских событий. В общем, бывает всякое. К счастью, есть как минимум один пример, когда российское телевидение освещает видеоигры в исключительно положительном ключе. И касается он приезда Хидэо Кодзимы (Hideo Kojima) на «Игромир 2019».
Выше — яркий пример такого ролика. Другие сюжеты вставлять с вашего позволения не станем — они все плюс-минус об одном и том же. Ну и, кроме того, Кодзима засветился в «Вечернем Урганте». Даже интересно, как бы журналисты госканалов отреагировали на полковника Волгина из Snake Eater и его не совсем обычные увлечения. Хотя, давайте честно: хорошо, что этот факт для непрофильной прессы — тайна, покрытая мраком.
***
Читая этот текст вы, должно быть, подумали, что мы всецело негативно относимся к телевизионным репортажам. Это вовсе не так. Наоборот, работая над этим материалом, мы не могли не отметить, насколько лучше стали освящать видеоигры в массовом пространстве. Ролики ТВ-журналистов уже почти не вызывают жгучее чувство испанского стыда. Разумеется, не без оговорок. И вот эти оговорки и заставляют писать о телевидении в столь ироничном тоне. Ведь, право слово, смешно, когда молодые мужчины и женщины, многим из которых и сорока еще нет, рассказывают о виртуальных развлечениях в таком тоне и такими словами. Они ведь просто не могут не знать об индустрии, но аудитория «ящика» и редакционные требования диктуют свое.
Впрочем, профильные каналы для геймеров, которые существовали в кабельных сетях нулевых, порой вызывали не меньшую усмешку. К счастью, это совсем другая история, которую, возможно, мы когда-нибудь расскажем.
Евгений Васильев, специально для VGTimes