Каждая фракция в Total War: ARENA обладает десятком-другим отрядов, разделенных на типы: мечники, копейщики, стрельцы, конница и специальные. Отряды имеют свою специализацию и способности, у них четыре ключевые характеристики: атака, оборона, стойкость и подвижность. В этом гайде мы объясним основные моменты, которые нужно знать при использовании отрядов в игре.
Сразу оговоримся, что после многочисленных тестов в 2017 году, разработчики пришли к выводу, что каждый уровень и тип отрядов должен быть сбалансирован с другими ради интересного геймплея. Так что если исторически какой-то отряд был откровенно слабым, или он был немногочисленным, как преторианцы, на игре это никак не скажется. Все сбалансировано между собой.
Также ради интересного геймплея разработчики заставили отряды бегать постоянно, у них нет шкалы усталости и бесконечные стрелы, дротики, метательные снаряды. И на самом деле реверанс в сторону аркадности повысил динамику и расширил тактические возможности.
Чтобы посмотреть на отряды фракции, откройте меню «Исследования»:
Как видите, здесь 10 уровней и примерно 50 отрядов. Базовых классов четыре:
Несмотря на то, что многие юниты (отряды) относятся к одному классу и имеют похожее описание, это не значит, что они полностью одинаковы. Напротив, разница между ними может оказаться крайне существенной.
У каждого отряда два фактора, которые вы должны знать, чтобы правильно им пользоваться: тип оружия и амуниции, и способности. Рассмотрим их подробнее.
В Total War: ARENA юниты вооружены следующим образом:
Разработчики ARENA тщательно прорабатывают аспекты каждого типа юнитов. Например, воины с двуручными мечами-фальксами пробивают щиты римских легионеров, поэтому в игре урон от них игнорирует щиты римлян.
Отряды, которые используют построение, медленно передвигаются в лесах, поскольку вынуждены держать строй. И наоборот, те, кто изначально строй не держит, получают в лесу меньший штраф на передвижение или вовсе не имеют его. И таких нюансов много, приведем еще несколько примеров:
Эти и многие другие нюансы вы начнете подмечать и лучше действовать тактически, когда наиграете несколько десятков часов.
Способности (умения) отряда расширяют тактический арсенал, дают бонус к урону или защите, но их нужно активировать в подходящий для этого момент. Слишком рано или слишком поздно — и эффект будет не тот. Приведем пару примеров.
У большинства римских мечников есть способность «Бросок пилума», которая наносит большой урон дротиками по ближайшим вражеским отрядам, она действует автоматически — отдали приказ, солдаты бросили пилумы.
У тех же мечников есть способность «Натиск», когда отряд резко ускоряется и с разбега атакует врагов, сбивая их с ног. Она имеет несколько ограничений. Во-первых, натиск идет только вперед от отряда. Если враги стоят сбоку, а вы командуете «Натиск», то ваши мечники побегут прямо и никакого толку не будет, так что их надо сначала развернуть лицом к врагу. также натиск ограничен по расстоянию и идет всего 5-10 метров, или 2-3 секунды, если враги слишком далеко, то опять не будет толку.
Таким образом, способности надо изучать и запоминать, тут поможет только практика. Когда вы получаете отряд с еще неизвестными вам способностями, потренируйтесь в бою с ботами, прежде чем начинать войну с реальными игроками.
Если способности действуют постоянно, то в каждый бой нужно брать одноразовые вспомогательные средства, которые улучшают какие-то конкретные параметры, вроде наносимого урона или толщины брони, или дают тактическое преимущество, например, фланговую защиту от атаки с помощью баррикад из копей.
Меню вспомогательных средств спрятано, чтобы активировать его выберете отряд и нажмите на плюсик в самой последней клетке способностей:
Когда вы окажетесь на поле боя не забудьте примените способность в начале раунда, чтобы получить от неё эффект. Пассивные способности действуют все время. Все вспомогательные средства покупаются за серебро и их нужно восполнять (либо поставьте галочку «Пополнять автоматически»). Во время ОБТ отряд можно было усилить только одной вспомогательной способностью, но в будущем их может стать больше.
Так как у вас три отряда, то можно взять три дополнительных вспомогательных средства или одно, но для каждого отряда. Какое выбрать и как лучше сделать? Это сложный вопрос, на который нет однозначного ответа. Все зависит от того, играете вы в команде или со случайными игроками, что за фракция и какой у вас отряд.
Даже карта способна оказать влияние. Где-то выбор будет однозначен из-за вашего стиля игры, а где-то надо хорошо подумать. В наших гайдах по разбору каждой фракции мы уделим внимание тому, какие средства должны брать те или иные отряды. Прочитайте их, чтобы вникнуть лучше.
У стандартного юнита более 20 характеристик, и в них нужно разбираться, чтобы понимать, как он будет вести себя на поле боя. В древе исследований характеристики сгруппированы для того, чтобы вы могли быстро понять: этот отряд живучий и мощный, но не мобильный или, наоборот, хорошо двигается, но слаб в бою.
На самом деле, если выбрать отряд, то можно увидеть справа от его трехмерной модели следующие характеристики: Атака, Оборона, Подвижность и Стойкость. Юниты ближнего боя отличаются высокой Стойкостью, конница — Подвижностью, копейщики — Обороной. Рассмотрим каждую группу.
Атака
Этак группа характеристик определяет атакующий потенциал отряда, который складывается из следующих параметров, которые могут относится к любому типу юнитов, в зависимости от того, чем они вооружены, есть ли щиты и прочее:
Оборона
Эта группа характеристик показывает, насколько отряд эффективен в защите. Это может быть защита щитом, защита от удара конницы или пехоты в тыл и так далее:
Подвижность
Эта группа характеристик отвечает за все перемещение и обзорность, состоит из параметров:
Стойкость
Это самая сложная группа характеристик, так как в ней отражены ключевые для отряда вещи:
По важности боевой дух не уступает здоровью, по ходу боя он повышается или понижается, в зависимости от конкретной ситуации. В Total War: ARENA три характеристики: первоначальный, текущий и целевой боевой дух:
Первоначальный задается разработчиками и может меняться от отряда к отряду. Текущий оценивает нынешнее положение дел, чем он ниже, тем больше потерь несёт юнит в ближнем бою и находясь под обстрелом.
Текущий боевой дух изменяется постепенно, целевой — моментально после применения эффекта (атака в тыл, поддержка с фланга и т.п.). Например, если первичный боевой дух равен 100, и на отряд был применён эффект на 40, целевой боевой дух сразу же становится равен 60, а текущий боевой дух постепенно двигается к этому значению.
Также отряды чувствуют поддержку с фланга (+10 % к боевому духу, если отряды стоят рядом), с тыла (+10 % если позади первой линии размещены союзные стрельцы) и первой линии (+20 % если перед стрельцами находятся пехотинцы).
Каждый отряд можно прокачать, вооружив еголучшим оружием, щитами, броней и шлемами, порой значительно усилив базовые характеристики. В игре разные схемы прокачки. У одних отрядов амуниция и оружие улучшаются параллельно, то есть затупленные мечи меняются на заостренные, а разбитые доспехи на укрепленные. У других отрядов последовательно: сначала нужно прокачать щит, после него укрепленную броню, а в конце утяжеленный дротик. Всегда лучше качать оружие, потом броню и прочие компоненты.
Усиление базовых характеристик хорошо видно на следующем примере, где полностью прокачанный отряд получил бонус к Атаке, Защите и Стойкости (выделено зеленым):
Даже если усиление кажется незначительным, в реальном бою это может сыграть важную роль, так как баланс в Total War: ARENA настроен очень тонко. На прокачку нужен свободный опыт, но это как бы исследование, вам нужно еще распространить его на все юниты под управлением, что потребует серебра.
Прокачивая умения отряда и таланты полководца можно не только увеличить шансы на победу, но и суметь за их счет выкрутиться в трудной ситуации, например, если вы вдруг попадете в западню.
Это далеко не все, что нужно знать по Total War: Arena, чтобы добиться успеха. Прочитайте наш гайд по картам и полководцам для новичков, а также подробные гайды по каждой из фракций, где мы рассмотрели возможности отрядов и полководцев:
Также не забудьте посетить страницу нашего спецпроекта по Total War: Arena, чтобы найти ответы на другие вопросы по игре.