Добро пожаловать в Чебурнет: как изменится жизнь простого геймера после изоляции рунета

Сегодня, 1 ноября, на территории РФ начала действовать большая часть положений закона об обеспечении безопасности и устойчивого функционирования российского сегмента интернета. Документ, получивший в народе расхожее название «Закон о суверенном Рунете», обязывает российских провайдеров устанавливать специализированное оборудование, которое позволит власти в случае необходимости изолировать российский сегмент Интернета от всеобщей сети, а заодно — эффективно блокировать запрещенные ресурсы.

Еще на этапе обсуждения законопроект вызвал массу споров среди экспертов и общественников. Нашлись и те, кто утверждал, что правительство собирается пойти по пути Китая, а именно: построить свой собственный, локальный интернет. Редакция VGTimes решила представить, что случится с рунетом, если «китайский сценарий» станет реальностью. Спойлер: ничего хорошего.

Что будет с популярными сервисами?

Если прямо сейчас изолировать российский сегмент интернета от глобальной сети, то все популярные зарубежные сервисы, которые физически расположены на зарубежных серверах, перестанут работать.

Это касается стриминговых сайтов вроде YouTube и Twitch, социальных сетей (Facebook, Twitter и. т.д.), игровых платформ и магазинов, а также вообще всего, что не размещено целиком на территории России. В Китае эта проблема успешна решена при помощи собственных проектов-заместителей: социальных сетей, форумов и прочих сервисов. В РФ же относительно хорошо все только с социальными сетями. Аналогов Twitter, Twitch попросту нет, а нормального конкурента YouTube так и не было создано. Несмотря на немалое число попыток.

Steam? EGS? GOG? Origin? PS Store? Я смогу зайти в магазин и купить игру?

Нет. Если прямо сейчас изолировать рунет, то все эти и другие зарубежные игровые платформы и магазины перестанут работать. Причина в том, что эти и многие другие площадки физически расположены на серверах за пределами России.

В основном они находятся в Европе и США. Даже те сервисы, которые имеют российские подразделения, в подавляющем большинстве случаев технически зависимы от головных центров за пределами России. Соответственно, доступ к Steam можно будет получить либо после снятия изоляции и возвращения глобального интернета, либо если Steam каким-то образом перенесет свои данные на российские серверы.

А как же российские сервисы?

Помимо зарубежных магазинов и игровых платформ, есть отечественные площадки — например, «Игры Mail.ru», «Фогейм», 101XP. Они полностью работают в России и потому продолжат деятельность после изоляции. Это же касается и отечественных медиаплощадок и социальных сетей — «ВКонтакте», Rutube и так далее.

Однако не спешите радоваться: когда не станет популярных зарубежных платформ, отечественные компании, по сути, превратятся в монополистов. Им больше не придется конкурировать со Steam, Origin, Uplay и другими площадками, а значит и цены можно будет повысить без особого ущерба для продаж.

Но зато игровая индустрия РФ будет развиваться!

Нет. Если пропадет необходимость конкурировать с западными играми, то качество игр наших компаний может упасть. Зачем утруждаться, когда у пользователя все равно нет вариантов? Монетизация тоже может стать агрессивнее — гейминг выродится, превратившись в «выжималку» денег.

Это произошло в Китае, где игры с жестким донатом стали повсеместным явлением. Даже западные разработчики меняют игры для выхода в Китае, добавляя в них тотальную монетизацию. Потому что на китайском рынке так принято, даже сами китайцы уже считают это нормальным явлением.

Помогут ли прокси и VPN?

Доступ к отдельным заблокированым сайтам можно получить с помощью прокси и VPN. Идея проста: установить соединение с компьютером, находящимся за рубежом, и уже через него заходить на заблокированные сайты.

Но при изоляции рунета (отсутствии доступа к глобальному интернету и всему, что расположено на зарубежных серверах) VPN перестанет быть спасением.

Где тогда покупать игры?

После изоляции рунета у рядового геймера появится еще одна проблема: где вообще покупать игры, если все зарубежные онлайн-площадки ушли из России?

В таком случае остаются розничные сети, торгующие физическими изданиями одиночных игр, а также развалы с пиратскими дисками на рынках, как много лет назад. Стоит ли говорить, что это неудобно и не особо законно?

Будет ли работать мультиплеер в играх?

Все проекты, серверы которых не находятся физически в России, будут недоступны после изоляции. Это касается как уже вышедших игр, так и тех, которые находятся в разработке. Причина точно такая же, как и в случае с сайтами — без связи с основным сервером мультиплеер просто-напросто не функционирует.

Но часть игр все же сохранит работоспособность. Речь идет об играх с локальным мультиплеером. Например, в Borderlands 2 соединение между игроками осуществляется напрямую по системе Peer-to-Peer (от каждого к каждому).

Таким образом, сетевая игра по локальной сети будет доступна даже после изоляции рунета. Но таких игр в последние годы выходило немного. Конечно, будут доступны и те онлайн-игры, серверы которых расположены в России.

А как же облачные сервисы?

Если рунет изолируют, то доступа к облачным серверам вне страны не будет. Можно возразить, что есть российские облачные сервисы, такие как PlayKey, которые держат инфраструктуру в РФ. С ними ничего страшного не случится.

Еще есть сервис Nvidia Shield, серверы которого есть в европейской части нашей страны. Скорее всего, он тоже продолжит работать. Но это не точно.

Есть ли в изоляции от глобального интернета что-то хорошее?

Во-первых, изоляция рунета может подстегнуть развитие мелкого и среднего бизнеса. На рынки страны вернутся развалы с пиратскими играми, интернет-операторы снова начнут развивать свои локальные сети. Это звучит как возврат на двадцать лет в прошлое, но рунет все же будет жить.

Во-вторых, начнут развиваться отечественные сервисы, потому что российскому ИТ-сектору будет крайне выгодно заполнить образовавшиеся пустоты после изоляции собственными платформами.

Author's Userpic
Автор статей
Неравнодушен к моддингу и настольным играм.
Комментарии 81