Захватывающая песочница с акцентом на свободе действий и исследовании практически бесконечного открытого мира. Созданный процедурной генерацией, он наполнен трехмерными блоками, которые можно перерабатывать и создавать предметы, инструменты, оружие, а также строить здания и механизмы. Игроку дана полная свобода действий: крафтить объекты, разрушать их, сражаться с монстрами, что приходят ночью, а также сотрудничать или соревноваться с другими игроками.
Игра использует простой, но привлекательный стиль пиксельной графики, отдающий ностальгией по эпохе аркадных 2D-автоматов с простыми текстурами, яркими и насыщенными цветами. Несмотря на кажущуюся простоту, Minecraft способна создавать захватывающие и красивые пейзажи, от заснеженных гор до зеленых лугов и глубоких океанов.
До приобретения франшизы Microsoft в 2014 году, Minecraft считалась инди-игрой, созданной шведским программистом Маркусом «Нотчем» Перссоном (Markus Persson). После покупки прав было разработано и выпущено несколько спин-оффов: Minecraft: Story Mode, Minecraft Earth, Minecraft Dungeons и Minecraft Legends. Социальные медиа, адаптации, товары по франшизе и ежегодные конференции Minecon сыграли важную роль в популяризации игры.
Будучи песочницей от и до, Minecraft не имеет предыстории событий и сюжета в базовой версии или инструментария для создания сценариев. Создав новый мир, аватар игрока попадает в случайное место на карте, окруженное разными природными ландшафтами, такими как леса, горы, океаны и пустыни. Дальнейшие цели и задачи зависят от выбранного режима.
«Творчество» позволит воплотить в жизнь свои самые смелые идеи: построить замок на вершине горы, создать подводный город или запустить огромный завод. Со старта можно использовать любые блоки и материалы, не отвлекаясь на враждебных мобов или опасность смерти от падения с высоты, утопления в воде. Чтобы упростить процесс строительства, разрешено летать.
«Выживание» раскрывает потенциал Minecraft на полную. Игрок начинает без каких-либо ресурсов и должен пройти весь путь от палки-копалки и каменного топора до серьезных инструментов и лазерного оружия. Уже в первую ночь потребуется укрытие для защиты от мобов. Нужно управлять ресурсами, следить за здоровьем и голодом, а также быть готовым к любым неожиданностям.
«Хардкор» представляет собой экстремальную версию режима «Выживание». Сложность игры установлена на максимум, изменить её нельзя. Если игрок умрет, то мир будет удален и всё придется начинать сначала. Режим предназначен для жаждущих настоящего челленджа и готовых проверить свои навыки выживальщика.
Реализация игрового мира — ключевая фишка Minecraft. Он состоит из миллиардов кубических блоков размером 1x1x1, что создает ощущение «лего»-мира. Разные типы блоков (земля, камень, дерево, жидкость, руда, растения), уникальные свойства (твердость, прозрачность, степень освещенности и т.д.) и варианты взаимодействия между собой подражают реальному миру. Некоторые типы блоков подвержены силе гравитации и упадут, если пространство под ними будет разрушено.
Игроки могут свободно перерыть всё вдоль и поперек, удаляя блоки с помощью инструментов — лопат, топоров, кирок и др. Такие блоки попадают в инвентарь и могут быть использованы для строительства, крафта и не утилитарных целей, таких как изменение ландшафта. Например, наладить развитие можно, обеспечив постоянный приток ресурсов, но не помешает выкопать ров вокруг своей базы, завалить проходы и подступы, чтобы упростить её защиту. Фанаты выстраивают целые укрепрайоны на базе этой механики.
Мир Minecraft разделен на биомы — леса, джунгли, пустыни, океан, тайга и так далее, всего более 60, включая подвиды — со своей уникальной географией, растительностью и ресурсами. Некоторые биомы могут быть домом только для определенных мобов или ресурсов, а другие — более опасными из-за противников высокого уровня. Не обошлось без заброшенных замков и фарма данжей — маленьких лабиринтов, где полно опасностей, но удачливый игрок может найти сундуки с редкими предметами.
Жизнь — шахта, а мы шахтеры
Игровой процесс Minecraft намного глубже простого копания. Всё начинается с исследования пространства вокруг, а в дальнейшем — исследования других биомов. Попутно активно ищутся ресурсы, например, дерево сгодится для строительства и как топливо для верстаков, камень нужен для инструментов и строительства, пища, как растительная, так и животная, для поддержания жизни персонажа, и так далее.
Сложно представить начало Minecraft без временного укрытия для защиты себя от мобов и ночных атак. Со временем, когда накоплены ресурсы и освоено пространство, нужно определить лучшее место для строительства полноценной базы. В зависимости от инженерного мастерства игрока, база дает защиту от атак мобов, хранит собранные ресурсы, инструменты, еду и другие предметы. С её помощью можно организовать инвентарь и упростить себе доступ ко всем необходимым материалам через систему сундуков.
Каждый предмет в Minecraft имеет свой рецепт крафта, который показывает, какие ресурсы и в каком порядке объединить, чтобы создать его. Для генерации предметов и нужно всё то разнообразие блоков. Накопленные в инвентаре блоки преобразуются с помощью верстаков, причем их также несколько видов — печь, станок для кузнечных работ, ткацкий станок, стол зачаровывания, стол алхимии, верстак каменщика и другое.
Персонаж очень уязвим, так что придется его вооружить и выдать крепкую броню. Поверх неё он может носить одежду, влияющую только на внешний вид. Системы прогрессии в Minecraft нет, всё определяется степенью развития: чем больше игрок нашел рецептов, чем больше он построил и чем лучше его инвентарь. Из других активностей можно отметить украшение базы, выращивание растений, разведение животных и торговлю с другими игроками.
Цели, а также игровые механики Minecraft не зависят от того, солирует игрок или действует сообща. Но есть несколько отличий. В одиночном режиме контроль над миром и его настройками полностью в руках игрока: можно менять режимы, управлять правилами и настройками мира, развиваться без влияния других участников.
Сетевая игра возможна в формате игры на одном сервере или в локальной сети, причем число геймеров не ограничено, но управлением сервером и правилами в руках администратора. Игроки могут исследовать мир, сражаться спина к спине или соревноваться, делиться ресурсами и вместе заниматься творческими проектами.
Усилиями большого сообщества фанатов, Minecraft располагает множеством модификаций, добавляющих самый разный контент — скины, наборы текстур, кастомные карты, а то и целые игровые механики:
- Optifine — улучшает производительность игры, добавляет новые настройки графики и оптимизирует систему освещения;
- Biomes O' Plenty — добавляет множество новых биомов в игру, расширяя разнообразие ландшафта и природы;
- Tinkers' Construct — добавляет новые инструменты, оружие и броню, а также независимую от основной систему крафта новых предметов с уникальными характеристиками;
- Thaumcraft — добавляет магию и колдовство в Minecraft, можно создавать заклинания и артефакты, а также сражаться с мистическими существами и разгадывать тайны древних артефактов;
- Applied Energistics 2 — позволяет эффективно управлять своими ресурсами и производством, внедряет систему умных контроллеров и интерфейсов для удобного управления инвентарем и производством.