Ролевой экшен от первого лица в огромном открытом мире Kingdom Come: Deliverance 2 является прямым продолжением игры 2018 года и предлагает вернуться в реалии средневековой Богемии (территория современной Чехии) пятнадцатого века. Всё, за что полюбили оригинал — графика, масштаб и внимание к деталям, — стало ещё лучше. Сохранив историческую достоверность и продвинутую боевую систему, основанную на инверсной кинематике, разработчики сделали геймплей более гибким, а также разрешили использовать в бою огнестрельное оружие и арбалеты.
Сиквел продолжает историю Генри: он возмужал, стал искусным мастером меча и готов вписать своё имя в летописи. Оказавшись в центре гражданской войны между королём Вацлавом и его братом Сигизмундом, Генри предстоит проявить себя и повлиять на ход истории. Игра предлагает десятки часов увлекательного сюжета с вариативным развитием и кинематографичными катсценами.
Графика Kingdom Come: Deliverance 2 значительно превосходит оригинал и может конкурировать с современными игровыми хитами. Мир впечатляет проработкой и наполнением, независимо от того, природные это ландшафты или городские улочки — на единицу площади приходится множество детализированных объектов. Технология voxel tracing обеспечила реалистичное освещение и правдоподобные отражения, отличаясь от традиционной трассировки лучей, она не создает высокой нагрузки на систему. Существенно улучшили модели персонажей и их анимацию, а мимика стала живой и выразительной. Главным достижением стала оптимизация — сиквел стабильно работает в 4K на высоких настройках без использования апскейлеров.
Авторы серии Kingdom Come использовали уникальный подход к формированию своей игровой вселенной, в результате чего появился по-настоящему аутентичный виртуальный мир. Действие игр серии разворачивается в Богемии — регионе, расположенном в сердце Священной Римской империи. После смерти Карла 4, одного из ее величайших императоров, трон наследует слабый и нерешительный сын Вацлав. Его неспособность управлять страной приводит к кризису: младший брат, король Венгрии Сигизмунд, начинает гражданскую войну, захватывая власть с помощью куманских наёмников и жестоко подавляя любое сопротивление.
История остаётся личной — про вымышленного персонажа по имени Генри, который вполне мог существовать в реальности. Но она мастерски вплетена в исторические и хорошо документированные события. На фоне королевских интриг и войн средневековой Европы разворачивается история о феодальном укладе и тяжёлой жизни простого человека в суровом, лишенном фэнтезийных элементов, Средневековье.
Почти все второстепенные персонажи — реальные исторические личности, что придает повествованию особую ценность. Йост из Моравии, в будущем ставший королем Германии, предстает скользким интриганом, меняющим союзников как перчатки. Суровый пан Отто фон Бергов верит в право сильного, но проявляет договороспособность. Будущий чешский полководец Яна Жижка мечтает о лучшем будущем для Богемии, но пока прибегает к разбойничеству. Наш компаньон Ян Птачек, также исторический персонаж, изображен молодым и неопытным паном, склонным к выпендрежу перед простолюдинами, выпивке и ухаживаниям за девушками.
На момент начала первой игры, Генри был обычным простолюдином, чья жизнь ограничивалась повседневными заботами деревенского быта и помощью своему отцу в кузнице. После нападения войск Сигизмунда, его родная деревня Скалица сгорела дотла, отцовский дом был разорён и уничтожен, а семья погибла. Это трагическое событие перевернуло жизнь Генри: из обычного деревенского юноши он превратился в беженца, движимого жаждой мести. Потеряв всё, он клянётся отомстить, вернуть украденный семейный меч и найти своё место в жестоком мире Богемии.
Во время прохождения Генри становится вассалом местного дворянина Радцига Кобылы, лидера сопротивления против захватчиков. Распутывая интриги, он узнаёт тайну своего происхождения, что связывает его с более масштабными политическими событиями. У истории оригинальной игры открытый финал: часть вопросов остаётся нерешённой, а власть Сигизмунда лишь усиливается. В конце Генри получает новое задание, заготовку для продолжения сюжета в сиквеле.
Просторы средневековой Богемии
Kingdom Come: Deliverance 2 предлагает полностью новый игровой мир, превышающий территорию первой части, но разделённый на две масштабные области: Богемский рай с небольшими посёлками и деревнями вокруг замка Троски и огромный город Кутна-Гора. Эти регионы были воссозданы на основе реальных карт, но разработчики не стали гнаться за площадями, а сосредоточились на наполнении.
В начале Генри исследует первую половину мира, где природа главенствует над цивилизацией. Местность поражает своим природным многообразием: густые хвойные и лиственные леса сменяются живописными долинами и плодородными полями, а скалистые холмы переходят в горные массивы, придавая ландшафту объёмность и реалистичность. Многочисленные водоёмы — реки, ручьи и озёра — не только оживляют окружающую среду, но и служат естественными ориентирами. Тщательная детализация природных объектов в сочетании с качественным освещением создаёт по-настоящему живописные виды, а динамичная экосистема с животными и растительностью, дополненная сменой времени суток и погодных условий, делает мир по-настоящему живым.
Вторая область игры сосредоточена вокруг Куттенберга (Кутна-Гора) — центра добычи серебра, воссозданного с впечатляющей архитектурно-исторической точностью. Доступная позже по сюжету, Кутна-гора обладает множеством важных объектов: торговые лавки и рынки, кузницы и мастерские, жилые кварталы, таверны с азартными играми и колоритными посетителями, а также другие развлечения, характерные для той эпохи.
Бескрайние поля, узкие улочки средневековых городов и уютные деревеньки не просто выглядят аутентично, они вызывают эмоции. Вместо сверхреалистичных текстур — грамотный арт-дирекшн и детализация вручную.
Живой и захватывающий мир
В отличие от «пластмассовых» локаций современных игр, Богемия в Kingdom Come 2 живёт своей жизнью. Каждый NPC существует в рамках продуманной социальной системы, обладает ежедневными обязанностями и распорядком дня, что ярко проявляется в Кутна-Горе, где часть населения живёт в пригородных деревнях и ежедневно совершает путешествия в город и обратно по своим делам. Торговцы стали умнее: постоянные попытки сбить цену разозлят их, а цены определяются в том числе репутацией героя. Обычные горожане не просто шарахаются по городу, а обсуждают события и иногда дают полезную информацию о заданиях или секретах мира.
А ещё жители обладают своими привычками и уникальными характерами. Например, сильный кузнец более склонен к конфликтам, тогда как пожилой писарь избегает их. Усовершенствовано и групповое поведение NPC: они реагируют на происшествия в городе, войны, криминальные инциденты и публичные мероприятия, меняя свои планы.
Мир чутко реагирует на состояние протагониста: NPC замечают героя, оценивают его внешний вид, репутацию и даже запах перед принятием решений. Грязный и вонючий оборванец столкнется с недоверием даже при знатном происхождении. Он же, только дорого одетый, чистый и приятно пахнущий — пройдет по социальной лестнице куда дальше.
Украденные вещи теперь распознаются владельцами: если Генри был замечен около места преступления, возникнут неприятности. Всегда можно заплатить, договориться или прибегнуть к насилию, но если грабить слишком часто, за героем закрепится репутация вора, а NPC начнут внимательнее следить за своими вещами. Наказания стали суровее — за тяжкие преступления можно оказаться в колодках, получить клеймо преступника или даже быть повешенным.
Точки фаст-тревела в Kingdom Come 2 находятся в крупных поселениях, а сюжетные места чаще всего расположены намного дальше от них — не обойтись без лошади, которую научили следовать пути без участия игрока. В духе RDR2 фаст-тревел сопровождается случайными событиями: лесные тропы сторожат стаи волков, по дорогам путешествуют караваны и путники, а в засадах их поджидают разбойники. Всё вместе это создает достоверную картину средневекового общества — живого, постоянно меняющегося мира, события в котором происходят независимо от присутствия игрока.
На карте отмечены базовые объекты выживания — торговые точки, кузницы и места для стирки. По мере накопления активных квестов, карта постепенно заполняется маркерами. При этом ключевая информация о заданиях и скрытых локациях не подается напрямую — ее нужно получать, расспрашивая трактирщиков и местных жителей. Иногда, в угоду реалистичности, придется искать цели по описаниям или визуальным подсказкам.
Из пролога в полноценную историю
Первая часть Kingdom Come была лишь прологом, обозначившим действующие лица и антагонистов, но не дав Индржиху возможности отомстить. Сиквел продолжает историю почти что с финала первой игры, расширяясь до полноценного сюжета и вовлекая больше исторических личностей, включая национального героя Чехии Яна Жижку из Троцнова, с которым предстоит объединить население Богемии против короля Сигизмунда.
Индржих в сопровождении своего друга — пана Яна Птачика — отправляется с дипломатической миссией к Отто фон Бергову, стороннику Сигизмунда, свергнувшего короля Вацлава. По пути группа устраивает привал у озера, где герои подвергаются нападению разбойников. В ходе стычки Генри получает ранение, падает с обрыва и теряет все навыки из первой части.
После выздоровления у местной знахарки, герои, одетые в жалкие лохмотья, добираются до замка Троски, откуда их прогоняют. Впоследствии они попадают в таверну, ввязываются в драку и оказываются в колодках. С этого момента начинается основная игра: Генри предстоит найти способ выполнить дипломатическую миссию.
В прологе игра коротко знакомит с основами боевой системы, механикой выживания и зельеварения, а через флэшбеки — с ключевыми событиями первой части, так что проходить Deliverance перед сиквелом не нужно (но, конечно, можно). Для ленивых разработчики выложили полный сюжет первой части на своем YouTube-канале.
Kingdom Come 2 предлагает комплексное повествование на десятки часов, раскрывающее борьбу за
власть в Богемии с интригами и предательствами средневековой знати. Генри, ставший рыцарем, участвует в восстановлении власти короля Вацлава, параллельно стремясь вернуть меч отца и отомстить убийцам родителей. Главный антагонист, король Сигизмунд, изображен правдоподобно мерзким, с узнаваемой и сейчас жизненной философией. Вплели в историю и приземленно-житейский слой, показывающий повседневные взаимоотношения и приключения персонажей.
Главная арка сюжета Kingdom Come 2 весьма линейна и любые попытки свернуть с нее ведут к преждевременной концовке. Финал игры располагает одной концовкой, отличающийся лишь вариациями финальных диалогов. Сценаристы умело сочетают мрачные реалии Средневековья с ситуативным юмором, не забывая про глубокие рассуждения, серую мораль, дилеммы и сложный выбор, влияющий на развитие истории.
Deliverance 2 не боится поднимать темы сексуальности, а сценаристы не прогибаются под запреты на так называемую «объективизацию»: герою постоянно встречаются женщины, которых можно очаровать — от юных знахарок до благородных вдов, а те сами флиртуют с Генри, закидывая того вопросами «что тебе больше нравится?».
Постановка сюжета вышла на новый уровень: катсцены стали кинематографичнее, качество анимации заметно улучшилось, а персонажи передают эмоции еще точнее благодаря технологии motion capture. Генри и Ян получились убедительными героями благодаря отличной актерской игре Тома МакКея (Tom McKay) и Люка Дейла (Luke Dale). Саунд-дизайн на высоком уровне — голоса и звуки окружения органично дополняют атмосферу происходящего. Впечатляет и музыкальное сопровождение: симфонический оркестр и оперные вокалисты для эпических моментов, а задушевные деревенские песни и шумные мотивы таверн добавляют колорит средневекового быта.
Обитатели средневековой Богемии
Все персонажи Deliverance 2 — от рядовых NPC до знаковых героев — художественно проработаны, наделены предысторией и мотивацией. В них веришь. Они органично связаны между собой и вплетены в приключение, а не просто выполняют роль прикованных к одной локации раздатчиков квестов, как в других современных RPG. Какой-нибудь второстепенный персонаж, кривомордый бандит и маргинал, может иметь второе дно, превращаясь в критической ситуации в защитника женщин и безоружных.
Отношения между персонажами и героем постоянно меняются: временный союзник может оказаться врагом, а враг — надежным партнером, причем все изменения логически обоснованы. Особенно впечатляют тройные сюжетные повороты, заставляющие игрока то и дело пересматривать представления о происходящем.
Диалоговая система значительно расширена — персонажи стали разговорчивее, появились быстрые ответы и больше диалоговых проверок для убеждения, демонстрации знаний или запугивания собеседников. Сценаристы Warhorse прописали живые диалоги без цензуры и излишней литературности. Каждый говорит соответственно положению, ситуации и мотивации: Генри и Птачек ведут легкомысленные перепалки, знать сначала высокопарна, но расслабляется после эля, солдаты грубы, но любят прибаутки. Практически каждая фраза раскрывает персонажа, сюжет или эпоху, становясь важной частью повествования.
Kingdom Come: Deliverance 2 строится вокруг заданий трех типов: сюжетных, дополнительных и второстепенных, каждый со своим геймдизайном.
Квесты генеральной линии предлагают масштабные и запоминающиеся события без назойливых уведомлений о влиянии на сюжет: военные баталии, осада замка, примирение враждующих церквей и прочие политические интриги. Они следуют четкой драматургии и предлагают сложный выбор, медленно развиваются, но со временем становятся всё более значимыми. Углубляя реализм эпохи, такие квесты нередко используют средневековые профессии и явления — коррупция казначея раскрывает детали чеканки монет, работа с могильщиком показывает непривычную сторону «профессии».
Дополнительные квесты — лучшее, что есть в игре. Они продуманы до мелочей, через них можно познать быт и мировоззрение людей эпохи, когда любое событие не обходилось без щепотки мистики или предрассудков. У них огромная вариативность, позволяющая творить всё, что душе угодно, они лучше других вызывают у игрока эмоции в случае успеха — поиски пропавшей дочери травницы могут обернуться трагедией или принести ценного союзника.
Второстепенные квесты — проработанные эпизоды, которые могут быть как серьезными, так и забавными, они не обходятся без простой человеческой глупости и жадности, благодаря чему хорошо запоминаются. Цыганский барон использует героя в своих авантюрах, но выполнение серии его поручений не оправдывает ожиданий. Примирение деревень, где конфликт тянется поколениями, приносит много головной боли без особой благодарности.
Авторы Deliverance 2 учли критику первой части и упростили сложные элементы, но сохранили глубину игрового процесса и сделали его более естественным и непринужденным. Теперь мастерство игрока, навыки персонажа и тактическое мышление определяют исход каждого боя. Вместо шести направлений удара боевая система учитывает лишь четыре: вверх, вниз, влево и вправо. Удары в правильном направлении стали смертоноснее.
Парирования и контратаки теперь гораздо проще. Парирование блокирует все удары в момент исполнения, времени на отражение атаки достаточно. Моментальный блок заменён механикой внимательного отслеживания движений противника. Улучшены комбо-удары, добавлены захваты и клинчи. Сражения с несколькими врагами стали удобнее. Противники атакуют реже, но координируют действия, вынуждая постоянно двигаться. Бой ритмичный — необходимо чередовать атаки, защиту и манёвры.
Появились новые виды оружия: арбалеты, что пробивают доспехи; примитивные образцы огнестрела, наносящие огромный урон, но неточные и медлительные; различные виды древкового оружия. Кулачные бои стали реалистичнее, теперь достаточно следить за стаминой и своевременно блокировать удары. Обслуживание оружия и доспехов упрощено, денег в игре хватает, чтобы поручить это кузнецам.
Реалии средневековой Богемии
Kingdom Come 2 сохраняет верность реализму и не следует типичным игровым условностям. Если персонаж не умеет драться, его победит даже крестьянин. Чтобы бродить по стелсу, сперва нужно снять шумную броню и переодеться в черную одежду. Между задачами приходится преодолевать большие расстояния, сопровождать персонажей, искать ночлег, провиант, места для мытья и ремонта.
Как и в первой части, игрок должен следить за базовыми потребностями Генри: сытостью, отдыхом и здоровьем, однако механики выживания требуют меньше внимания, делая средневековый быт хоть и реалистичным, но более сбалансированным. Ключевую роль играют репутация, чистота и одежда, а также характеристики героя: сила, ловкость, живучесть и красноречие. Система экипировки улучшена — добавлена возможность быстрого переодевания с тремя наборами одежды, а пояса и кошельки обеспечивают удобный доступ к оружию и расходникам.
Система развития персонажа двухуровневая: основной уровень героя растет параллельно с прокачкой отдельных навыков. Частое использование меча повысит умение владеть холодным оружием, бег и физическая активность — выносливость, а удачные диалоги и чтение книг — красноречие. За повышение конкретных умений игрок получает очки навыков, которые можно распределить в любую ветку развития, независимо от источника их получения.
Одновременно с этим рост основного уровня открывает доступ к особо ценным перкам из другой ветки развития. Хотя очков навыков выдается много, максимальный уровень ограничен тридцатью, что заставляет заранее определиться со стилем прохождения. Даже второстепенные умения значительно влияют на геймплей: боевые крики деморализуют противников, торговые навыки дают скидки, а перки скрытности улучшают способность к незаметному перемещению.
Игроку доступен широкий спектр занятий. Алхимия позволяет из собранных трав варить зелья с разными эффектами, этот процесс стал удобнее — добавлены стадии кипячения и шанс получить ослабленный вариант при ошибке. Кузнечное дело хоть и однообразное, но дает возможность создавать мощное снаряжение. В азартных играх, например, в кости, можно не только испытать удачу, но и жульничать. Охота обеспечивает пропитание и ценные материалы для торговли, а воровство и взлом замков — быстрый путь к богатству. Кстати, отмычки иногда можно отыскать в птичьих гнездах.