Обзор Shenmue 3 — ты откуда такая взялась?!
В календаре релизов этого года Shenmue 3 занимает особое место. И дело даже не в том, что вторую и третью часть разделяют долгие восемнадцать лет. Просто для самой Shenmue 3 этого времени будто не было. Новая работа Ю Судзуки (Yu Suzuki) напоминает порно-модель, которая на старости лет решила тряхнуть стариной и сняться в откровенной фотосессии для глянцевого журнала. Да, с игрой все настолько плохо.
Сейчас каждая вторая рецензия Shenmue 3 на русском языке начинается с рассказа о том, насколько великими для своего времени были первые две части серии. Как Sega поверила в Ю Судзуки и ввалила в его opus magnum миллионы долларов, а потом осталась на бобах, спешно свернув разработку триквела. Но знаете что? О культовости серии мы уже рассказывали неделю назад, и этот текст все еще можно прочесть вот здесь. Поэтому давайте сразу перейдем к главному тезису нашего сегодняшнего разговора. А звучит он следующим образом: Shenmue 3 — это идеальная игра для поклонников франшизы, но отвратительная куча мусора для геймеров, которые последние восемнадцать лет не сидели в бункере. У нее это… геймдизайн морщинами покрылся.
Для поклонников вселенной Ю Судзуки Shenmue 3 идеальна хотя бы потому, что она вообще ничем не отличается от первых двух частей с Dreamcast. Здесь даже сюжет стартует сразу после как бы финала Shenmue 2. Снова Ре ищет убийц своего отца, сражается с противниками и попутно занимается всевозможной фигней — от посещения аркад до сбора цветов. Здесь все такие же глупые диалоги, отвратительная, дешевая режиссура в стиле плохих фильмов про восточные единоборства из 80-х и… вставьте в это место абсолютно любую деталь, которая лично вам запомнилась со времен Dreamcast — пальцем в небо не попадете. Однако для тех, кто действительно ЖДАЛ Shenmue 3 восемнадцать лет — это вовсе не недостаток. Судзуки просто-напросто сделал третью часть сугубо для своих. Новичкам здесь, несмотря на краткий фильм-пересказ событий предыдущих серий, просто нечего ловить. Как впрочем и тем, кто просто любит все японское. Поверьте: любая из частей Yakuza на лопатки уложит этого выкормыша «Кикстартера». Хотя бы потому, что в Yakuza планы камеры не меняются при помощи черного экрана. Да, здесь все НАСТОЛЬКО плохо.
Слишком медленно и больно
Первый шок случается уже после начальной заставки. Совершенно внезапно выясняется, что в Shenmue 3 нельзя пропускать видеоролики и проматывать диалоги. Да что там говорить — игру даже не позволяют нормально поставить на паузу: можно либо зайти в меню инвентаря, либо в дневник. Кнопка Option на геймпаде PlayStation 4 попросту не задействована. Дальше — больше. Спустя десять минут утомительной болтовни героев начинаешь понимать, насколько здесь все МЕДЛЕННО.
Геймплей новинки условно можно поделить на несколько составляющих. В первой мы опрашиваем нужных людей, потом куда-то идем, снова болтаем, чуть-чуть деремся, ведем как бы расследование, проходим QTE — повторить. Вроде бы, нормальный такой набор для хорошей адвенчуры, но нет. Буквально в каждом из этих аспектов есть как минимум один жутко раздражающий нюанс. Взять, например, диалоги. Говорить в Shenmue 3 приходится много, но самостоятельно выбирать реплики Ре не позволяют. В свою очередь, режим сыщика сводится к изучению местности от первого лица. Упустить улику не выйдет при всем желании, поскольку игра в своей основе адски линейна.
Проявляется это не только в режиме истории — открытый мир на практике оказывается точно такой же фикцией. За прошедшие годы мы уже как-то привыкли, что современные «песочницы» не ограничивают игрока. При прочих равных он может хоть к черту на Лысую гору отправиться спустя пять минут после стартовой заставки — хватило бы навыков да прокачки. Так вот, в Shenmue 3 Ре просто не выпускают из локации, пока он не совершит нужные действия.
Наш персональный фаворит в этом плане — это эпизод с прятками. Ей богу, более дубового, прямолинейного применения скриптов еще поискать надо. Суть здесь вот в чем. В какой-то момент главному герою необходимо будет разговорить местные детишек, которые обладают ценной информацией. Но компания юнцов оказывается не промах и предлагают Ре честный вроде бы бартер: ты с нами в прятки зарубишься, а мы так уж и быть расскажем все, что знаем.
Вроде бы начало обещает быть интересным. Но как бы не так! Надежда умирает сразу после небольшого ролика, в котором Ре показывают, где именно спрятались двое из четырех ребятишек. А дальше начинается самое смешное. Одного из персонажей можно обнаружить ТОЛЬКО после того, как поговоришь с милой старушкой. Она-то и укажет на лестницу, прислоненную к одному из домов и доходящую аккурат до крыши.
О чудо — ребенок оказался именно там, хоть за пять минут до разговора с нужным NPC автор этих строк обошел нужную избушку вокруг раза четыре и даже пытался забраться наверх, что закончилось обидным фиаско в виду невозможности вскарабкаться по лестнице. На контрасте невольно вспоминается эпизод с прятками из Assassin’s Creed III, который точно также работал на скриптах, но эти скрипты Ubisoft хотя бы попыталась замаскировать. И у нее это прекрасно получилось. Здесь же полная безнадега.
Самое обидное, что так здесь абсолютно во всем. Открытый мир? Да, он есть. За время сюжетной кампании Ре посетит небольшую деревушку, вдоволь побродит по ее окрестностям и осядет в портовом городке. Но эта «песочница», как уже было сказано выше, — банальная липа, ведь герою даже шагу не дадут ступить, чтобы не залезть ногой в очередную заставку или унылый диалог. Да что там — путь срезать и тот не позволят. Изволь ходить по протоптанным дорожкам. После The Witcher 3 ну, право слово, просто смешно.
Мы прекрасно понимаем, что сравниваем сейчас Shenmue 3 с одной из лучших видеоигр за всю историю индустрии. Но в том-то все и дело. Когда-то давно, фактически двадцать лет назад, Ю Судзуки создал безумно дорогой блокбастер, который двигал интерактивные развлечения вперед. Он был новатором своего времени. Человеком, который предвосхитил появление большинства суперхитов, которые помнят, любят и чтут по сей день. Shenmue 3 же воспринимается как самая настоящая жутко затянутая издевка.
Дело в том, что, как и в оригинале, действие в Shenmue 3 происходит в реальном времени. Потому и нередки ситуации, когда Ре необходимо явиться в нужное место в определенные часы. Но вот незадача — просто так промотать время не выйдет. Нет в игре кнопки «медитации». Выход один — слоняться по локации из стороны в сторону, в азартные игры играть, с людьми говорить и в додзё тренироваться. Facepalm.
Ты видишь суслика? И я не вижу. А он есть
И вот уж чего точно не ждешь от Shenmue 3, так это необходимости фармить что бы то ни было. Увы, она появляется буквально в первые часы прохождения. Просто потому, что у героя Shenmue 3 есть полоска выносливости, восстанавливать которую необходимо при помощи пищи. Стамина тратится буквально на все: пробежался дольше обычного? Будь добр подкрепись. Слишком долго оттачивал боевые искусства? Ешь давай. Получил пару ударов по корпусу в драке? Ну, вы поняли.
Чтобы заработать на еду, необходимо либо колоть дрова, либо пытаться обхитрить фортуну в местном как бы казино. Сверх того, пару раз за прохождение Shenmue 3 в буквальном смысле вынуждает фармить существенные суммы денег. В эти моменты гринд становится совсем нестерпимым — даже зарабатывать уровни престижа в Need for Speed: Heat не так раздражало.
И вот если бы речь шла об единичных эпизодах! В игре Судзуки ничего не происходит быстро! Ну тогда быть может хотя бы драки получились, спросите вы? К сожалению, и здесь промашка. Местный файтинг все так же дубов, как и во времена Dreamcast, а сами сражения происходят столь редко, что порой кажется, будто это не история про месть и 80-е, а какой-то симулятор общения со скучными NPC. Куда там рандомным гопникам из Yakuza до Shenmue 3! Вот где настоящий хардкор.
Самое обидное, что Судзуки не смог даже прокачку интересной сделать. А развивать персонажа необходимо — в противном случае, упомянутые выше драки покажутся адом. Как обычно происходит развитие героев в нормальных играх? Персонаж побеждает в череде сражений или закрывает определенное число квестов. За это ему дают очки опыта, которые можно потратить на открытие новых комбинаций и способностей.
В Shenmue 3 все иначе. Ре должен посещать проходить мини-игры в додзё, чтобы увеличивать выносливость, и спарринговаться с другими мастерами боевых искусств. Правда, предварительно еще надо купить свитки с новыми приемами, так что… Все снова сводится к беспощадно медленному ритму. Да сколько можно-то!
***
И все-таки у Shenmue 3 есть одна положительная черта. Она в буквальном смысле может открыть глаза людям, которые считают, что для создания хита достаточно взять геймплейные механики двадцатилетней давности и переложить их на современную графику. Увы, это так не работает. И третья часть легендарного сериала Ю Судзуки — лучшая тому иллюстрация.
Shenmue 3 — это сбывшаяся мечта хардкроных фанатов оригинала. Вместе с тем, по современным меркам Shenmue 3 — это еще и очень плохая игра с отвратительным ритмом повествования, плохими диалогами, ужасным открытым миром, полным отсутствием хорошей режиссуры и чувства прекрасного. Если вы готовы терпеть архаичный гемдизайн начала XX века с кучей условностей и ограничений, то — возможно — и сможете получить от новой работы Ю Судзуки удовольствие. Всем остальным лучше проходить мимо.
-
Сегодня вышла Shenmue 3, которую ждали 18 лет. Почти все игроки в восторге
-
Shenmue 3 вышла — почему все кругом говорят об этой игре?
-
Для Shenmue 3 вышел новый патч. Студия Lakshya Digital готова приступить к разработке 4 части
-
Ю Судзуки оставил письмо для фанатов в Shenmue 3, в котором он говорит о Shenmue 4
-
ТОП-60 лучших RPG за последние 16 лет (2009—2024)
-
Стало известно, сколько стоят жетоны Hamster Kombat. «Натапать» на миллион не получилось