Решив немного отдохнуть от мультиплеера Battlefield 6, я запустил сюжетную кампанию. Я слышал плохие отзывы про неё, но не может же быть всё настолько плохо, да? Но это было ужасно. Я уверен на 99,9%, что EA просто отдали приказ своим разработчикам сделать сюжет исключительно под давлением фанатов. Мол, в Battlefield 2042 его не было, и игроки из-за этого жаловались. К серии в целом стали относиться уже не так тепло, значит, нужно любыми средствами возвращать доверие и любовь игроков.
Это классический «коридорный» шутер, где ты идешь от одной точки к другой, чтобы лениво пострелять по туповатым ботам в тире. Это неинтересно сейчас. Это не было интересно и 20 лет назад. Или, может, все-таки было?
Сюжет новой Battlefield навеял мне одну мысль: а действительно, в середине 2000-х, начале 2010-х милитари-шутеров с акцентом на историю было намного больше. Отважная «высадка на Омаха-Бич» из Medal of Honor, которая крепко въелась в память. Brothers in Arms, довольно достоверно показывавший западный фронт Второй мировой. Call of Duty с её знаменитыми кампаниями. Не стыдно вспомнить и шутер от третьего лица Spec Ops: The Line, который порой можно сравнить с настоящим психологическим триллером. А если пойти в сторону научной или исторической фантастики, то можно вспомнить Halo, Doom и Wolfenstein. Список можно продолжать долго, но вопрос остается: почему сюжетных шутеров стало намного меньше?
Я подумал и, кажется, нашел причину. Даже несколько.
Причина первая — старение «олдскульных» игроков
Вот что общего у таких серий, как Vietcong, Men of Valor, ShellShock: Nam '67 и у Call of Duty: World at War, Brothers in Arms, Return to Castle Wolfenstein? Все эти игры сделаны на основе реальных событий. Оба конфликта были романтизированы и чрезвычайно популярны среди геймеров 2000-х. Им было интересно «поливать» из огнемета вьетконговцев в цифровых джунглях или штурмовать Рейхстаг. Но этим игрокам сейчас уже за 30, а часто и под 40 или больше. В таком возрасте часто уже не до игр — есть работа, семья, дети, хлопоты. Целевая аудитория подобных проектов сокращается, а вместе с ней — и потенциальные доходы.
Причина вторая — молодые геймеры
Скажу сразу: я не дед, ностальгирующий по «старым добрым временам». Время идет, и вместе с ним меняются вкусы. Современному молодому игроку не очень интересно смотреть на суровые лица брутальных солдат, независимо от конфликта. Им интереснее актуальные медиа-персонажи из фильмов, музыки, комиксов — что-то яркое, радостное и крайне популярное среди друзей. А поскольку гейминг как никогда популярен среди молодежи, разработчики удовлетворяют спрос на подобные игры. Тем более это платежеспособная аудитория.
Причина третья — live-сервисы и несовместимость тем
Золотая эра сюжетных одиночных игр осталась в прошлом. Гейминг стал массовым развлечением. Ежедневно играют миллионы людей. И все снова упирается в деньги. Что принесет больше дохода: история про сурового солдата, которую пройдут за 10 часов, или live-сервис, в который постоянно «накачивают» новый контент, а игроки тратят тысячи часов и долларов на скины? Ответ очевиден.
Кто-то может предположить, что модные жанры, вроде королевской битвы, отлично сочетаются с военными конфликтами. Звучит круто. Но на практике современному игроку интереснее в ярких, фантастических сеттингах. Даже Warzone или PUBG с реалистичным антуражем менее популярны, чем яркий Fortnite.
Причина четвертая — а зачем?
Представьте, что вы — владелец крупной студии. У вас есть бюджет на разработку успешного live-сервисного шутера, и остается еще несколько десятков миллионов долларов. Вы думаете: «А не сделать нам еще и сюжетную кампанию?» Но стоит остановиться и спросить: зачем? Её пройдут за 5-12 часов. Добавлять новый контент бессмысленно — его так же быстро «съедят». Потенциал заработка после прохождения — нулевой. С точки зрения студии и издателя — это пустая трата денег и времени. Игроки все равно проведут тысячи часов в мультиплеере, где и будут тратить деньги.
Если уж очень хочется сюжета, нужно делать как в Concord (и да, я знаю, что это звучит как бред). Sony потратили немало средств на качественные ролики, чтобы расширить вселенную. Можно долго обсуждать качество диалогов, внешний вид персонажей и прочие причины провала игры, но цель у роликов была весьма благородна и полезна. Но такие расходы могут позволить себе единицы: Activision, EA и, по сути, все. С Halo происходит что-то непонятное. Crysis и Medal of Honor заморожены. Delta Force: Black Hawk Down вышла провалом и никому не нужна. DOOM: The Dark Ages мне понравилась, но игроки встретили её очень прохладно. Учитывая посредственность кампании Battlefield 6, то выходит, что у нас одна франшиза шутеров, которая стабильно стоит на ногах. Стоит упомянуть, что даже в CoD кампания стала «довеском». В последних частях разработчики начали использовать открытые локации из мультиплеера вместо режиссерских уровней, чтобы сэкономить. Поэтому издателям выгоднее вкладываться в расширение лора в самой игре и за её пределами (как это делают в Arcane для Valorant или Blizzard в Overwatch), чтобы потом продавать новые скины.
Причина пятая — раны от реальных конфликтов
Я не просто так вспоминал именно Вьетнам и Вторую мировую. За последние два столетия человечество устраивало немало войн, но когда вы в последний раз слышали про игру, которая бы рассказывала об этих конфликтах? Возможно, были нишевые игры, но они неинтересны широкой аудитории.
Six Days in Fallujah — шутер от первого лица, который должен был аутентично показать войну в Ираке. Интересная идея, которая еще до релиза столкнулась с массой проблем. Пиковый онлайн игры был чуть больше 8000 игроков, а текущий не достигает даже 150. Этот конфликт никому не интересен ни в США, ни за их пределами.
То, что война в Ираке никому не интересна, мы поняли. Но есть и другая сторона. Когда анонсировали игру про неё, в США мгновенно начался скандал. Его подняли семьи погибших солдат. Американское общество еще не пережило эти потери. «Геймификация» их жертвы воспринялась как соль на открытую рану.
Вывод
Получилась довольно ироничная ситуация. Когда-то сюжетные стрелялки были очень популярны, сочетая драйвовый геймплей и умение рассказывать истории. Но теперь, игрокам, а тем более студиям, уже недостаточно небольшого приключения на 10-15 часов. Современным геймерам мало интересны суровые войны. Такие игры задавили многочисленные live-сервисы.
Индустрия развивалась, появились новые жанры: арена-шутеры, hero-шутеры, королевские битвы, лутер-шутеры, экстракшены. А вот с качественными сюжетными тайтлами, особенно в поджанре военных шутеров, дела плохи. Прорывов, как когда-то в Half-Life или Crysis, мы давно не видели. Даже ветеранов, ярых поклонников серий, они уже не интересуют.
Для меня сюжетный шутер сейчас — это что-то вроде простейшего портала в мир гейминга. В них много динамики, дорогих постановок, эффектов — всего, что может привлечь внимание новичка. Но любая жанровая концепция устаревает, если нет развития. Многие бывшие поклонники сюжетных шутеров теперь находят новый опыт в мультиплеерных баталиях, ведь соцсети и ютуб позволяют начать играть намного проще, чем раньше.
Проще говоря, сюжетные милитари-шутеры стали пережитком прошлого, потому что изменилось всё: игроки, их вкусы и вся индустрия в целом. Жанр должен был измениться, чтобы привлекать внимание, но этого не происходит.
Сейчас у нас осталось всего две крупные франшизы, которые стабильно выпускают популярные шутеры на военную тематику (или близкую к ней) с сюжетом: Call of Duty и Battlefield. Но, учитывая посредственное качество сюжета в Battlefield 6 и провальное — в Black Ops 7, даже предыдущие средние игры серий выглядят неплохо.
Да, в прошлом были крутые истории в Battlefield 3, 4 и Bad Company 2. Но пока на горизонте не видно возвращения качественной сюжетной составляющей в Battlefield. А после недавних неудач Call of Duty я вообще не уверен в будущем их кампаний.
BlackFlaim




