Обзор фильма «Бэтмен». Как Arkham Origins, но только в кино

Наверняка многие из вас помнят трилогию Batman: Arkham от Rocksteady, отличную игровую адаптацию комиксов про Бэтмена. А вот про кино такого не скажешь — у Warner Bros. было комедийное фэнтези, ультрареализм и плохое копирование Marvel. Но только не тот канон, который фанаты видели в комиксах и играх. Похоже, в DC наконец-то поняли, как правильно показать знаменитого сыщика на большом экране. Почему мы так думаем, и насколько годной получилась картина «Бэтмен» (The Batman) — сейчас расскажу.

Атмосфера и бесконечный дождь

Первое, на чем при просмотре фокусируется внимание — атмосфера. Мрачная, гнетущая, напряженная. В неё веришь, ей быстро проникаешься, и тебе становится неуютно даже в кресле кинозала.

Ливень будто никогда не кончается и ослабевает лишь для того, чтобы из-за свинцовых туч едва пробилось солнце. Повсюду шастают отморозки. Улицы завалены мусором, а квартиры — хламом. Хамские граффити на стенах. Коррумпированные чиновники в больших кабинетах. Каждый неосвещенный закуток таит в себе опасность. Кто выпрыгнет на тебя оттуда? Бандит? Психопат? Продажный коп?

Львиную долю при создании атмосферы дает правильно поставленное освещение. Хронометраж, большую часть, тёмный, но каждый кадр визуально легко читаем. В эпизодах с минимальным освещением помогает съемка крупным планом, выраженные полутона и отблески на костюме Бэтса. Есть и очень яркие эпизоды, где все внимание, напротив, забирает свет, а персонажей заменяют узнаваемые профили.

Лучший Бэтмен в кино?

Результаты

А еще Готэм будто застрял в середине прошлого века, продолжая использовать старые добрые лампы накаливания, светящие рассеянным желтым потоком тепла. За счет этого в кадре нет строгих контуров у теней, а весь свет как бы растворяется в небольшом объеме вокруг лампы, быстро уступая его царству ночи. Желто-оранжевый цветокор доминирует большую часть фильма.

Кого-то это разочарует, но создание атмосферы достигнуто за счет значительной части хронометража. Действо, происходящее на экране, не особо торопится, но и не затянуто. Сделано так, чтобы вы уловили и суть происходящего, и обратили внимание на обстановку вокруг героев. Например, Бэтс не влетает в бой, а подходит к врагам шаг за шагом — и это еще могут показать с разных сторон.

Диалоги неспешные, в паузах можно рассмотреть задний фон. Когда герой что-то задумчиво осмысливает, нам его показывают с широким ракурсом (такие моменты связаны с продвижением сюжета).

Боевка и экшен

Экшена достаточно, он не дает заскучать и состоит не из одних лишь драк, что, как мне думается, едва ли не главный плюс картины. Вот Бэтс просто с кем-то сцепился и отвесил оплеуху. Через 10 минут он уже разбирается с обычными мобами, попутно применяя бэтаранги и крюк-кошку. В следующей сцене парит на вингсьюте. Еще через 20 минут устраивает опаснейшие гонки на бэтмобиле.

За счет этого экшен воспринимается как неотъемлемая часть ленты, а не вещь в себе, возникшая из ниоткуда, просто, чтобы главный герой показал свою крутость и пафос. И огромный плюс в карму авторов картины за то, что они сразу показали весь арсенал Бэтмена, не деля его на три фильма.

Если же говорить только про драки, то они короткие, и, наверное, могли быть длиннее. Хотя рукопашки опостылели фанатам по прошлым DC-фильмам, потому на них и не акцентируют внимание. Тем более в новом Бэтсе чувствуется мощь, сила, его удары, наверное, самые быстрые среди других «вариантов», он активен и нередко бьет нестандартно. На его фоне Бэтмен Бена Аффлека (Ben Affleck) выглядит каким-то деревянным истуканом.

При всем при этом «Бэтмен» Мэтта Ривза (Matt Reeves) остается комиксом из-за множества условностей, которые для фанатов ленты Кристофера Нолана (Christopher Nolan) вряд ли будут уместны. Так, персонаж вообще не получает урон, даже если в него стреляют из автомата в упор, все впитывает его чудо-костюм. Удобно, что не надо думать о рикошетах. Бэтс по-прежнему никого не убивает, что мало вяжется с его мощными ударами — враги очухиваются уже на следующий день.

Сценарий и каст

Проявляются эти условности и в сюжете. Да, «Бэтмен: Брюс Уэйн» — не детский комикс про правильных парней в кожаных трико, а мрачная и серьезная история с грязными тайнами и популярной «серой моралью».

История построена вокруг серьезного личностного кризиса в жизни молодого Бэтмена. Следуя канону, он — осиротевший в одночасье сын миллиардера. В поисках себя — герой пытается разузнать, кто же убил его родителей, — Брюс уже несколько лет борется с преступностью Готэма.

Но это не приводит его к катарсису, поскольку возмездие, которое он вершит, не влияет на судьбы людей. Все меняется после серии странных убийств, появления коварного Загадочника и союзницы Женщины-Кошки, да еще и собственное прошлое накрывает его.

Следить за тем, как герой распутывает этот жизненный клубок, сталкивается с поворотами сюжета (не всегда для него приятными), а в конце находит себя, обретая смысл жизни, интересно, а интригу сценаристы удерживают до самого конца. И почти без новомодной «повесточки».

Но к середине фильма все рано понимаешь, что за всем пафосом скрывается детская наивность. Вот вроде у героев проблемы, которые непонятно как решить, как вдруг в критический момент из кустов «появляется рояль», и все решается само собой. И так до самого финала.

Будете ли смотреть фильм?

Результаты

Что касается персонажей, то лично я думал, что слащавая звезда «Сумерек» (Twilight) Роберт Паттинсон (Robert Pattinson) — это жесткий мисс-каст, актер просто не потянет роль сурового возмездия. Осознавали это, как мне кажется, и авторы картины. Потому стараются лишний раз не светить лицом Паттинсона в камеру, ведь он куда больше походит на молодого миллиардера, чем на серьезного бойца. А вот под маской — совсем другое дело. Но с обоими альтер-эго протагониста Роберт вполне справился.

Остальные персонажи… ну, они есть. Более других в памяти осталась Зои Кравиц (Zoë Kravitz), которая сыграла Женщину-кошку. У неё есть своя сюжетная линия, пусть и второстепенная. Все остальные — в роли мебели.

И последнее, что хочется отнести в плюс к картине, так это невероятно качественное звуковое сопровождение. Тут хорошо всё — звучные удары и шаги Бэтса, шумы фонового окружения, диалоги и энергичный тестостероновый саундтрек (особенно он!).

***

«Бэтмен» — редкий представитель мрачного и сурового кинокомикса на большом экране. И как блокбастер он вышел просто на 5 баллов. Marvel стоит побеспокоиться: студия Warner нащупала способ, как составить серьезную конкуренцию за внимание фанатов комиксов.

Сцена после аварии на мосту — одна из самых пафосных в кинокомиксах. И в живую она смотрится невероятно
0
Комментарии 5