Обзор The Lord of the Rings: Gollum. Главный претендент на звание худшей игры 2023 года
С The Lord of the Rings происходит что-то неладное. Студия Warner Bros собирается снимать новые фильмы без оммажа на ставшую уже классической трилогию Питера Джексона (Peter Jackson). Amazon выпустила первый сезон сериала «Властелин колец: Кольца власти» (The Lord of the Rings: The Rings of Power), и он ожидаемо получился весьма скучным. The Lord of the Rings Online может закрыться из-за новой MMO по Средиземью от все той же Amazon. Студия Monolith больше не работает над новой частью Middle-earth и полностью сосредоточилась на разработке Wonder Woman. На фоне всех этих событий стоило ли ждать от The Lord of the Rings: Gollum чего-то прорывного?
После трейлеров и геймплейных кадров The Lord of the Rings: Gollum было понятно, что новый проект студии Daedalic Entertainment будет крайне малобюджетным и условно артхаусным. Мало того, что Голлум — не самый подходящий персонаж для игровой адаптации, так еще и графика в игре выглядит хуже, чем в проектах двадцатилетней давности. Мы прошли Gollum, чтобы заранее предупредить вас обо всех шероховатостях и неоднозначных сторонах новой игры от авторов State of Mind.
Голлум-рецидивист
Голлум — крайне важный для вселенной Средиземья персонаж. Он в каком-то смысле связующее звено между «Хоббитом» и трилогией «Властелин колец». Перед сценаристами Daedalic стояла непростая задача — написать интересную историю, не противоречащую книгам Толкина (J. R. R. Tolkien).
События The Lord of the Rings: Gollum происходят незадолго до начала «Братства кольца». Разработчики взяли за основу ту часть истории, которая поверхностно освещается в книге и отсутствует в киноленте Питера Джексона. Голлум случайно попадает в руки Саурона и под пытками рассказывает о «Кольце Всевластия» и его текущем местонахождении. Из книг мы знаем, что Голлуму удалось сбежать из лап орков, но каким образом, никто не объяснил. Разработчики The Lord of the Rings: Gollum более подробно осветили эту часть истории. В игре мы узнаем, что происходило в пещерах Мордорской тюрьмы, а также как Голлум перехитрил прислужников Саурона.
Голлум попадает в тюрьму с самыми ужасными условиями. Ему приходится постоянно рисковать жизнью на каторжных работах, спать на голом полу, получать порцию унижений от сокамерников и караульных, есть червивый хлеб и искать способы избежать казни. Все ужасы тюремного быта демонстрируются в полном объеме через игровой процесс. Пока вы идете на очередную работу, на голову летят плевки от охранников-орков. Мускулистый сокамерник пытается отобрать хлеб, и игроку необходимо выбрать правильную реплику, чтобы избежать голодного вечера. Выполняя задания, вам будут попадаться десятки катсцен, где орки издеваются над пленными. Все эти мелочи отлично передают жуткую атмосферу Мордорской тюрьмы, отлично дополняя основное повествование.
Благодаря детально проработанному нарративу и явным отсылкам к книгам Толкина, наблюдать за сюжетом увлекательно. Игры Daedalic Entertainment часто хвалят за хорошие истории и ругают за всё остальное. Gollum не стала исключением.
После освобождения из Мордорской тюрьмы Голлуму предстоит совершить еще один побег, только из эльфийского леса. Из-за желания сценаристов раскрыть Голлума с более драматической стороны персонаж неожиданно начинает рефлексировать обо всех ужасных вещах, которые он совершил в прошлом. Из мерзкого и противоречивого антигероя Голлум ко второй половине сюжета превращается в жалкое и трусливое создание, которым движет не желание завладеть кольцом, а сила дружбы. Фанаты такое переосмысление явно не оценят.
Немаловажная особенность сюжета — раздвоение личности Голлума. Как и в первоисточнике, в теле потрепанного хоббита живет трусливый, но добрый Смеагол и жестокий, но расчетливый Голлум. Нередко The Lord of the Rings: Gollum будет предлагать выбор, как поступить: с выгодой для себя или с пользой для всех. При этом после определенного выбора необходимо убедить вторую личность согласиться с вашим решением. Для этого достаточно выбрать несколько правильных и логичных аргументов. В большинстве случаев моральный выбор работает лишь на эмоциональную окраску определенных событий и не сильно влияет на общую нелинейность истории.
Сюжет Gollum наполнен интересными персонажами, запоминающимися событиями, хорошими диалогами и отличным нарративом. На таком крепком сценарном фундаменте могла получиться действительно отличная игра. Вот только все остальное, что не касается истории, выполнено из рук вон плохо.
Вам понравился новый дизайн Голлума?
Кривой геймплей и невнятный геймдизайн Gollum
В студии Daedalic Entertainment есть хорошие писатели и нарративные сценаристы, а вот талантливых геймдизайнеров и программистов явно не хватает. Несмотря на толково написанную историю, The Lord of the Rings: Gollum — в первую очередь видеоигра, а именно акробатический платформер с элементами стелс-механик. При этом каждый элемент геймплея настолько криво собран, что игру хотелось бросить на первом часу прохождения.
Платформинг представляет собой смесь Uncharted и Prince of Persia. Голлуму предстоит много прыгать, ползать, бегать по стенам и выполнять акробатические трюки. Из-за отвратительной реализация физики и управления, персонаж постоянно срывается вниз с обрывов, прыгает не туда, куда требуется, перелетает препятствия, не цепляется за уступы и не всегда реагирует на нажатия клавиш управления.
Уровни спроектированы так, что понять, куда прыгать и за какой выступ цепляться, можно только методом проб и ошибок. В некоторых местах есть цветные ориентиры и выделенные белым цветом углубления, но в большинстве случаев все доступные для платформинга места сливаются с окружением.
Дальше хуже. У Голлума есть отдельная кнопка для прыжка на 180°, но в момент ее нажатия нельзя трогать другие клавиши. Проблема в том, что большинство уступов, которые находятся за спиной Голлума, невозможно сходу заметить. Вот вы взбираетесь на верхушку здания и больше не видите трещин для прыжка дальше. Начинаете крутить камеру по кругу и все равно не замечаете углублений. Оказывается, выступ, за который можно уцепиться, находится за спиной героя и выше обзора камеры. То есть вам необходимо нажать кнопку прыжка с разворотом и молиться, чтобы Голлум не упал в пропасть.
Помимо нечитаемости платформинговой части уровня, есть также серьезные проблемы с навигационной частью. Локации в Gollum довольно большие и запутанные. Можно запросто заблудиться во время выполнения очередного задания. Например, в игре есть место, где нужно оттолкнуть балку для дальнейшего прохождения платформинговой части. Мало того, что нас этой механике не обучают, так еще и балка полностью сливается с окружением.
Для решения проблем с навигацией разработчики выдали Голлуму особое чутье, при помощи которого он видит, куда идти дальше. Но и эта фича не работает должным образом. В большинстве случаев трекер показывает путь, который мы уже преодолели. Дополнительные трудности появляются в местах, где геймдизайнер просит нас найти определенную вещь на захламленной локации. На поиски без навигатора и явных подсказок могут уйти часы реального времени.
Местный стелс не просто корявый, а напрочь сломанный. Каждый уровень, где Голлум должен незаметно пробраться, доставляет массу неудобств. Враги расставлены так, что обойти их незаметно практически невозможно. Разработчики дают нам камешки, которыми можно отвлекать врагов. Вот только орки с эльфами в большинстве случаев их либо не замечают, либо отказываются идти на шум. Ладно, патрулирующих противников еще можно кое-как обойти, но что делать с часовым, который стоит в проеме?
В Эльфийском лесу стелс-сегменты проще пропрыгать или шумно пробежать, чем пытаться пройти скрытно. Из-за местной графики (о ней чуть позже) сложно понять, в какую сторону смотрят часовые. Приходилось переигрывать стелс-миссии, чтобы заучивать местоположение врагов и тайминги их маршрутов. Особое чутье Голлума с возможность видеть врагов через стены абсолютно не помогает. При его активации все окружение становится полностью белым, и понять, где именно стоит часовой, за какой стеной, очень сложно.
Изредка разработчики разбавляют стелс и платформинг уникальными миссиями и заданиями. Например, побег из пещеры Шелоб в духе Crash Bandicoot: Warped. Голлум должен бежать в сторону экрана, а игроку необходимо вовремя реагировать на препятствия и прыгать. Ещё в The Lord of the Rings: Gollum есть головоломки. На одном из зданий нужно помочь вороненку вылупиться из яйца, а для этого необходимо подобрать правильную температуру инкубатора. Местами второстепенные задания неплохо так отвлекают от рутинного платформинга, но большинство дополнительных миссии реализовано криво — раздражают ничуть не меньше, чем основной геймплей.
В Gollum нет чувства прогрессии, тем более грамотного геймдизайна. Каждый элемент игрового процесса выполнен на базовом уровне и не развивается при прохождении. Все платформинговые и стелс-механики мы видели в десятках других игр, а иных креативных штук в Gollum попросту нет.
Визуал эпохи PlayStation 2
В The Lord of the Rings: Gollum устаревший не только геймдизайн, но и визуал. Моделям персонажей и игровым ассетам не хватает полигонов. Анимации кривые и упрощенные до минимума. Текстуры мыльные и низкодетализированные. Визуальные эффекты примитивны, а глобального освещения будто нет вовсе. При этом «под капотом» игры Unreal Engine 4.
Разработчики намеренно изменили внешность Голлума, чтобы он отличался от киношного. В недавнем интервью дизайнеры рассказали, что облик протагониста сделали более миловидным и приятным, так как игрокам некомфортно играть за уродливого и мерзкого персонажа. Правда, теперь Голлум похож на лысую обезьянку с выпученными глазами. Сомневаемся, что фанаты Средиземья оценят новый дизайн культового персонажа.
Всё прохождение не покидала мысль, что игру изначально создавали для PlayStation 2, но время разработки затянулось на пару десятков лет. По другому не объяснить, как в 2023 году можно выпустить такой устаревший продукт. Сложно даже навскидку вспомнить любой другой проект, который выглядел бы хуже The Lord of the Rings: Gollum.
Если взглянуть на системные требования, вопросов к технической реализации становится еще больше. Чтобы запустить игру на «низких» настройках графики с 30 кадрами в секунду, потребуется ПК с процессором Intel Core i5-4660, 6 ГБ оперативной памяти и видеокартой GTX 1060 или RTX 2060. Для «средних» настроек нужно иметь RTX 3060 и Core i7-4770. Но комфортную игру с «высокими» настройками можно получить только на видеокартах RTX 4080 и 4090. Чтобы вы понимали, на видеокарте RTX 4090 c процессором Intel Core i9-12900K и 32 ГБ оперативной памяти игра на максимальных настройках выдает 48 кадров в секунду. На более слабых железках даже 30 кадров не показывает.
Трудно понять, зачем Gollum такое дорогостоящее железо: разницы между максимальными и высокими настройками никакой. Трассировка лучей не работает, так как в игре нет глобального освещения, а вот просадки кадров будут случаться постоянно. Мы прошли игру на максимальных настройках и не смогли запечатлеть хотя бы один кадр, который бы оправдал высокие системные требования.
Разработчики пообещали стабильную частоту кадров с включенным DLSS. В последнее время эта технология стала панацеей для студий, у которых нет достаточно ресурсов на доскональную оптимизацию своих проектов. Так вот, The Lord of the Rings: Gollum в DLSS-режиме превращает визуал в такую кашу, что даже трассировка лучей не спасет.
Проблемы технического и визуального плана буквально уничтожают все положительное, что есть в Gollum. Уродливая картинка портит впечатление от сюжета и проработанного нарратива. Отвратительная оптимизация мешает комфортной игре, особенно в платформинговой части. Спихнуть все проблемы на творческое видение, стилизацию или низкий бюджет явно не выйдет — в текущем виде игра представляет собой низкосортную халтуру.
Готовы покупать RTX 4090 ради The Lord of the Rings: Gollum?
***
The Lord of the Rings: Gollum — очередной отвратительный проект по знаменитой вселенной Толкина. Кроме толкового сюжета, в игре нет положительных сторон. Уродливая графика, ужасная оптимизация и скучный игровой процесс отбивают желание проходить игру до самого финала. Фанаты Средиземья будут разочарованы, а для нас это главный претендент на звание худшей игры 2023 года.
-
NVIDIA подтвердила, что RTX 4090 не выдаст 60 FPS в The Lord of the Rings: Gollum на максималках без DLSS
-
RTX 3080 и 32 ГБ ОЗУ — появились системные требования The Lord of the Rings: Gollum. В России за игру просят 2400 рублей
-
Redfall больше не худшая игра года — The Lord of the Rings: Gollum собрала разгромные обзоры и 38 баллов на Metacritic
-
RTX 4070 и 32 ГБ ОЗУ: авторы The Lord of the Rings: Gollum незаметно повысили системные требования
-
В новом трейлере The Lord of the Rings: Gollum показали Гендальфа, назгулов и красоты PC-версии