Вчера в кинотеатрах состоялась премьера фильма «Девятаев», посвящённого героизму советского лётчика. Авторы не раз отмечали, что в картине будут как щекочущая нервы военная драма, так и самые реалистичные в истории кино о Второй мировой войне воздушные сражения, с созданием которых помогали авторы War Thunder. Но что же получилось в итоге? Я посетил кинотеатр — и спешу поделиться впечатлениями.
В России любят самолёты: множество геймеров с восторгом почувствовали себя в роли пилотов в Ace Combat, а уж «Ил-2 Штурмовик» за авторством 1С и вовсе считается чуть ли не лучшей игрой, разработанной в наших краях. Кино о лётчиках и воздушных сражениях у нас тоже немало: чего стоят только «В бой идут одни “старики”» или «Им покоряется небо». Вот только последнее время фильмов про авиацию выходило мало (а хороших — ещё меньше). К счастью, исправить этот непорядок при поддержке «Фонда кино» (звучит уже как клеймо, правда?) взялся Тимур Бекмамбетов.
Многие геймеры узнали о картине из многочисленных интервью режиссёра, где тот рассказывал об участии в съемках авторов популярной игры War Thunder.
Трейлеры рекламировали «Девятаева» именно как экшен-фильм про схватки на истребителях, и многие зрители, наверняка, отправились в кинотеатры, чтобы лицезреть ещё больше баталий, — и здесь начинаются проблемы. Нет, авиационные бои в картине действительно впечатляют, вот только всего их в двухчасовом хронометраже… минут на десять, не больше: пять минут в начале и пять минут в конце. В остальном фильм Бекмамбетова — это традиционная военная драма об ужасах войны и отваге советских героев. Драма, к слову, очень даже неплохая.
Начнём с того, что Михаил Девятаев — это реальный лётчик и герой советского союза, а история, рассказанная в фильме, опирается на действительность. Конечно, в фильме есть и придуманные персонажи, и художественные допущения — но в целом подвиг авиатора передан достоверно. Погружаться в историю я не буду — вдруг кто-то хочет оценить фильм без багажа спойлеров за спиной.
Повествование начинается с кадров, на которых советские граждане празднуют победу над нацизмом. Среди триумфаторов и сам Михаил Девятаев — вот только кто-то смотрит на него не иначе как на героя, а другие же — видят в нём чуть ли не предателя. Откуда столь разное отношение? Чтобы ответить на этот вопрос, повествование переносит нас в 1944 год, прямо в разгар воздушного сражения.
В этот момент картина просто поражает, ведь дуэль на истребителях выглядит действительно впечатляюще: напряжение просто зашкаливает, режиссура — на высоте, картинка — ошеломительна, а ещё и каждый манёвр даётся лётчикам лишь ценой невероятных усилий, и ты это чувствуешь через экран. В итоге сцена заставляет вжиматься в кресло и нервно болеть за советских солдат. В этот момент хочется заранее поставить фильму двенадцать из десяти — увы, после стартовой пятиминутки о подобном экшене придётся забыть вплоть до финала, который подарит ещё полдюжины восхитительных минут.
В бою Михаила Девятаева сбивают, и он падает на немецкую землю и попадает в плен. Сначала немцы предлагают лётчику сотрудничество — как-никак его навыки могут пригодится, а вот на родине ждёт разве что приказ №270 «Об ответственности военнослужащих за сдачу в плен и оставление врагу оружия». Подписанный Сталиным документ называл пленников дезертирами, которые могут быть расстреляны на месте (да и семьи могли быть подвергнуты аресту).
В итоге Девятаев отказывается от предложения, попадает в концлагерь, где нацисты разрабатывают крылатые и баллистические ракеты, и сразу же начинает замышлять побег. Именно выживанию в концлагере, повсеместным кошмарам и подготовке плана побега посвящено 90 процентов картины.
К слову, ничего плохого в этом нет, поскольку каждая минута фильма полна драмы и держит в напряжении. Местами «Девятаев» напоминает оскароносную режиссёрскую работу Бена Аффлека (Ben Affleck) «Операция “Арго”» (Argo), которая заставляла сидеть как на иголках именно за счёт повествования, а не экшена. Так и в российском фильме нервы всегда натянуты до предела, даже если знаешь, чем всё закончится: досадные случайности и жуткие закономерности то и дело вставляют беглецам палки в колёса — ни единый замысел не пройдёт по плану.
Во многом нужный эффект достигается благодаря убедительной актёрской игре. Изначально главную роль должен был исполнить Данила Козловский («Чернобыль» у него, кстати, получился не очень), но в итоге бремя ответственности пало на Павла Прилучного — и справился с задачей он очень убедительно. Девятаев здесь пусть и отважный герой, сломить которого ни у кого не выходит, но всё же он полон сомнений и неуверенности — гарантировать успех до последнего не получается.
Не подвели и второстепенные актёры: главного негодяя картины можно даже понять, да и особой ненависти к нему не испытываешь, а к некоторым помощникам Михаила постепенно проникаешься симпатией (даже если сначала они кажутся теми ещё подонками). В итоге благодаря добротному сценарию и таланту исполнителей в драму и подвиги пленных советских солдат веришь.
Не хуже на атмосферу работает и музыкальное сопровождение: как популярные советские композиции, так и нагнетающие треки звучат к месту и помогают погрузиться в атмосферу, проникнуться происходящем. Кстати, работал над саундтреком даже сам вокалист Rammstein Тилль Линдеманн (Till Lindemann) — его кавер песни «Любимый город» многим пришёлся по душе ещё до премьеры.
В итоге мы имеем качественный российский фильм, который приятно смотреть и который вряд ли кто-нибудь отправит на разбор к Евгению Баженову. Пусть Тимур Бекмамбетов последнее время и погрузился в бюджетный жанр screenlife, действие которого не выходит за рамки экрана монитора, но всё ещё не разучился снимать серьёзные эффектные картины.
Единственная претензия, которую хочется предъявить, — так это игра на ожиданиях. Уверен, некоторые посмотревшие трейлеры зрители точно будут разочарованы, что сражениям на самолётах уделено преступно мало хронометража. Добавь авторы ещё минут десять воздушных дуэлей — и цены бы фильму не было. А так получаем просто отличную картину, которая пусть и не хватает звёзд с неба, но своего зрителя найдёт. Рекомендовать «Девятаева» можно смело, но отнюдь не тем людям, которые больше всего в фильмах ценят эффектный экшен.
***
Как бы критики не громили российский кинематограф, а примечательные фильмы в нём есть: некоторые из них (взять хотя бы «Дылду», режиссёра которой позвали снимать сериал по The Last of Us) получают известность даже на Западе. Вчера когорту хороших отечественных картин пополнил «Девятаев». Ждать чего-то невероятного от проекта Бекмамбетова, конечно, не стоит, но внимания он определённо заслуживает.
А вы будете смотреть «Девятаева»? Пишите в комментариях!
Будете смотреть фильм «Девятаев»?
Пройти опрос