Итак, это случилось. Сериал по вселенной Дж. Р. Р. Толкина (J. R. R. Tolkien), наконец-то, вышел, получив громоздкое название «Властелин колец: Кольца власти» (The Lord of the Rings: The Rings of Power). В премьерный день стали доступны сразу две серии из восьми, поэтому у зрителей была возможность оценить творение Amazon и составить более-менее взвешенное мнение. И они составили. Рейтинг сериала абсолютно на всех площадках сейчас чуть ли не самый низкий за всю историю. Студии даже пришлось закрыть у себя возможность оставлять отзывы. При этом профессиональные критики, в отличии от простых зрителей, остались от первых эпизодов в восторге. Кто же прав, и заслуженно ли сериал купают в помоях? Мы разберём основные претензии и постараемся дать свою непредвзятую оценку.
Начнём с простого — картинки и музыки. Даже самые ярые критики и недовольные зрители сходятся в одном — выглядит «Кольца власти» действительно впечатляюще. Графика не уступает фильмам Питера Джексона (Peter Jackson), демонстрируя величественные пейзажи. За первые две серии мы побываем в целом ряде локаций — королевстве эльфов Линдон, Валиноре, заброшенной крепости Саурона, на полях битв «Войны Гнева», в поселение мохноногов, деревне людей и даже королевстве гномов.
Создатели так торопятся показать всё, как будто впереди нет ещё целых шести часов хронометража. Для сравнения театральные версии каждой из частей «Властелина колец» (The Lord of the Rings) идут около трёх часов. Питер Джексон также показывал различные места, но зритель успевал, что называется, почувствовать их настроение и «осмотреться». Вы никогда не спутаете дворец в Рохане и чертоги королей в Минас Тирите. В сериале, к сожалению, места действия хотя и сделаны очень качественно, но вряд ли запомнятся. Есть надежда, что ситуация еще изменится. В конце концов, часть локаций будет появляться в последующих эпизодах, но пока потенциал крутой графики и многочисленных съемок на натуре банально не успевает раскрыться.
Без ложки дёгтя всё-таки не обошлось. В паре мест за спинами персонажей отчетливо виден хромакей, что несколько рушит и без того шаткую атмосферу.
А вот с музыкой все в полном порядке. Мелодии новые, но напоминают то, что мы слышали в трилогиях. Это и неудивительно, композитором стал Говард Шор (Howard Shore), написавший оригинальный саунд для фильмов.
Ну, а теперь к самому главному — сюжету. Не будем томить — опасения сотен фанатов оправдались, а критика заслужена. Происходящее не вызовет у вас особых нареканий, если знания о лоре профессора заканчиваются просмотром двух трилогий и прохождением пары игр. Но если вы фанат или читали нашу статью о событиях Второй эпохи, мгновенно увидите несостыковки.
Как мы и предсказывали, в первой серии много флешбэков. Волшебные деревья, Валинор и та самая решающая битва с Тёмным владыкой Морготом — всё это есть, и везде со сценарными отступлениями от канона.
Серебряное и золотое древа уничтожает не огромная паучиха, а просто какая-то тень. Брат Галадриэль не бьётся с Сауроном один на один, а тонет в море рядовых орков, а вместо драконов у нас аналоги ящеров назгул, хотя до появления самих призраков еще много сотен лет. Кажется, что «Амазон» специально вырезали самые крутые моменты истории, которые легко могли бы сделать сериал гораздо круче ближайшего конкурента от НВО — «Дома дракона» (House of the Dragon). А что же осталось в итоге? Ответ: всего одна короткая экшен-сцена за два часа и сплошные диалоги.
В первых эпизодах мы знакомимся с основными персонажами и слушаем экспозицию. Хотя событий происходит довольно много, они мало продвигают сюжет. С таким подходом происходящее можно было растянуть не на пять, а на все двадцать сезонов. Саурон, видимо, станет главной звездой и появится не раньше середины.
В лучших традициях «Игры престолов» (Game of Thrones) персонажи разбросаны в разных концах мира и занимаются кто чем. Галадриэль большую часть хронометража ведет себя как истеричка и в итоге попадёт, видимо, в Нуменор, Эльронд помогает кузнецу Келебримбору и налаживает отношения с гномами, мохноногая девочка Нори заботится о метеоритном мужчине, а чернокожий эльф страдает от угнетений и борется с подземными орками. Самой интересной кажется история Эльронда, где не только раскрываются детали мира, но хоть как-то ощущается дух «Властелина колец».
Сериал может понравиться зрителям, не знакомым с произведениями Толкина, но многие повороты выглядят искусственными и глупыми. Например, рядом с деревней людей есть ещё одна деревня, где полностью исчезли жители, а дома сожжены до основания. А у эльфов, несущих дозор в этих краях, есть огромная башня под облаками, с которой они наблюдают за местностью. При этом никто из зорких стражей не заметил дым и бушующий пожар, лишь наш герой, да и то — случайно.
Территория Средиземья обширна. Бильбо потребовалось чуть больше года, чтобы добраться до Эребора и обратно пешком. В сериале же Галадриэль переплывает море, даже не запыхавшись, а Эльронд и Келебримбор без единого мешка провизии пешком доходят до королевства гномов, но пожилого эльфа не пускают, и он, пожав плечами, просто разворачивается и уходит домой.
Это лишь пара примеров, на самом деле их гораздо больше. Если ничего кардинально не изменится, у Amazon получилась очень дорогая, но глупая калька с «Игры престолов» с минимумом сюжета, бесконечными диалогами, множеством отступлений от канона и филлерных событий.
Сторонние зрители, возможно, смогут получить удовольствие от очередного фэнтези, но у фанатов уже после первой серии возникнет вопрос — ради чего это смотреть? К сожалению, после титров ответить на это трудно. Чем-то ситуация похожа на второй сезон «Ведьмака» (The Witcher) от Netflix, где от первоисточника остались лишь имена героев.
Нетрудно догадаться, что главной героиней стала Галадриэль. Кто не в курсе, это та самая величественная эльфийка, которая показывала Фродо будущее. В сериале она гораздо моложе и охотно использует меч. Несмотря на еще минимум три подсюжета, именно история Галадриэль ощущается пока основной.
При этом биографию героини полностью переделали, а сюжетную арку упростили до стандартной мести за брата. Несмотря на довольно серьёзный возраст, в сериале Галадриэль выглядит и ведет себя словно молоденькая девочка, не способная справиться со своими психологическими травмами. Правитель Линдона относится к ней как к нерадивому командиру, а не как к равной себе. Выглядит это забавно, ведь родившийся практически в то же время Келебримбор — пузатый старичок, что точно приведет фанатов в бешенство.
Зрители ругают «Кольца власти» за плоских персонажей. Но мы считаем это не совсем верным. Да, мотивация каждого из героев укладывается в одно предложение, но впереди еще целых шесть серий. Неожиданно порадовал Эльронд и принц гномов — Дурин. Между ними действительно ощущается химия.
Ставшая знаменитой чернокожая жена Дурина хоть и цепляет взгляд, отлично смотрится в образе. Актриса старается, а её живая мимика мило контрастирует с хмурым лицом мужа. Обоснований цвета её кожи нет, но хотя бы персонаж получился неплохим.
Мы знаем, что вас очень волнует наличие бороды, но увы. У всех замеченных гномьих женщин никакой растительности на лице нет. Лишь у принцессы лёгкие бакенбарды на щеках, которые настолько незаметны, что, кажется, были дорисованы на компьютере в самый последний момент.
Чернокожий эльф — пока, какая неожиданность, самый провальный персонаж из всех. Он почти никак не раскрывается, мало говорит и полностью бесполезен. Вся линия Арондира — именно так зовут эльфа — натужная попытка запихнуть повестку туда, где ей совсем не место. Как и в случае с гномьей принцессой, сюжетного обоснования цвета кожи не будет. В мифологии Толкина действительно существуют смуглые расы, но настолько глубокой проработкой тонкостей лора, похоже, никто не занимался.
Пока в сериале не больше одного-двух интересных персонажей. Впрочем, делать окончательные выводы рано. Прежде чем критиковать героев, стоит все-таки дождаться выхода сезона целиком. Другое дело, что далеко не все зрители захотят досматривать сериал после такого «феноменального» старта.
Считаете ли вы Галадриэль хорошим главным героем?
Пройти опросЕсть еще одно, что активно критикуют в интернете, — диалоги. Здесь мы будем солидарны — у сериала нет никаких оправданий, чтобы объяснить тот ужас, который изрекают персонажи. Мало того, что в обычной жизни так никто не разговаривает, так еще и неуместный пафос полностью вытесняет смысл. Буквально с первых минут брат Галадриэль начинает философствовать о том, что корабль плывет, потому что смотрит вверх, а камень тонет, потому что смотрит вниз. А ведь у девочки просто потопили игрушечную лодку.
Во «Властелине колец» тоже случались пафосные диалоги, но это всегда было привязано к контексту. Арагорн, Леголас и Гимли не общались высокопарными фразами, ведь они хорошие друзья, а Гендальф редко шутил, демонстрируя свою рассудительность и многолетний опыт. В «Кольцах власти» абсолютно все разговаривают как в средневековой балладе, разве что не в стихах.
Создатели, видимо, решили, что чем больше глубокомысленных изречений, тем более серьезным станет происходящее на экране. На деле же половина бесед, из которых, внимание, на 80% состоят два первых эпизода — кошмар сценариста.
Иногда персонажи начинают диалог как будто с середины и без повода. Вот вам зарисовка: Галадриэль в море находят люди, и она прикрывает уши волосами. Оказавшись на плоту, эльфийка говорит, что попала в воду случайно. После этого один из людей хватает воительницу и поднимает ей волосы, демонстрируя главное отличие расы. Это вызывает бурю негодования, а одна из женщин обвиняет Галадриэль во лжи. Но ведь её никто о расе и не спрашивал, о каком вранье может идти речь?
Диалоги — самая слабая часть шоу. К сожалению, это тот случай, когда следующие эпизоды вряд ли что-то изменят. Минимум событий плюс пафосные и, чаще всего, бессмысленные разглагольствования — главное, что лежит в основе такого оглушительного провала на старте.
И несколько слов о больном — о повестке. Вы уже, наверное, поняли, что ее тут много. Сценаристы даже не попытались обосновать изменения в цвете кожи, что приводит к забавному казусу — во «Властелине колец» и «Хоббите» все эльфы и мохноногие человечки только белые. Значит ли это, что в конце сериала мы увидим тотальное уничтожение темнокожих?
В ранних интервью создатели обещали, что шоколадный оттенок коснется только харфутов, которые были такими и в каноне. На деле же этническое многообразие есть везде — от деревни людей на юге, до гномьего королевства.
На вершине всего этого безобразия вычурный и прямолинейный феминизм. Галадриэль — единственная, кто не верит в окончательное исчезновение Саурона. Её притесняют, игнорируют и не воспринимают всерьёз. Делают так, конечно же, глупые мужики. Думаем, бессмысленно говорить, что прекрасная эльфийка — и без того крутой персонаж, ей совсем не требуется искусственное превосходство над другими по половому признаку. Amazon считает иначе.
***
«Властелин колец: Кольца власти» — не полный провал. Зрителям, которые начали просмотр от скуки и не читали «Сильмариллион» (The Silmarillion), шоу зайдёт. Но фанатов не обманешь. Досмотреть сезон до конца смогут далеко не все. Это идеальная демонстрация нераскрытого потенциала и издевательства над мощным литературным первоисточником в угоду современных трендов. Остается лишь надеяться, что «Амазон» перестанет винить вымышленные группировки «расистов-толкинистов» и сможет оперативно провести работу над ошибками. А иначе шоу вряд ли доберётся даже до второго сезона.
Как вам первые две серии «Властелин колец: Кольца власти»?
Пройти опросЕсли бы чернокожие актёры были главной проблемой сериала, я был бы счастлив. Но его основная проблема та же что и у всех новых сериалов — их сценарии пишут бездарности. Хронометраж сумасшедший, действия нет, тонны пустых диалогов. При этом камера постоянно мечется через весь континент туда сюда. Это просто плохое шоу, несмотря на астрономический бюджет и качественную картинку.
Где-то в частностях я, может, и думаю по-другому, но в целом соглашусь с рецензией.
И вот что хотел бы сказать: как отдельный фентези-сериал, без привязки с Толкину, "Кольца", наверное, не заслуживают частокола из единиц. Но дело в том, что привязка — есть. А как сериал именно по вселенной Толкина — они по итогам двух серий не заслуживают и единицы. Если бы Amazon не размахивала названием LOTR у всех перед носом и не обещала золотые горы — всё могло бы быть по-другому. Был бы крепкий середнячок с отличным визуалом и типикал современным убогим сюжетом, написанном политически подкованными сценаристами, снятый с соблюдением квот и не несущий никакого смысла, кроме как быть просмотренным вечерком с целью разгрузить мозги. Но Amazon взялась за дело, которое оказалось ей не по силам, и получила крайне болезненный реалити-чек. Увы, вряд ли урок будет усвоен — ими или какой-либо другой компанией. Подобно злу в книгах Толкина, потерпев поражение и даже закрывая иногда целые проекты (как это случилось с Resident Evil и "Ковбоем Бибопом"), они просто наберут по квотам новую толпу орков и примутся поганить что-нибудь другое. Вот только нет такого Кольца, расплавив которое, мы могли бы заставить их это прекратить. Потому что живём мы всё-таки не в сказке. А в вахе.
Не соглашусь, что нефанатам зайдет. Вот я ни разу не фанат вселенной, посмотрела просто из любопытства и чтобы сравнить с Домом Дракона, и это печальное зрелище: скучно, персонажи неинтересные настолько, что имена запомнить трудно (так и не запомнила имя черного эльфа), от затянутых диалогов иногда кровь из ушей идёт, а от некоторых сцен хочется смеяться, хотя этого явно не задумывалось, как когда Галадриэль скакала на коне в слоу-мо в 3-й серии или в схватке с кринжовым песиком орков. Не на единицу или даже ноль, конечно, но максимум на троечку
Властелин колец хоть и вышел 20 лет назад но и сейчас он и по сюжету и по битвам намного превосходит эту парашу которая даже не пахнет толкином
Зачем я прочитал 451 градус по Фаренгейту?! Всё что описывается в книге, что происходит там и мысли автора в послеловии об угоде меньшинствам в ущерб качеству творчества видятся мне везде, я просто вижу как сжигают книги это выглядит по другому, но это и есть сжигание книг...