Почему весь мир сходит с ума по сериалу «Уэнсдей». Как Тим Бёртон реанимировал забытую серию про семейку Аддамс
В последнее время Netflix крупно не везёт. Сотни отказов от подписки, сомнительный оригинальный контент, уход Генри Кавилла (Henry Cavill) из «Ведьмака» (The Witcher) — вот лишь малая часть проблем. Даже ожидаемый успех 4 сезона «Очень странных дел» (Stranger Things) ситуацию не спас. В конце ноября без лишнего шума вышла детская сказка про мрачную девочку из знаменитой семейки Аддамс — «Уэнсдей» (Wednesday), которая вот уже месяц рвет всё население планеты в клочья. Косплеи, нарезки любимых моментов, попытки скопировать тот самый танец и тонны мемов рекой льются из каждого утюга. Но в чем же причина такого оглушительного успеха? Что ж, у нас есть на это ответ.
Новое — это хорошо забытое старое
Кажется, «Нетфликс» оказалась совсем не готова к тому, что произошло. До премьеры о сериале мало кто знал. Лишь несколько коротких новостей об участии Тима Бёртона (Tim Burton) заставляли редких поклонников слегка оживиться. И не зря, ведь мэтр способен даже самую банальную историю превратить в нечто захватывающее. Что уж говорить про семейку Аддамс, которая, кажется, с самого начала была придумана для Бёртона.
Вычурная гипертрофированная готичность, чудные персонажи и неизведанный мир за порогом особняка семейки открывали невероятный простор для творчества. Многие не в курсе, что полнометражные фильмы «Семейка Аддамс» (The Addams Family) 1991 года и «Ценности семейки Аддамс» (Addams Family Values) 1993 снял вовсе не режиссер «Битлджуса» (Beetlejuice) и «Эдварда руки-ножницы» (Edward Scissorhands).
В 2022 досадная оплошность, наконец-то, исправлена. Хотя Бёртон поставил лишь четыре эпизода из восьми, он принимал самое активное участие в проработке сюжета и всех деталей, а потому «Уэнсдей» всё же можно спокойно называть новым творением именитого режиссёра.
С первых минут узнаваемый стиль мгновенно бросается в глаза. Мрачная девочка в нарочито старомодном платье шагает по холлу современной школы. Она собирается отомстить обидчикам брата, но не магией или суперсилой, а очень приземленно и даже жестоко. Под аккомпанемент Эдит Пиаф (Edith Piaf) злобные пираньи, выпущенные главной героиней в бассейн, атакуют незадачливых задир. Именно в этот момент понимаешь, что так эффектно и «со вкусом» садизм на Netflix еще не показывали.
Совместно со сценаристами Бёртон создает собственную вселенную, развивать которую можно в каком угодно ключе. Вот вам аналог Хогвартса для странных детей с необычными способностями — Невермор. Школа получилась не такой масштабной, как у Джоан Роулинг (J. K. Rowling), но тайн в себе хранит ничуть не меньше.
А вот чудной монстр с внешностью, вызывающей одновременно улыбку и отвращение. И это всего лишь один вид местного бестиария. По сюжету герои находят дневник основателя школы Невермор с самыми разнообразными существами — хватит еще на пять сезонов. Что уж говорить про персонажей, о каждом из которых легко можно снять отдельный спин-офф.
При этом мастер не стесняется смешивать выдумку с абсолютно естественными для повседневной жизни вещами — кофейнями, сеансами у психолога и видеозвонками. Такой коктейль мог бы выглядеть неестественной кашей из разрозненных образов и идей — привет, «Ривердэйл» (Riverdale)! — но только не у Бёртона. Объединение привычного со сказочным делает происходящее более живым.
Если раньше семейка Аддамс была чем-то эфемерным — мало кто из молодых зрителей смотрел даже современные мультфильмы, то после «Уэнсдей» во вселенную хочется погружаться. Сериал делает главное — оставляет после просмотра желание продолжать. Такое на «Нетфликс» встречается нечасто.
Несмотря на подростковую тематику, сюжет не подвел. В кои-то веки мы наблюдаем не за гендерным определением и поиском своей идентичности, а за крепкой детективной историей. Внешняя простота оставляет место интриге, поэтому на небольшие косяки в повествовании внимания не обращаешь. Это роднит «Уэнсдей» с первыми фильмами о Гарри Поттере и выгодно отличает от другого проекта Netflix — «Леденящие душу приключения Сабрины» (Chilling Adventures of Sabrina). Там авторы настолько увлеклись современной повесткой, что от изначальной истории остались лишь куски.
В «Уэнсдей» создателям удалось соблюсти баланс между чередой сюжетных поворотов и откровенно девчачьими темами вроде любовного треугольника или ссор с подругой. Все это, конечно, есть, но где-то на фоне, а потому не раздражает. Более того, сама героиня не очень хочет отвлекаться от расследования и почти не заботится вопросами социализации или прочими модными проблемами подростков. Уэнсдей не нужно отстаивать феминизм, уживаться с родителями или искать свое место в жизни — ей и так хорошо.
Очевидно, что нишу волшебного фэнтези после фильмов о мальчике, который выжил, так никто и не занял. «Фантастические твари» (Fantastic Beasts) с треском провалились, но интерес зрителей не угас. «Уэнсдей» лихо ворвался в тренды, доказав окружающим и самому стриминговому гиганту, что проработанные персонажи и хороший сценарий все еще лучше, чем множество чернокожих на всех ведущих ролях.
Более того, сериалу даже хватает смелости это высмеивать. Например, один из самых раздражающих персонажей — чернокожий. Ему от героини достается аж несколько раз. Особенно чувствительные зрители уже попытались отменить проект из-за такой вольности, но быстро утонули в восторженных отзывах большинства.
Какая Уэнсдей лучше?
Никакая история не может существовать без персонажей. Почти половина успеха «Уэнсдей» — герои. Дженна Ортега (Jenna Ortega) стала главной звездочкой, чья карьера и популярность взлетели до небес буквально за пару недель. Её Уэнсдей взяла всё лучшее из прошлых интерпретаций, переосмыслила и осовременила. Работа оказалась настолько удачной, что представить теперь в образе какую-то другую актрису практически невозможно.
Кажется, уже все знают, что в кадре Ортега не моргала. Маленькая фишка, родившаяся в процессе съемок случайно, добавила выражению лица персонажа самобытности. Холодный и отстраненный образ потребовал от Дженны выдержки и немалого актерского мастерства. При этом за восемь серий маленькая Аддамс очень меняется внутренне. Передать такое лишь мимолетными взглядами и движениями губ — «задача со звездочкой».
Главный секрет популярности Уэнсдей кроется в ее двойственности. Отрицательный персонаж, полностью зацикленный на себе, вряд ли сыскал бы мировую любовь. Создатели это понимали, поэтому позволили героине пережить такие ситуации, которые раскрыли бы ее с совершенно новых сторон. Несмотря на всю жесткость и безразличие, Уэнсдей ценит правду и защищает близких. А кому сейчас не нравятся благородные антигерои?
Остальной каст оказался не хуже. Кэтрин Зета-Джонс (Catherine Zeta-Jones) — обворожительная Мортиша, Гвендолин Кристи (Gwendoline Christie) продемонстрировала чудеса женственности в роли таинственной директрисы, а Эмма Майерс (Emma Myers), сыгравшая милую соседку-оборотня, — одна из главных находок сериала. Конечно, актеров значительно больше, и у каждого есть немного времени раскрыться и запомниться.
Нашлось место даже прошлой Уэнсдей — Кристине Риччи (Christina Ricci), которая сыграла девочку в полнометражных картинах. Приятно, что мимолетным камео не обошлись. У Риччи одна из главных ролей.
Сейчас девушки всего мира пытаются скопировать образ маленькой Аддамс, и не зря. Над костюмами в сериале трудилась настоящая легенда Голливуда — Коллин Этвуд (Colleen Atwood), которая работала с Бёртоном практически над всеми его картинами. Но главное, что запало в душу зрителям, — это танец Уэнсдей на балу. Дошло до того, что «Нетфликс» даже запустила бесконечную прямую трансляцию с пляшущей девушкой. Интересно, что Дженна Ортега поставила все движения сама, буквально за пару дней до съемок, да еще и болея «Ковидом». Талантливый человек талантлив во всем.
Сериал уверенно бьет рекорды по просмотрам, а после новогодних праздников, скорее всего, сместит с трона «Очень странные дела» и «Игру в кальмара» (Ojingeo geim). Подобный успех не возникает на пустом месте. Перед нами один из лучших результатов работы многих талантливых людей, чьи идеи не стали прокручивать через мясорубку толерантности. Остается лишь надеяться, что Тим Бёртон поучаствует и во втором сезоне, которому, несомненно, быть.
Свою любовь население Земли выражает в многочисленных мемах:
***
«Уэнсдей» — отличный сериал, который хочется порекомендовать всем. Кто-то может сказать, что история слишком детская, а старшим зрителям будет скучно. Но это заблуждение. «Гарри Поттер» (Harry Potter), «Хроники Нарнии» (The Chronicles of Narnia) и прочие именитые фэнтези-проекты любимы публикой, несмотря на всю наивность, и с новым хитом Тима Бёртона точно также. Поделитесь в комментариях, пытались ли вы повторить танец, и бегом смотреть, если еще не успели.
Уже посмотрели «Уэнсдей»?
-
Netflix начала разработку спин-оффа «Уэнсдей»
-
Парень показал Уэнздей из сериала Netflix в сексуальном белье. Живая рука вдруг превратилась в киберпротез
-
Появились первые фото со съемок нового сериала по «Звездным войнам» со звездами «Игры престолов» и «Логана»
-
IGN назвал лучшие игры, фильмы и сериалы 2022 года
-
Кит Харрингтон, сыгравший Джона Сноу в «Игре престолов», рассказал о новом сериале про своего персонажа