Обзор фильма «Миссия невыполнима: Финальная расплата». Том Круз поехал кукухой на трюках, но от этого только лучше

В прокат вышла «Финальная расплата» (Mission: Impossible — The Final Reckoning) — не просто очередной боевик, а кульминация почти 30-летней франшизы «Миссия: Невыполнима». Смог ли Том Круз (Tom Cruise) в своём новом фильме не только превзойти самого себя в натурных спецэффектах, но и собрать картину в цельное, эмоционально насыщенное зрелище, способное оставить у зрителей неизгладимое впечатление? Пробуем разобраться.
Кино как аттракцион
Фильмы с Томом Крузом давно превратились в настоящий парк аттракционов, где он не просто главный герой, а центр всего действия — продюсер, идейный вдохновитель, сценарист, каскадёр. Это его франшиза, его правила, его шоу — потому вопросы о его неуязвимости, выживаемости и способности всегда быть на шаг впереди и выпутываться из любых передряг отпадают сами собой. С таким подходом можно спорить, но иначе вряд ли бы мы увидели восьмой фильм серии.
Чем же выделяются фильмы Круза? Конечно, натурными спецэффектами и безумным адреналином, когда актер лично выполняет невероятные трюки. Сцены здесь не просто сложные, а по-настоящему изобретательные: будь то драка и мордобой, проникновение и похищение, погоня на авто или полёт на самолёте. Этот подход ставит франшизу особняком — экшен здесь не в зелёной комнате, а в реальных горах, пустынях, городах. Съёмочная группа традиционно путешествует по красивым локациям, превращая каждую сцену в открытку.
Всё это «Финальная расплата» предлагает зрителю. Опыт знакомый, но всё же захватывающий за счёт ещё более впечатляющих трюков, ещё более сложных сцен и ещё круче запутанной ситуации, в которую попадает отряд Миссия Невыполнима. Да, сюжет предсказуем — Круз в финале не умрёт, отряд не перестанет спасать мир. Да, местами наивно. Но вместе это не мешает получать удовольствие: «Финальная расплата» явно превосходит «Смертельную расплату» (Mission: Impossible — Dead Reckoning) в динамике, напряжении и масштабе. Если вы готовы принять правила игры — закрывайте обзор и смело идите в кино.
Готовы ли смотреть «Миссию» без Тома Круза?
С чего смотреть?
Как восьмой фильм серии, «Финальная расплата» неизбежно опирается на прошлые картины. Но авторы предусмотрительно включили в сценарий пояснения и визуальные флешбэки, так что в кино можно идти без знакомства с предыдущими частями — ключевые события, особенно из последнего фильма, услужливо напомнят.
А вот полное понимание показанного на экране потребует подготовки. Без пересмотра седьмой части восьмая покажется перегруженной, а отдельные сцены — не вполне ясными. Лучше освежить в памяти и первую «Миссию» (1996), и третью, и «Протокол Фантом», и «Последствия» — именно на них строятся главные отсылки и драматические развязки. Прямо как в MCU или «Звёздных войнах» (Star Wars)!
Кратко напомним, что «Смертельная расплата» оставила смешанные чувства. С одной стороны — масштаб, мрачность, попытка осмыслить новые угрозы вроде цифрового ИИ, вышедшего из-под контроля. С другой — заметная потеря баланса между драйвом франшизы и драматической нагрузкой.
Фильм старался быть «чем-то большим, чем просто боевик с Томом Крузом», но в итоге оброс лишними сюжетными слоями — от очередной «загадочной женщины» Грейс (Хейли Этвелл, Hayley Atwell) до внезапного ухода Ильзы Фауст (Ребекка Фергюсон, Rebecca Ferguson). Главный злодей — ИИ под именем «Интеллект» — оказался абстрактным, а его человек-проводник Габриэль (Эсай Моралес, Esai Morales) не убедил как самостоятельная фигура конфликта. Но громче всех в воздухе висел вопрос «а зачем всё это?» — особенно если откинуть драматические пояснения о личной вине и долге Итана Ханта (Том Круз).
Вы следите за франшизой «Миссия невыполнима» или смотрите выборочно?
Другие обзоры фильмов и сериалов
- Обзор фильма «Электрический штат» — стражи мистера Арахиса
- Первые впечатления от сериала «Сорвиголова: Рождённый заново» — триумфальное возвращение дьявола Адской кухни
- Мнение о третьем сезоне «Неуязвимого» — классическая супергероика снова в моде?
- Обзор очередного кинокомикса «Капитан Америка: Новый мир». Технически совершенный, но пустой внутри фильм
- Обзор мультфильма «Ведьмак: Сирены глубин». Не для фанатов творчества Анджея Сапковского
- Мнение о пилотных эпизодах мультсериала «Ваш дружелюбный сосед Человек-паук» — зумерская ересь
- Мнение о мультфильме «Поток» — кошачья Одиссея
- Обзор фильма «Носферату» — злодей из 1922 года, но теперь с усами
- Посмотрели новую «Белоснежку»: впечатляющая визуальная демонстрация слова «проходняк»
- Обзор мультфильма «Начжа побеждает царя драконов». Стоит ли смотреть самый кассовый анимационный фильм в истории
- Обзор фильма «Пункт назначения: Узы крови». Травмированные сценой с лесовозом и брёвнами, как вы там?
Сюжет и актёрская игра
«Финальная расплата» начинается буквально с того места, где оборвалась «Смертельная». Итан Хант и его команда стремятся вычислить подводную лодку «Севастополь», чтобы заполучить доступ к исходному коду Интеллекта, хранящемуся внутри её систем, а уже после — навсегда уничтожить его. Программа, в свою очередь, одержима идеей уничтожения человечества при помощи ядерной войны и уже захватывает управление над арсеналами баллистических ракет. При этом первые полчаса отведены под экспозицию: авторы активно играют на ностальгии зрителя, напоминают события прошлых частей, а также знакомят с мотивацией Интеллекта.
Свои поиски Хант ведёт в компании Бенджи Данна (Саймон Пегг, Simon Pegg), Лютера Стикелла (Винг Рэймс, Ving Rhames), Пэрис (Пом Клементьефф, Pom Klementief) и Грэйс. Бенджи и Лютер — проверенные союзники, каждый в своей привычной роли. Пом Клементьефф наводит холодный ужас, а героиня Грэйс органично вписана в команду в качестве прикрывающей тыл Ханта мамули. Персонажи наделены функцией и характером — в кадре никто не болтает без дела, даже пафосные реплики звучат уместно. Фильм избавлен от пустых диалогов — редкость для современного боевика.
В восьмой части, в отличие от седьмой, есть конкретика: вот враг, вот план, вот примерный список шагов. Личность ИИ как антагониста стереотипна — это классический «терминатор», желающий уничтожить человечество ради только одному ему известных высших целей. Габриэль жаждет получить контроль над ИИ и через него власть над человечеством — но что он потом будет делать, остаётся загадкой. Правительство США довольно стандартно в своей мотивации — контроль и ещё больше власти над другими странами. А у Тома Круза в плане мотивации всё чётко: никому ничего не отдам, ИИ сломаю, баланс сил в мире сохраню, всех спасу.
Здесь провели работу над ошибками. Вспомним прошлую часть — ещё по трейлерам было понятно, что весь фильм «Смертельная расплата» будет беготней за ключом, который что-то там открывает, а что именно — приходите через пару лет. Два года прошло, и мы наконец-то получили законченное произведение.
Но это не означает, что зрителю стоит рассчитывать на «значимость сюжета для кинематографа» в большом смысле этого слова. Тему столкновения человечества и цифрового разума кто только не мусолил, и ничего нового «Финальная расплата» в поджанр не приносит. Глубокая философия сценаристов, которую зачитывает Лютер, почему-то превращается в похвалу Тома Круза, а не поиск пути сосуществования человека и машины. Третьего тут и не предусмотрено: ИИ либо уничтожат, либо он станет рабом человека.
Что больше всего привлекает вас во франшизе «Миссия невыполнима»?
Повествование и экшен
В плане повествования фильм сбалансирован отлично: боевик сменяется сценами с диалогами, иногда уступая место драме или романтическим нотам. Темп высокий, сцены, места и проблемы сменяют друг друга с правильной частотой, не давая заскучать и помогая выдержать почти три часа хронометража. Исчезли метания, тайные общества, гламурный образ жизни агента ЦРУ и кулуарные сделки на закрытых тусовках — от всей этой шелухи фильм избавился, и мы, признаться, были несказанно этому рады во время просмотра.
«Финальная расплата» предлагает две масштабные сцены с натурными спецэффектами, каждая из которых дополнительно разбита на этапы. И главное здесь — физическая достоверность: зрителю передаётся чувство скорости, давления, ускорения, веса. В результате возникает ощущение подлинной опасности — и это, без преувеличения, дорогого стоит. На нашей памяти только Том Круз продолжает снимать боевики в таком ключе. Не представляем, кто при таких спецэффектах может говорить, что в зале было скучно.
Отдельно стоит отметить великолепную физическую форму Тома — он предстаёт крепким, поджарым, мускулистым мужчиной, несмотря на свой возраст «за 60». На экране он выглядит лучше, чем многие в свои 20. Очень хочется верить, что дело не в спецкостюмах: судя по всему, Круз действительно восстановился после «Смертельной расплаты», где выглядел постаревшим и уставшим. Но важна не только форма — выражение страха, решимости, боли, надежды читается в каждом кадре. Всё это — на лице, а не только в репликах.
Сцена с поиском ключа в затонувшем «Севастополе» производит сильное впечатление за счёт грамотной работы со светом и тенью, реалистичной физики воды и того мышечного напряжения, которое Круз выдаёт на единицу экранного времени, ведь каждая арена внутри подлодки преподносит новые опасности, а движущаяся вода перемешивает окружение, аннулируя какой-либо маршрут.
Отдельного упоминания заслуживает отказ от «сценарной брони» — она сведена к минимуму. Лишь в одном эпизоде (в сцене с ледяной водой) чувствуется, что Ханта спасло нечто большее, чем человеческие силы. Всё остальное — результат сноровки, интеллекта и физической выносливости Итана. Приятно видеть, что Том Круз, похоже, сам осознал наличие такого шаблона, как «томкрузовщина», и постарался показать героя более уязвимым. Не на 100% хронометража, но в подавляющем большинстве сцен Хант попадает в ловушки, испытывает реальные трудности, действует на пределе.
Главная кульминационная сцена — полёт на биплане, активно фигурировавший в трейлерах, — полностью оправдывает ожидания. Это одна из самых визуально зрелищных и технически сложных сцен всей франшизы. Сначала Хант запрыгивает в один самолёт и берёт над ним контроль, затем в воздухе перебирается в другой, где вступает в бой с Габриэлем, пытающимся сбить его с толку резкими манёврами по тангажу и крену. Это именно тот случай, когда зритель остаётся внутри происходящего, а не наблюдает цифровую симуляцию. Словами передать невозможно — нужно видеть.
Техническое исполнение
Всё описанное выше было бы невозможно без качественной операторской работы. Каждый кадр продуман и выверен: крупные планы, общие планы, съёмка сверху и снизу — никаких лишних ракурсов, никакой безумной трясучки или тысячи монтажных склеек. Учитывая сложность сцен и количество ракурсов, операторам принадлежит львиная доля успеха фильма. Монтаж чёткий и ритмичный, все действия видны, позволяя зрителю следить за ними, а не гадать, что происходит на экране. Компьютерная графика практически незаметна. Наверное, что-то подрисовано и многое наверняка замазано, но визуально это неразличимо.
Локации немногочисленны — всего три основных биома, но франшиза неизменно использует эстетику «глобального кино», где каждый эпизод — это зрелищная панорама с другой части планеты, органично встроенная в сюжет и экшен. Пейзажи живописны и функциональны — от африканских джунглей до ледяных просторов Северного полюса.
Звуковой ряд в «Финальной расплате» заслуживает отдельной похвалы. Композитор Лорн Балф (Lorne Balfe) создал саундтрек, который усиливает каждую эмоцию и каждый трюк, не заглушая при этом звуковые эффекты и движения самих героев. Классическая тема «Миссии» звучит в ключевые моменты, вызывая ностальгию у давних поклонников, но при этом обогащена новыми аранжировками. Музыка динамично следует за развитием сюжета: напряжённые оркестровые пассажи во время экшен-сцен сменяются более интимными мелодиями в драматических моментах, не заглушая собой звуки природы или действия актёров.
***
Если «Смертельная расплата» была утомительной прелюдией, то «Финальная расплата» — цельный и уверенный фильм. Отличный пример того, как можно выжать максимум из идеи, не размывая её второстепенными арками и бессмысленным экшеном. Простой и логичный сюжет, плотное повествование, выдающиеся сцены и точная актёрская игра поднимают этот фильм на уровень одного из лучших в серии. Эталон практического экшен-кино в 21 веке.
-
В последнем фильме Квентина Тарантино «Кинокритик» может сыграть Том Круз
-
Смотрим? «Миссия невыполнима 7» вышла в онлайне
-
Том Круз спрыгнул с крыши стадиона на Олимпийских играх — видео
-
«Господи, посмотрите на эти руки»: 62-летний Том Круз удивил фанатов своими мускулами на свежем кадре «Миссии невыполнима 8»