Хидетака Миядзаки (Hidetaka Miyazaki) — японский разработчик, известный, прежде всего, по трилогии Dark Souls. Первая часть этой серии изменила индустрию — она показала, что высокая сложность по-прежнему привлекает игроков. В результате, мы увидели рождение жанра soulslike, представители которого подражают «Тёмным душам». Но и сам Хидетака не стоял на месте — помимо прямых сиквелов Dark Souls, он выпустил Bloodborne, Sekiro: Shadows Die Twice и Elden Ring. В этой статье мы собрали любопытные факты о жизненном пути Миядзаки.
Многие разработчики рассказывали, что играли с самого детства. Например, так было у Джона Ромеро (John Romero), известного по Wolfenstein 3D, Doom и Quake. Но Хидетака родился в бедной семье, у которой не было денег на видеоигры. К тому же, родители беспокоились, что их сын слишком увлечётся виртуальными забавами, перестанет учиться и не поступит в колледж.
Однако юный Миядзаки начал проводить вечера за настольными играми, прежде всего, Dungeons & Dragons. Это хобби напрямую повлияло на его будущие проекты — Demon's Souls и Dark Souls.
Будучи ребёнком, Хидетака старался читать все книги, которые появлялись в местной библиотеке. Среди любимых писателей Хидетаки были Джордж Мартин (George Martin), Говард Филлипс Лавкрафт (Howard Phillips Lovecraft) и Брэм Стокер (Bram Stoker). По словам Миядзаки, их произведения появлялись на английском языке без перевода на японский, поэтому парень понимал далеко не всё. Часть повествования приходилось додумывать самому. Позже Хидетака будет использовать недосказанность как художественный приём. Таким образом он попытается повторить свой детский опыт, но уже в формате видеоигры. Среди манги, которую любил Миядзаки, можно отметить «Берсерка» (Berserk) Кэнтаро Миура (Kentaro Miura).
Все эти произведения нашли своё отражение в творчестве разработчика. Например, мир Bloodborne вдохновлён вселенной Лавкрафта с его Ктулху и Дагоном, а в Dark Souls можно найти много отсылок к «Берсерку», от атмосферы гибнущего мира до внешнего вида мечей и доспехов. Джордж Мартин и вовсе лично принимал участие в работе над Elden Ring.
Видеоиграми Хидетака увлёкся лишь в 27 лет. В 2001 году приятель порекомендовал ему ознакомиться с Ico, трёхмерным платформером с элементами адвенчуры. Игра так сильно повлияла на Миядзаки, что парень сам захотел стать разработчиком. Игры могли стать способом показать всему миру свои детские фантазии, которые до сих пор будоражили его воображение.
В Японии не принято менять свою профессию. Более того, многие люди трудятся в одной и той же фирме всю жизнь. Хидетака закончил университет Кэйо и несколько лет занимал должность менеджера по работе с клиентами в американской IT-корпорации Oracle. Но в 29 лет он решил, что хочет разрабатывать игры. Разумеется, лишь немногие студии были готовы взять человека без опыта. В итоге Хидетака попал в FromSoftware, которая тогда активно занималась серией Armored Core. Он участвовал в разработке трёх частей — номерной четвёртой, а также спин-оффов Last Raven и For Answers.
Играли когда-нибудь в Armored Core?
Пройти опросСчитается, что Demon's Souls была инновационной, а Dark Souls грамотно развила её идеи. Однако многие элементы механики и сеттинга «Души демона» встречались в ранних проектах FromSoftware, которые выходили в девяностых на PlayStation 1. Речь идёт о Shadow Tower и трилогии King's Field. Мрачный и тёмный мир, жуткие монстры, высокая сложность, души, которые даются за убийство врагов, после чего используются для увеличения силы главного героя — всё это напоминает игры серии Souls. Ключевое отличие — в Shadow Tower и King's Field использовался вид от первого лица. И хотя в девяностых Хидетака ещё не интересовался видеоиграми, на его творчество явно повлияли первые творения FromSoftware.
Во время сильного снегопада автомобили нередко застревают на крутых подъёмах. В этом случае другие водители подходят к машине сзади и толкают её. Хидетаку впечатлила такая помощь со стороны незнакомых людей, и он решил показать её в формате видеоигры. В Demon's Souls, а затем и в Dark Souls пользователи могут оставлять сообщения, которые видны всем, кто подключён к сети. Среди них встречаются как подсказки, так и вредные советы, например, предложение опустить щит и бежать вперёд, когда на героя полетят стрелы. Помимо этого, в играх серии Souls, Bloodborne и Elden Ring есть возможность убивать боссов совместными усилиями нескольких игроков.
Когда Миядзаки возглавил разработку Demon's Souls, она уже попала в производственный ад. К тому времени в студии была уверенность, что игра провалится, поэтому Хидетаке дали полную творческую свободу. Это позволило ему реализовать все свои задумки. Он отменил все предыдущие наработки и вместе с коллегами сделал проект в сеттинге тёмного фэнтези с высокой сложностью, которую нельзя снизить. Напомним, что к 2009 году игры всё чаще делали лёгкими, чтобы привлечь к ним казуальную аудиторию.
Иронично, но именно хардкорная сложность проекта FromSoftware заинтересовала геймеров. Слухи о ней сработали как сарафанное радио. В итоге, Demon's Souls издали не только в Японии, но и за её пределами, в результате чего она неплохо показала себя в продажах.
Эта игра легла в основу легендарной Dark Souls. А сами «Демоны» спустя 11 лет получили полноценный ремейк, который до сих пор остаётся одним из лучших эксклюзивов PlayStation 5.
Рано или поздно игрок привыкает к сложности проектов FromSoftware, и они перестают казаться непроходимыми. Но самые главные испытания ждут в дополнениях. В сети можно найти немало топов самых сильных боссов игр от Хидетаки. Почти все они взяты из сюжетных DLC. В дополнении Artorias of the Abyss к первой Dark Souls мы встречали Мануса Отца Бездны, в Bloodborne: The Old Hunters вас ждал Людвиг и Сирота Кос, а в Ashes of Ariandel для Dark Souls 3 нам предстоит сразиться с Сестрой Фриде.
После феноменального успеха первой Dark Souls Миядзаки назначили главой FromSoftware. Решение было принято в мае 2014 года, то есть через 10 лет после начала его карьеры как игрового разработчика. Для Японии это беспрецендентный случай, особенно если учесть, что до 2004-го Хидетака не имел никакого отношения к индустрии.
Несмотря на новую должность президента FromSoftware, Хидетака продолжил исполнять обязанности руководителя разработки всех soulslike-игр студии. Единственным исключением оказалась Dark Souls 2. В это время Миядзаки был занят работой над Bloodborne. Среди фанатов «Тёмных душ» вторая часть считается худшей игрой студии последних лет из-за низкой сложности, плохого сюжета и проблем с балансом. Впрочем, есть и те, кому она понравилась.
В 2018 году, то есть, после релиза третьей Dark Souls и до выхода Sekiro: Shadows Die Twice, на PlayStation VR появилась Deracine. По жанру эта игра напоминает интерактивный фильм в духе Beyond: Two Souls. Нам предлагают взять под контроль фею, которая должна защищать детей от неприятностей. Помимо этого нужно заниматься решением простеньких головоломок и сбором предметов. Журналисты хвалили игру за густую атмосферу викторианской Англии и сложные темы, которые поднимает Deracine. Однако её геймплей оказался слишком скучным. Проект так и остался эксклюзивом PlayStation VR.
Игроки иногда возмущаются, что проекты FromSoftware мало отличаются друг от друга. На деле же разработчики совершенствуют собственные идеи и добавляют к ним новые механики. Например, в недавней Elden Ring появился полноценный открытый мир и любопытная система взаимодействия с союзниками, которые управляются компьютером. Именно она оказалась самой высокооценённой игрой Миядзаки. Её средний рейтинг от профильной прессы составляет 96 баллов из 100. Для сравнения, у Bloodborne — 92 из 100, у Sekiro: Shadows Die Twice — 90 из 100, у Dark Souls — 89 из 100. К тому же, подавляющее большинство изданий назвали Elden Ring лучшей игрой 2022 года.
***
21 июня выйдет Shadow of the Erdtree, первое сюжетное дополнение для Elden Ring. Нам обещают новую локацию, дополнительные виды оружия и больше десятка новых боссов. Надеемся, что среди них будут действительно сложные монстры, на фоне которых померкнет даже Маления.
А вам нравятся игры Хидетаки Миядзаки? Или для вас они слишком хардкорные? Делитесь мнением в комментариях!
Ваша любимая игра FromSoftware?
Пройти опросВ восторге от Храма Аманы .Невероятное визуальное оформление. Пение, от которого душа плачет. Враги, которых нет во всей остальной игре. И какая-то нереальная атмосфера, сродни Аватару от Кэмерона. А ещё локация довольна жестока к тем, кто не проникся её красотой и пытается пробежать за 3 секунды со скоростью звука. И винят в этом игру в случае своей неудачи, Classic.
Хорошая статья. Голосую за Dark Souls 2! Там есть Маджула и 3 поросёнка. 🤣