Как играть классику Doom в 2025 году
![Как играть классику Doom в 2025 году](https://files.vgtimes.ru/posts/2025-02/kak-igrat-klassiku-doom-v-2025-godu-119992.webp?1738920826)
Эта игра известна каждому, даже среди тех, кто совсем не интересуется видеоиграми. Она была произведена тогда ещё маленькой компанией id Software с другим штатом сотрудников, основанной двумя Джонами и двумя Кармаками, которые не родственники. Джоном Кармаком, Джоном Ромеро и Адрианом Кармаком. Тема этой статьи, конечно же, про самый первый классический Doom. На чём его только не запускали в неиграбельном виде, а ради забавы только. Благодаря простоте портирования: универсальному коду на языке C, доступному в открытых источниках в исходном виде. А ещё малому размеру, низким системным требованиям и отличной оптимизации. Его оказалось просто перекомпилировать для различных платформ.
Сюжет
Сюжет, кто бы чего ни говорил о его важности, в игре всё-таки есть. Его присутствие в самом деле малозаметное и нисколько не отвлекает от процесса игры. Можно пройти всю игру, не подозревая наличия в ней сюжета. Изначально он поставлялся в текстовом файле в корневом каталоге игры, но в последующих версиях этот фрагмент текста убрали. Внутри игры повествование себя никак не проявляет, если не считать текстовых вставок между эпизодами первой Doom, картами второй Doom и пары неофициальных дополнений, прочно закрепившейся за классикой: Plutonia Experiment и TNT Evilution. С текстом первой Doom можно ознакомится на посвящённом игре вики-ресурсе. Его там совсем немного. Можно смело читать до прохождения, спойлернуться потом будет не обо что. В остальных играх классики с сюжетом всё в том же духе.
Чем интересна до сих пор
Простым непринуждённым процессом игры, не обременённым, опять же, сюжетом. Самое то, если хотите прогуляться по картам и пострелять. А карты в игре добротные, с телепортами, ловушками и секретными местами. Ну и демонами, разумеется. Несмотря на всю линейность их определённого следования одной за другой в процессе прохождения. Вторая с дополнениями отличается от первой кампанией с другими картами, добавлено несколько новых демонов и двухствольный дробовик.
Недостатки
Недостатком можно отметить не всю пользу от имеющегося в инвентаре оружия. Пистолет буквально через пару выстрелов с начала игры обычно становится не у дел, одноствольный дробовик не нужен после получения двухствольного. А кулаки и бензопила так и вовсе скорее шутки ради, потому что недостатка патронов в классической серии обычно нет. За исключением последней сложности, когда в игре демоны спавнятся бесконечно. В этом случае удача зависит от умения быстро проходить карту.
Отсутствие современной графики, рассчитанной для систем, когда многие любители данных игр были ещё маленькими, а ЭЛТ мониторы тяжёлыми и пузатыми. Отсутствие плавных анимаций — модели имеют несколько статичных изображений, довольно резко друг друга сменяющих при движении. Кроме того — они двухмерны, поэтому трупы, например, обойти нельзя, как и прочие предметы в виде аптечек, патронов и прочего. Они всегда повёрнуты одной стороной, а при взгляде вплотную похожи на исчезающий с торца лист картона. Локации тоже лишь имитируют трёхмерное пространство, хоть внешне оно выглядит абсолютно трёхмерным. Оттого в игре ни разу не встретятся комнаты на следующем этаже одна над другой. Платформы лифтов движутся строго вертикально и двери тоже отъезжают только вверх или реже вниз. Такое поведение объектов связано с техническими ограничениями движка игры.
Слабоватый геймплей одиночной игры для современного подготовленного искушённого игрока, кроме разве что последней сложности. Перечисленные недостатки могут быть частично исправлены модификациями.
Как играть сейчас
Для игры в оригинале есть встроенный вариант из меню игры Doom 3: BFG Edition. Или в кабинете Палача Рока в Doom Eternal. Только для запуска первой придётся разблокировать предметы, а для них пройти основную кампанию. Для запуска Doom 2 там же нужно только ввести пароль, который нетрудно найти через любой поисковик в интернете. Но если вы не хотите или не можете ставить Doom 3 или проходить/читерить Doom Eternal? Там ведь и по сети не поиграть. А в Doom Eternal даже карту местности посмотреть нельзя. Есть другие варианты. Варианты эти зависят от того как вы хотите играть: в классику как она есть или по-современному.
Классика в духе оригинальной игры
Для классического геймплея на ПК проще и, что важно, совершенно нетребовательно к системе, в настоящее время, прикоснутся к «ванильному» оригиналу, найдя версию для DOS и запустить её через программу DOSBox. Найти в интернете то и другое нетрудно. Открывать DOSBox каждый раз для вписывания пути запускаемого файла необязательно. Проще курсором переместить иконку нужного приложения на иконку приложения DOSBox или их ярлыков. Перед этим желательно запустить файл setup.exe в папке с игрой для изменения настроек управления игры. К сожалению, по-умолчанию обычно не проставлено привычное для таких игр движение на WASD для клавиатуры и клавишу E для функции use. А чтобы бежать, придётся зажимать отдельную кнопку, обычно назначаемую на левый Shift. Потому что наоборот поменять ходьбу/бег с «шифтом» к сожалению тоже нельзя в оригинале. Кроме того, возможно ещё придётся там же выбирать настройки звука. Даже если в Steam купите, но захотите играть в ванильную DOS версию, поставляемую с обновлённой от Nightdive Studios, настраивать придётся самому. Для одиночной игры кое-как сгодится. Через оболочку эмуляторов Retro Arch можно и на современном геймпаде поиграть.
Официальная версия
Собственно, официальная версия от Nightdive Studios. Ремастер оригинальной игры id Software на обновлённом движке, с улучшенной графикой, звуком и музыкой в нескольких вариантах исполнения в настройках на выбор. В неё сразу встроены несколько наиболее известных модификаций одиночных кампаний и доступны для выбора в меню игры. Модификации удобно добавлять прямо из меню игры из доступных в списке или через папку сохранений, тоже открываемую через игровое меню. Там же дают возможность предварительно проверять их на работоспособность. В меню имеется большой выбор языков, включая русский. Есть архив моделей и текстур с вариантами, не вошедшими в релизную версию оригинальных Doom и Doom 2. У сетевой игры два режима: deathmatch и кооператив. Есть набор из нескольких карт для deathmatch'а. Весьма неплохой вариант играть в классику Doom по-современному.
Freeware
Но есть ещё варианты далеко не хуже со многими другими возможностями, притом полностью бесплатные. Начать следует с установки программы Doom Explorer. Удобный инструмент для создания модификаций любых сборок под собственные нужды опционально. Он также избавляет от копирования одинаковых файлов по каталогам, модифицированных с помощью своего инструмента сборок, чем экономит ёмкость ПЗУ. Интерфейс программы дружелюбный, имеет несколько языков на выбор. Главное, есть русский и английский. И ещё полезен при поиске игровых серверов для совместной игры. Заходим в настройки дум-портов и видим большой список из восемнадцати имён. Описывать каждый нет никакой нужды, расскажу о наиболее полезных и пользуемых.
GZDoom
Скачиваем последнюю версию GZDoom. Распаковываем zip-архив, открываем приложение и сразу имеем список из Doom, The Ultimate Doom, Doom 2, Plutonia Experiment и TNT: Evolution в нескольких вариантах. Кроме оригинального также на Unity — первоначальный вариант обновления Bethesda и вариант на KEX — их впоследствии заменили движком от Nightdive. Но всё из этого списка будет запускаться на движке GZDoom, а прочие различия незначительны. Здесь, в отличие от версии Nightdive, более широкие настройки графики, да и сами графические возможности. Всё так же доступен богатый выбор языков. Можно убрать нижнюю панель, а если не хотите убирать, то она здесь значительно Уже. Спрайты на ней поэтому мельче, но сидя за монитором с небольшого расстояния, такой размер даже удобнее. Доступен вертикальный обзор камерой вверх и вниз. Здесь играть мне понравилось больше чем в официальный ремастер Nightdive. Сборка полностью работоспособная, кроме сетевой игры. Как играть по сети на этом порту я так и не нашёл и ботов под неё тоже. Но есть настройки в меню, прямо указывающие на возможность совместных игр по сети. Буду рад если кто подскажет. Если в поисковике не нашёл, а в меню поиска серверов Doom Explorer нету названия этого порта, значит он мало распространён для использовании в мультиплеере.
Модификации
На мой взгляд, на этот порт можно накатить хотя бы пару заслуживающих внимания модификаций: Brutal Doom в настоящее время релизной версии 21 и Doom Metal Soundtrack Mod — Volume 5. Brutal Doom неплохо так меняет геймплей. Больше мяса и кровищи, но не в них основная суть. Другое оружие теперь с перезарядкой и альтернативными функциями, есть фонарь. Демоны атакуют иначе, headshot влияет на урон и анимацию убийств. Заменены некоторые предметы на карте, обладающие другими свойствами. Добавлены новые уровни сложности. Doom Metal Soundtrack заменяет оригинальную синтезаторную музыку в игре на метал, исполняемый вживую. Похож на ремикс в версии от Nightdive, немного отличается. Скачиваем модификации из списка по этой ссылке. Выбираем скачанные файлы brutalv21.pk3 и DoomMetalVol5.wad. Если на модификациях для порта GZDoom остановиться, то кидаем их в корневую папку GZDoom, открываем любой текстовый редактор (стандартный Блокнот подойдёт), печатаем в строку без кавычек «gzdoom.exe -file brutalv21.pk3 DoomMetalVol5.wad», сохраняем в файл с расширением.bat под любым именем (brutal.bat для примера). Модификация готова, можно запускать через BAT файл. Или поступить проще. Выделить эти два файла и перетащить на иконку приложения или ярлыка GZDoom. Аналогично с DOSBox. Конкретно эти модификации можно использовать также опционально по отдельности. Но если на этом не всё, то лучше оставить файлы в своих каталогах и сделать сборку через Doom Explorer. Эта утилита ещё пригодится.
Doom на RTX
Недавно появился порт VKDoom, основанный на GZDoom, поддерживающий Ray Tracing и работающий только на API Vulkan. Разницы в картинке пока не заметил. Может быть поддержку завезли, но карты пока не модифицировали для этого дела. Потому что на страницах официального сайта показаны какие-то левые скриншоты не из оригинальных Doom. Но это пока что предрелизная версия порта. Учтём на будущее. Очень может быть уже скоро появится трассировка лучей на картах оригинального Doom.
«Ванильные» порты
Некоторые порты не особо стараются улучшить или как-то изменить игру. Они скорее призваны сохранить дух оригинала для современных операционных систем на ПК. Chocolate Doom и Crispy Doom близки к оригиналу и имеют варианты для игр Heretic, Hexen и Strife. Второй порт является форком первого и графика на нём выглядит получше и поддерживает широкий экран. Rerto Doom выглядит как нечто среднее между ними. DSDA порт показывает ещё более чёткую и плавную картинку, также более интересен прочими настройками в меню. Тоже поддерживает широкий экран и большой набор разрешений экрана. По заявлению разработчиков предназначен для ванильной игры и спидраннеров. Скачать можно с официальных сайтов последние версии, но это будут только оболочки, требующие файлы с расширением .wad. Поэтому оригинальные версии вышеперечисленных игр под DOS тоже нужно раздобыть для работы этих портов. Смысл ванильных портов в том чтобы сохранить первоначальный геймплей игры, каким он был с 1993 года времён первых релизов. А ещё в поддержке оригинальных сохранёнок, конфигураций и демозаписей. Опять же уверен только в одиночной игре, но уже с бОльшим комфортом на Crispy, Retro и DSDA чем в оригинале под DOS.
Порты для сетевой игры
Всё это хорошо, но ни сетевой игры, ни ботов со специальными картами для этого дела я не нашёл. По найденным через утилиту Doom Explorer серверам, большинство игроков пользуются портами Zandronum, ZDaemon, Odamex и немного серверов на Doomsday. Это без учёта играющих в официальный порт от Nightdive: ни Unity, ни KEX в списках Doom Explorer нету. Для Zandronum есть бот TDBots. Вот инструкция как его ставить. Там же можно найти карты для deathmatch'а.
Применение инструмента Doom Explorer
Большинство найденных мной портов (кроме GZDoom и VKDoom) — оболочки без игровых файлов. Вот тут нам и пригодится утилита Doom Explorer для привязывания к каждому порту файлов, содержащих всю игровую информацию, имеющих расширения .wad и .pk3. И для сетевой игры, присоединяться к которой можно просто выбрав из списка наиболее подходящий. Недостающие для игры файлы скачаются с других серверов. Можно запустить свой сервер. Все настройки для его создания и тестирования имеются. Кроме того утилита имеет встроенный чат, умеет записывать и воспроизводить демозаписи игры.
Заключение
Небольшое замечание напоследок. В некоторых портах стал доступен прыжок. Если хотите проходить как задумано разработчиком — не прыгайте. Точнее, не перепрыгивайте препятствия. И не приседайте чтоб куда-либо пролезть. Перескакивать бегом допустимо. На большинстве карт для прохождение обычно так. Nightdive в своём ремастере возможность прыжка не включила и приседания там тоже нет, а доступных модификаций в виде карт и кампаний там уже достаточно много. О чём можно сделать соответствующий вывод.
На этом можно закончить. Единого варианта, полностью удовлетворяющего все игровые желания пока, к сожалению, не нашлось. Используйте приведённые в статье порты и находите ещё. Находите модификации с файлами .wad и .pk3. Приятной всем игры.