Обзор MADiSON. Silent Hill от Кодзимы может не выходить?
Недавно вышла MADiSON. Это атмосферный хоррор от первого лица, авторы которого вдохновлялись кодзимовской P.T. Геймерам предстоит бродить по жуткому дому, решать неочевидные загадки и трястись от страха при виде монстров — но интересно ли этим заниматься? Я прошёл примечательный хоррор и спешу поделиться впечатлениями!
Чем хороша MADiSON?
Вышедшая в 2014 году P.T. изменила жанр хорроров. Ужастики от первого лица появлялись на протяжении десятилетий, однако именно гениальный Кодзима (Hideo Kojima) сделал их трендовыми. Главный герой бродил по небольшому дому, который сюрреалистично менялся на глазах, разбирался со странными головоломками и испуганно хватался за сердце, когда дорогу преграждала Лиза.
Казалось бы, демка вышла простой и короткой, однако качество исполнения было запредельно высоким. Кодзима старался пугать не скримерами, а зловещими шорохами, неожиданной трансформацией помещений и мрачной атмосферой — в итоге ужастик вышел максимально изысканным.
Геймеров не смутили даже непонятные головоломки. К примеру, финальная загадка требовала дождаться полуночи по внутриигровому времени, сделать десять шагов вперёд, произнести в микрофон «J», а затем замереть на месте. На локации хватало подсказок, но очевидными их не назвать. Впрочем, тизер грядущей Silent Hills, который показывали после прохождения, с лихвой окупал трудности.
Конфликт Хидео и Konami, удаление P.T. из цифровых магазинов и осознание, что полноценная Silent Hills никогда не выйдет, сделали демку культовой. Геймеры охотились за консолями с предустановленной игрой, ругали издателя и прославляли хоррор на форумах.
Хайп был таким мощным, что даже Capcom решила переделать Resident Evil на манер P.T. Другие разработчики тоже старались не отставать, однако результат редко соответствовал стандартам Хидео. Ближе всего к P.T. подобралась атмосферная Visage, но и в ней хватало недостатков.
MADiSON — ещё одна попытка повторить успех Кодзимы. Хоррор должен был выйти ещё в январе, однако из-за юридических трудностей релиз пришлось отложить. Впрочем, трейлеры были настолько интригующими, что геймеры терпеливо ждали игру. Но стоило ли?
Что ж, в MADiSON полно проблем, однако ценителям ужастиков всё равно не стоит обходить новинку стороной. В ней полно изумительных эпизодов, которые заставляют трястись от страха. Жаль, что разработчикам не удалось реализовать на высоком уровне всю игру.
А вы играли в P.T.?
Сюжет
Молодой парень Лука приходит в себя в жуткой комнате. Он не помнит, чем занимался последнее время, но в дверь ломится отец и обвиняет отпрыска в чём-то ужасном — якобы, юноша уничтожил семью. Тем временем на полу валяется странная коробка, в которой припрятаны фотографии отрубленных конечностей — похоже, они принадлежат маме и сестре героя.
Единственное желание Луки — убраться из проклятого дома, но сделать это непросто. Сначала придётся узнать, что произошло, погрузиться в тайны семьи и столкнуться с истинным злом. К примеру, по коридорам явно бродит нечто ужасное, дом меняется так, будто он живой, а священник по телефону намекает, что в героя вселился демон. Или же всё это лишь плод больного воображения? В этом нам и предстоит разобраться.
Увы, сюжет интригует лишь в начале. Сценарий не назвать откровенно плохим, однако любители пощекотать нервишки видели нечто подобное в десятке стандартных хорроров. Все проклятия, монстры и заигрывания с рассудком слишком стереотипны для жанра. Неожиданного финала в духе Шьямалана (M. Night Shyamalan) тоже нет.
Впрочем, пусть хороший сюжет важен для хорроров, но теоретически игра может обойтись и без него. Сценарий сыграл важную роль в успехе Silent Hill, Condemned, The Evil Within и прочих ужастиков, но авторы многих других проектов даже не пытались делать ставку на повествование. Взять хотя бы шикарную сессионку Phasmophobia: ей не нужна история, чтобы пугать и приносить удовольствие.
С MADiSON похожая ситуация. Сюжету подходит характеристика «сойдёт», однако остальные аспекты игры неплохо мотивируют добраться до финальных титров.
Геймплей
Геймплей MADiSON можно разделить на две ключевые механики: исследование дома и решение головоломок. В целом, это всё, чем придётся заниматься в игре.
Процесс изучения дома хорош — особенно в начале игры. Локации отлично пугают и постоянно подкидывают сюрпризы. Казалось бы, разработчики используют стандартные приёмы, когда герой зашёл в комнату, а затем обернулся и увидел, что пространство изменилось до неузнаваемости. Однако подобные фишки реализованы умело и здорово напрягают.
Неожиданные решения, когда герой открывает дверь в небольшую комнату, но оказывается на кладбище или в странном подземелье, тоже нагоняют жути. Как-то раз Лука сможет даже путешествовать во времени и исследовать одно и то же место в трёх временных эпохах. Приятно, что авторы добавили множество оригинальных локаций, которые разнообразят блуждания по дому.
Впрочем, без промахов не обошлось. Дело в том, что создателям не всегда хватает мастерства, чтобы адекватно поставить перед геймером цель. Временами Луку отправляют в нужное место внятным способом: к примеру, кто-то внезапно начинает трезвонить во входную дверь — логично, что стоит пойти на шум и во всём разобраться.
Однако порой герой просто достаёт из дневника листок, на котором нарисован какой-нибудь проход. Лука не помнит, откуда взялись эти художества, но идти следует именно к месту на картинке. У подобных намёков есть сюжетное обоснование, однако элегантным такой подход не назвать.
Доходит до того, что под конец игры герой внезапно находит в личном дневнике комбинацию для сейфа. Это напоминает раздражающий киношный приём «Бог из машины», когда проблема решается самым нелогичным и бесталанным образом. Неужели пароль нельзя было отыскать как-то иначе?
Ещё один минус связан со вместительностью инвентаря. По мере прохождения Лука находит десятки ключей, кассет, инструментов и прочих полезных предметов. Проблема в том, что одновременно герой может носить лишь восемь вещей — при этом часть позиций по умолчанию занята. Как-никак оставлять в хранилище камеру, фотки и дневник точно не стоит.
Проблема усугубляется тем фактом, что за всё прохождение герой повстречает всего три сейфа. Один находится в самом доме, а два раскиданы по сюрреалистичным мирам. В итоге частенько приходится бегать из одного конца дома в другой, чтобы освободить карманы и схватить бесценный ключ.
Зачем нужна эта механика, решительно непонятно. Единственная возможная причина — затягивание времени. MADiSON проходится примерно за шесть часов, а без лишней беготни хронометраж стал бы ещё скромнее.
Впрочем, несмотря на недостатки, исследование всё равно оставляет приятные впечатления. Дом атмосферный, сюрреализм впечатляет, а за каждым новым поворотом может прятаться нечто ужасное — при этом пугают игрока часто.
Особенно хоррор впечатляет в первой половине игры, когда нет понимания, чего ждать от местных тварей. В итоге каждое столкновение с монстром заставляет хвататься за сердце. Плюс изучение местности сопровождают подозрительные звуки, захлопывающиеся двери и падающие на пол стулья.
В итоге в начале игры редкие появления твари и прочая чертовщина сводят с ума. Первое прямое столкновение с врагом производит невероятный эффект, а перемещения ангельской статуи напрягают и того сильнее. Впервые увидев каменное изваяние, трудно даже подумать, что вскоре оно будет неистово кошмарить игрока.
Также запоминаются злодей в противогазе, нападающий во время странствий по времени, и эпизод с граммофоном, когда герой должен крутить пластинку, пока к нему подкрадывается тварь. Всё это подано максимально эффектно.
Увы, чем дальше продвигаешься по сюжету, тем хуже становится хоррор. Постепенно разработчики забывают про нагнетание через атмосферу и фокусируются исключительно на скримерах. Если не перебарщивать с приёмом, во внезапных нападениях монстров нет ничего плохого — однако в финале MADiSON подобная жуть происходит каждые пару минут. В итоге чрезмерное обилие скримеров утомляет, а геймер перестаёт бояться — на место страху приходит раздражение.
Именно такие мелочи отличают мастера ужасов от новичка. Очень трудно сохранять баланс между спокойным геймплеем, хоррором через атмосферу и прямыми столкновениями игрока с кошмаром. Увы, авторам не хватило навыка, чтобы удержать планку на протяжении всей игры.
С головоломками ситуация тоже спорная. В основном загадки логичные и интересные — взять хотя бы челлендж с часами или жертвами маньяка. Однако порой головоломки знатно выматывают — всё из-за какой-нибудь упущенной мелочи или места, которое вы не догадались сфоткать.
Один из ключевых инструментов — странный фотоаппарат. Фишка в том, что он регулярно запускает скрипты и даёт подсказки — по этой причине пользоваться девайсом приходится слишком часто.
К примеру, в начале игры Лука узнаёт, что ему нужно пройти через красную дверь, но она заперта. Рядовой геймер развернётся и отправится на поиски ключа — вот только это ошибка. Дверь нужно сфоткать, и она тут же откроется. После такого опыта приходится бродить по дому и фоткать вообще всё — кто знает, что понадобится для продвижения по сюжету.
Впрочем, головоломки всё равно не взрывают мозг. Понимание, что делать приходит относительно быстро, и прохождение не затягивается. В итоге загадки, как и прочие механики вроде исследования дома и столкновений с монстром, оставляют приятные впечатления. Конечно, MADiSON ни в одном из аспектов не дотягивает до шедевра, но всё равно приносит удовольствие.
Визуал, системные требования и саунд
MADiSON выглядит достойно. Если учитывать, что над игрой работало несколько человек, а бюджет был скромным, результат и вовсе заслуживает аплодисментов. Временами к освещению и качеству текстур можно придраться, однако к проработке локаций и атмосферному интерьеру претензий точно нет.
Системные требования сносные. Чтобы запустить MADiSON, достаточно среднего PC с видеокартой GTX 950, процессором Intel Core i3 и 6 Гб оперативной памяти. Я проходил новинку на ноуте с GTX 1650 Ti, AMD Ryzen 5-3550H и 16 Гб оперативки — конфигурации хватило, чтобы поднять настройки до максимальных и получить 60 FPS. Временами частота кадров проседала, но критичных проблем не было.
А вот саунд в игре шикарный. Речь как о шумах, хрипах и звуке хлопающих дверей, которые постоянно держат в напряжении, так и о треках. Особенно запоминается главный трек и тема монстра, которая звучит из граммофонов. Саунддизайнер точно выложился на все сто — убедитесь сами.
***
В MADiSON хватает недостатков. Механика с камерой неидеальная, скримеров под конец слишком много, а сюжет банален. Однако достоинств в разы больше: ради гнетущей атмосферы и обилия запоминающихся эпизодов на игру всё же стоит обратить внимание. Если любите хорроры, дайте MADiSON шанс — скорее всего, новинка не оставит вас разочарованным.
Как вам MADiSON?
-
Хоррор, который действительно нагоняет жути — вышел трейлер MADiSON, напоминающей P.T. от Хидео Кодзимы
-
Вышел релизный трейлер психологического хоррора MADiSON
-
В Steam вышел атмосферный хоррор, который сравнивают со знаменитой демкой Silent Hills от Хидео Кодзимы
-
Прохождение MADiSON — как открыть сейф и колодец, как решить загадки с картинами, часами и церковными свечами
-
Утекли скриншоты и детали нового хоррора Alone in the Dark. Это ремейк знаменитой игры 1992 года