Обзор Dragon Age: The Veilguard. Подростковый слэшер по мотивам культового тёмного фэнтези
После девяти лет разработки, нескольких смен концепций, перестановок в команде и переписывания заголовка Dragon Age: The Veilguard всё же вышла! Сразу после релиза геймерское сообщество разделилось на два лагеря: одни хвалят игру и называют ее чуть ли не лучшим творением BioWare за последние 12 лет, вторые же — ненавидят всем сердцем и ругают за отчетливую смену тона и уход от канонов серии. Вдобавок масла в огонь подлила западная пресса, которая поставила проекту очень высокие оценки только лишь за наличие небинарных персон и возможность добавлять шрамы на груди. Неудивительно, что The Veilguard стала объектом споров и жарких дискуссий.
Учитывая неоднозначную реакцию геймеров и разногласия во мнениях относительно Dragon Age: The Veilguard, мы самостоятельно погрузились в игру, чтобы объективно оценить продукт без фанатизма и предвзятости. Наша основная цель — изучить, как игра выглядит в виде отдельного фэнтезийного приключения для новичков, а также оценить, насколько хорошо она чтит наследие серии, ведь это важно для преданных поклонников. В обзоре мы расскажем о всех сильных сторонах проекта, а также о масштабных проблемах, о которых многие умолчали.
Откуда столько ненависти к The Veilguard
Выпущенная в 2009 году Dragon Age: Origins показала всей индустрии, как должно выглядеть мрачное темное фэнтези. Это была ролевая игра с очень богатой и ветвистой историей, сложными и многослойными персонажами, а также моральными выборами, которые приводили к жутким последствиям. Сценаристы не стеснялись рассказывать о политических интригах, религиозном экстремизме и бесчеловечных поступках во имя высшей цели. Первая часть славилась зрелыми темами, увлекательной динамикой развития отношений между сопартийцами и гибким повествованием, которое в полной мере позволяло отождествлять себя с главным героем.
Вторая часть изначально планировалась как спин-офф, который использовал более интимный подход, сосредоточившись на локальной истории Чемпиона Киркволла. Вот только издателя такой план не устроил, и он потребовал от BioWare полноценный сиквел. У разработчиков в запасе было чуть больше года, чтобы собрать хоть что-то. А по итогу времени хватило лишь на скомканный сюжет и более динамичную боевую систему. В сюжетном плане Dragon Age 2 существенно свернула с пути темного фэнтези: появился неуместный юмор, ирония и абсурд.
С третьей частью, которая получила подзаголовок Inquisition, серия еще сильнее свернула не в ту степь. Несмотря на хорошие продажи и высокие оценки, преданные фанаты с прохладой отнеслись к продолжению. После неудачного сиквела разработчикам пришлось полностью изменить игровую формулу, добавив открытый мир, повторяющиеся задания и чрезмерный гринд ресурсов. Темное фэнтези стало еще менее темным, а основной сюжет едва ли затрагивал взрослые темы. Да, Inquisition могла похвастаться интересными историями и запоминающимися персонажами, но второстепенные задания и утомительный фарм репутации превратили потенциально качественную игру в пародию на одиночную MMO.
Всему сказанному есть объяснение: желание издателя EA продать Dragon Age новой аудитории. Не всем по душе исследование моральной двусмысленности и экзистенциальных тем, а вот яркие и обнадеживающие истории в духе мультфильмов Disney собирают «хорошую кассу». EA требовала от BioWare постоянно снижать градус мрачности и жестокости в сиквелах, а также видоизменять игровой процесс, чтобы угодить как можно большему количеству людей. Поэтому все игры в серии Dragon Age разительно отличались друг от друга по геймплею, настроению и сеттингу.
Если верить всем утечкам и инсайдерским отчетам, разработка Dragon Age: The Veilguard была хаотичной. Ветераны серии хотели вернуть сеттинг темного фэнтези и сделать продолжение в духе Origins, но издатель требовал более популярного у аудитории приключенческого боевика. Основной сюжет неоднократно переписывался и упрощался. По требованию EA из игры вырезали огромный кусок основной истории, а мрачный тон и грубые реплики были полностью изменены. Сценаристы не по своей воле добавляли в сценарий элементы комедии, а также диалоги, ориентированные на дружбу. В результате мы получили игру, полностью отличающуюся от проекта, который нам представили в июне 2022 года. Студия даже поменяла подзаголовок с Dreadwolf на The Veilguard, чтобы избавиться от всех намеков на темное фэнтези.
Неудивительно, что давние поклонники были в ужасе от геймплейных презентаций. Мрачный тон с жуткой атмосферой превратились в «яркое» героическое приключение в модных кислотных тонах. Dragon Age больше не ролевая игра с трудными выборами и моральными дилеммами, а ориентированный на приключение экшен в духе Hogwarts Legacy. На смену тактическим боям пришел стильный экшен из God of War и исследование линейно-ограниченных локаций. У фанатов осталась надежда на глубокую историю и персонажей, которые были визитной карточкой серии. Но рекламная кампания с инклюзивной повесткой намекнула, что новая Dragon Age теперь про доброту, веселье и чаепитие в кругу друзей. У большинства геймеров появился закономерный вопрос: почему The Veilguard называют продолжением серии Dragon Age, если в ней нет ничего от прошлых частей?
В какие игры серии Dragon Age вы играли?
«Диснеевская» сказка
Dragon Age: The Veilguard — прямое продолжение истории Inquisition. Бывший сопартиец инквизитора, эльф по имени Солас, пытается разрушить метафизическую границу между земным миром и Тенью, чтобы вернуть своему народу утраченные силы и восстановить запятнанную репутацию. Его не волнует, что от такой манипуляции с барьером в реальный мир хлынут орды нечисти, которые сотрут в порошок все живое на континенте. Помешать Соласу попытался знакомый нам по прошлым частям гном Варрик, который собрал команду вместе с нашим главным героем и напал на эльфа, когда последний уже слегка приоткрыл кусочек завесы. В итоге протагонист по имени Рук нарушает ход ритуала, и случайно вызволяет двух древних эльфийских богов, которых теперь нужно отыскать и уничтожить. Так как Варрик тяжело ранен, а Солас угодил в собственную темницу, нам предстоит собрать дружную команду, сплотить фракции и спасти мир от самого большого Мора, который когда-либо видел свет.
Новая история заметно легче по тону. Персонажи и диалоги часто принимают игровое, даже комедийное качество. Вместо мрачной истории о выживании и моральной неоднозначности The Veilguard представляет собой прямолинейное путешествие героя с минимальными рисками и отсутствием значимых последствий от принятых решений. Эти изменения в повествовании заметны буквально в первых сценах, где дружба и командная работа играют большую роль, чем знаковые для серии темы борьбы и жертвенности.
Новые злодеи шаблонные и карикатурные. У них нет определенной мотивации. Они злые, потому что злые. При этом первые двадцать часов сценаристы с серьезным лицом рассказывают про ужасных эльфийских богов, которых никто, кроме Соласа, не мог ранее одолеть. И уже в конце первого акта наш бравый отряд без особых стараний царапает одному боссу лицо кинжалом, после чего тот с наигранным криком удирает с поля боя.
Местные диалоги в The Veilguard можно охарактеризовать словом «графомания». Слушать их просто невыносимо. Из-за этого второстепенных персонажей невозможно персонализировать как личностей. За все прохождение мы вообще никого не запомнили. У сценаристов в запасе было несколько архетипов, которые они раздали всем NPC и написали для них основные квестовые реплики. Никакого раскрытия характеров, мотиваций и особых черт вы не увидите. Если персонаж плохой, то вы сразу поймете, что он плохой. Например, в личных квестах нашего сопартийца Луканиса мы встречаем кузена Илларио, которого сценарист пытался преподнести как ближайшего соратника, но в диалогах и поведении героя отчетливо прослеживается злодейская нотка. Авторы буквально с первых секунд разжевывают игроку всю мотивацию героя и потом продолжают рассказывать историю, в которой уже известен главный клиффхэнгер. И это не единичный случай. Вся игра буквально построена на таких героях.
Основной сюжет — подростковое фэнтези с вкраплениями социальной драмы. Никаких этически сложных решений и отыгрывания ролевой модели. Героям всегда везет просто потому, что они добрые. А циничным злодеем, как в первой части, быть нельзя. Разработчики удалили эту опцию подчистую. Выбор диалогов в The Veilguard для галочки. Любой из трех вариантов ведет к одинаковым последствиям. Причем выпиливание негативных диалогов из уже готового билда видно невооруженным глазом. Третья реплика на колесе диалогов зачастую отвечает за «жесткий» ответ, и при подсвечивании выводится краткое описание грубой фразы. Вот только если ее выбрать, герой произносит совсем не то, что нам заранее пообещала игра. Вы можете всегда выбирать только третий вариант в диалогах, но ничего в сюжете кардинально не изменится. А вот перекочевавшая из Fallout 4 опция с сарказмом в 90% случаев превращает любой диалог в занимательную комедию. Мы советуем проходить игру именно таким способом.
Сложно поверить, что у BioWare получился настолько скучный и безыдейный сюжет. Причем сценаристы явно понимали, что новые игроки и тем более фанаты начнут пропускать диалоги мимо ушей и просто бежать дальше по заданию. Поэтому после каждой миссии будут показывать мультик, в котором Варрик пересказывает все события квеста. А потом эту информацию еще раз, но уже текстом, выведут на экран. Безусловно, такой подход к подаче сюжета ориентирован на молодую аудиторию, которая, возможно, не хочет искать глубину и не любит слушать диалоги.
Второстепенные квесты также упрощены. Они меньше фокусируются на раскрытии лорных секретов или решении локальных конфликтов и больше сосредоточены на заданиях по поиску предметов или решении незначительных проблем, которые никак не влияют на окружающий мир. На каждой крупной локации есть две противоборствующие фракции, но игроку не дается выбора, к кому примкнуть. Конечно, случаются интересные квесты с поиском демонов или расследованием таинственного исчезновения, но их невероятно мало для игры продолжительностью 60-80 часов.
Компаньоны в The Veilguard получились слишком неоднозначными. С одной стороны, они интересные в плане внешнего вида и довольно приятные в общении. С другой — им не хватает моральной сложности, которая была у сопартийцев из прошлых частей. У каждого героя есть четкая предыстория, в которой мало места для двусмысленности или личного конфликта. Характеры компаньонов слишком линейны, из-за чего они больше похожи на классических напарников, чем на многогранных личностей. Однако нельзя сказать, что герои получились плохими. Нам очень понравился добрый некромант Эммрик, с которым можно было поболтать о смерти и загробной жизни. Кунари Тааш, которую многие игроки возненавидели после заявлений разработчиков о ее принадлежности к небинарным персонам, на самом деле представляет собой обычного подростка, который бунтует по любому поводу. Сначала она реально раздражает своим поведением, но спустя некоторое время невольно начинаешь проникаться ее историей и даже сопереживать.
В The Veilguard вы можете начать любовную линию с любым из напарников, но чего-то особенного в духе Baldur's Gate 3 ждать не стоит. Отношения более беззаботные, флирт и игривые шутки заменяют глубокие эмоциональные связи, которые были в ранних играх серии. Постельных сцен в игре нет вовсе. Все интимные моменты стыдливо убрали за черный экран. Обнаженку, которую обещали разработчики в многочисленных интервью, по итогу добавили только в редактор персонажа. Само выстраивание отношений сводится к нажатию определенной кнопки на диалоговом колесе. А ведь раньше вам нужно было буквально протаптывать дорогу к сердцу Морриган, выбирая правильные реплики и преподнося подарки.
Основная повестка игры, сосредоточенная на инклюзивности и разнообразии, на самом деле не такая страшная и навязчивая, как ее обрисовали блогеры. Даже квестовая линия Тааш не столь радужная, как ее описывал западный игрожур. Все эти небинарные переходы и другие намеки на смену гендерной идентичности никак не влияют на основную сюжетную линию. Да, один раз нас смутил внутренний монолог с зеркалом, который нельзя пропустить, но в целом ничего подобного больше не было. Важно понимать, что персонажи с разным происхождением, ориентацией и идентичностью были и в прошлых играх серии. BioWare всегда умела гармонично вплетать свои ценности в повествование, и The Veilguard не стала исключением. По крайней мере, мы ничего вопиющего в духе Dustborn в игре не увидели.
Можно еще долго рассказывать обо всех сюжетных недостатках, включая частичное изменение лора, снижение значимости Серых Стражей, полное изменение характера Морриган и отсутствие большинства принятых решений в Inquisition. Но, по сути, это лишь брюзжание старого фаната, который ждал от The Veilguard откровения уровня Origins. Если смотреть шире, то новая Dragon Age оказалась более доступной для новой аудитории. Ее простой сюжет и оптимистичный тон создают неплохую точку входа в мир Тедаса. Хотя отсутствие зрелых тем и сложных повествований, скорее всего, оттолкнет давних поклонников. Но нужно понимать, что с момента выхода Inquisition прошло 10 лет. The Veilguard можно сравнить с Fallout 4, где основной лор и концепции верны духу оригинала, но сама игра не имеет ничего общего с классическими частями.
«God of War на минималках»
Для начала нужно принять факт: The Veilguard — не партийная ролевая игра. Четвертая часть Dragon Age избавилась от всех намеков на тактику и превратилась в красочный экшен со сражениями в реальном времени, простыми комбинациями и активацией способностей. Напарники теперь бессмертные и служат в качестве дополнительных ячеек со способностями. Они будут наносить какой-то урон и отвлекать на себя противников, но в большинстве случаев — вся работа по истреблению врагов будет лежать на ваших плечах.
Боевая система очень похожа на God of War образца 2018 года. Вы должны чередовать слабые и сильные атаки, чтобы создавать комбо и наносить больше урона. Также игрок может парировать атаки, использовать дальнобойные удары щитом и уворачиваться от урона по площади. За счет большого разнообразия в способностях и комбинациях сражения ощущаются зрелищными и динамичными.
Боссы интересные, но большинство из них спрятаны в квестах сопартийцев. В сюжетных заданиях в основном приходится сражаться с драконами и архидемонами. Отдельно нужно упомянуть сложность, которая абсолютно криво работает с новой боевой системой. Сражения будут очень простыми, если соблюдать все тайминги и вовремя прожимать способности. Уровни сложности влияют лишь на толщину брони и полоску здоровья противников. После второго акта нам пришлось очень долго «ковырять» каждого врага, что, несомненно, утомляло и раздражало. В какой-то момент мы снизили количество здоровья у мобов, и игра заметно прибавила в динамике. Советуем сделать аналогично.
Всего доступно три класса: воин, маг и разбойник. В отличии от прошлых частей, выбор специализации не влияет на увлекательность игрового процесса. Например, воин перестал быть губкой для урона и может спокойно наносить солидный урон не хуже мага. Вы всегда можете поменять меч со щитом на двуручный топор и разносить черепа порождениям тьмы за считанные секунды. На панели можно разместить три активные способности и одну суперспособность. Разрешается комбинировать свои навыки с умениями напарников и создавать особую синергию, которая наносит ошеломительный урон противникам.
Система развития в The Veilguard ветвистая и запутанная. В прокачке есть десятки пунктов, которые чуть-чуть повышают характеристики персонажа. Основная цель — добраться по схеме до активных навыков и классовых способностей. Их гораздо меньше, чем в прошлых играх серии, но даже так хватает на создание уникальной сборки. Например, играя за воина, мы собрали трио из самых мощных умений, на которые требуется много очков ярости. Вдобавок посчастливилось найти предмет, который удаляет потребность в ярости и дает возможность активизировать навыки просто по таймеру. Наш герой автоматически превратился в машину для убийств, которая не боится врываться в самую гущу событий.
Основное развитие персонажа идет за счет повышения уровня экипировки. Разнообразных вещей действительно много. Если вы случайно найдете две одинаковые шмотки, то они сольются в одну, но более высокого качества. Поэтому открывать сундуки и обыскивать локации действительно важно для прогрессии. Повышая рейтинг фракций и хранителя в хабе, сможете покупать более мощную экипировку и повышать ее характеристики. Однако в The Veilguard много всякой валюты, поэтому одним лишь золотом в бартере не обойтись. Придется тщательно обыскивать локации и ломать своим телом сотни ящиков и бочек, чтобы получить необходимые для торговли ресурсы. Большие сундуки с лутом можно открыть лишь раз, а вот мелкие сумки и кошельки спавнятся при каждом заходе на локацию.
Исследование локаций — вторая по важности геймплейная особенность, которая займет солидную часть времени. Разработчики отказались от открытого мира из Inquisition, вернув традиционные для серии ветвистые коридоры. В The Veilguard каждый уголок на карте проработан до мельчайших деталей. С точки зрения дизайна уровней к игре не придраться. Тщательное исследование поощряется хорошей наградой, а сундуки с ценным лутом спрятаны в укромных местах. Забавно, что головоломки в сюжетных задания состоят из примитивных перетаскиваний камней и наведения луча света на особое устройство, в то время как в исследовательской части заставляют реально шевелить мозгами и искать скрытые тропы к заветной цели.
Отдельно хочется похвалить The Veilguard за красивые и разнообразные декорации, которые хочется не только исследовать, но и разглядывать. Помимо мистических лесов, древних руин и красочных городов, в игре есть классические отравленные скверной деревушки, мрачные замки, жуткое поместье с сумасшедшей женщиной-некромантом, некрополь и другие свойственные серии места. В каждой области постоянно будут появляться дополнительные задания, которые стоит выполнять для открытия новых закоулков с сокровищами. Сами по себе локации небольшие, но их вполне хватает, чтобы закрыть потребность в исследовании. Несмотря на все ограничения в передвижениях и отсутствие свободы уровня Inquisition, разнообразие локаций и атмосферный дизайн благоприятно работают на общий геймдизайн.
С точки зрения игрового процесса The Veilguard — увлекательная по современным меркам игра. Она не душит чрезмерными активностями и не заставляет собирать все подряд, как в свое время принуждала Hogwarts Legacy. Боевая система довольно разнообразная и динамичная. BioWare явно вдохновлялась современными частями God of War, когда закладывала основной фундамент геймдизайна. Обе игры во многом похожи. Здесь вам и ограниченные «кишкообразные» уровни, и метание щита по переключателям, и зачатки акробатики, и взаимодействие с сопартийцами для доступа к новым местам на локации, и много чего еще. Новый геймплей пошел серии на пользу. Тактические сражения в реальном времени в наше время смотрелись бы очень топорно. BioWare нашла прекрасный выход из ситуации.
Неоднозначный визуал
Визуально Dragon Age: The Veilguard — это смешанный опыт, отличающийся потрясающим дизайном окружения, но с отвратительными моделями персонажей. Художники BioWare серьезно постарались в создания мира, который ощущается живым и захватывающим. Дизайнеры научились работать с движком Frostbite и создали одни из самых красивых локаций в ролевых играх.
А вот с дизайном персонажей беда. Раньше их создавали с упором на индивидуальность. В сопартийцах и NPC чувствовалась индивидуальность еще до того, как игрок начинал с ними разговаривать. Сейчас же всё выглядит как нагромождение инклюзивности без учета особенностей расы и принадлежности к фракции. Кунари из жутких рогатых особей превратились в стандартных людей с рогами. Эльфы потеряли индивидуальность во внешности, теперь это просто люди с длинными ушами. Аналогичная ситуация с сопартийцами. Они попросту некрасивые. BioWare по непонятным причинам отказалась от реалистичной отрисовки внешности и стилизовала модели персонажей под мультипликацию. Выглядит не просто плохо, но и криво. Все косяки анимации отчетливо видны на «плоских» лицах.
На новый дизайн врагов, в особенности на порождений тьмы, без смеха не взглянешь. Если раньше они реально внушали ужас своим внешним видом, то в The Veilguard они просто убогие. При этом, судя по концепт-артам, у всех моделей изначально был иной дизайн, а мультяшная стилизация отсутствовала.
Новая цветовая схема и визуальный тон вызывают отторжение. Вместо серых приглушенных оттенков, которые соответствуют «темному» фэнтезийному миру, нам выдали фиолетовое нечто с кислотными оттенками в духе Saints Row. Если разработчики добавили такую палитру лишь ради того, чтобы сделать игру более доступной и визуально привлекательной, то они явно просчитались.
Музыка в Dragon Age: The Veilguard — полный дженерик. Сложно поверить, что ее написал маэстро Ханс Циммер (Hans Zimmer). Мелодии абсолютно не дотягивают до композиций из прошлых частей. Инон Цур (Inon Zur) сочинил культовые саундтреки для Dragon Age: Origins и Dragon Age 2, которые повлияли на формирования идентичности серии. Циммеру стоило хотя бы послушать, как звучат прошлые игры, чтобы уловить основную суть и передать ее через свою музыку. Но увы, The Veilguard получила среднестатистическое фэнтезийное звучание, в котором нет запоминающихся мотивов.
С технической стороны к The Veilguard не придраться. Игра отлично работает на ПК и всегда выдает стабильную частоту кадров. Багов мы не заметили. Игра выглядит отполированной и законченной. Мы уже и забыли, когда в последний раз получали рабочий билд, который не нужно чинить патчем первого дня.
Будете играть в Dragon Age: The Veilguard?
***
Dragon Age: The Veilguard — не продолжение знаменитой серии, а полноценный перезапуск, который полностью отказался от сеттинга, механик, ролевых аспектов и острых тем в сюжете. Предыдущие игры стали популярны за счет нелинейного повествования, моральных дилемм и раскрытия тем темного фэнтези. The Veilguard же пошла по более легкому повествовательному пути, в основе которого приключение с хорошими друзьями.
Как самостоятельная игра The Veilguard — качественный продукт, на который можно выделить свободное время. Она предлагает интересный игровой процесс, яркий для исследования мир, потрясающий дизайн локаций и неплохую боевую систему. Однако в этой игре нет тех особенностей, которые сделали в своё время Dragon Age столь популярной. Вы не встретите интересных персонажей, не увидите шикарных диалогов и не примите судьбоносных решений, которые повлияют на игровой мир. The Veilguard — корпоративная жвачка, которую можно долго жевать и получать удовольствие от процесса. Но послевкусия она, увы, не оставляет. Ярым фанатам серии не стоит притрагиваться, всем же остальным — опционально.
-
Названы самые продаваемые игры недели в Steam. Dragon Age: The Veilguard попала на второе место
-
BioWare приготовила фанатам Mass Effect подарок в Dragon Age: The Veilguard
-
Как найти уникальное оружие и броню в Dragon Age: The Veilguard
-
Арт-директор BioWare показал концепты ранней версии Dragon Age: The Veilguard. Игра была куда мрачнее
-
«Фантастические кадры» — фотограф EA DICE впечатлил геймеров своими скриншотами Dragon Age: The Veilguard