Обзор сериала «Пингвин» — большая психологическая головоломка в мире Бэтмена без Бэтмена
«Бэтмен» (The Batman) Мэтта Ривза (Matt Reeves) оказался противоречивым фильмом. В нём было множество допущений, однако сценаристы, в том числе и сам режиссёр, провели огромную работу над переосмыслением знакомых персонажей. К сожалению, ни появившийся Пингвин, ни Женщина-Кошка, ни даже многочисленные мафиози не успели раскрыться. Всё экранное время отдали Бэтмену, Гордону и Загадочнику. Эту проблему решили исправить расширением вселенной через сериалы. Первым таким экспериментом стал «Пингвин» (The Penguin) — проект, посвящённый одному из самых приземлённых противников Летучей Мыши. Мы решили подойти к просмотру основательно и не спешили с мнением, однако теперь готовы рассказать, почему «Пингвин» — один из лучших сериалов 2024 года.
«Моё имя будет что-то значить»
Прежде чем мы начнём, стоит сказать несколько слов про обновленный образ Готэма. Во всех интерпретациях он был преступным и мрачным мегаполисом, однако детали различались. Тёмный город Мэтта Ривза гораздо больше связан с «высокой» преступностью. Мафиозные семьи Марони и Фальконе и раньше имели значение, однако традиционно выступали первичными противниками крестоносца в плаще, быстро уступая место разнокалиберным ряженым маньякам.
В новом «Бэтмене» напротив — большое внимание уделяют обычным людям и не спешат добавлять каноничных Джокера, мистера Фриза и прочих «настоящих» злодеев. Тем легче поверить в Готэм. Теперь у него гораздо больше реалистичных проблем, а не эфемерная преступность.
В фильме мы уже познакомились с Пингвином, или как его пока чаще называют — Озом. До главного человеческого преступника Готэма ему далеко, а с птицей роднит разве что острый нос и неуклюжая походка. Тут, кстати, кроется одно из спорных изменений. Больше никакого Освальда Кобблпота нет, только Оз Кобб. Почему изменили имя? Потому что канон посчитали слишком нереалистичным… в мире с мужиком в костюме летучей мыши. Впрочем, сильно переживать не стоит. В остальном у «Пингвина» всё в порядке.
Сериал стартует сразу же после финала фильма. Если вы уже подзабыли, Загадочник затопил улицы Готэма, что, конечно же, имело разрушительные последствия. Особенно пострадал район бедняков, где дома просто сносило потоком воды. Оз под шумок собирается прикарманить сбережения почившего Кармайна Фальконе, но случайно сталкивается с сыном главы семейства — Альберто. Когда «малолетний дебил» оскорбляет простого бандитского решалу, Оз срывается и убивает наследника. Это запускает цепь событий, которые будут преследовать героев до самого финала.
Оценить сюжет без спойлеров трудно, но в целом его можно охарактеризовать как череду сложных ситуаций, из которых Пингвин раз за разом выходит победителем не благодаря силе или уважению, а благодаря хитрости и уму. В какой-то момент петля на горле героя становится настолько тугой, что уже не остаётся сомнений в плохой концовке, но не тут-то было. Для самого Оза всё завершается отлично, и в последней серии перед нами тот самый Пингвин, который полностью готов противостоять Тёмному рыцарю.
Главные события вертятся вокруг мафиозных разборок, из-за чего некоторые зрители сразу же начали сравнивать проект с «Сопрано» (The Sopranos), однако обманываться не стоит. Это всё ещё фантастическая история, которая идёт на многие компромиссы с логикой. Назвать её реалистичной можно по меркам мира Бэтмена, но «Сопрано» тут даже и не пахнет. Разве что Оз напоминает главного героя внешне. Впрочем, справедливости ради, стоит отметить, что в некоторых деталях «Пингвин» может понравиться даже больше, просто не нужно забывать, что сериалы о разных темах.
При этом история припасла несколько отличных поворотов, которые сильно повлияют как на восприятие самого Пингвина, так и на все события в целом. С точки зрения сценария — это отличная предыстория персонажа, после которой у зрителя не остаётся вопросов, почему человек с протезом на ноге может представлять для Бэтмена угрозу.
Здесь можно возразить, что гораздо интереснее было бы посмотреть про становление Джокера или того же Загадочника, но не стоит забывать, что образ преступника воплотил Колин Фаррелл (Colin Farrell), который, мягко говоря, не похож на своего персонажа, зато отличный актёр. Ему явно было тесно в фильме, поэтому такое решение кажется оправданным. В собственном шоу Фаррелл выкладывается на все сто процентов и выдаёт такой перфоманс, который грех не отметить какой-нибудь наградой. Узнать в Озе секс-символ многих женщин планеты нереально.
Перед просмотром будет полезно быть в курсе, что история законченная и за восемь часовых эпизодов расскажут всё, что необходимо знать о Пингвине. При этом происходящее нигде не тормозит и почти полностью отсутствуют филлерные моменты. Даже те сцены, которые сначала кажутся несущественными, обязательно выстреливают позднее.
В целом это очень качественная история в мире Бэтмена без Бэтмена. Это, кстати, одновременно и плюс и минус. С одной стороны нас не отвлекают от «обычных» людей. Это для Летучей Мыши пистолет — не угроза. Для Пингвина и других героев всё наоборот — пушка важный аргумент в споре. С другой стороны события развиваются и к концу сильно влияют на жизнь Готэма. Отсутствие Тёмного рыцаря, который не оставил бы без внимания такие масштабные изменения, кажется искусственным.
Хотели бы больше сериалов про второстепенных персонажей вселенной Бэтмена
«Мы возьмём всё, что захотим»
Впрочем, сериал и в половину не был бы таким удачным, если бы не персонажи. Они — главная фишка проекта, его изюминка. В качестве основного антагониста выступает София Фальконе — дочь покойного Кармайна. Она только что выписалась из Аркхэма и кажется стандартной поехавшей родственницей самого главного бандита. Некоторое время создатели осознанно поддерживают это впечатление, после чего начинают шаг за шагом его разрушать.
София получилась очень живой и продуманной. Каждое её действие обосновано предысторией и теми испытаниями, через которые она прошла. Постепенно зритель начинает удивляться, откуда у психически больной настолько логичное мышление, пока в какой-то момент не выясняется, что София вообще-то не больна. Вернее не в той степени. Это спойлер, но без него вы не смогли бы оценить ту мастерскую работу над персонажем, которую провели сценаристы. И поверьте, дальше открытий будет только больше. По итогу София вообще потеряет статус антагониста, зато станет очень естественной и понятной. Ей действительно можно сопереживать, но произойдёт это в точно рассчитанный момент истории, просто вау.
Про самого Пингвина мы еще поговорим, однако интересно то, что его образ дополняет полноценный другой персонаж — Виктор. Это молодой парень из благополучной, но бедной семьи, чьи родители погибли в потопе. Теперь ему приходится выживать на улицах и вести не самый законопослушный образ жизни. Кажется, что это очередной ребёнок рядом с хмурым мужиком, нужный лишь для того, чтобы показать, что у главного героя есть сердце. Однако на самом деле всё гораздо сложнее.
Виктор — камень в традиционную концепцию Бэтмена. Парень без сомнений преступник, но заслуживает ли он карающего правосудия Летучей Мыши? Эта идея о преступниках в целом не раз проскользнет между строк, но именно Вик — квинтэссенция данного противоречия. Из-за бедности у него нет шансов достичь высот. Весь его ум никому не нужен. После потопа на него и многих других всем, включая Брюса, плевать. Что делать, чтобы не оказаться под прицелом мстителя в маске? Пожалуй, только лечь и беспомощно умирать.
Статьи про фильмы по комиксам DC
- Обзор фильма «Отряд самоубийц: Миссия навылет». Чистый кайф с первой и до последней секунды
- Обзор фильма «Бэтмен». Как Arkham Origins, но только в кино
- Впечатления от «Лиги справедливости Зака Снайдера». Так надо ли тратить 4 часа из своей драгоценной жизни на просмотр?
- 79 лет Бэтмена в кино. Как менялся образ супергероя и какие выдающиеся актёры сыграли человека-летучую мышь
- Впечатления от «Бэтмен: Долгий Хэллоуин». Мрачный мультик с убийствами, Джокером и страстью к Женщине-кошке — и причём здесь Нолан и «Тёмный Рыцарь»
Пингвин оказывается для Виктора спасительной соломинкой, за которую он хватается не потому, что хочет, а потому, что других не было. Со временем мальчик, конечно, меняется и не в лучшую сторону, однако все равно остаётся хорошим человеком по своей сути. Его главная проблема — беспрекословная верность идеям, которые внушил Пингвин. Да и как не быть верным, если более опытный человек раз за разом убеждает тебя, что ты достоин хорошей жизни и не обязан до конца дней прозябать в грязи.
Именно из взаимодействия Пингвина и Виктора можно лучше узнать мысли Оза, его внутренние убеждения и искренние переживания. Так было бы в обычном сериале, но не в этом. Даже с Виктором вас будет ждать поворот, который полностью перевернет всё, что вы наблюдали на протяжении восьми серий. Создатели долго заигрывают со зрителями, оставляя многоточие вместо ответа на главный вопрос — злодей ли Пингвин. Как и в случае с Софией, ответ по итогу удивит.
Наконец, сам Пингвин — алмаз всей истории. Практически все восемь серий вы будете ему сопереживать и даже жалеть. Он, конечно, бандит, но с обострённым чувством справедливости, болеющий за обычных людей. Такой же как они — с самых низов. Но чем дальше, тем больше несостыковок и противоречий будет замечать внимательный зритель. Сначала это мелочи, направленные против очевидных врагов Пингвина. Чуть позже — более значительные фразы, решения и поступки. А в конце — апофеоз, но не в настоящем, а прошлом героя, который просто взорвёт мозг.
Сценаристы заботливо и терпеливо расставляют чеховские ружья, оставляют фразы и на первый взгляд незначительные поступки, которые вне контекста не будут сильно выделяться из общего повествования. Более того, для остальных персонажей, не наблюдающих картину целиком, это и вовсе будет иной раз чем-то несущественным. Но для зрителя — красные флажки, сигнализирующие о том, какой на самом деле главный герой. Весь сериал больше походит на головоломку, где главным пазлом является личность самого Оза, и лишь за одно это создателям можно поаплодировать. Это очень тонкая и профессиональная работа именно со зрителем, которую в нынешних шоу редко встретишь, тем более в проекте про комиксного злодея. Marvel с её «Это всё Агата» (Agatha All Along) стоит поучиться.
Остальные персонажи играют менее важные роли. Они тоже фактурные, но служат лишь для раскрытия основного трио. Отдельно хочется выделить, пожалуй, мать Оза. Не секрет, что по лору у Пингвина, чаще всего, очень тёплые отношения с матерью. В разных вариациях она на момент становления злодея либо ещё жива, либо трагически погибла. Однако всегда это был персонаж-функция, который лишь немного добавлял образу объёмности. В нынешней версии мать Оза очень важна. Она всё также «функция», но теперь стоит в основе вообще всего героя. Как говорится в психологии — всё идёт из детства.
***
Неожиданно сериал «Пингвин» получился гораздо более умным и неоднозначным произведением, чем первоисточник — фильм «Бэтмен». Если вы хотите погрузиться в ядерную смесь из нуара, детектива и мафиозной романтики — добро пожаловать. Лучшего проекта сейчас не найти. Всем остальным «Пингвин» может быть интересен как замысловатая психологическая загадка, отгадать которую до финальных титров — не самая простая задача. Достойное шоу, на которое не жаль потратить несколько вечеров. Браво, Колин Фаррел и HBO Max.
Смотрели «Пингвина»?