9 главных мифов о Resident Evil, которые вы могли считать правдой
Серия Resident Evil скоро отметит четвертьвековой юбилей. За эти годы она стала невероятно популярной, как и зомби, с которыми сражаются главные герои. Можно даже говорить об устойчивом симбиозе между Resident Evil и зомби, однако это далеко не так. В этой статье мы собрали 9 ложных фактов о Resident Evil, которые фанаты считают правдой.
Этот безбашенный сериал начался в 1996 году с захватывающего сюрвайвал-хоррора Resident Evil и быстро обрел продолжение на страницах комиксов и кадрах голливудского кино. Фанаты могут предположить, что знают каждый странный секрет, но в этом материале они могут узнать кое-что новое.
Миф №1: первый фильм не должен был быть похож на игру
Вышедший в 2002 году фильм «Обитель зла» стал для фанатов игр Resident Evil настоящим шоком. В нем присутствовало много элементов оригинальной истории, вроде зловещей корпорации «Амбрелла», жуткий особняк и армия нежити. Однако многие ожидали посмотреть на злоключения главных героев первой игры — Криса Рэдфилда и Джилл Валентайн.
Вместо этого их встретили Элис (Милла Йовович, Milla Jovovich) и Мэтт Аддисон (Эрик Мабиус, Eric Mabius). В конечном итоге они все еще встречались с оригинальными врагами: жуткой Красной Королевой, зомби, собаками-зомби и мутантом-лизуном.
Несмотря на негодование фанатов, фильм оказался кассовым хитом, собрав в прокате больше 100 000 000 долларов, что позволило продюсеру Полу Андерсону (Paul Anderson) и голливудским студиям построить франшизу на Элис, запустив официальный спин-офф.
Многие фанаты рассудили, что рассказать совершенно новую историю с использованием новых персонажей было частью плана Capcom, однако это крайне далеко от истины.
Франшиза Resident Evil многим обязана Джорджу Ромеро — человеку, придумавшему зомби. После того, как он сделал высококлассную ТВ-рекламу для Resident Evil 2, компания Sony наняла его для фильма по Resident Evil, поручив написать сценарий, а потом и снять картину.
Ромеро быстро приготовил сценарий, куда включил все знакомые по играм элементы, Джилл и Криса, а также необычных монстров, вроде гигантских плотоядных растений и мутировавших акул.
В фильме также могли появиться второстепенные персонажи — Барри Бёртон, Ребекка Чемберс, Ада Вонг и Альберт Васкер. К сожалению, по причинам, которые так и не были прояснены, студия в итоге отказалась от идей Ромеро и сотрудничества с ним.
Его место занял Пол Андерсон, который переработал сценарий, взяв лишь базовые идеи. Он стремился привлечь внимание не только фанатов серии, но и неподготовленного зрителя, в связи с чем экшен-моментов стало больше, а количество вставок с зомби было уменьшено в сторону их качества.
Миф №2: Resident Evil — первая игра в жанре сюрвайвал-хоррор
Не секрет, что «сюрвайвал-хоррор» и «Resident Evil» — практически слова-синонимы. В этом жанре от игрока требуется все время поддерживать жизнь в персонаже, какие бы ужасающие события вокруг не происходили. Учитывая, что студия Capcom придумала этот термин, может показаться, что Resident Evil является первым в истории представителем этого жанра.
На самом деле это не так. Первой сколько-нибудь похожей была выпущенная в 1982 году 3D Monster Maze («Лабиринт чудовища»). Она имеет схожую концепцию — персонаж перемещается по лабиринтам и пытается избежать встречи с голодным тираннозавром. Сейчас в более позднюю итерацию 3D Monster Maze можно сыграть через эмулятор.
Более близким предшественником и прародителем жанра считается игра Alone in the Dark, вышедшая в 1992 году. В ней персонаж пытается выжить в огромном жутком особняке, который забит разными монстрами и ловушками.
Игроку нужно решать головоломки и раскрывать тайны, искать и собирать разнообразные предметы, а также сражаться с монстрами. В Alone in the Dark можно было выбрать и пол персонажа — мужской или женский, и немного повоевать с зомби.
Огромное влияние на Resident Evil оказала такая игра, как Sweet Home, о чем речь пойдет ниже.
Миф №3: в основе серии лежит оригинальная идея
Многие фанаты считают, что Resident Evil была полностью оригинальной франшизой. Не факт. Во-первых, команда Capcom уже имела опыт разработки похожих игр, то есть понимала, как улучшить элементы и механики геймплея. Огромное влияние оказало творчество как самого Джорджа Ромеро, так и создавшаяся к тому времени поп-культура ходячих мертвецов.
Интересный факт — в 2008 году первая игра серии попала в книгу рекордов Гиннеса со званием «игра с худшими диалогами». Многие фанаты жаловались, что они будто бы позаимствованы из сценариев трешового второразрядного кино. На самом же деле Capcom просто не уделяла этому должного внимания, исправившись только в 2010-х.
Важнее то, что именно в Resident Evil всё это было собрано в уникальный набор, но не спешите думать, что мир подобного не видел. Sweet Home была разработана и издана Capcom для консоли Famicom (японская версия оригинальной NES) в 1989 году, но не покинула пределов Японии.
Игрок управляет командой из пяти человек, и у каждого есть уникальные способности (в точности как у Джилл и Криса в дальнейшем). Команда забирается в огромный, жуткий дом давно почившего известного художника, с целью сфотографировать его фрески.
Внутри люди обнаруживают, что особняк населён странными существами (выполненными в японском стиле) и призраками. Теперь игроку нужно выбраться из особняка, применяя способности персонажей, а также сфотографировать фрески.
Игра стала популярна за счет умелого нагнетания атмосферы, особенно при открытии дверей, жутковатых головоломок и скрытых областей, которые можно было открыть тем или иным персонажем.
Более того, Resident Evil изначально задумывалась как ремейк Sweet Home, в таком случае основными злодеями были бы духи и разные упыри. Но в Capcom решили поэкспериментировать и создали нечто новое, со злобными зомби и разными боссами.
Миф №4: Сценаристы фильмов вдохновлялись ужастиками
20 лет назад многие разработчики игр черпали вдохновение в фильмах ужасов, вроде «Рассвет мертвецов» или «Ночь живых мертвецов». Многие фанаты Resident Evil предполагают, что фильмы по франшизе тоже создавались после просмотра ужастиков, а не по видеоиграм.
Однако эта гипотеза хорошо объясняет только одну деталь — легионы самых разных зомби, которых героиня Миллы Йовович уничтожает сотнями. А как быть со злобной системой искусственного интеллекта и коридорами, заполненными смертельными лазерами? Откуда они оказались в фильме?
Детали раскрыл режиссер «Обители Зла» Пол Андерсон. В одном из интервью он сказал: «Мы никогда не видели в Resident Evil фильмы про зомби, скорее это фантастический триллер». Он считает, что благодаря именно научно-фантастической тематике серии удалось добиться такого успеха за пределами США.
Андерсон также сказал, что «страхи про вторжение в дом», которые часто лежат в основе мест действий фильмов про зомби, «не резонируют» со страхами жителей других стран. По его словам, многие европейцы об этом не беспокоятся, так что творческий коллектив не вдохновлялся фильмами ужасов в той мере, в какой многие думают.
Миф №5: серия всегда была посвящена зомби и сразу планировалась сюрвайвал-хоррором
Мы говорим Resident Evil — подразумеваем зомби. Говорим зомби — подразумеваем Resident Evil. Ходячие мертвецы так долго были антагонистами, что в мозгах игроков прочно укоренилась эта ошибочная ассоциация.
В более поздних играх серии появились разные виды зараженных вирусами T, C, G и их комбинациями людей (зомби становились шустрее, сильнее или получали другие вариации поведения), но на самом деле серию планировали посвятить уничтожению призраков.
Руководитель серии Синдзи Миками рассказывал, что всегда «боялся призраков более других сил зла» и считал, что они будут хорошими, жуткими антагонистами. Когда он работал над Alone in the Dark, то осознал, что нематериальная природа призраков не позволит игрокам ощутить опасность от духов и поверить в реальность сражений с ними.
Миками нужно было что-то более… материальное и тут он черпал вдохновение из фильма Джорджа Ромеро «Рассвет мертвецов». По его словам, выбор зомби стал озарением для всей франшизы, поскольку Миками понял, что Resident Evil позволит игрокам ощутить «опыт выживания» — то, что обреченные в фильмах персонажи никогда не могли передать зрителю.
В те времена, когда Миками только задумывался над проектом, который в будущем стал Resident Evil, он и остальная часть команды хотели сделать его шутером от первого лица в духе Doom. Только с упырями, жуткими тварями и привидениями, а не демонами.
Если посмотреть ранние работы художников, то можно увидеть, что одним из главных героев был киборг.
После Alone in the Dark Миками сделал свою историю более обособленной (насколько это возможно для игры, где нужно убивать зомби), но если бы все обернулось немного иначе, то Resident Evil стал серией игр про киборгов, которые перемалывают толпы нежити и привидений своими пушками. И никаких экспериментов с расположением камеры.
Миф №6: персонажи знали, что такое зомби
Почти все зрители, посмотревшие фильм «Обитель зла», удивляются отсутствию у персонажей понимания современной культуры. Ладно Элис, она потеряла память, но другие люди должны знать, что такое зомби.
Порой они так сильно хотят понять, что происходит и с чем они столкнулись, что зрителю хочется прокричать: «вы раньше не смотрели фильм про зомби?!». Вполне возможно, что нет.
Почему мы так говорим? Основное доказательство — слово «зомби» ни разу не используется в фильме. Некоторые люди считают, что Resident Evil и подобные медиа-продукты, вроде «Ходячих мертвецов», не используют слово «зомби», поскольку находятся во вселенных, где нет фильмов, телешоу и игр про них.
Допустим, там никогда не выходил фильм «Рассвет мертвецов», так откуда взяться слову «зомби»? А может быть все еще проще — современное юридическое право слишком запутанно и студии избегают этого популярного слова, дабы не получить иск о нарушении авторских прав.
Миф №7: Леон изначально планировался как звезда Resident Evil 4
Несомненно, Resident Evil 4 была революцией, как для серии, так и для индустрии в целом. В ней появились враги, инфицированные другим типом вируса, за счет чего они стали быстрее, научились пользоваться оружием (от вил до бензопил), а также просто стали ужасающе страшными благодаря росту качества графики. Разработчики сделали управление более органичным, а камеру посадили за плечо протагониста.
Новой игре и новый главный герой — им стал Леон Кеннеди из Resident Evil 2, где он был обычным офицером полиции Раккун Сити. Его необычный характер и захватывающие обязанности спецназовца полюбились игрокам и те решили, что его присутствие было запланировано Capcom с самого начала сериала. Однако это не так.
Сейчас мало кто об этом помнит, но разработка Resident Evil 4 заняла долгие 5 лет. Изначально разработчики хотели переработать концепт, и с каждой попыткой отходили от франшизы все дальше и дальше, и с какого-то момента у них получилась Devil May Cry! А Леон стал прообразом для Данте.
Но изменения были необходимы. Capcom обратила внимание, что игрокам надоедает одна и та же концепция: относительно слабый главный герой, который по мере прохождения собирает оружие и прокачивается, но вместо стрельбы предпочитает скрытое выживание.
Потребовалось несколько попыток, пока Синдзи Миками не определил необходимые изменения. В итоге элементы выживания сохранились, но приставка «хоррор» сменилась «экшеном», с обилием оружия, стрельбы и взрывов.
Миф №8: Resident Evil Code: Veronica разрабатывалась как спин-офф
Новичкам, интересующимся всей франшизой Resident Evil, сложно разобраться в её событиях без картинок и пояснений, что за чем идет. На момент написания этих строк последней выпущенной игрой была 7 номерная часть, однако в серии Resident Evil игр гораздо больше и некоторые из них идут позже событий седьмой части.
Один из таких примеров — запутанная история разработки и влияния на франшизу Resident Evil 3 и Resident Evil Code: Veronica. Третья часть вышла первой для Sony PlayStation, в то время как Code Veronica вышла позже для Sega Dreamcast и является спин-оффом для третьей части. А еще у неё огромное влияние на историю, куда большее, чем у Resident Evil 3. В чем же дело?
Изначально Resident Evil Code: Veronica должна была быть полноценной третьей частью, поскольку она продолжала историю второй игры, рассказывала о персонажах, развивала мифологию и в целом несла много нового, выводя франшизу на следующую ступень развития. А тайтл, выпущенный под названием Resident Evil 3, изначально должен был стать дополнением.
В этом нет ничего удивительного, поскольку Resident Evil 3 стоит обособленно, как дополнительная история, подробно рассказывающая о приключениях Джилл Валентайн во время событий второй части. Но не более того.
Только вот Capcom была вынуждена пойти на такой шаг. У компании был эксклюзивный и очень важный контракт с Sony, обязывающий Capcom выпустить основную и нумерованную игру серии Resident Evil для PlayStation.
Выход Resident Evil 3, в свою очередь, позволил команде поработать подольше над более амбициозной историей Code Veronica и разработать ее для более мощной консоли Sega Dreamcast.
Миф №9: продюсеры эксплуатировали Миллу Йовович
Было удивительно, что для первого фильма «Обитель Зла» использовался новый и не каноничный персонаж Элис. Было бы логичнее, если бы серию начала Джилл Валентайн.
Тем не менее, Милла Йовович быстро зарекомендовала себя как крутой боец, способный на своих плечах вытащить эту франшизу. Так было в первом фильме, втором, третьем... стойте, продюсеры явно делают что-то не то!
Некоторые критики были ошарашены тем, что из фильма в фильм творческий коллектив использовал образ прекрасной Миллы, наряды которой становились все сексапильнее, вплоть до обтягивающих латексных одежек, и начинали напоминать фетиш её мужа и по совместительству режиссера серии Пола Андерсона.
Только дело совершенно не в Андерсоне. В одном из интервью Йовович заявила, что сама дорабатывает образ Элис, предложенный командой костюмеров. Каждый её костюм в фильме — это «воплощение Элис». Таким признанием Йовович подчеркнула страсть к своему персонажу и тот факт, что она не стесняется демонстрировать свое тело.
Мои отношения с Resident Evil...