В этом материале собраны лучшие хоррор-игры всех времён для разных платформ. Выбранные проекты — не обязательно самые страшные в своём жанре (если вас волнует именно этот критерий, то ознакомьтесь с другой нашей статьёй), но уж точно качественные и увлекательные. И хотя в списке есть не только новые релизы, но и довольно старые игры, они всё равно остаются актуальными даже в 2025 году.
Одна из первых страшных игр не про сражения с монстрами, а про умение выживать, прятаться и принимать быстрые решения. Главной героине Clock Tower необходимо избегать жуткого преследователя, вооружённого огромными ножницами. Проблема в том, что так называемый Scissorman может появиться в самый неожиданный момент в любом помещении старого особняка, поэтому расслабиться хотя бы на мгновение практически нереально.
Clock Tower — прародительница игр про уязвимых протагонистов, где главное оружие игрока — стелс, а не пистолет. Несмотря на приличный возраст, она всё ещё довольно стрессовая, особенно если играть в недавний ремейк.
Как часто вы играете в страшные игры?
Пройти опросНаучно-фантастические хорроры по-прежнему остаются редкостью, поэтому для поклонников футуристических ужасов ценность представляют даже такие старые проекты, как System Shock 2. К тому же, хотя SS2 ощутимо устарела визуально, её геймплей сохранился в разы лучше.
Игра совершенно не водит геймера за руку, заставляя самостоятельно адаптироваться к непростым условиям выживания на борту космического корабля Von Braun. Приходится основательно обдумывать тактику борьбы со смертоносными киборгами или искать обходные пути, если ограниченные ресурсы не позволяют рисковать прямой конфронтацией.
Как ни странно, но многие игры, вдохновлённые творчеством Говарда Лавкрафта (Howard Phillips Lovecraft), не раскрывают в полной мере суть космического ужаса. Произведения Лавкрафта — это истории не про победу над чудовищами, а про незначимость людей в безграничной, неприветливой вселенной. Обычно герои его рассказов, осознав жуткую истину тщетности бытия, навсегда теряют рассудок.
Eternal Darkness — одна из тех редких игр, авторы которой понимали Лавкрафта как никто. Эффект потери рассудка здесь грамотно достигается за счёт метанарратива. Игра не кидает на геймера полчища монстров, однако заставляет сомневаться в собственной адекватности.
Так, по мере столкновения с различными пугающими явлениями, всё больше разрушается «четвёртая стена», и начинают происходить неожиданные странности не только с главной героиней, но и с игроком — от внезапного уменьшения громкости или проблем с геймпадом до вымышленной перезагрузки консоли. Подобные приёмы — редкость в хоррорах, поэтому если вы вдруг не проходили Eternal Darkness более двадцати лет назад, можете смело наверстать упущенное хоть сегодня: её сюрпризы нисколько не состарились.
По-прежнему золотой стандарт жанра survival horror. Ремейк первой Resident Evil не только выглядит потрясающе (графику, между прочим, обновили в ремастере 2015 года), но и впечатляет идеальным балансом сложности, комплексным дизайном уровней и уникальной атмосферой, которую вы не найдёте в других частях серии.
К фиксированным камерам и необычному управлению необходимо привыкнуть, однако постепенно начинаешь их ценить: когда нельзя легко взять и посмотреть, что за монстр стоит и издаёт жуткие звуки по коридору впереди, игра пугает даже больше.
Можно долго спорить на тему того, что раз вторая часть серии сильнее в плане нарратива, чем Silent Hill 3, то она автоматически лучше. Тем не менее, если оценивать SH3 в целом, а не лишь по одному критерию, становится ясно, что это — самый качественный хоррор студии Team Silent.
Визуально игра смотрится неплохо даже сегодня (потенциал железа PS2 разработчики раскрыли в полной мере), в плане атмосферы ни в чём не уступает своим предшественницам и превосходит их многими элементами игрового процесса. Так, боевая система третьей части и управление — наименее раздражающие среди старых Silent Hill.
Во время перестрелок первая F.E.A.R. — это ураганный и крайне зрелищный шутер с умными врагами, мощными пушками, возможностью замедлять время и впечатляющими визуальными эффектами. Но стоит бойне утихнуть, как F.E.A.R. тут же превращается в жуткий хоррор, пугающий геймера странными видениями — например, внезапным появлением загадочной девочки-призрака. Игра постоянно меняется в тоне, однако делает это на удивление гармонично — нет ощущения, что ты играешь в два разных проекта, склеенных воедино.
Атмосферная смесь детектива и survival horror. Condemned: Criminal Origins выделяется среди других страшных игр фокусом не на мистике, а на реализме — это история о расследовании серийных убийств и попытках осознать больной разум маньяка. Кроме того, Condemned интересна и как экшен-игра: здесь одна из лучших систем ближнего боя от первого лица, которую до сих пор мало кто смог превзойти (по крайней мере, среди хорроров).
Пятнадцать лет назад оригинальная Amnesia по сути единолично вдохнула второе дыхание в стагнирующий жанр хорроров. Понятное дело, что это далеко не первая страшная игра с видом от первого лица, но именно после Amnesia начался бум инди-ужастиков с подобного рода камерой. Кроме того, проект вывел в мейнстрим концепцию уязвимого главного героя, не способного за себя постоять.
Amnesia до сих пор представляет интерес благодаря неповторимой атмосфере и увлекательным механикам, наподобие шкалы рассудка, которая уменьшается, если слишком долго находиться в темноте.
Сиквел Dead Space уж точно не настолько ужасающий, как первая часть и её недавний ремейк, однако вы вряд ли найдёте игру, которая более удачно совмещает хоррор с экшеном. Даже легендарная Resident Evil 4 уступает DS2 в некоторых аспектах: например, в плане вариативности арсенала, разнообразия врагов, а также общего размаха. Dead Space 2 — это голливудский блокбастер от мира страшных игр, и за это мы её ценим все эти годы.
Проект студии Red Barrels не без причины часто называют одной из самых пугающих игр всех времён. В Outlast, как и в Amnesia, герой не может никому дать сдачи, поэтому геймеру остаётся избегать обитателей заброшенной лечебницы, полагаясь на скрытность.
Нервотрёпки также добавляет тот факт, что в Outlast необходимо постоянно использовать ночной режим видеокамеры, чтобы разглядеть хоть что-то в тёмных помещениях. При этом дальность видимости существенно ограничена, а заряд камеры важно экономить. В общем, Outlast — игра не для людей, страдающих клаустрофобией.
Некоторые фанаты ужасов относятся к первой Five Nights at Freddy's с определённой долей презрения. Мол, хорроры не должны быть для детей. Однако именно такие проекты, как FNAF, играют невероятно важную роль в популяризации жанра.
Снобизм в адрес Five Nights at Freddy's неуместен ещё и по той причине, что это — отличная игра с оригинальной концепцией. FNAF фактически стала прародительницей целого подвида хорроров, в которых геймерам необходимо через камеры наблюдения следить за различными помещениями и вовремя улавливать любые странности.
Пожалуй, ни один топ лучших хоррор-игр не может обойтись без P.T., даже несмотря на то, что по факту речь идёт не о полноценной игре, а лишь о демоверсии отменённой Silent Hills Хидэо Кодзимы (Hideo Kojima). Тем не менее этот короткий играбельный тизер, где герой по кругу ходит по одному и тому же коридору, произвёл сильное впечатление на геймеров и разработчиков.
Сегодня самостоятельно оценить P.T. проблематично: придётся искать PlayStation 4 с уже установленной демоверсией, так как из цифрового магазина проект убрали ещё в 2014 году. Альтернативные варианты — посмотреть прохождение на YouTube или поискать фанатский PC-порт, но в последнем случае стопроцентной аутентичности ждать не стоит.
Игра, доказавшая, что реально сделать жуткий хоррор про Чужого. Alien: Isolation пугает не толпами пришельцев, а одним непобедимым и крайне разумным врагом. Монстр адаптируется к приёмам геймера и охотится на него, словно живой мыслящий хищник. Приходится полагаться на стелс, а также ограниченные ресурсы, чтобы отвлечь Чужого или хотя бы на время прогнать.
К слову, Alien: Isolation получилась настолько выдающейся, что она послужила прямым источником вдохновения для недавнего фильма «Чужой: Ромул».
Если вы цените глубокие философские истории, то SOMA пропускать ни в коем случае нельзя. Это пугающая игра, правда, не в классическом смысле: в отличие от других проектов студии Frictional, в SOMA не нужно бояться непосредственной угрозы в виде страшных монстров. Вместо этого ужас тут вселяет само повествование и темы, которые затрагиваются сценаристами, — например, потеря собственного «Я».
Это интерактивное кино — ода любви к слэшерам 1980-х. Как и культовые хоррор-фильмы категории B, Until Dawn одновременно пугающая, но в то же время несерьёзная, почти весёлая в своей абсурдности история о группе молодых людей, застрявших в изолированном месте. Разумеется, по законам жанра они быстро начинают умирать один за другим. Кто погибнет, а кто доберётся до финала — зависит исключительно от решений геймера.
Самая популярная сетевая игра с асимметричным мультиплеером 4 против 1. В Dead by Daylight группа игроков противостоит одному геймеру, которому достаётся роль опасного маньяка. Задача убийцы — не дать жертвам сбежать с уровня. Выжившие могут это сделать, если отремонтируют пять генераторов на карте и откроют ворота.
Dead by Daylight — праздник для фанатов ужасов. Здесь на выбор доступны не только оригинальные маньяки, придуманные студией Behaviour, но и культовые злодеи из фильмов и игр: Чужой, Фредди Крюгер, Пирамидоголовый. При этом многие карты также вдохновлены знаковыми локациями из известных хорроров.
Darkwood забрасывает игрока в зловещий лес без какой-то конкретной цели, кроме «найди украденный ключ, чтобы выбраться». Во всём остальном нужно разбираться самостоятельно. Днём вы обыскиваете местность, чтобы собрать как можно больше припасов, а затем спешите вернуться в убежище до наступления ночи, когда начнётся приход тёмных сущностей.
Darkwood — наглядный пример того, что играм не нужна передовая графика, чтобы вселять ужас. Простоватую картинку тут компенсирует гениальное геймплейное решение: геймер видит только тех монстров, которые попадают в ограниченный радиус свечения его фонарика. В результате весь саспенс строится на чувстве паранойи.
Пожалуй, самая жуткая часть серии. Resident Evil 7 — это чистый хоррор, где каждый элемент игры работает на то, чтобы испугать геймера до мурашек.
Так, фотореалистичная графика заставляет поверить, что мрачный особняк семьи Бейкеров — реальное место. Актёрская игра антагонистов не уступает лучшим фильмам ужасов. А хардкорный геймплей выкручивает напряжение до максимума: исследовать тёмный подвал куда страшнее, когда у тебя в дробовике всего два патрона, целиться сложно, а враги постоянно раскачиваются из стороны в сторону при ходьбе.
Разработчики учли ошибки первой части и выпустили качественную игру, которая, в отличие от предшественницы, не кажется вторичной. Оригинальная TEW чересчур многое заимствует у Resident Evil, тогда как её сиквел вносит свежие идеи в жанр хорроров.
Например, The Evil Within 2 экспериментирует с концепцией открытого мира, что страшные игры делают крайне редко. Локации здесь заметно больше, чем в привычных хоррорах: они наполнены секретами и даже второстепенными квестами. Если верить слухам, будущая Resident Evil 9 будет придерживаться похожей структуры. Так что можно поиграть в TEW2 уже сейчас, чтобы проверить, насколько хорроры и открытые миры вообще совместимы.
Идеальный пример сочетания нового и старого. На первый взгляд, ремейк Resident Evil 2 — современная игра с камерой от третьего лица, красивой графикой и отличными кат-сценами. Но при этом обновлённая RE2 остаётся верна «олдскульным» истокам: дизайн уровней, менеджмент ограниченных ресурсов и фокус на головоломках взяты прямо из оригинала.
Разработчики не стали жертвовать сутью первоисточника, опасаясь, что классический геймплей не оценит современная аудитория. Ещё как оценила: новая версия Resident Evil 2 стала самой успешной игрой серии.
Реально ли сделать кооперативную игру по-настоящему пугающей? Разве в компании весёлых друзей любые виртуальные приключения не превращаются в фарс? Phasmophobia доказывает, что такая задача вполне выполнима.
В этой сетевой игре про охотников на привидений необходимо буквально общаться со злыми духами — с помощью голосовой связи. Уже один этот момент погружает в происходящее с головой. Более того, голосовая связь в Phasmophobia устроена таким образом, что стоит отойти от напарников на метров 20 — и они уже вряд ли услышат ваш голос. Вот так потеряться в непроглядном мраке заброшенной больницы и остаться один на один с коварным демоном — проще простого.
Восьмая «Обитель зла» воспринимается как своего рода сборник хитов. Resident Evil Village черпает вдохновение сразу из разных игр серии: например, камеру от первого лица и блокирование ударов она унаследовала от седьмой части, а вот систему инвентаря и механику торговца — от «четвёрки».
Некоторые поклонники упрекают Village в том, что у неё нет геймплейной идентичности, однако это скорее субъективный недостаток, и уж точно не проблема для новичков. Если вы вдруг никогда не играли в серию, то начать можно как раз-таки с добротно сделанной восьмой части.
Инди-хоррор с крайне оригинальной задумкой. Игроку здесь достаётся роль работника морга, которого ночью вызвали на работу. Задача — подготовить пять трупов к ритуальной службе и заодно выяснить, в каком из тел прячется демон. Процесс не самый быстрый и невероятно пугающий: авторы придумали десятки, если не сотни, жутких моментов, которые The Mortuary Assistant случайным образом подкидывает игроку.
Вдохновлённая классическими хоррорами конца 90-х, SIGNALIS — это, пожалуй, самая удачная инди-игра в стиле старых Resident Evil и Silent Hill. Проекту долго можно петь дифирамбы: за стилистику, глубокий сюжет, который не перестанут обсуждать и через 10 лет, и, главное, за игровой процесс. Наполненные секретами локации интересно исследовать, как и заниматься поиском патронов и аптечек, а также планированием оптимальных маршрутов в обход смертоносных монстров.
Motive подошла к разработке ремейка Dead Space так же, как в своё время Capcom, когда почти двадцать пять лет назад японской студии выпала нелёгкая задача переосмыслить первую Resident Evil. По аналогии с тем проектом новая Dead Space воссоздаёт на новой графике первоисточник, ничего не вырезая, но лишь дополняя. Дизайн уровней стал интереснее, появился ИИ-режиссёр, добавляющий непредсказуемости прохождению, и даже побочные квесты, которых не было в оригинале. Пожалуй, так и следует делать ремейки.
Немалое число поклонников старой RE4 считали классику Capcom практически идеальной и потому в штыки воспринимали саму идею ремейка. Но обновлённая Resident Evil 4 продемонстрировала, что «омоложение» всё же не было лишним.
Новая RE4 стала ещё динамичнее за счёт современного управления, умных врагов и таких нововведений, как возможность парировать атаки ножом. Увеличившиеся в размерах локации интереснее исследовать, а взрослый тон ремейка усилил хоррор, которого в старой RE4 не хватало.
Как и Alien: Isolation, проект Amnesia: The Bunker — это игра про клаустрофобию и сражения с постоянно адаптирующимся к твоим действиям монстром. Но Amnesia даже ещё более угрюмая. Как минимум, из-за сеттинга — сложно найти более мрачную локацию для игры, чем тёмный бункер времён Первой мировой войны.
В плане геймплея The Bunker двигает жанр вперёд благодаря имплементации элементов immersive sim. Игра поощряет креативное мышление и позволяет экспериментировать с механиками. Так, в каждое закрытое помещение тут можно проникнуть множеством способов разной степени рискованности. Хотите — ищите ключ или лезьте в вентиляцию, а хотите — взрывайте дверь гранатой.
Первый полноценный хоррор студии Remedy сложно назвать особо пугающим, но вот необычным и атмосферным — вполне. Alan Wake 2 цепляет уникальным подходом к повествованию: игра рассказывает странную историю, где грань между реальностью и авторскими фантазиями стирается до такой степени, что даже гейм-директор Сэм Лейк (Sam Lake) вписан в сюжет. Он играет одновременно трёх персонажей, включая самого себя.
Alan Wake 2 — это не только необычный нарративный эксперимент, но ещё и добротно сделанный survival horror: с запоминающимися локациями, жуткими врагами и фирменным для жанра менеджментом ресурсов.
Нельзя сказать, что прошлогодняя Alone in the Dark — безупречная игра. Изъянов, увы, хватает. Однако, даже несмотря на недостатки, играть всё равно увлекательно, а не это ли главное? Фанатам survival horror тут понравится многое: атмосфера, запутанные уровни, пазлы и возможность пройти кампанию за двух разных героев.
Многие фанаты Silent Hill утверждали, что польская студия Bloober Team не справится с переосмыслением культовой второй части. И не без причины: прошлые проекты компании сложно назвать идеальными. Тем не менее авторы ремейка подошли к задаче крайне ответственно и превзошли все ожидания.
Они не стали менять то, что и так идеально — сюжет. История была несколько расширена и улучшена, да, однако её ключевые моменты остались нетронутыми. А вот что подверглось существенным изменениям, причём исключительно в лучшую сторону, — это геймплей. Наиболее слабый элемент классической SH2 преобразился в ремейке за счёт новой боевой системы, доведённого до ума дизайна уровней и более увлекательных головоломок.
***
Если вы не нашли любимый хоррор в нашем списке — не расстраивайтесь. Периодически мы будем дополнять материал новыми играми. Какие именно стоит внести следующими — пишите в комментариях.
Как вы относитесь к скримерам в играх?
Пройти опрос
Википедия!
чисто напряжный сурвайвал потипу RE 4, RE 7 и RE Village... (коих в списке нет)
а вот отсутствие Аутласта обескураживает
А что касается Резидентов, то их вписал. Когда это был топ-10, то банально не хотелось все позиции занимать разными частями Resident Evil. Вот в топ-30 без них уже никак :)