Почему Disco Elysium — одна из лучших CRPG современности. Впечатления от русской версии

Полтора года томительного ожидания закончились. Disco Elysium получила русскую локализацию, и теперь наши игроки могут ознакомиться с одной из лучших RPG в истории на родном языке. В этой статье мы расскажем, что проект собой представляет и почему заслуживает пристального внимания любителей настольных ролевых игр. А заодно оценим качество перевода.

Игра про неудачника-копа от неудачника-автора

Автор Disco Elysium Роберт Курвиц (Robert Kurvitz) в интервью неоднократно называл себя неудачником: его рок-группа не добилась успеха, роман провалился, а сам он пристрастился к спиртному и прозябал в полной нищите. Единственным спасением от реальности стала Dungeons & Dragons. Роберт собрал группу таких же творческих и инициативных ребят, от которых отвернулась удача, и играл с ними. Настольные ролевые игры давали им совершенно иной мир, где жизнь зависела не от состояния экономики или выгодных знакомств, а от удачного броска кубика.

Роберт Курвиц

Постепенно эти люди объединились в команду ZA/UM и придумали собственный оригинальный мир со своей историей, загадками и мифологией. А потом решились на ещё одну заведомо провальную авантюру: создать компьютерную ролевую игру, в которую войдёт весь созданный за несколько лет контент. Они были уверены в очередном провале, и это чувство обречённости, ненависть к социальной несправедливости пронизывает всю Disco Elysium.

Зная, в каких условиях создавалась игра, какие люди приложили руки к арту и текстам, начинаешь смотреть на неё по-новому. Для Роберта история пьющего копа-неудачника Гарри Дюбуа — уникальный способ высказать о наболевшем и дать игроку выбор: остаться в жестокой реальности или уйти в свой собственный «диско-мир». Главный герой Disco Elysium тащит за собой ворох проблем прошлого, и только случайная амнезия даёт ему шанс начать жизнь с чистого листа… Не об этом ли мечтают многие из нас?

Психология и психиатрия

На первый взгляд Disco Elysium легко спутать с современными инди-CRPG вроде Shadowrun или Wasteland. Изометрия, Unity, скромный бюджет, характерный способ подачи текста и недорогая, пусть и стильная картинка, действительно роднят эстонский проект с Kickstarter-играми. Но стоит только запустить DE, чтобы понять: не всё так просто. Эта особая, непохожая на другие ролевые проекты вещь переносит игрока в эпоху расцвета Black Isle Studios — ZA/UM даже не скрывают, что вдохновлялись Planescape: Torment.

Отличительная черта Disco Elysium — арт-дизайн Александра Ростова (Aleksander Rostov), выполненный в духе старых мастеров масляных картин

Игры тех лет концентрировались на нарративе в ущерб боёвке и старались давать игроку больше свободы. Disco Elysium берёт у старой школы всё самое лучшее — диалоги, расследования, вариативность, возможность отыгрыша, общение с внутренним «я» — и умножает в десять раз. На каждую фразу есть бросок кубика с модификатором: как отреагирует собеседник на слова героя, зависит от везения и прокачки.

Мало кто откажется дать леща наглому подростку

С первой же сцены, мы понимаем что у главного героя не всё в порядке с головой. Психика, эмоциональные отделы и рептильный мозг начинают общаться с ним как отдельные персонажи. Сознание всячески упрашивает выкурить очередную сигарету, залить горло спиртным и отправиться во все тяжкие, в то время как здравый смысл и инстинкт самосохранения, наоборот, умоляют не уничтожать последние остатки человечности.

Психические проблемы и полная амнезия позволяют герою стать почти кем угодно. И это касается не только основной профессии или стиля поведения: отнюдь, ZA/UM даёт пользователю полный карт-бланш. Мы сами вольны выбирать политические и религиозные взгляды, расовые предрассудки, сексуальные предпочтения и множество других, не менее важных вещей, которые отражаются на дальнейших репликах и взаимодействии с окружающим миром.

Даже развитие персонажа здесь основано на психологии. Прокачали «Внутреннюю империю» — герой получил бонус к предчувствию и проверкам интуиции при общении с подозрительными личностями. Пара очков в навык «Энциклопедия» — и Гарри начал яснее понимать, как устроен мир, получать больше опыта из книг и легче усваивать информацию, которую в дальнейшем сможет использовать в диалоговых баталиях. В игре нет ненужных навыков, и поначалу будет сложно понять, как работает ролевая система — и это прекрасно! На фоне штампованных аналогов она ощущается очень яркой и свежей. Тем более, что игра не торопит в изучении всех систем и уж тем более не наказывает за неправильные решения… конечно, если не убиться, снимая галстук с вентилятора.

Основные навыки дополняют своеобразные перки — «мысли». За выполнение секретных заданий, некоторые диалоги и поступки, прокачку определенных навыков сознание предлагает Гарри для исследования разные идеи, которые позволяют выбирать идеалы персонажа. К примеру, изученная гомосексуальная мысль поможет раскрыть истинную ориентацию одного из близких Дюбуа людей. Мыслей в игре столько, что опробовать все за одно прохождение нереально.

Определив вектор развития персонажа, начинаешь чувствовать его сильнее, чем героя любой другой видеоигры. Теперь это не просто говорящая голова с предысторией, а самый настоящий живой человек, у которого в голове десятки мыслей, к которым не всегда нужно прислушиваться. Внутренние голоса заменяют живого гейм-мастера, рассказывая что происходит на данный момент. «Визуальный анализ» объясняет, что делать дальше и на какие моменты стоит обратить внимание, «Драма» позволяет определять ложь и лгать самому, а «Внушение» помогает убеждать. При этом 70 % диалогов — это общение Гарри с самим собой. Его сознание будет конфликтовать с действиями игрока, а каждый навык — давать собственный путь разрешения той или иной ситуации. Кому доверять, решать нам.

Из крайности в крайность

С точки зрения повествования, Disco Elysium — крепкий детективный роман, где есть место внутренней драме, роковым женщинам, классовой борьбе и даже паранормальным явлениям. В ZA/UM прекрасно понимали, что создать размашистую ролевую игру им не по карману, поэтому пошли по уже известному пути: брать качеством, а не количеством. Диалоги — сложные и ветвистые. Персонажи — настоящие личности. Мир — относительно небольшой, но проработанный.

Игровая локация умещается на одном скриншоте, но это не отменяет того факта, что на ее исследование может уйти более 20-ти часов

Вселенная Disco Elysium очень обширна и не похожа на привычную нам реальность. Эстонцы ловко орудуют новейшей историей, и используют её фундамент для создания собственной мифологии. На примере коммунистического строя, уничтоженного капитализмом, они показывают последствия социальных переворотов, показывают людей и то, как люди справляются с новыми политическими и экономическими устоями. Нам без стеснения демонстрируют разруху, грязь, повсеместную нищету и коррупцию, которые окружают героев — в то время, как на другом берегу моря возвышаются небоскребы и люди живут, а не выживают. Знакомо?

Бюст вождя на столе у сценариста диалогов

Disco Elysium усаживает игрока на настоящие эмоциональные качели. Вот мы погружаемся в мрачные заговоры и туманные разборки забастовщиков — и тут же случаются забавные, на грани абсурда вещи, вроде знаменитого слизывания спиртного со стола. Вот мы пристаём к случайной прохожей и просим дать нам любое дело для расследования, вплоть до поиска какаду — а через день находим на мосту замерзший труп и понимаем, что это муж той самой женщины, и теперь нам же придётся рассказать ей об утрате. Прикидываться дурачком, безусловно, весело, но стоит только подойти к таксофону у рыбного рынка, машинально набрать номер, как игра схватит за живое, объясняя, что главный герой, несмотря на чудаковатость, прежде всего — человек, а игрок — лишь его проводник.

Дождались

Сценаристы так увлеклись проработкой персонажей, что натолкали в игру прорву самой настоящей зауми — отсюда и название студии. Без словаря не обойтись: в игре уйма русских, французских, латинских и выдуманных слов, за счёт которых персонажи раскрываются по-иному. Можно легко представить акцент и говор человека из другой языковой среды, но то, как разработчики выразили это в тексте, достойно оваций. Чего только стоит полоумный Куно, или Головомер (не самый удачный пример нашей адаптации).

Без опечаток не обошлось

Впервые услышав о русской версии, я даже представить не мог, как локализаторы будут переводить и адаптировать текст Disco Elysium для нашего пользователя. Игра буквально пестрит идиомами, медицинскими терминами и устаревшими ругательствами, которые не то что переводить — даже понять сложно. Да, разработчики оригинала консультировали и помогали нашим переводчикам, делились диздоками и словарями. Но мне как человеку, который уже забыл, что такое игры с хорошим переводом, было реально интересно посмотреть на конечный результат. И… он хорош!

Локализаторам удалось сделать достойный, действительно литературный перевод, пусть и не без огрехов. Чем дальше продвигаешься по сюжету, тем сильнее замечаешь, как сменяются авторы. У каждого свой стиль и своя манера адаптации текста. Какие-то диалоги читаются нереально круто, а в некоторые вникать очень сложно. Эти «некоторые диалоги» встречаются не так часто, и в целом общий перевод нисколько не портят. А вот отдельные термины и фразы получились не такими красочным, как в оригинале. Скажем, «свиньи» у Куно ожидаемо стали «мусорами». Из-за этого потерялись некоторые шутки, из высказываний злобного хулигана ушла соль, а смысл отрубленной свиной головы у него в сарае и вовсе исчез. Но даже так адаптации подобного уровня встречаются чрезвычайно редко, а тем, кто не видел оригинал, локализация, скорее всего, понравится.

В первой версии перевода встречаются опечатки, перепутанные роды и местоимения — но в такой титанической работе без этого не обойтись. Да и переводчики не сидят без дела и отлавливают ошибки. Так что в какой-то момент я перестал обращать внимание на мелкие огрехи и погрузился в игру с головой, как будто прошлых двух прохождений не было вовсе. А это значит, что у локализаторов всё получилось.

***

ZA/UM вложили душу, чтобы доказать всему миру: игры — это, прежде всего, искусство и уникальный способ самовыражения. А благодаря талантливым локализаторам мы наконец можем приобщиться к одной из лучших игр прошлого десятилетия на великом и могучем. Может, когда-нибудь нам светит такой же качественный перевод трилогии Shadowrun или Final Fantasy? Эх, мечты, мечты!

А вы уже опробовали Disco Elysium?

Результаты
+6
Комментарии 24