Скандал вокруг Star Wars: Battlefront II и лутбоксов: с чего началось и что происходит

Сказ о том, как Electronic Arts добавляла в Star Wars: Battlefront II микротранзакции и прогадала, а также о переживаниях и ненависти поклонников, которые они пережили за последние полгода. Итак, начнём. 15 апреля 2017 года — в ходе мероприятия Star Wars Celebration разработчики официально анонсируют игру. Ничего не предвещает беды, но эпидемия лутбоксов уже затаилась в кустах и готовится наброситься на игровое сообщество. Неожиданно EA объявляет: весь дополнительный контент в SW: BF II будет бесплатным. Это стало отправной точкой.

Сезонного абонемента не будет, расширения не придётся покупать. Многие оказались в восторге, так как им не нравилось платить за новые карты и героев в первой части. А другие задали правильный вопрос: как в таком случае Electronic Arts собирается зарабатывать деньги? Практически точный ответ был дан в тот же день: издатель представил содержимое предварительного заказа и особого издания, которые содержали модификаторы, делающие вас сильнее. В мультиплеере.

В течение полугода тема практически не поднималась. Подробностей бизнес-модели не появлялось, зато разработчики щедро делились другими деталями мультиплеера, рассказывали о нововведениях и показывали скриншоты, трейлеры и записи игрового процесса. Второй тревожный колокольчик прозвенел в начале октября, когда началось открытое бета-тестирование. Именно тогда игроки смогли впервые собственными глазами увидеть, что содержит внутриигровой магазин.

Лутбоксы — не что-то новое. Как и во многих других онлайн-играх, в Star Wars: Battlefront II их можно получить за победу в матче, а можно приобрести за настоящие деньги. Важным отличием стало их содержимое: в то время как в прочих тайтлах вам выдают лишь косметические предметы, здесь нас ожидали предметы, дающие реальное преимущество.

Из лутбоксов в SW: BF II выпадают «Звёздные карточки» (Star Cards; далее — старкарды). Это модификаторы, дающие плюс к вашим характеристикам. Проще говоря, за деньги вы получаете силу и становитесь мощнее своих врагов и союзников. В простонародье такое называется просто — Pay to Win. Это мгновенно вызвало негатив у игроков, но Electronic Arts поспешила заверить всех, что это не финальная версия и на релизе мы увидим совсем другие микротранзакции.

В это же время на лутбоксы стали жаловаться во многих других играх. Если раньше микротранзакции были напастью бесплатных MMORPG, то теперь они стали появляться и в играх ААА-уровня других жанров, в том числе Shadow of War и Forza Motorsport 7. В Need For Speed: Payback игрокам вовсе специально усложняют заезды, чтобы те платили за улучшение машин реальные деньги.

Объединившиеся геймеры подали прошение в рейтинговые советы, такие как ESRB и PEGI, которые определяют возрастную категорию тайтлов и вешают на них предупреждения о насилии, алкоголе и тому подобном. Они хотели, чтобы лутбоксы причислили к азартным играм. Но организации отказали им, сославшись на то, что это может сделать лишь специальная комиссия. В итоге лутбоксы так и не причислили к азартным развлечениям, но злость в сердцах игроков осталась.

Теперь мы знаем, что ситуация накалилась во всей индустрии. Возвращаемся к Star Wars: Battlefront II. На дворе всё ещё октябрь. Electronic Arts сообщила, что услышала недовольство игроков и вносит изменения в лутбоксы. Из тех, что можно купить за деньги, убрали эпические старкарды, дающие огромный прирост к характеристикам. Теперь их можно получить только из тех сундучков, что вам дали за матч. Более того, чтобы воспользоваться старкадрами, необходимо достичь определённого уровня. Соответственно, даже если вам выпал хороший модификатор, вы не сможете им воспользоваться, пока не наиграете достаточно времени.

Новости звучали хорошо, но игровое сообщество всё равно оставалось настороже. Да и как расслабиться, если лутбоксы лезут из всех щелей, маячат в большинстве новинок? Масло в огонь подлила пресса, когда раньше остальных получила доступ к Star Wars: Battlefront II. Она разом вылила на неподготовленную аудиторию цены из внутриигрового магазина.

Наибольший гнев вызвала стоимость двух героев — Дарта Вейдера и Люка Скайуокера — 60 тысяч кредитов. Это огромная сумма для игры, которую крайне непросто заработать. Один из пользователей Reddit рассчитал, что ради такой суммы придётся наиграть около 40 часов, разумеется, не приобретая ничего другого. И это только ради одного героя. Игроки, ждущие возможность поиграть за любимых персонажей космической саги, не ожидали такого поворота.

Сказать, что геймеры оказались недовольны, — ничего не сказать. Их чувства хорошо отражает реакция на комментарий представителя Electronic Arts. Когда один из игроков на Reddit спросил, почему он должен платить $80 за Вейдера, сотрудник компании от её лица ответил, что все цены были выставлены на основе данных, полученных с тестирований. Другими словами, он заявил, что большинство оказалось вполне довольно цифрами, но всё равно спасибо за обратную связь.

Чтобы ясно дать понять издателю, что игровое сообщество несогласно, люди сделали комментарий работника EA самым отрицательным на Reddit. На момент написания этой статьи на нём висело 639 тысяч дизлайков. Чтобы поставить такой невероятный рекорд, нужно соответственно иметь невероятный талант. У Electronic Arts он есть.

Наступило 14 ноября. Пока большинство ждут релиза, намеченного на 17 ноября, владельцы Deluxe Edition уже могут начать играть. И тут-то ситуация прояснилась. 60 тысяч кредитов за Дарта Вейдера — старая цена, которую оставили в версии для прессы. В финальной же он и Люк стоят всего 15 тысяч. Причём, если верить слухам, Electronic Arts сделала это не в последний момент, а заранее планировала снизить стоимость. Впрочем, источники заявляли, что конечная цена составит 10 тысяч. Немного прогадали.

Очевидно, что скандал вокруг микротранзакций в Star Wars: Battlefront II не закончен. Скорее всего, в ближайшие недели эта статья пополнится ещё несколькими пунктами. Пока мы не знаем всех подробностей, делать выводы трудно, однако с уверенностью можно сказать, что Electronic Arts ошиблась, когда начала действовать скрытно. Если бы издатель был более открыт с игроками и вёл прозрачную политику, никто не гневался бы из-за того, чего нет. Игроки не кричали бы, что 60 тысяч кредитов — это грабёж, потому что никто и не просил их столько платить.

Мы вряд ли узнаем, какой ущерб получила Electronic Arts. И получила ли вовсе. Статистика продаж новой Call of Duty: WWII хорошо даёт понять, что все недостатки и многочисленные проблемы, о которых становится известно до релиза, не останавливают людей от покупки. Цифры говорят: «Вы недовольны, но вы заплатите».

+1
Комментарии 1