Вчера стало известно, что Gran Turismo Sport получит очередное обновление. Заплатка станет доступна уже 26 сентября и, по предварительным данным, добавит в автосимулятор по меньшей мере 4 новых автомобиля. Между тем несколько месяцев назад без особой шумихи прошла другая новость: Sony закрывает сервера Driveclub — свое существование игра прекратит уже весной следующего года. И это не может не печалить.
Разумеется, у игроков никто не заберет возможность проходить Driveclub в оффлайне — для этого разработчики припасли немало действительно интересных соревнований. Проблема в том, что Sony намеренно убивает гонку, в продвижение которой вложила слишком много усилий.
Эпопея с игрой от Evolution Studios началась еще до того, как новенькая PlayStation 4 отправилась на магазинные прилавки. Японцы тогда отчаянно нуждались в аркаде, которая смогла бы стать «нашим ответом Forza Horizon». И Driveclub как нельзя кстати подходила на эту роль. Разумеется, о прямом копировании речи не шло — уж слишком контрастировал проект студии с тем, что предлагала своим поклонникам американская корпорация.
А задумала Evolution Studios сделать немного-немало, но самый настоящий клуб по интересам с сильным уклоном в социальные механики. Большие дяди на отчетных мероприятиях показывали красивые трейлеры, много обещали (в том числе бесплатную версию для подписчиков PS+) и… постоянно переносили дату релиза. В результате игра, в которой владельцы PS4 могут объединяться в так называемые клубы, ставить рекорды и гонять друг с другом, так и не вошла в стартовую линейку новой консоли от Sony.
Релиз состоялся только осенью 2014 года и… такого трескучего провала японцы уж точно не могли ожидать. В Driveclub, чье главное, титульное, достоинство — это ее онлайн, сетевой режим не работал вовсе. Разработчики даже не завезли погоду. Поклонники «зеленых» тихо посмеивались в уголке, а интернет полнился гневными отзывами. Некоторые покупатели даже хотели вернуть свои деньги. Evolution Studios было впору рвать волосы от отчаянья.
Однако авторы гениальной в своей простоте MotorStorm поступили иначе. Вместо посыпания головы пеплом они продолжили упорно трудиться и за какой-то смешной срок починили опальную аркаду. В Driveclub появилась погода (причем такая, какую и современные игры воспроизвести не могут), онлайн заработал в полную силу, а сингловый режим дополнили пакетами DLC.
Еще немного погодя для Driveclub вышло дополнение Bikes, и всем стало ясно: авторы со своей задачей справились. Народ гонял в онлайне, проходил одиночные заезды, покупал дополнения и был, в общем-то, всем доволен. Да, конкурента Forza Horizon не случилось — ради одной этой гонки никто PS4 не брал. Однако владельцы консоли получили ультимативный гоночный снаряд, чья физика, несмотря на нарочитую аркадность, заставляла раз за разом жать на тормоз и думать, куда и как едешь.
Driveclub обладала (и обладает по сей день) какой-то своей неповторимой магией. Формально, если подходить к оценке с точки зрения белых квадратов и красных треугольников, ничего необычного Evolution не сделал. Даже хваленая социализация на поверку не сильно-то превзошла ту же систему Autolog из конкурентной Need for Speed. Игра цепляла совершенно другим — вот запустил ты гонку, взял рекорд на трассе, а там второй чемпионат, третий, онлайн-дуэль, попытка обуздать новую машину (они ведь все такие разные), и ты понял, что попал. И ведь головой-то осознаешь, что ничего необычного в Driveclub нет, но все равно затягивает. Уж очень игра удобна — в ней хочется проводить время.
Схожие эмоции «ну, еще полчасика и спать» дарила Forza Horizon, на Xbox One. На PlayStation аналогов работе Evolution Studios просто не было. Шли годы, под старт PS VR Driveclub обзавелась отдельной версией, а потом на прилавках появилась GT Sport — главная, как видится автору этих строк, проблема Driveclub.
Самое смешное, что GT Sport не может быть прямым конкурентом работе Evolution Studios. Шутка ли, эта игра даже не полноценная Gran Turismo — обрубок, выпущенный Polyphony Digital для окучивания онлайн-аудитории. В GT Sport нет полноценной карьеры — она целиком и полностью заточена под мультиплеер. То есть, поле-то вроде одно (Driveclub тоже история про сетевые заезды), но на деле между этими двумя проектами лежит пропасть.
GT Sport не создана для легкого времяпрепровождения. Это симулятор с довольно высоким порогом вхождения и непомерными амбициями. Driveclub же — чистой воды аркада с чуть более сложным, нежели в какой-нибудь Ridge Racer, управлением. И с полноценным одиночным режимом на борту. И в эту аркаду до сих пор играют — пусть и не так активно, как на старте. Вот только Sony, похоже, предпочитает этого не замечать. Доходит до смешного: у Microsoft, чьи дела идут не то чтобы хорошо, хватает ресурсов поддерживать параллельно Forza Motorsport (симуляторную линейку) и Horizon. А у японского гиганта силы, очевидно, есть, а желания — нет.
Вот и получается, что Sony собственноручно закапывает один из двух своих гоночных эксклюзивов. В масштабах библиотеки PlayStation 4 потеря невелика, однако давайте посмотрим на ситуацию немного с иной стороны. Для людей, которые искренне любят гонки, сейчас выбор платформы очевиден — либо PC, либо Xbox One. У Microsoft есть полноценный симулятор (Forza Motorsport) и очень крутая аркадная серия (Horizon). Что может противопоставить Sony? Пока что лишь Driveclub и GT Sport. Сервера игры Evolution скоро закроются, а продукт Polyphony Digital — по сути, огрызок, заточенный исключительно под онлайн, которым далеко не все пользуются. В итоге, на стороне Microsoft (при условии равного количества мультиплатформы) остаются два мощных тайтла. У Sony же — шиш с маслом да кукиш за пазухой, который она показала всем, кто когда-то заплатил за коробку и сезонный абонемент Driveclub.
***
Кто-то скажет: «Две игры, тоже мне преимущество». Однако задумывались ли вы когда-нибудь о том, что круг хороших аркадных гонок (да и гонок вообще) с каждым годом сужается? Если взглянуть на библиотеку седьмого поколения консолей, то можно без проблем обнаружить десятки действительно классных проектов. Хотите сюжет? Запускайте Driver: San Francisco. Желаете стать каскадером? Пожалуйста — Stuntman: Ignition. А ведь была еще мегакрутая Project Gotham Racing 3-4, Blur — десятки их.
А теперь посмотрите, что творится сейчас. Хорошую аркаду днем с огнем не сыскать, а количество симуляторов год от года только уменьшается. И тут еще Sony фактически отсекает от себя немалое число тех, кто любит виртуальные гонки. Понятно, что японцы от этого не сильно обеднеют — у них вектор на сюжетные приключения сейчас направлен. Но это же не повод уничтожать один из самобытных эксклюзивов для своей платформы.