Долгое время французская компания Ubisoft была одной из крупнейших в игровой индустрии. Например, в 2020-м она считалась первым по величине издательством в Европе и девятым в мире, отставая лишь от таких гигантов как Sony и Nintendo. Однако к осени 2024 года ситуация в корне поменялась. Сейчас инвесторы думают, что делать с внутренними студиями и авторскими правами. Среди предложений звучат продажа компании китайскому гиганту Tencent. В этой статье мы разберёмся, что случилось и как Ubisoft оказалась на грани банкротства.
В начале 80-х пятеро братьев Гиймо (Guillemot) занимались распространением британских программ во Франции. Их бизнес процветал, и к 1986-му они поняли, что могут и сами спонсировать разработку видеоигр. Тогда была организована компания под названием Ubi Soft Entertainment SA. Первые проекты компании были не слишком успешными. Настоящий хит вышел лишь в 1995-м. Речь идёт об оригинальной Rayman от Мишеля Анселя (Michel Ancel). Постепенно издатель начал скупать различные студии и получать права на игры по книгам писателя Тома Клэнси (Thomas Clancy), серию Might and Magic и многие другие.
Нулевые оказались крайне успешным временем для Ubisoft. В 2002-м вышла Splinter Cell, в 2003-м — Prince of Persia: The Sands of Time, в 2004-м — Far Cry. Также можно вспомнить обласканную критиками Beyond Good & Evil, продолжение которой мы ждём до сих пор. Тогда же Ubisoft успела поработать и с российской студией — в 2006 году она выпустила пятых «Героев Меча и Магии» от Nival Interactive.
Однако настоящей золотой жилой для издательства оказалась серия Assassin's Creed. Первая часть продалась тиражом в 11,2 миллиона копий, вторая — в 11,3 миллиона, а третья — в 12,5 миллионов. У спин-оффов показатели скромнее, от 2-х до 9-ти миллионов. Исторический экшен с бодрыми сражениями, стелсом и акробатикой оказался на удивление востребованным среди игроков. Причём самой успешной частью серии оказалась Valhalla, последний крупный проект в рамках серии. За счёт продаж самой игры, дополнений и микротранзакций она принесла Ubisoft больше миллиарда долларов.
Глядя на невероятный успех Assassin's Creed, руководство сосредоточило на ней максимум усилий. К 2023-му в разработке находились больше десяти игр серии, от номерных частей до мультиплеерных экшенов и слэшеров для шлемов виртуальной реальности. Однако параллельно с этим стали вырисовываться проблемы, которые и стали причиной для потрясений в 2024 году.
Попытка развить успех — естественное желание любого издателя. После отличных продаж Black Flag было решено выпустить ещё несколько проектов с пиратской тематикой. Спустя год вышла Assassin's Creed: Rogue, которая почти полностью повторяла механику «Чёрного флага». Однако она осталась в тени революционной Unity и продалась скромным тиражом, который едва превысил миллион копий.
Параллельно началась разработка Skull & Bones, ещё одной игры с морскими сражений, которая оказалась не связана с ассасинами. Предполагалось, что выполнять задания можно будет как в одиночку, так и вместе с друзьями. Причём близкая по духу Sea of Thieves на тот момент даже не была анонсирована.
Поначалу игрой занималось сингапурское отделение Ubisoft. Однако время шло, а результата не было. Через несколько лет к работе подключились другие студии, но это привело к ещё большему хаосу и несогласованности. Причём из-за соглашения с правительством Сингапура французская компания даже не могла отменить разработку — её нужно было довести до релиза. Он состоялся 16 февраля 2024-го, спустя 11 лет после начала производства.
Skull & Bones не предложила ничего такого, что мы ещё не видели в Black Flag. Перед нами обрезанная версия игры 2013 года без сухопутных сражений, интересного сюжета и разнообразных заданий, зато с мёртвым онлайном и бесконечным сбором ресурсом. Даже морские сражения, на которых здесь сделан акцент, оказались более примитивными, чем в четвёртой Assassin's Creed. Проще было запустить её или дождаться ремейка «Чёрного флага».
По последним данным, бюджет Skull & Bones составил от $650 до $850 миллионов. При этом пиковый онлайн едва перевалил за две тысячи человек, что можно назвать крайне низким показателем. Сегодня же её практически никто не запускает. А для игры-сервиса важен интерес людей в течение длительного времени.
Ваша любимая серия Ubisoft?
Пройти опросКогда в июне 2023 года состоялся анонс проекта по «Звёздным войнам» (Star Wars) от Ubisoft, опытным игрокам было ясно, чего от неё ждать. Открытый мир с аванпостами, простенький сюжет и слегка однообразный геймплей с необходимостью проходить дополнительные задания. Outlaws немного удивила ставкой на стелс — во многих миссиях нельзя поднимать тревогу, поэтому приходится действовать осторожно.
Проблема в том, что геймплей получился слишком стандартным. Нечто подобное мы уже видели в Assassin's Creed, Watch_Dogs и десятках других игр. Перестрелки тоже не впечатляют. К плюсам можно было бы отнести антураж в духе истребителей TIE Fighter и штурмовиков с бластерами, но они встречались нам и в других проектах, например, в дилогии Star Wars Jedi.
Интерес людей к «Звёздным войнам» не помог Outlaws — удалось продать лишь миллион копий. Ив Гиймо (Yves Guillemot) обвинил в провале самих игроков, которые ждали от проекта чего-то большего. Разумеется, его заявление вызвало недовольство, что только усугубило ситуацию.
В теории провалы Skull & Bones и Star Wars Outlaws можно было сгладить успехом Assassin's Creed: Shadows. Серия всё ещё востребована среди игроков. Например, прошлогоднюю Mirage удалось продать тиражом в пять миллионов копий. Однако единственный потенциальный хит Ubisoft было решено перенести на февраль 2025-го. Даже обещанная презентация на Tokyo Game Show была отменена. Кстати, про все самое главное оттуда читайте в нашем большом репортаже.
По словам инсайдера Тома Хендерсона (Tom Henderson), разработчики приняли к сведению критику со стороны игроков из Японии. Сейчас к проекту подключились консультанты по истории, которые исправляют неточности, убирают ошибки в архитектуре, внешнем виде доспехов и сюжете в целом. К тому же, в текущем виде в Assassin's Creed Shadows много багов, и команда физически не успевала устранить их к запланированной дате релиза.
На наш взгляд, Ubisoft хотела повторить успех Ghost of Tsushima и привлечь игроков из Страны восходящего солнца. И она совсем не ожидала увидеть серьёзные претензии с их стороны. Дело дошло до появления петиции с требованием запретить выход проекта на территории Японии за оскорбление истории и культуры. Поэтому перенос игры на полгода вызван не спонтанным желанием, а острой необходимостью. Однако нам кажется маловероятным, что жители архипелага заинтересуются новой Assassin's Creed даже после многочисленных правок. Игра уже обрела дурную репутацию, исправить которую будет непросто.
Есть и менее критичные моменты, которые тоже влияют на репутацию французской компании и разлагают её изнутри.
Повестка в Assassin's Creed Hexe. Действие этой части развернётся во времена Средневековья, а главной героиней выступит настоящая ведьма. Мистическая составляющая в историческом экшене уже никого не удивляет, но заявления о том, что перед нами самая инклюзивная и прогрессивная игра серии, вызвало раздражение у фанатов.
Закрытие серверов The Crew. Подобная практика используется повсеместно. Однако конкретно в случае с этой гонкой она затрагивает не только мультиплеер, но и одиночную кампанию. В итоге люди, которые заплатили свои деньги за игру, теперь не могут получить к ней доступ. Фанаты уже начали подписывать петиции о сохранении однопользовательских режимов в подобных проектах. В ответ Ubisoft пообещала оставить оффлайн в The Crew 2 и The Crew Motorfest.
Удаление аккаунтов Uplay. Само по себе объединение Uplay и Ubisoft Club в новый сервис Connect нельзя назвать катастрофой. Это решение продиктовано желанием развивать кроссплатформенный геймплей между консолями, ПК и мобильными устройствами. Однако попутно шла ликвидация некоторых аккаунтов. Официально заявлялось, что удалению подлежат пустые профили. Однако на практике уничтожались в том числе и аккаунты с играми, на которые были потрачены сотни долларов.
Провал Avatar: Frontiers of Pandora. Ещё один неудачный проект Ubisoft. В то время как вторая кинолента Джеймса Кэмерона (James Cameron) собрала в прокате $1.6 миллиардов и вышла на третье место среди самых кассовых фильмов в мире, игра по мотивам оказалась мало кому нужна. Возможно, её следовало выпустить одновременно с премьерой, а не через год, как это произошло.
Отсутствие официальных новостей о Far Cry 7. После успеха триквела новые игры серии выходили регулярно. Причём номерные части чередовались со спин-оффами, такими как Blood Dragon или Primal. Однако со времён выхода Far Cry 6 прошло уже три года, а вся информация о продолжении ограничивается слухами. Последние игры серии уже не столь популярны, как раньше, однако они приносили прибыль. Новая часть могла бы поправить финансовое положение Ubisoft. Даже её анонс наверняка повысил бы стоимость акций компании.
Затянувшаяся разработка Beyond Good & Evil 2 и ремейка Prince of Persia: The Sands of Time. Даже во время длительной разработки нужно регулярно платить зарплату сотрудникам. А до релиза игра не приносит денег, поэтому является источником расхода. Работа над переизданием «Песков времени» и сиквелом Beyond Good & Evil ведётся уже много лет. И если «Принца» обещают выпустить в 2026-м, то у второго проекта нет даже примерной даты релиза.
Запуск платформы Quartz. В наше время любое упоминание невзаимозаменяемых токенов вызывает недовольство игроков. Появление NFT-платформы Quartz не стало исключением. Многих пользователей она разозлила настолько, что они больше не хотят запускать проекты Ubisoft.
Провал XDefiant. Как и другие современные мультиплеерные шутеры, он распространяется бесплатно, поэтому прибыль приносят лишь микротранзакции. Однако в сентябре Ив Гиймо признал, что ждал куда больших финансовых показателей от игры. Напомним, что XDefiant неплохо показала себя на старте, но быстро растеряла аудиторию.
Токсичный позитив во внутренних студиях Ubisoft. В 2020 году компания столкнулась с волной обвинений в сексуальных домогательствах. Сейчас же, по мнению инсайдера Legendary Drops, Ubisoft страдает от запрета на критику решений руководства. Сотрудникам нельзя возражать начальству и реагировать на недовольство со стороны игроков. Подобная проблема была в студии Firewalk Studios во время разработки шутера Concord. Напомним, что он оказался одним из крупнейших провалов Sony за последние несколько лет.
Отказ от смелых решений и ставка на неопытных сотрудников. Тот же Legendary Drops утверждает, что в современной Ubisoft инициатива не поощряется, особенно если предлагаются необычные идеи, например, демонстрация жестокостей криминальных авторитетов в Star Wars Outlaws. Более того, создаются условия при которых опытные программисты вынуждены искать другую работу. При этом активно продвигаются молодые сотрудники — зачастую им поручают серьёзные задания или руководство над целыми отделами. Из-за отсутствия нужных навыков многие из них не справляются с поручениями и выдают посредственный результат.
Последние два фактора не влияют на цену акций Ubisoft напрямую. Однако они объясняют падение качества игр французской компании, что в будущем отражается на её репутации.
Крупные компании могут пережить провал одного-двух проектов за счёт других успешных релизов и «финансовой подушки», которая была накоплена за предыдущие годы. Но Ubisoft принести прибыль смогла только Mirage, в то время как другие игры требовали огромных вложений, но не окупали затраты. В результате акции упали до значений 2013 года, причём это далеко не предел. Инвесторы уже отчаянно ищут выход из этой ситуации. Один из них предложил продать все активы китайской Tencent, которая уже владеет 10% акций. Но никто не гарантирует, что издателю из Поднебесной нужна подобная сделка.
Есть и более пессимистичный вариант — закрытие Ubisoft и продажа её интеллектуальной собственности с молотка. Однако даже при самом благоприятном прогнозе французскую компанию ждёт реструктуризация и массовые увольнения разработчиков. Для руководителей это самый простой и эффективный способ быстро снизить расходы. Правда, как показывает практика, подобные решения негативно влияют на репутацию компании, что может ещё сильнее ударить по стоимости акций.
Делать прогнозы — занятие неблагодарное, поэтому мы не будем утверждать, что случится с Ubisoft в ближайшее время. Однако у нас есть конкретные примеры, которые показывают, к чему приводит череда неудач. После провальной Daikatana издатель Eidos закрыл студию Ion Storm, а легендарный левелдизайнер Doom и Quake Джон Ромеро (John Romero) оказался на улице. Неудача с консолями Saturn и Dreamcast, а также дополнительными устройствами для Genesis вынудила Sega уйти с рынка железа и сосредоточиться исключительно на издании игр.
Приобретение одного издателя другим тоже может иметь самые разные последствия. Новый владелец легко может закрыть студии без объяснения причин. Electronic Arts в своё время расформировала Westwood, Visceral Games, Origin System и многие другие команды талантливых разработчиков. Похожим образом недавно поступила Microsoft с Arkane Austin и Tango Gameworks. А Square Enix после покупки Eidos Interactive в 2009 году наоборот дала жизнь многим франшизам французского издательства. В результате мы увидели новые части Deus Ex, Thief, Hitman и Tomb Raider.
Представители французского издательства ответили на многочисленные слухи о возможном слиянии с Tencent. По словам представителей Ubisoft, руководство рассматривает разные стратегические варианты и при необходимости проинформирует рынок.
На наш взгляд, такое заявление свидетельствует о том, что переговоры уже ведутся. Если б это было не так, они отрицали бы факт продажи активов другой компании. Любопытно, что слухи о сделки с китайским гигантом повлияли на стоимость акций — они подорожали на 33%.
***
А как вы думаете, что ждёт Ubisoft в ближайшем будущем? Делитесь мнениями в комментариях.
Как считаете, что ждёт Ubisoft дальше?
Пройти опросда? а я думал ее тянет на дно бездушные однотипные игры с дерьмовым сюжетом, которые они клонируют из года год, дрочильни в открытом мире с кучей пустых активностей и тд и тп. а повесточка на фоне где-то мелькает
Это вот как раз давно было и люди хавали тоннами а вот когда повестка вышла на новый уровень люди наконец-то перестали жрать говно и задумались
зря они и раньше это хавали. по мне, повестка не решающий фактор. Если это великолепная игра-фильм-сериал, с крутейшим сюжетом, с классными, запоминающимися ГГ и туда вкорячили какую-то часть повесточного мусора, это можно простить (и понять). А когда игра-фильм-сериал — мусор и шлак, то хоть про брутальных белых мужиков делай, хоть про трансов — все равно будет мусором
Да эта уже нашумела, надо Beyond Good & Evil 2 побыстрее выпускать, и чтобы все персонажи были не бинарными личностями)
Первые звоночки были уже после Одиссей, а после Вальгалы было трудно не слышать эти колокола
Происходит ЗАКОНОМЕРНОСТЬ!
Как и другие рога и копыта в частичной акционерной собственности у таких компаний как блэкрок, вангуард и им подобным, принадлежащим одним и тем же хозяевам, Которые, сквозь все эти инвестфонды, которые, сами владеют долями во множестве таких рога и копыта, как обсуждаемая тут убейсофт ( а ещё дрисней, скверная эникс, еа, сони геймс, метелица, мелкомягкие итд), продавливают свои хотелки, так "называемый новый мировой порядок" со всеобщим главенством DEI и Woke идеалов.
Ответом мира на продавливания истинных хозяев этих рога и копыта, является, всё возрастающая волна негодования, а местами и ЛЮТЕШЕЙ НЕНАВИСТИ, к наигрессивнейшей, топорной пропаганде чуждых, а порой и крайне ВРАЖДЕБНЫХ ценностей адекватному и здравомыслящему человеку современного мира, имеющему критическое мышление, и никем не порченную систему традиционных ценностей!
Не зря пользователи давно ругают Убейсофт.