Динамичный ролевой экшен от третьего лица со слэшерной боевой системой, Dragon Age: The Veilguard, переносит игроков в мир волшебного фэнтези Тедас, в сердце империи Тевинтер. Случившийся прорыв Завесы — магического барьера, отделявшего мир духов от мира живых, — запустил слияние Тени с реальностью и прорыв угроз из иного мира. Восстановить порядок предстоит новым героям. Они перемещаются по разнообразным областям, каждая из которых наполнена уникальными заданиями и событиями, обеспечивая баланс между повествованием и исследованием.
The Veilguard обладает высококачественной графикой, где цветовая палитра, местами мультяшные элементы и стилизованные упрощения образуют уникальный визуальный стиль. Но BioWare умело сыграла на визуальных контрастах: с одной стороны — пышущие роскошью города Тевинтера, с другой — разъеденные Скверной деревни и мрачная, давящая атмосфера Глубинных Троп. Яркие и сочные анимации, а также обилие эффектов, сделали экшен зрелищным и визуально насыщенным.
Хроники Тедаса
Вселенная Dragon Age отражает мир в постоянной борьбе за выживание. В центре внимания — материк Тедас, раздираемый периодическими катастрофами, известными как Мор. Его наступление связано со Скверной — древней порчей, которая заражает всё живое, превращая людей, эльфов и гномов в чудовищных Порождений Тьмы. Каждый Мор возглавляет архидемон — могучий дракон, поражённый Скверной.
Первопричина Мора неизвестна, но связывают его с Завесой — магическим барьером, который отделяет реальный мир от Тени, где обитают духи и демоны. Завеса не только играет роль защиты, но и остаётся источником постоянной угрозы, так как разрывы в ней приводят к вторжениям существ из Тени на континент.
Как будто этого мало, Тедас раздирают постоянные конфликты. На севере империя людей Тевинтер, некогда могущественная магократия, ведёт борьбу за влияние, сталкиваясь с сопротивлением таких держав, как Ферелден на юге, Орлей на западе и Антива на востоке. Гномы, живущие в подземных городах, сражаются не только с Порождениями Тьмы, но и между собой за контроль над редкими ресурсами. Эльфы, утратившие былую славу, пребывают в упадке, постепенно исчезая с мировой арены. Войны, политические интриги и социальные конфликты только подливают масла в огонь.
Борьбе со Скверной и Порождениями Тьмы посвятили себя воины древнего ордена Серых Стражей. Представлены они и в The Veilguard. Конфликт между магами и их охранниками-храмовниками, что достиг кульминации в Inquisition, завершился, и в новой игре внимание сосредоточено на других фракциях. Например, знаменитых ассасинах — Антиванских Воронах — предлагающих уникальные возможности и квесты, а также Дозоре Скорби и Теневых Драконах.
Игра активно предлагает изучать мир через диалоги, заметки и хроники, но вместо глубокого погружения в лор игроки получили обилие бессмысленной информации. Veilguard, по сути, перечеркнула богатую основу лора прошлых частей. В стремлении сделать игру доступной точкой входа в серию и привлечь новое поколение игроков, сценаристы BioWare упростили сеттинг и атмосферу, отретконили канон. Они избегают раскрытия ключевых событий прошлых частей, чтобы не перегружать новичков, заменили сложные мотивы героев упрощёнными сюжетными ходами, а серьёзные темы — лёгкими сказочными мотивами.
Завеса времени
Давным-давно в Тедасе процветала цивилизация эльфов, управляемая могущественными правителями, известными как Эванурисы. Наделённые божественной силой, они жестоко угнетали обычных эльфов. Ведомый чувством справедливости, бог обмана Фен'Харел восстал против гнёта и тирании своих собратьев. Он создал Завесу, где заточил Эванурисов. Народ был свободен, но счастье долго не продлилось — появление барьера привело эльфов к утрате бессмертия, а их цивилизацию к упадку.
Спустя столетия, в рамках событий Dragon Age: Inquisition, эльфийский маг-самоучка Солас узнаёт древние тайны Завесы и решает вернуть былое величие и мощь своего народа через её разрушение. Что грозит наступлением хаоса и уничтожением Тедаса из-за высвободившихся демонов Тени.
В прологе The Veilguard главный герой по прозвищу Рук и союзники прерывают ритуал Соласа. Это, однако, приводит к непредсказуемым последствиям. Из Тени удаётся вырваться двум Эванурисам с кровожадными и садистскими наклонностями: Гиланнайн и Эльгарнану. Они запускают новый Мор, невиданных ранее масштабов, словно он объединил силы всех предыдущих. Новые архидемоны, сильнейшие из всех известных, приводят огромные армии Порождений Тьмы, угрожая уничтожить всё живое.
Закрытие завесы
The Veilguard предлагает погрузиться в динамичную фэнтези-историю, лишённую, однако, глубины повествования, моральных дилемм и эмоциональных качелей, свойственных Origins. И главное — это больше не тёмное фэнтези. Сюжет состоит из 14 больших глав и движется через набор ключевых событий, связанных логически, но не драматически. Сценаристы временами пытаются вызвать эмоции, но делают это, избегая конфронтаций и острых конфликтов, что не дает сюжету достичь должного накала. Вместо нарастающего катарсиса в сюжете прописана «экологичная драма» и даже злодеев не оскорбляют, а пытаются понять и переубедить.
Основной конфликт строится вокруг борьбы команды главного героя с Эванурисами, по ходу дела в каждой главе будут новые друзья и враги, на пути к финалу заготовлен один большой поворот сюжета и пара поменьше. Построение и компоновка сюжета следуют классической формуле BioWare: герой собирает команду, помогает компаньонам с личными делами, решает чужие проблемы, отправляется на «самоубийственную миссию», где в два отряда всех побеждает. И всё завершается одним из пяти возможных финалов. Разработчики сделали всё, чтобы игрок прошел игру идеально: напоминают про непройденные задания, подсказывают с ключевыми шагами и иначе направляют к лучшему из итогов.
Сценаристы ограничили влияние игрока на развитие событий: выборы упрощены, последствия предсказуемы, результат большинства решений носит косметический характер. Не выйдет и отыграть роль «циничного эгоиста» или «доброго палладина». Диалоги страдают от предсказуемости, так как все варианты реплик ведут к одному и тому же исходу, и нет возможности надавить, подкупить или ошибиться в выводах. Протагонист избегает сложных или неоднозначных тем, что делает беседы «нейтральными», хотя в предыдущих играх серии игрок чувствовал ответственность за свой не в меру болтливый язык.
Герой и его компаньоны
The Veilguard располагает одним из самых глубоких и детализированных редакторов создания реалистично-выглядящего персонажа. Можно выбрать расу (человек, эльф, гном, кунари), пол, класс (воин, маг, разбойник), предысторию (начальные условия и бонусы) и фракцию (варианты диалогов и взаимодействий с NPC). Подрегулировать внешность — причёска, борода, шрамы, дряблость кожи, форма ушей и множество других деталей.
Протагонист, скорее, функциональная фигура сюжета, а не харизматичный лидер, вызывающий сопереживание. Хотя представляют его самым важным в серии. Ставший спасителем мира по воле случая, не обладая особыми талантами или положением, взаимодействие героя с миром строится на выполнении заранее заданной роли, а личность теряется за общими, ничем не примечательными репликами.
Семёрка спутников обеспечила полное разнообразие характеров, в большинстве своём безликих, лишённых колорита. Лучшие моменты связаны с некромантом, который мечтает стать личом, и изобретательницей, копающейся в эльфийском наследии. Но даже так конфликтное обсуждение морали некромантии заканчивается извинениями друг перед другом.
Дизайнеры персонажей стремились соответствовать всем стандартам инклюзивности, но вышло излишне нарочито. Так, небинарный напарник становится олицетворением кринжа, генерируя 80% всех неловких моментов. Вместо показа темпераментных натур с раскрытием личности и скелетов в шкафу, истории напарников концентрируются на внешних атрибутах и проблемах идентичности, даже, говоря на современном языке интернета, не пытаясь в глубину. Личные квесты ощущаются как пустая трата времени: герой сталкивается с проблемой, появляется антагонист, квест завершается победой над ним. В результате игрок влияет на концовку и получает уникальные способности и броню для напарника.
Боевая система
Стремительная и эффектная, она требует от игрока «закликивать» врагов, постоянно двигаться (пропущенные удары наносят большой урон), использовать активные умения и учитывать характеристики противников. По одним врагам лучше работают силовые способности воина, по другим — дальнобойная атака мага.
Каждый класс предлагает свой подход к боёвке. Воины эффектно врываются в гущу сражений с массивным оружием. Разбойники устанавливают ловушки, используют турели, ведут бой как на ближних, так и на дальних дистанциях. Маги получили огромный арсенал заклинаний, включая некромантию, стихии, гравитационные аномалии и призыв сквозь разломы в пространстве. Маги не ограничиваются дальними атаками с посохом — они также используют меч и магическую сферу для ближнего боя.
В основе лежит типичная для слэшеров механика: сильные и слабые удары, положительные и отрицательные статусы, способности. Уклонения, парирования, контрудары разнообразили механику защиты. Так, при успешной серии отражённых атак, система парирования наделит оружие эффектом горящего пламени, а некоторые билды позволяют парировать даже красные атаки, от которых зачастую можно только уворачиваться. Интерактивность окружения позволяет сбрасывать врагов с обрывов.
В бой герой может взять только двух компаньонов, а тактический элемент сохранился в раздаче им команд через специальное меню. Все персонажи используют три активных способности и одну ультимативную атаку. Базовые атаки компаньонов слабы, но сами они практически неуязвимы для противников и воспринимаются как «расширение» доступного арсенала навыков. Система позволяет свободно перестраивать билд персонажа, но смена класса возможна только при начале новой игры.
Боевая система гибкая, но ситуации и противники не подстегивают использовать её полностью. На успех в бою влияют как навыки протагониста и их взаимодействие с другими классами, так и уровень персонажа и его экипировка. Реализованы связки способностей: один персонаж накладывает на врага инициатор, а другой активирует его детонатором, нанося дополнительный урон. Связку можно найти всегда, интерфейс сам подскажет, что и для чего является инициатором-детонатором. Заполнив шкалу ошеломления, можно провести зрелищное добивание, а накопив ярость — выполнить суператаку против боссов.
Разнообразный бестиарий включает противников с различными типами атак и защиты. Помимо стандартного здоровья, враги часто бронированы или защищены барьерами. Мини-боссы представляют больший интерес, чем основные боссы, хотя обе категории страдают от избытка очков здоровья, превращающих сражения в затяжное противостояние. Особое место в игре занимают драконы — основной тип крупных противников. В этот раз они не обладают уникальными атаками и уязвимостями, все битвы следуют одинаковому сценарию, хоть и состоят из нескольких фаз. Порой игрок сражается одновременно с несколькими драконами, используя баллисты и координируя действия команды.
Одиночная игра
Кампания The Veilguard займёт 40-60 часов, за которые игрок пройдёт десятки как разнообразных, так и повторяющихся заданий. Ростер квестов невелик: найди улики, победи врагов, реши головоломку, проведи мини-расследование, реши пространственный пазл, уничтожь наросты Скверны, лутай сундуки и собирай ресурсы. Выполнение дополнительных заданий поможет поднять уровень персонажа, что сильно влияет на сложность — система прогрессии использует автолевелинг.
Побочные квесты обеспечивают опыт и награды, а также усиливают фракции игрового мира, что пригодится в финале. Это происходит через сбор разнообразных ресурсов, которые выступают в роли валюты для торговли: каждая фракция имеет свои предпочтения, требуя определённые материалы вроде минералов, древесины или редких артефактов. В итоге всё частенько сводится к зачистке локаций или сбору ресурсов.
Снаряжение героев и напарников отличается друг от друга, что добавляет уникальности, но уменьшает вариативность. Оружие можно улучшать, «склеивая» с таким же дубликатом и получая еще более мощный образец. Прокачать же броню можно только в хабе у специального персонажа, за ресурсы. Система улучшения завязана на торговле: собранные ресурсы используются как валюта для покупки снаряжения у торговцев. Их ассортимент ограничен и обновляется редко, а доступ к более продвинутой экипировке открывается только при повышении уровня фракции, что происходит ближе к финалу.
В связи с чем на прохождение сильно воздействует исследовательский элемент The Veilguard: второстепенные квесты, головоломки, загадки и секреты вознаграждают куда как более ценными предметами экипировки, чем крафтовая система. Размер инвентаря не ограничен, позволяя хранить весь ранее собранный шмот.
Свободу Тедасу!
Открытого мира в Dragon Age: The Veilguard нет, вместо него компактные, линейные локации в разных биомах с высокой степенью проработки, связанные магическими порталами, что делает путешествия быстрыми и акцентирует внимание на исследовании мира и геймплее. Каждая локация обладает уникальной атмосферой и деталями, подчёркивающими её особенности, вместе с тем ощущается частью целостного мира, где внимание к деталям компенсирует коридорность.
Лес Арлатан показывает пробуждение древней магии среди руин эльфийской империи. Болота Хоссберга окутаны мраком Мора. Столица Тевинтера, Минратос, поражает величием, роскошью и высотками. Не все локации коридорны, их структура сочетает линейные маршруты с разветвлениями, скрытыми проходами и элементами «вертикальности». Добраться до труднодоступных точек позволит зиплайн, что ускорило передвижение, добавило новые маршруты и позволило спрятать секреты и ресурсы понадёжнее.
Визуальные контрасты — от величественных руин до заражённых деревень и ночных городов — усиливают погружение, а элементы платформинга и упрощённые головоломки делают исследование увлекательным.
Центральным элементом игрового мира является Маяк — хаб-локация, ставшая полноценным домом для игрока и его спутников. Здесь можно кастомизировать помещения, улучшать экипировку и развивать отношения с компаньонами через общение с ними. У каждого героя своя комната, где разворачиваются личные сюжеты, а с продвижением в игре появляются новые функции и области. Собрав с второстепенных боссов особые ключи, на Маяке можно открыть запертые двери, получив уникальную броню и возможность разблокировать лучшую концовку.