Мнение: компьютерные игры устарели. Будущее за дополненной реальностью
Мы подобрались к концу текущего поколения консолей. Производители выложили карты на стол. В будущем геймеров ждет череда сильных релизов и старт PlayStation 5 и новой Xbox. Уже сейчас в сеть утекают данные о железе потенциальных новинок. Проблема лишь в том, что вся эта технологическая суета не способна удивить. Впрочем, как и новинки компьютерного железа, индустрия уперлась в потолок.
Хорошо помню как холодным (кроме шуток — за окном был минус) ноябрьским вечером мой приятель притащил в черной спортивной сумке FAT-версию PlayStation 3. Первой ревизии — с жестким диском на 60 ГБ, картридером и двумя дисками в комплекте: Resistance: Fall of Man и MotorStorm. Моя семья, равно как и большинство россиян, в ту пору пользовалась ЭЛТ-телевизором, так что подключали мы хромированную красавицу через «деревенские» тюльпаны.
Однако даже в таком варианте, без всякого намека на HD-картинку, PlayStation 3 поражала воображение. Картинка первой Resistance с ее серо-коричневой гаммой казалась как никогда реальной, а Motorstorm — даром, что почти технодемка движка — просто валила с ног цветами, насыщенностью и грязью. В тот день мы просидели за PlayStation 3 до глубокого вечера. Спасали землю от нашествия инопланетян, потом месили грязь в каньонах, и снова — в ружье, до победного конца.
И сейчас, оглядываясь на два поколения железа, я могу с уверенностью сказать: эпоха Xbox 360 и PlayStation 3 была последним великим техническим прорывом. Все, что произошло дальше — эволюция. В ней есть своя прелесть, но нет главного — вау-эффекта, который заставлял раз за разом обновлять железо.
До появления PS3 и Xbox 360 геймеры жили в постоянном ожидании чуда. В девяностых 2D-картинка сменилась кривенькой, но трехмерной. Эпоха PlayStation 2 окончательно закрепила за трехмерными играми право на жизнь — механики устоялись, жанры сложились, виртуальная жизнь наладилась. Мы, как завороженные, смотрели на технические демонстрации железа, на пресловутых, почти реальных «уточек», удивлялись трейлеру Gears of War под песню Mad World.
Речь не идет о синдроме «вот раньше-то» — просто посмотрите футажи игрушек 2000 — 2005 годов. А потом сравните с тем, что вытворяли разработчики в новом тогда поколении. Игры преобразились и — увы — в конечном счете достигли потолка. Эпоха революций закончилась — наступило время эволюции. Еще больше эффектов, реалистичное освещение, богатая физика, гигантские и даже местами живые открытые миры — приметы нового времени. Но без неожиданностей. Тинейджер вырос, закончил вуз, перестал бунтовать и нашел себе хорошую работу при костюме и галстуке — вот что такое индустрия сегодня.
И это отлично. Не подумайте плохого: я точно также получаю удовольствие от современных видеоигр и считаю их одним из лучших видов досуга. Просто вместе с окончательным становлением индустрии ушла та почти неуловимая черта, которая отличала интерактивные развлечения от остальных видов искусства. Нет того «вау».
Несколько лет назад Valve и прочие корпорации добра пытались доказать, что будущее за шлемами виртуальной реальности. Дескать, теперь ты в игре — границы стерлись. Однако технология VR, равно как и традиционная индустрия, уже давным-давно уперлась в потолок, причем по некоторым аспектам даже более непреодолимый. Проблем у шлемов множество — это и зависимость от железа, и связанный с ней напрямую уровень графики (не самый совершенный), и откровенно «костыльное» управление.
Сейчас типичный игрок в VR-шлеме напоминает обвешанного с ног до головы проводами киборга, сжимающего в руке продолговатый предмет для управления своим героем. Апологеты VR-движения просто обожают приводить в пример фантастику поздних 80-х. В этих книгах и фильмах персонажи надевали костюмы и переносились в виртуальную реальность. Однако между VR-шлемами и фантазиями писателей лежит гигантская пропасть.
Проблема в самой философии развлечения. Герои фантастических книжек переносились в иную реальность — они не были скованы рамками помещения, не держали в руках контроллеров, сама реальность напоминала матрицу, подменяла настоящий мир. VR-шлемы же — это просто дорогой дисплей, который позволяет увидеть «объемную» картинку. Для полноценного прихода VR нужны новые жанры и совершенно иная технологическая база. В противном случае все так и останется на уровне аттракциона, установленного в фойе торгового центра с аудиторией в виде подростков, что школу прогуливают.
В этом смысле гораздо перспективнее выглядит технология дополненной реальности. Она уже сейчас показывает просто фантастические результаты. Вспомните хотя бы сколько народу ловило несколько лет назад покемонов при помощи своих смартфонов. И это при том, что Pokemon GO, наряду с некоторыми другими проектами, была лишь первой ласточкой.
При грамотном использовании AR может изменить индустрию интерактивных развлечений раз и навсегда. Подарить тот самый вау-эффект, который был потерян из-за технологического потолка традиционной индустрией. Давайте просто помечтаем.
Первый и очевидный пример — это лазертаг. У этой игры есть свои четкие правила, которые можно взять за основу. Просто представьте, что будет, если подключить к сражению AR-шлем. Арена буквально на глазах превратится в самый настоящий уровень из компьютерной игры, а пластиковый автомат — в аналог BFG или бластера. Игроки смогут сражаться как друг против друга, так и против волн монстров — за их отрисовку будет отвечать дополненная реальность.
Вспомните, как в детстве вы делали мечи из палок. И представьте, что AR превратит их в настоящее оружие. Поляна за домом обернется ристалищем. Друг детства примерит роль верного Ланселота, а теща — обернется злобным драконом. И все это благодаря AR.
С точки зрения философии развлечений у дополненной реальности гораздо больше общего с фантастикой 80-х, нежели у современных VR-шлемов. И именно AR открывает потенциально бесконечные возможности — хоть Watch Dogs: Legion в реальной жизни разыгрывай.
Скажите, что все это бред и никто геймпад не променяет на палку? Примерно тоже самое говорили на старте Pokemon GO. Результат известен — карманных монстров ловили даже в парламенте. В действительности единственная проблема AR сегодня — это дороговизна технологии. Именно потому серьезные AR-разработки заказывает оборонный сектор крупнейших государств, а геймеры довольствуются редкими проектами из мобильных сторов.
***
И все же я убежден, что именно дополненная реальность при грамотном ее применении станет очередным этапом развития интерактивных развлечений. Ведь именно AR сближает наш мир с виртуальным, образуя ту самую «матрицу», о которой так грезили писатели. Что до компьютерных и видеоигр, то они со временем окончательно устареют. Как устарели когда-то музыкальные автоматы. Их и сейчас можно найти, но польза от них… лишь эстетическая.
-
А я бумажку потерял: какую «боль» испытывали геймеры нулевых
-
Свежие подробности PlayStation 5 — дата выхода, новый геймпад и другие особенности
-
Появился трейлер с датой выхода новой игры по «Гарри Поттеру», которая похожа на Pokemon GO
-
Шлем дополненной реальности HoloLens 2 создал голограмму по образу живого человека — видео