Все больше и больше новостей, а вместе с ними и хайпа, исходит от самого стабильного на данный момент эмулятора Sony Playstation 3 под названием RPCS3. Свой тернистый путь он начал еще в 2011-м, и только в этом году получил первый «шлепок» от разработчиков за нарушение авторских прав. Пока это был только первый звоночек, однако именно он является показателем того, что эмулятор действительно работает, и ему по силам предложить игрокам что-то новое. RPCS3 смог не просто побороть такие игры, как Demon's Souls, Red Dead Redemption, Persona 5, Tekken 6 и многие другие, но и повысил уровень графики в них. Мы не смогли пройти мимо и решили сами познакомиться с RPCS3, а затем рассказать вам о результатах.
RPCS3 далеко не единственный эмулятор PS3 в своем роде, но в плане работоспособности и аудитории, пожалуй, конкурентов у него нет вообще. С другой стороны, после шести лет своего развития его библиотека насчитывает лишь несколько топовых игр класса «АAA», которые полноценно работают вне своей родной платформы. Остальные либо не запускаются, либо работают очень нестабильно.
Теперь учтем, что самый первый запуск на RPCS3 коммерческой игры, т.е. игры, за которую владельцы «плойки» отдавали и отдают сейчас свои деньги, в данном случае это Arkedo Series: 02 — SWAP!, случился аж три года назад. А это лишь немногим позже, чем аналогичный «прорыв» в цеху хакеров, что занимались тем же вопросом, но относительно Xbox 360.
Кстати, если говорить о хакерах, то именно ими и были первые разработчики RPCS3 под никами DH и Haykem. В 2016-ом они вышли из проекта, а сейчас занимаются исследованием следующей консоли в линейке Sony. DH и Haykem, выложившие первые наработки в Google Code, по праву являются основателями и родителями этого эмулятора. Позднее проект переехал на GitHub, и в него начали вливаться все новые и новые лица. Как и Linux в свое время, RPCS3 развивался силами всего сообщества.
Полный список всех людей, кто приложил руку к созданию эмулятора можно найти на официальном сайте RPCS3. Сейчас главу списка возглавляет Nekotekina, который подхватил разработку проекта после DH и Haykem. Это он создал страницу на краудфандинговом сервисе Patreon для сбора средств на поддержку самих разработчиков. Сумма уже перевалила за 3300$ в месяц, так что разработчики могут спокойно заниматься своими прямыми обязанностями весь день, не задумываясь о вопросе зарплаты.
Но именно эта страничка на «Патреоне» стала тревожным звонком для разработчиков и издателей, чьи игры так и не получили свою реинкарнацию на персональных компьютерах. Недавно японская компания по разработке и изданию игр Atlus «наехала» на RPCS3 из-за успешной эмуляции Persona 5. Претензии японцы выставили администрации Patreon, чтобы те удалили целиком всю страничку для сбора средств.
Представители RPCS3 убрали все упоминания Persona 5, и страницу никто удалять не стал. Однако если рассуждать логически, то по факту даже эти действия делать было не обязательно. Это глупо обвинять эмулятор в том, что на нем можно запускать игры, созданные для этой консоли. Неудивительно, что Persona 5, эксклюзив для PS3 и PS4, может работать и на эмуляторе PS3. Сам эмулятор не является нарушением интеллектуальной собственности разработчиков игр, поэтому обвинение в нарушении авторских прав здесь неуместно. Вот распространять образы игр — это не легально, а эмуляция в себе ничего противозаконного не несет.
В целом, это проблема самих разработчиков, которые не хотят или не могут по каким-то причинам портировать свои игры на ПК или следующее поколение консолей. Вместо того, чтобы работать в этом направлении, заваливая Steam своими «портами», они пытаются прекратить все движения энтузиастов, крича о «пиратстве» на каждом углу. Игроки тратят время в «лагучем» эмуляторе с кучей багов не от того, что не хотят покупать игры, а из-за отсутствия альтернативы.
На данный момент у эмулятора еще очень много минусов. Помимо багов и относительно небольшого списка «рабочих» игр, у RPCS3 те же проблемы, что и у PCSX2, эмулятора для предыдущей версии, — он крайне требователен к железу. Да, в ту же Persona 5 можно играть в разрешении 4к и при 60 fps, но на обычном компьютере, что даже тянет все современные игры, разогнаться до частоты свыше 30 кадров не удастся. Ко всему этому, инструкция по установке довольна сложна, и у рядового пользователя ПК может вызвать вполне объяснимые признаки ступора.
Скорее всего, годный продукт мы все-таки получим, но к тому времени он уже будет не актуален. Пройдет немного времени и мы наверняка услышим о RPCS4 (название может быть изменено авторами будущего эмулятора), тем более, что по слухам DH и Haykem сейчас им и занимаются.