Обзор фильма «Пила: Спираль». Когда режиссёр не знает, что такое безумие, или Почему новая «Пила» такой слив

Вчера состоялась премьера фильма «Пила: Спираль» (Spiral: From The Book of Saw), который стал уже девятой картиной в популярной серии. К сожалению, с каждой новой частью качество картин стремительно падало, а зрители ругались всё сильнее, хоть и продолжали нести создателям деньги — неудивительно, что франшизу решили перезапустить. Но получилось ли у авторов открыть серии второе дыхание? Я посетил кинотеатр — и спешу поделиться впечатлениями!

Пилил, пилю и буду пилить!

В 2003 году малоизвестные режиссёр Джеймс Ван (James Wan) и сценарист Ли Уоннелл (Leigh Whannell) сняли необычную короткометражку «Пила» (Saw). За девять с половиной минут молодые люди смогли заинтересовать студийных боссов идеей и исполнением и получили миллион долларов на создание полноценной картины. Спустя год полнометражная «Пила» отправилась в кинотеатры и собрала куш стократно превышающий бюджет.

Вскоре ставшие звёздами Джеймс Ван и Ли Уоннелл (который, к слову, ещё и исполнитель главной роли в первом фильме) отправились покорять Голливуд, снимать новые хорроры, «Форсажи», «Акваменов» и прочие блокбастеры. К «Пиле» же создатели имели отношение лишь за счёт продюсирования или появления в кадре — впрочем, это не помешало франшизе попасть в «Книгу рекордов Гиннесса» как самый кассовый хоррор-киносериал всех времен.

Что первый, что последний фильмы получили отличные сборы — вот только критики с каждой новой премьерой становилось только больше: сюжет перестал интриговать и играть на нервах, скатившись в полнейший абсурд, ловушки становились всё безвкуснее, а смысл таял на глазах. Очевидно, голливудские воротилы оценили риски и решили перезагрузить серию. Но получилось ли у них? Увы, нет: перед зрителем всё та же «Пила», у которой множество проблем.

Злые копы

Главный герой фильма Зик Бэнкс, играет которого комедийный актёр Крис Рок (Chris Rock), работает полицейским. К сожалению, в пример его участок не поставишь: буквально каждый коп здесь, включая отца Зика, который раньше был шефом, замешан в грязных делишках. Сам герой, конечно же, не такой: 13 лет назад он воочию лицезрел жестокое преступление напарника — и сдал того с потрохами.

В итоге преступник сел в тюрьму, а репортёры тут же отправились копаться в грязном белье стражей правопорядка — с тех пор коллеги ненавидят Бэнкса-младшего. Увы, тот инцидент мало что изменил в сознаниях полицейский, и теперь им предстоит встретиться с жестоким маньяком, который намерен преподать жертвам кровавый урок.

Первым пропадает коп, который не раз был замечен за ложными показаниями, — ему приходится сделать выбор между собственным языком и жизнью. Затем очередь доходит и до остальных оборотней в погонах. При этом перед казнью каждый бедолага смотрит видео с перечнем прегрешений и условиями «конкурса», а логотипом убийца выбирает узнаваемую спираль — дураку понятно, что на арену вышел новый подражатель Джона Крамера, который к тому же испытывает нездоровый интерес к главному герою и явно за что-то мстит.

На словах сюжет может даже показаться интересным: грязные копы, маньяк с моралью, загадочный мотив злодея — вот только на деле история чересчур проста, полна дыр и нелепостей. Главный герой — просто «не такой, как остальные копы»: честный, крутой, отважный — ничего больше знать о нём не обязательно. Да, у Зика есть семья — при этом она не играет в истории никакой роли, а его отец — уважаемый коп со скелетами в шкафу, которого явно забыли раскрыть, пусть на его роль и пригласили Сэмюэла Л. Джексона (Samuel L. Jackson).

Главный герой — до жути плоский. Хотя Крис Рок очень старается и даже вытягивает многие сцены убедительной актёрской игрой, но материала, с которым действительно можно работать, ему явно не хватает. А вот о второстепенных персонажах говорить и вовсе не хочется — большинство из них отъявленные подонки, которые творят безумства просто потому что могут: ни мотивации, ни человечности у них нет — с чего зрителям переживать, когда они оказываются в лапах «нового Крамера»? Порой складывается ощущение, что «Пила: Спираль» просто старательно отрабатывает повестку о злых полицейских.

Немало претензий и к самому сюжету. Начнём с того, что режиссёр явно считает фанатов не самыми смышлёными людьми на свете, поэтому по несколько раз разжёвывает каждую мало-мальски важную деталь. Если нужно донести, что отец героя — коп, то фильм будет полдюжины раз вдалбливать в голову зрителя эту мысли. Если важно выставить Зика единственным честным служителем правопорядка на районе, то ждите множества тирад и флэшбеков по этому поводу.

Что ещё хуже, так это отсутствие хоть малейшей интриги: не нужно быть гениальным детективом, чтобы уже на пятой минуте хронометража вычислить главного негодяя. Сценаристы, конечно, пытаются его замаскировать, но получилось настолько неубедительно, что лишь сильнее убеждает в верности мысли.

При этом особо пожурить хочется и самого маньяка, поскольку в отличии от легендарного Крамера в нём нет ни капли харизмы: злодей не вызывает ни малейшего интереса, пока его лицо скрыто маской, и ничем не украшает картину, когда покровы, наконец, срываются. В нём не чувствуется внутренней силы, а мотивация заставляет разве что крутить пальцем у виска. Если Джона Крамера можно было хоть как-то понять, а истязал он тех, кто и так одной ногой в могиле, то новый маньяк просто мстит, прячась за сомнительной идеей кровопролитием изменить полицейскую систему.

К слову, с главной фишкой франшизы — кошмарными ловушками — всё тоже спорно. Во-первых, их мало. Во-вторых, они не особо интересны. Да, зачастую они заставляют скривиться от жестокости происходящего и вжаться в стул, но таких же эмоций, как от ямы со шприцами и маски смерти из второй части или мавзолея из четвёртой ждать не стоит. Ни одна ловушка даже не пытается накалить обстановку за счёт борьбы героев со своими демонами — каждая работает исключительно за счёт невероятного садизма.

Также стоит отметить, что серия всегда славилась шокирующими концовками — стоит ли говорить, что в «Спирали» ничего подобного нет и в помине. Каждый зритель, наверняка, разгадает все «загадки» задолго до того, как сценаристы возьмутся за ответы, да и финал творцы пусть и пытаются наполнить драмой, но выходит скверно. Заканчивается же картина и вовсе невразумительным клиффхэнгером.

Конечно, кое за что картину можно похвалить: Крис Рок временами по-настоящему жжёт, любители жести оценят казни, отсылки к первой части заставят улыбнуться, а оригинальный саундтрек всё ещё хорош — но этого мало, чтобы назвать произведение хорошим. «Пила: Спираль» — это проходняк, оценить который стоит разве что фанатам. В ином случае лучше пройти мимо.

***

Несмотря на все недостатки, фильм вполне может продолжить традицию предшественников и в очередной раз собрать крутую кассу — а значит авторы продолжат сюжетную линию «Спирали». Вот только не верится, что текущая концепция может кому-то понравиться.

Вместо того, чтобы наблюдать за скучным маньяком из новой «Пилы», лучше пройдите наш тест и узнайте, каким злодеем были бы вы — это куда занимательнее. Либо же просто поиграйте во что-нибудь страшное.

А вы планируете смотреть «Пилу: Спираль»? Пишите в комментариях!

Что думаете о «Пиле: Спираль»?

Результаты
0
Комментарии 14